[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЛЕВ ЛЕОНИДОВИЧ ЭБЕРГ 3 августа 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося ростовского архитектора Льва Леонидовича Эберга. Сын не менее выдающегося архитектора Леонида Федоровича Эберга родился в Москве в 1908 году. Его мать – Мария Георгиевна происходила от знатного дворянского рода Спесивцевых, получившего дворянский титул в семнадцатом веке. Впоследствии род Спесивцевых породнился с купеческим. В 1904 году 18-тилетняя Мария Спесивцева вышла замуж за приятеля своего брата – Леонида Эберга - студента архитектурного отделения Московского Училища Живописи Ваяния и Зодчества. Два сына: Марк и Лев появились в молодой семье один за другим в 1907 и 1908 годах. На фото браться с няней, Лев – справа. Но через несколько лет семья распалась, и в 1911 году Леонид Федорович уехал в Ростов-на-Дону. Однако Марии и Леониду удалось сохранить добрые отношения, и дети часто гостили у отца все лето в Ростове-на-Дону – теплом солнечном южном городе с обилием зелени, фруктов и донской рыбы. У Леонида Федоровича здесь появилась обширная практика, он много работал, строил доходные дома по частным заказам. Купил дачу в поселке «Аврал», где находился элитный яхт-клуб, там у него была собственная яхта с названием "Каприз", которая стала главным увлечением мальчиков на все время пребывания их в Ростове. Лев участвовал в регатах, даже занимал призовые места. А его брат Марк после школы поступил в судостроительный институт в Петрограде, окончил его уже в Одессе (туда был переведен институт) и до пенсии проработал в Ростове на заводе «Красный моряк». Леонид Федорович Эберг снимал квартиру в Николаевском переулке (ныне Семашко) в двухэтажном доме на углу Сенной улицы (ныне ул. Горького), в квартале от которого в 1914 году была построена мужская гимназия Н. И. Степанова (ныне гимназия № 36), где сыновья учились, когда подросли. Ростов стал для них почти родным городом, и они не очень огорчились тому, что в связи с революционными событиями 1917 года, им вместе с матерью пришлось переехать сюда навсегда. Лев занимался в художественной студии у супругов Чиненовых, мечтал возводить дома, как отец. Потом наступило трудное время. Установившаяся советская власть пыталась выбраться из разрухи гражданской войны. Разруха была везде: состояние больниц, детских садов, школ было ужасающим: окна с разбитыми стеклами, холод, грязь, которую нечем было убрать, острая нехватка продуктов. Часть школ была отдана под лазареты, в остальных школах не было ничего: ни учебников, ни школьных принадлежностей, ни аптечки с медикаментами. В этих условиях братьям Эбергам пришлось оканчивать уже советскую трудовую школу 2-й ступени. Школа-девятилетка им. Калинина находилась на ул. Рождественской (ныне ул. Обороны) и во время Первой мировой и гражданской войн тоже служила лазаретом. В отличие от многих, оставшихся сиротами детей после империалистической и гражданской войн, у Марка и Льва были мать и отец, которые, как могли, старались окружить их теплом и заботой. На снимке Мария Георгиевна с сыновьями Львом (слева) и Марком (1923-25 гг.) В 1925 году после окончания школы-девятилетки и художественного училища (обучался у Чиненовых) два года учился в Москве в художественной студии профессора П. Я. Павлинова и в 1927 году поступил в то же училище, что и его отец, только на тот момент оно называлось ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-Технические Мастерские). За несколько лет училище дважды сменило название а, когда Лев оканчивал учебное заведение, оно уже стало называться МАСИ – Московский Архитектурно-Строительный Институт). Как и его отец, Лев во время учебы работал на стройках. После второго курса проходил практику в качестве техника на строительстве первой очереди «Нового Быта» в Ростове (ул. Соколова – ул. Суворова) под началом своего отца. Дом возводился по проекту инженера М. Н. Кондратьева, переработанного Леонидом Федоровичем Эбергом. Это было время расцвета стиля «конструктивизм». В 1929 году Лев с однокурсником Д. Ливановым участвовал в конкурсе проектов нового драматического театра в Ростове – их проект занял 6-е место. Первого места удостоился проект семьи архитекторов Бархиных из Москвы под девизом «Красный мак», хотя его общий вид больше напоминал замысловатую деталь для какого-нибудь станка, чем цветок. Но, по-видимому, ни один из призовых проектов не отвечал запросам ростовских властей, поэтому проект нового театра был заказан отдельно двум академикам архитектуры г. Ленинграда В. А. Гельфрейху и В. Г. Щуко. Начальником строительства был назначен А. М. Стамблер, а архитектурно- проектировочное бюро возглавил архитектор Л. Ф. Эберг. Лев Эберг, как и его отец, женился во время учебы. Девушку звали Александра. В 1931 году у них родился сын Гергард. Но их брак тоже продлился недолго. По окончании строительного института Лев Эберг получил распределение в г. Ярославль. Но когда в 1932 году в Ростове началось строительство нового театра, он был переведен в Ростов в конструкторское бюро, возглавляемое старшим Эбергом. Здание такого крупного масштаба в Ростове возводилось впервые, оно было ново для его строителей. Авторы проекта – архитекторы академики В. А. Гельфрейх и В. Г. Щуко – разработали поистине уникальную архитектурную форму строения, за которой с легкой руки ростовчан навсегда закрепилось прозвище «театр-трактор». Горожане усмотрели в стеклянных пилонах и галереях с колоннадами очертания тракторных гусениц. Более того, проект театра стал восприниматься как символ индустриализации, ее смычки с сельским хозяйством. Новый театр имел два зрительных зала: на 2300 и 850 мест, и был самым большим театральным зданием в Европе, получившим мировую известность. На конкурсе внутренней отделки зрительного зала театра им. Горького предложенный Львом Эбергом проект занял 2-е место (1933 г.) Реализованы были интерьеры: малого зала, диванной, курительной, вестибюля, разработанные Львом Эбергом под руководством архитектора О. А. Голубева. До наших дней из них сохранились только характерные грибовидные колонны вестибюля. Специально выпущенная в 1935 году (год окончания постройки театра) книга-летопись о том, как возводился новый театр и набор открыток 1936 года, сохранили снимки его интерьеров. Во время войны в 1943 году при отступлении, немецкие оккупанты взорвали здание театра. Взорвали так, что его восстановление было делом очень трудным. Легче было отстроить новое, чем воссоздать театр в прежнем виде. Ростовскими архитекторами предлагались разнообразные новые проекты, уже в другом - неоклассическом стиле. Один из предложенных эскизных проектов снова был выполнен Львом Эбергом. Во время разработки интерьеров театра молодой архитектор параллельно занимался постройкой гостиницы на пр. Буденновском, домом для строителей театра и летнего кинотеатра в Городском саду. Гостиница, возводимая на Буденновском проспекте, получившая название «Ростов», строилась в середине 1930-х годов. Мало кто знает, что строить ее начинал другой архитектор. Фамилия его осталась неизвестной, но им были выведены фундаменты и стены нижних этажей южной и восточной частей здания. Как оказалось, проект не был утвержден, поэтому дальнейшая его переработка и строительство были поручены Льву Эбергу. Гостиница состояла их семи корпусов, в ней помещалось 376 номеров. Интерьеры гостиницы тоже проектировались Львом Леонидовичем. О торжественном открытии и заселении новой гостиницы-гиганта сообщила газета «Молот» 4 июня 1936 года. Почти одновременно с началом строительства театра им. М. Горького на улице с одноименным названием по проекту Льва Эберга началась постройка дома для строителей театра. Под него было отведено два строения в квартале между пер. Семашко и пер. Газетном и проектом предусматривалось объединить их в одно. При этом один – одноэтажный дом – полностью разбирался, и на его месте возводилось пять этажей, а второй – двухэтажный жилой с цокольным этажом – надстраивался до уровня соседнего пятиэтажного. Проект был лаконично-сдержанным, без отделки и не повторял архитектуры надстраиваемого здания. При восстановлении после войны оба строения приобрели однообразный вид. Дом был окончен строительством и заселен в 1934-35 годах. Часть квартир была изъята Горисполкомом для городских потребностей, поэтому, кроме строителей театра, в нем поселились семьи творческой интеллигенции (писатель П. Н. Яковлев, поэт Л. Г. Григорян) и партийных работников. А еще в этом доме получили квартиры начальник строительства театра А. М. Стамблер и сам архитектор Лев Эберг. В проектном бюро на строительстве театра им. Горького Лев Леонидович познакомился с Кулагиной Надеждой Васильевной, которая впоследствии стала его женой на всю жизнь. В этом доме в квартире на пятом этаже они прожили вместе почти полвека. На снимке Лев Леонидович с женой и дочерью. Надо сказать, что отец – архитектор Леонид Федорович Эберг – принимал живое участие в профессиональном становлении сына: консультировал, находил для него проекты, чтобы сын нарабатывал опыт. Лев Эберг брался за любую работу, это были проекты не только в Ростове, но и по области: жилые дома в Таганроге, Новочеркасске, Краснодаре, Каменске, а также мосты, шлюзы, жилые коттеджи, даже интерьеры магазинов и художественных салонов. В течение пяти лет до войны Лев Эберг путешествовал, бывал в Средней Азии, Армении, Грузии, Азербайджане, интересовался архитектурой разных народов и использовал ее элементы в своих проектах. В 1932 году Льву Эбергу было поручено строительство летнего кинотеатра в северо-западной части городского сада. Постройка летнего кинотеатра – работа несложная, и предполагалось, она завершится быстро. Но когда уже работа была выполнена более 60%, кому-то в городских властных структурах пришло в голову переделать летний кинотеатр сначала в театр утепленного типа, а затем в зимний театр со зрительным залом на 1600 человек, потому как летний кинотеатр (с названием «Эпоха») уже имелся в другой части городского сада. Молодой архитектор растерялся – как из летнего, уже почти достроенного кинотеатра, сделать зимний театр? На помощь снова пришел отец – архитектор Л. Ф. Эберг. Вдвоем они переработали проект, он получил название ГОМЭЦ (государственное объединение музыки эстрады и цирка). Проект театра ГОМЭЦ. В большом здании предусматривалось разместить, помимо концертного зала, еще ресторан, читальню и даже мраморный фонтан в фойе. Однако строительство затянулось, так как ряд трудностей тормозил работу: простои за неимением средств, недополучение материалов, отсутствие транспорта, нехватка квалифицированной рабочей силы. К тому же оба архитектора в это время были заняты на других стройках, а, главным образом, на строительстве нового грандиозного театра в Ростове, поэтому возведение театра ГОМЭЦ растянулось на 7 лет. Несмотря на то, что здание, построенное в, по-прежнему, популярном стиле «конструктивизм», было практически готово в 1940 году, еще оставалась незаконченной внутренняя отделка помещений. Театр ГОМЭЦ так и не успел открыть двери для посетителей – началась война, и зданию был нанесен непоправимый ущерб: после бомбежек и пожаров от него остались одни стены без крыши и междуэтажных перекрытий. В 1940 году был окончен постройкой еще один дом по проекту Льва Эберга - на 1-й линии в Нахичевани. На этом участке стояла нахичеванская Никольская церковь, в которой после ее закрытия размещалась артель инвалидов. Для артели было найдено другое помещение, церковь разобрана, и уже весной 1939 года началось строительство. Здание возводилось для работников речного порта и было рассчитано на 30 квартир с общежитием. К началу войны дом был построен, и его северная часть была сдана в эксплуатацию. Во время войны стройка остановилась. В 1943 году немцы, отступая, сожгли новый дом. Пожаром были уничтожены все междуэтажные перекрытия, чердак и крыша здания. Дом был восстановлен автором проекта после войны в 1949 году. Перед самой войной Лев Леонидович приступил к возведению одного из лучших своих зданий. Оно должно было расположиться на пересечении двух главных магистралей Ростова – улицы Ф. Энгельса (ныне ул. Б. Садовая) и проспекта Буденновского. Ему была уготована судьба стать одним из самых значимых строений Ростова. Это всем известное и всеми любимое здание с кафе-кондитерской «Золотой колос». В январе 1941 года его эскизный проект был напечатан в местной газете «Молот». В 1930-х годах проекты зданий создавались бригадами из трех человек, но автором являлся тот из них, кому принадлежала идея – эскизный проект. Строительство началось незамедлительно и шло по плану: за полгода были выведены фундаменты и стены почти до третьего этажа со стороны улицы Ф. Энгельса, строилась угловая башня, но помешала война. Центр города подвергался массированным бомбардировкам, и особенно улица Ф. Энгельса и проспект Буденновский, по ним на вокзал и к переправе через Дон постоянно шли немецкие обозы. Весь перекресток был разрушен. При вторичном взятии Ростова в июле 1942 года сгорел наш большой универмаг – ЦУМ, в котором тогда размещались Единое Потребительское Общество и библиотека Ростовского университета. На западной стороне проспекта Буденновского по обе стороны улицы Ф. Энгельса (ныне Б. Садовая) прямым попаданием авиабомб были уничтожены два красивых двухэтажных здания, одно из которых занимал физико-математический факультет Ростовского университета (на юго-западном углу), а в другом как раз (на северо-западном углу) и находился главный универмаг Ростова тех лет. Поразительно, но, несмотря на бомбежки и разрушения вокруг, недостроенное здание «Золотого колоса» почти не пострадало. И когда после войны был произведен его осмотр, выяснилось, что фундаменты, стены и междуэтажные перекрытия целы и крепки, и строительство можно продолжить. Так случилось, что достройку здания передали другому архитектору – Г. А. Петрову, возможно, потому что ему было поручено восстановление здания ЦУМа. Оба строения представляют собой архитектурные ворота центра Ростова. Вероятно, этим было продиктовано решение доверить их восстановление одному архитектору. Но Лев Леонидович имел право на достройку собственного проекта и сумел отстоять его. А архитектор Г. А. Петров стал его соавтором и особое внимание уделил отделке здания. Мало кто знает, но оба сквера на западной стороне проспекта Буденновского на месте уничтоженных бомбежкой двух зданий созданы в 1947 году по совместному проекту архитекторов Льва Эберга и А. И. Аванесова (главного архитектора Ростова на 1947 год). Война разлучила отца и сына Эбергов. Из мужской половины семьи на фронт ушел только тридцатитрехлетний Лев Эберг, это было 23 июня 1941 года. Его старший брат Марк - по слабости здоровья и отец Леонид Федорович – по возрасту (59 лет) – освобождались от армейской службы. Первые три месяца войны Лев Леонидович служил начальником маскировочной службы 708-го батальона авиационного обслуживания (обеспечения), затем до марта 1943 года - в 80-м разведывательном авиационном полку, до 1946 года воевал в 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Строил ложные аэродромы, маскировал настоящие, умел распознавать в разведывательных полетах замаскированные аэродромы противника. Участвовал в Сталинградской битве во всех ее этапах, на Курской дуге, в Севском прорыве с выходом на Днепр и освобождением Киева, в Холмечь-Речицкой операции, в Бобруйском котле, в операциях по взятию Варшавы, на Одере и по взятию Берлина. Лев Леонидович Эберг прошел путь от техника-лейтенанта до майора. В марте 1942 года перенес контузию. С апреля 1943 года и до конца войны был начальником маскировочной службы 16-й воздушной армии. В 1942 г. был награжден медалью «За оборону Сталинграда», в 1943 г. - «За боевые заслуги». В 1944 г. – орденом Красной Звезды. В 1945 г. участвовал во взятии немецких городов Вольтерсдарф, Гроссфалленведер. В марте 1945 г. был комендантом г. Мезеритц в Польше. В том же году получил орден Отечественной войны второй степени, медали: «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и «За освобождение Варшавы». Лев Эберг всегда помнил своих товарищей-однополчан, встречался с ними после войны. Во время войны в 1942 году у Льва Леонидовича родилась дочь. Узнав о беременности жены, он написал ей в письме: «Если родится девочка, назови ее Этери». После победы его с нетерпением ждали жена и маленькая дочка. Но Лев Эберг возвратился в Ростов только в начале 1946 года. Вернулся и не узнал родного города - Ростов лежал в руинах. Он вошел в число наиболее пострадавших от войны городов Советского Союза и подлежал восстановлению в числе первых. Вернувшись с войны зрелым, закаленным боевой обстановкой, решительным человеком, Лев Эберг с головой окунулся в работу. А ее было очень много. Предстояла масштабная реконструкция и восстановление почти полностью утраченного центра Ростова, строительство новых домов. Из всех городов нашей области наиболее тяжелые потери за годы войны и двукратной немецко-фашистской оккупации понес Ростов. Городскому хозяйству был нанесен огромный ущерб. Из имевшихся до войны в Ростове свыше 49 тысяч жилых домов немецкие захватчики уничтожили около 12 тысяч лучших зданий жилищного фонда. Лучшие административные, торговые и культурные здания, украшавшие город, были превращены в развалины. Для восстановления Ростова действительным членом Академии наук СССР В. Н. Семеновым при участии ряда других архитекторов и инженеров был разработан генеральный проект, предусматривавший полную реконструкцию центральной части города. Лев Леонидович Эберг поступил на работу в Облархпроект в архитектурную мастерскую при главном архитекторе Ростова-на-Дону Я. А. Ребайна. Их сотрудничество переросло в крепкую дружбу на всю жизнь, такую же, как и со скульптором Е. В. Вучетичем, с которым Лев Эберг был знаком с детства. С июля 1946 по июнь 1951 года архитектор Л. Л. Эберг был начальником архитектурной мастерской при Управлении главного архитектора города. Началась новая эпоха в архитектуре. В стилистическом отношении господствовала неоклассика «сталинский ампир». При восстановлении зданий, построенных до войны ростовским зодчим часто приходилось менять их облик в пользу нового стиля. Лев Леонидович много и плодотворно работал. Только за 1946-48 годы на перекрестке проспекта Буденновского и улицы Ф. Энгельса на северо-западной стороне по проекту Льва Эберга был построен Дом книги, на углу той же улицы и пер. Семашко – административное здание Ростовэнерго, а также Дворец культуры Энергетик. На Театральной площади Л. Л. Эбергом восстановлен и реконструирован большой дом для сотрудников СКЖД. Случалось так, что на месте разрушенного во время войны здания Эберга-старшего, возводил новое Эберг-младший. Когда в 1954 году умер Леонид Федорович, не успев восстановить библиотеку университета на ул. Пушкинской, начатое им дело завершил его сын. В 1950-е годы Львом Леонидовичем Эбергом было построено много жилых и административных зданий для разных организаций и заводов: для радиаторного (на 14-й линии) и калориферного заводов (на ул. Чехова), треста Стальконстркуции на ул. Темерницкой, чулочной фабрики на 28-й линии, для завода «Возрождение» на пр. Буденновском, гидрометтехникум на 31- линии, для сотрудников горно-строительного техникума в пер. Семашко, дома Промстройниипроекта и треста «Севкавсантехмонтаж» в пер. Подбельского (ныне пер. Соборный), здание ростовской студии кинохроники и два жилых дома для треста Ростовуголь на ул. Красноармейской, клуб и жилые дома химиков на ул. Лермонтовской, жилые здания для сотрудников Ростовэнерго и гражданского воздушного флота на ул. Пушкинской и другие. В 1949 году в Ростове была создана архитектурно-керамическая мастерская по изготовлению облицовочной керамической плитки. Этой плиткой предполагалось оформлять городские здания для придания им большей красоты и выразительности. К сожалению, в Ростове было отделано керамической плиткой немногим больше десятка зданий, и дальше дело не пошло. Работа оказалась трудоемкой и сложной в технологическом отношении, но некоторые дома до сих пор являются украшением нашего города. Среди них несколько строений Льва Эберга. Это два здания райкома КПСС – Кировского и Ленинского районов, это дом для сотрудников Обкома КПСС на ул. Суворова, дом для служащих треста «Севкавтяжстрой» в пер. Семашко (известный ростовчанам как дом с междугородним переговорным пунктом и сберегательной кассой),здание ростовского телецентра, Дом автоматики (административное здание ЮВМА). Эти дома, в основном, создавались до середины 1950-х годов. Черной страницей в архитектуре нашей страны стало постановление от 4 ноября 1955 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было опубликовано в центральной печати и названо делом большой государственной важности. Реакция на местах сказалась незамедлительно. 11 ноября того же года местная газета «Молот» разразилась хвалебно-ругательной статьей. Хвала в ней воздавалась типовым проектам из сборных конструкций как образцу передовых технологий строительного производства, способствующих ускорению строительства и снижающих его стоимость. Затем следовала ругательная часть, в которой сначала прошлись катком по деталям внешней отделки зданий: «Ничем не оправданные башенные надстройки, - говорится в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР, - многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было построить не один миллион жилой площади для трудящихся». Досталось всем ростовским архитекторам и Льву Эбергу тоже: «Увлечение архитектора тов. Эберга украшательством при проектировании дома «Промстройпроекта» обошлось более чем в сто тысяч рублей излишне израсходованных денег». Трудно представить, какие чувства испытывали зодчие нашей страны, читая это постановление. Можно сколько угодно рассуждать, что была огромная, неразрешимая жилищная проблема, что страна нуждалась в ускоренном экономичном строительстве, ибо еще очень многие люди после войны жили в подвалах и огромных коммуналках, но тем типовым блочным домам, прозванных в народе «хрущобами», никогда не стать памятниками архитектуры – у них нет своего лица. После этой статьи начатые строительством дома, достраивались в предусмотренном проектом виде, но в некоторых из них уже были произведены изменения с изъятием деталей декора. В личном деле (Ростовгражданпроект) архитектора Льва Эберга в конце длинного перечня построенных им зданий есть небольшая приписка: «С 1955 по 1973 проектировал привязки типовых зданий жилых домов, общежитий, школ, больниц, по которым в разных городах построено 75 различных зданий в 5, 9 и более этажей». Однако даже среди типовых проектов были индивидуальные, навсегда оставившие след в сердцах ростовчан. В 1959 году к 42-й годовщине Октябрьской революции открылись двери панорамного кинотеатра «Россия». Новый кинотеатр стал четвертым панорамным кинотеатром в СССР после Москвы, Ленинграда (ныне С.-Петербурга) и Киева. Архитектор проекта Лев Эберг и инженер А. Е. Журавлев при проектировании этого здания снова воспользовались сохранившимися стенами и другими конструкциями довоенной коробки театра ГОМЭЦ, прослужившего 10 лет летним кинотеатром «Эпоха». Им удалось создать интересное современное здание, так полюбившееся ростовчанам. В зрительном зале на 960 мест видимость и слышимость отовсюду была безупречная. Кинотеатр «Россия» являлся памятником архитектуры гражданского строительства и честно прослужил горожанам без малого полвека, а в 2005 году был закрыт на ремонт. Далее судьба кинотеатра, как и Ростовской студии кинохроники оказалась печальной: спустя 10 лет, оба, несмотря на горячие протесты ростовчан, были снесены под разными предлогами. Снос киностудии 24 февраля 2015 года. В 1960-е годы Лев Леонидович спроектировал комплекс зданий противочумного института на ул. Горького, административные корпуса треста Гипрожир на ул. Станиславского, комплекс зданий дома престарелых в Александровке, оздоровительный спортивный комплекс и парк (быв. Студенческий) для машиностроительного института (ныне ДГТУ), реконструировал ипподром на ул. Малюгиной, восстановил здание гостиницы «Ростов». В 1972 году в центре площади Дома Советов (проект Л. Л. Эберга) народным художником СССР, нашим земляком Вучетичем Е. В. и архитектором Львом Эбергом был воздвигнут монумент в честь освобождения Ростова от белогвардейских банд в 1920 году. Создание этого монумента – целая история, заслуживающая отдельного рассказа. С мая 1973 года Л. Л. Эберг – член правления Ростовского отделения Союза архитекторов СССР - активно участвовал в съездах архитекторов, сессиях академий архитектуры. Читал лекции по архитектуре в РИСИ (ныне РГСУ), рецензировал дипломные работы студентов, состоял заместителем председателя секции архитектуры областного отделения ВООПИиК. В 1977 году решением Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Лев Леонидович Эберг был награжден нагрудным знаком «За активную работу в Обществе». Одним из самых любимых увлечений Льва Леонидовича в течение всей жизни – его акварели. Можно сказать, он писал их всегда: когда был студентом ВХУТЕМАСа, до войны и на фронте, в командировках, в отпуске и по выходным – с ним всегда были краски и кисти. Лев Леонидович создал огромное количество акварелей тех мест, в которых он побывал. Особенно его привлекала архитектура православных и других храмов, акварели с церквями разных городов и поселков составляют хорошую коллекцию. Акварели Льва Леонидовича принимали участие в выставках ростовских художников. Всю свою жизнь Лев Леонидович посвятил делу строительства зданий – делу созидания. Ему досталась иная эпоха, отличная от той, в которой творил его отец – архитектор Л. Ф. Эберг, и Лев Леонидович часто сетовал на то, что у отца было больше возможностей проявить свой талант. Время, выпавшее на долю младшего Эберга, ставило зодчих в зависимость материальную, техническую и идеологическую. Тем не менее, Лев Леонидович оставил ставшему ему родным Ростову, целую плеяду выдающихся зданий, являющихся ныне достопримечательностями нашего города. Не случайно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1966 года за достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана по строительству именно Лев Леонидович Эберг из ростовских архитекторов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Л. Л. Эберг 4 декабря 1982 года. Похоронен на Северном кладбище в шестом квартале. На доме, том самом доме для строителей театра им. М. Горького, где почти полвека прожил выдающийся архитектор Лев Леонидович Эберг, в 2017 году тоже установлена памятная доска. И пока живы здания, построенные человеком, подарившим нам целую архитектурную эпоху, будет жить и память о нем. Я искренне благодарю дочь Льва Леонидовича Эберга – Этери Львовну – за помощь и предоставленные материалы из семейного архива. Источники: Материалы ГАРО, газета "Молот" 1936 и 1941 гг., семейный архив Эбергов, видовые открытки 1936г., личные фото | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Helen (03.08.2018) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 4510 | Нравится: 0 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||