С праздником 8-е Марта!!! (3) |
С Новым, 2025! (2) |
Снова о мельнице братьев Парамоновых (2) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
Ростовский Горсад. Записки путешественника (1) |
Набережная. Сердечный привет. (3) |
Набережная. Сердечный привет. Подписано (1) |
Еще один кирпич с клеймом (1) |
Кирпич с клеймом "М" (3) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (3) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Материалу этой статьи на «Ростовбереге» в той или иной мере уже посвящено несколько статей, но идёт время, мы «обрастаем» новыми сведениями и знакомыми, помогающими найти новое в том, что казалось бы, уже известно. Этой статьёй я выражаю свою бесконечную признательность жительнице Сербии, Юле Арсеньевой за переданный материал с Родины героя этой статьи. Спасибо Вам, Юля!!! Январь 1882 года. Войсковой наказной атаман выдает разрешение на право проживания и переезды в Российской империи в течение одного года австрийскому подданному, а фактически, сербу, Николаю Форович, православному и купцу 40 лет, среднего роста, не женатому. Фактически, Николай Фёдорович уже год как находится в России и первое своё подобное разрешение он получил ещё год назад от Санкт-Петербургского градоначальника, но он прекрасно видел коммерческие перспективы юга России и это понимание привело его в Ростов на Дону. Человек предприимчивый, ещё не дождавшись разрешения от Войскового атамана, уже опубликовал своё первое рекламное объявление ещё в декабре 1881 года: «Торговля хмелем Якова Канна в Нюрнберге рекомендует лучшего качества баварский и богемский хмель, смолу и другое для пивоваренного дела. Постоянный склад находится в Харькове у Германа Беме, а за подробностями просят обращаться к Николаю Фёдоровичу Форовичу в Ростове на Дону, Донская ул. 10». Итак, он прибыл в Россию, как торговый представитель крупной европейской торговой фирмы. У нас в это время как раз происходило становление такой мощной фирмы, как «Южная Бавария» и продолжало выпускаться «Баварское пиво» Николая Чурилина. Всюду звучит Бавария и баварский хмель, вероятно и дал имя этим сортам напитка… Дело успешно двигалось и в 1885 году ростовские «Ведомости …» сообщили: «Харьковский 1-й гильдии купец Герман Егорович Беме и Ростовский 1-й гильдии купец Н.Ф.Ф., на основании 766 ст. Устава Торговли изд.1857 г., учредили в г.Ростове н.Д. торговый дом под фирмой «Торговый дом Беме и Форович в Ростове н.Д….». Но не хмелем единым жил гость из Австрии и «временный ростовский купец по 1-й гильдии», и, как записано в гильдейской книге 1886 года, «комиссионер». Само слово «комиссионер» предполагает получение прибыли от перепродажи любых товаров. Следующее его объявление замечено в ростовской газете от мая 1886 года: «Патентованные несгораемые железные шкафы системы Бр. Бош и Реймс. Почетные отзывы, 20 медалей золотых и серебряных, множество удостоверений… Означенные шкафы продаются в конторе Н.Ф.Форович в Р.н.Д. Полицейская ул., против телеграфной станции». Ещё одно газетное сообщение, теперь уже от 1887 года, объявляло Николая Форовича главным страховым агентом Московского Страхового от огня Общества. Адрес тот же, что и ранее – угол Почтового пер. и Полицейской улицы, дом Паршина. Сегодня невозможно увидеть домов, где Н.Ф. арендовал для себя место под конторы и склады. Дом на Донской 10 сегодня не существует. На месте его и двух соседей сегодня стоит длинный и высокий современный дом. Дом Паршина стоял на месте до самой войны. А после неё на руинах этого дома был поставлен другой, в классическом стиле начала 50-х… Радикально изменился статус Н.Ф. Форовича к концу 80-х. Дело в том, что Николай Фёдорович на своей Родине имел брата, Йована Форович (1827 -1901). Как его описывают сегодняшние потомки семейства, это был не просто торговец, но и владелец пароходов и инженер. «Свою собственную лавку с зерном завел в Банане (местечко на Родине Форовичей) еще когда ему было 15 лет. Позже там построил мельницы. Строил корабли, в том числе по своим чертежам. Своими кораблями бесплатно перевез сербскую библиотеку Матица Српска из Пешта в Нови Сад (1864). Был близкий приятель Светозара Милетича». Вероятно, сведения о брате дошли до Ростова и Николай стал посредником по связи между братом и Донским Гирловым комитетом. Так в протоколе одного из заседаний Комитета от января 1889 года было записано: «… просить владельцев машиностроительного завода в Риге Ланге и Сын, М.А.Бахирев в Николаеве и Н.Ф.Форовича в Ростове, сообщить стоимость парохода-ледокола, а так же прислать проект такого парохода, который мог бы быть пригоден летом для буксировки судов, а осенью и весной служил бы для разбивки льда». Скажу честно, я не знаю результатов этого конкурса и кем был построен ростовский Донской ледокол, но всего через 2 года через Форовича решался совершенно другой, грандиозный проект. На верфи Будапешта (тогда Буда-Пешта) ростовским комитетом был заказан не просто пароход, а земснаряд для расчистки акватории Дона. Ростовские «Ведомости …» сообщали: «Доверенный судостроительного завода г. Шенихен в Буда-Пеште Н.Ф. Форович, письмом от 1.12 уведомляет Комитет (Донских Гирл), что им получена из Буда-Пешта телеграмма, в которой завод просит сообщить, что есть Комитет отказывается от дальнейших гарантий, то может рассчитать механика завода Вуевича, находящегося в настоящее время при землечерпальной машине «Пётр Великий». Согласно пункта «К» контракта, заключенного Комитетом Донских Гирл с судостроительной фирмой г. Шенихен 25.09.1890 г., все части построенной этой фирмой для Комитета землечерпательницы, равно как и части механизмов, гарантируются от всех недостатков на срок 4-х рабочих месяцев, со времени окончания испытания в г. Р.н.Д. Если вслед за приёмочным испытанием, до времени окончания испытания землечерпальных работ, не останется необходимого времени, чтобы машина могла проработать 4 месяца, то окончание срока гарантии будет перенесено на следующий год, на срок, могущий дополнить гарантию. Во всё время срока гарантии машиной будет управлять механик фирмы г. Шенихен, который получает жалование от Комитета, и, кроме того деньги на проезд из Буда-Пешта 2-м классом, по истечении времени гарантии. Комитету однако, представляется право отказываться от услуг этого механика и раньше, но в таком случае, гарантии фирмы г. Шенихен прекращаются со дня отказа. В виду того, что построенная г. Шенихеном землечерпальная машина «Пётр Великий» принята от строителя 26 августа с.г., с какого времени и считается срок гарантии, а землечерпальная работа окончена 2 прошлого ноября, следовательно, срок гарантии переносится на следующий год, а равно принимая во внимание, что землечерпальница «Пётр Великий», но всё время работы в гирлах, отвечала вполне всем требованиям контракта и спецификации, что заявил и производитель работ, инж. Киселёв, Комитет не усматривает надобности в дальнейшей гарантии, тем более, что до окончания срока её пришлось бы продержать более полугода механика фирмы Шенихен, и платить ему значительное содержание, почему Комитет постановил: считать срок гарантии с судостроительной фирмой г. Шенихен в Буда-Пеште окоченным и рассчитать механика фирмы Шенихен Вуевича по день окончания землечерпальных работ , т.е. 2.11, удовлетворив его жалованием и выдав деньги на проезд его в Буда-Пешт во 2-м классе, о чем сообщить доверенному фирмы, Н.Ф. Форовичу». Таким образом, Николай Фёдорович Форович оказался причастным к приобретению ростовским комитетом уникальной и огромной машины, которая и до революции и после неё успешно работала по расчистке Дона. Ниже демонстрируется план места работы «Петра Великого» по расчистке и заглублении прибрежной территории у железно-дорожного моста в Ростове в 1908 году. Он даёт отчетливое понимание сложности устройства этого агрегата. При расчистке дна на правом берегу реки Дона, земснаряд или как его тогда называли, землечерпалка, собирает все донные отложения до достижения необходимой глубины и отгружает их в огромную «лодку», механически связанную с основной машиной. По заполнении «лодки», её открепляют и переправляют к пристани у левого берега ниже моста, где мощными насосами грунт смешиваясь с водой, образует взвесь, «пульпу», которая по трубопроводам перегоняется на сушь на берегу реки… Не знаю когда и с кем, но в период своей ростовской жизни Николай Фёдорович обзавёлся семьёй. Мы знаем, что в «Билете» на право проживания от 1882 года было сказано, что въезжая в Донские земли, в супружестве не состоял. Но в 1894 году за его супругой, Антониной Васильевной уже числится участок – домовладение на углу Большой Садовой улицы и Никольского переулка. Постройки на нём были, похоже, лишь номинально. Весь участок с ними и землёй на центральной улице города оценивался всего в 600 руб. В июле этого же года хозяйке имения было выдано разрешение на постройку 2-этажного с подвалом дома. Этому дому ростовчанами была ударована судьба стать легендой. Я надеюсь, Вы, уважаемый читатель, уже догадались о каком доме и какой легенде идет речь… Я очень не хочу повторять здесь этих бессмысленных сказок. Мне очень неприятно, что общероссийский телеканал «Культура», казалось бы, призванный пропагандировать настоящую историю страны и каждого её отдельного уголка, поддался искушению, сняв свой опус под названием «Роман в камне», где подробно описал все тонкости этой ложной истории, как чистую правду.. Между тем, фильм об этом доме, знай люди настоящую его историю, мог быть снят, но совсем под другим акцентом. Семья супругов Форович просуществовала не долго. Дом был построен, но вскоре после этого Антонина Васильевна скончалась. Я не знаю всех тонкостей и обстоятельств её кончины, но их дом строился явно не для продажи, а для долгой совместной жизни, тем не менее, вскоре после кончины супруги Николай Фёдорович покидает Ростов и более здесь не появится. Ростовская Городская Управа всё ещё помнила его и накануне выборов в Гласные Городской Думы в декабре 1896 года включает его в списки избирателей, как купца по 2-й гильдии… Но он вернулся на Родину, продав дом и закрыв все свои здешние дела. Николай Фёдорович Форович был 1840 года рождения. Семья его родителей была достаточно состоятельна, занималась торговлей. Никола в молодости как торговый помощник родителей и разных других фирм работал сначала в городе Беч, затем неоднократно совершал деловые поездки в Париж и Лондон, а в 1865 году выезжал в Америку, где прожил пять лет. Вернувшись окончательно, уже из Ростова, домой он написал и опубликовал дневники своего путешествия «На паруснике в Америку». Уже в наши дни, буквально несколько дней назад современная Сербия вспоминала своих людей, внёсших свой весомый вклад в развитие Родины и оставивших след в других странах. Одна из витрин этой конференции была посвящена роду, одним из сыновей которого, был Николай (Никола) Форович. А бывший дом ростовской четы Форович уже в 1895 году перешел в руки другого купеческого рода, нахичеванцев Черновых. Как и при Форовичах, дом был записан на жену купца, Маргариту Никитичну Чернову. В апреле 1895 года ростовской управой ей была разрешена ЛИШЬ переделка фасада их нового дома. Я не знаю кто и зачем сочиняет псевдоисторическую белеберду о Ростове. Откуда люди взяли сведения об архитекторе дома, почему незнание настоящей даты его постройки локализовалось на 1899 году… Наверное, лучше всё же знать действительную историю. Она, настоящая, гораздо интереснее придуманной, а главное, ОНА ЧЕСТНАЯ. Источники: личные архив, гаро, электронный читальный зал ДГПб, ПОДАРКИ ДРУЗЕЙ | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (27.06.2025) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 226 | Нравится: 0 | Комментарии: 12
| Теги: | |