С праздником 8-е Марта!!! (3) |
С Новым, 2025! (2) |
Снова о мельнице братьев Парамоновых (2) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
Еще один кирпич с клеймом (1) |
Кирпич с клеймом "М" (3) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (3) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (6) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Я нанес на спутниковый снимок все строения мельничного комплекса. ![]() В этой части статьи будут описаны: 12,13,14 - Жилые дома, 15 - Пекарня, 16 - Дымовая труба, 17- Ленточные транспортеры, 18 - Дорога, 19 -Бомбоубежище. Жилых дома на территории мельницы три. Поэтому опять у них условные номера. Жилой дом №1. Современный адрес дома Береговая 71. Это здание было построено вместе с посоховской мельницей около 1860 года. Присутствует на гравюре 1896 года [12]. На фото 1901 года [9] видна его кровля с трубами печного отопления и несколько окон второго этажа, выходящих на запад. ![]() Здание вытянуто вдоль всего мельничного двора с южным фасадом, выходящим на железнодорожные пути. Размер 16*58 м, ориентировано по основному зданию мельницы. Состоит из двух секций, разделенных стеной-брандмауэром. Изначально здание предназначалось для проживания работников мельницы [4]. В советское время в правой секции располагалась администрация и только в секции, выходящей на ЖД пути проживали работники завода. Удивительно как здание полностью выгорев в пожарах 1896 и 1930 годов дошло до наших дней. Сейчас левая секция отремонтирована, в ней располагается магазин «Пятерочка». В правой части – складские помещения. 12. Жилой дом №2 Современный адрес дома Нижнебульварная 24. Дом построен для служащих мельницы Парамонова. Он внесен в реестр памятников архитектуры с этим названием. На сайте www.rostovbereg.ru есть фото проекта, утвержденного в 1904 году [34], значит этим годом можно датировать его постройку. Дом трехэтажный, небольшого размера, 20х32 метра. Был рассчитан всего на 6 квартир, предназначавшихся для руководства. ![]() Единственный из всего мельничного комплекса хорошо сохранился и дошел до наших дней в практически первозданном виде, включая внутреннее пространство. И в нем, как и 120 лет назад, проживают работники крупзовода, хотя уже и бывшие. 13. Жилой дом №3. Современный адрес дома Нижнебульварная 22. Точную дату постройки мне выяснить не удалось, но дом на вид уже советской постройки. Он присутствует на аэрофотосъемке 1944 года [20], следовательно, был построен до войны. Имеет сложную П-образную форму с эркерами. Размер 45х22 метра. Примечательно, что он единственный из всего комплекса сложен из желтого кирпича. Со слов бывшего работника завода изначально дом был четырехэтажный, позже надстроен пятый этаж. Это хорошо заметно на фото – видна линия карниза между 4 и 5 этажами, а пятый этаж сложен из красного кирпича. В советское время в нем проживали работники крупзавода. ![]() 14. Пекарня. Назначение этого здания я выяснил благодаря справке и приложенной к ней схеме, составленной Городской Управой в 1899 году в качестве доказательства нарушения Парамоновыми границ участка. Для определения года постройки можно обратиться к купчей [3]. В августе 1972 года Посохов купил у бывшего акционерного общества пятый из участков и постройки, относящиеся к мельнице. Среди перечня этих построек есть и пекарня. Следовательно, год постройки можно считать, как минимум 1872, а то и раньше. В 1880 году пекарня была модернизирована и именовалась уже хлебопекарным заводом с непрерывно действующими усовершенствованными паровыми печами, механическими тестомесильнями, и изготавливала хлеб ржаной и пшеничный, морские сухари (галеты) [32]. Известно, что в перечне продаваемого в 1890 году имущества Посохова пекарня присутствовала [33], значит к Парамонову она перешла именно как пекарня. И в схеме из описанной выше справки 1899 года здание числится пекарней. А вот продолжили Парамоновы выпуск хлеба, или нет - мне выяснить не удалось. Здание присутствует на гравюре 1896 года [12]. С двора мельницы сюда, на верх склона, вела деревянная лестница. На фото 1903 года [10] виден работник, присевший отдохнуть перед крутым подъемом. ![]() Здание вытянуто вдоль улицы Нижнебульварной, 75*20 метров сложенное из известняка и кирпича. Частично перестроенное оно дошло до наших дней. Заметно, что состоит из трех частей. Средняя часть кирпичная, явно более поздней постройки, а крайние части сложены из известняка. В интернете имеется фотография [19] датируемая 1930 годом. На ней как раз средняя часть закрыта строительными лесами. Возможно, запечатлен процесс перестройки здания, пострадавшего при пожаре в феврале 1930 года. Сейчас в здании расположены учебные мастерские училища №20. 15. Дымовая труба Располагалась на возвышенности склона, подпирающего мельницу с северной стороны. На фото, сделанном со стороны набережной Нахичевани [11], точка съемки очень удалена, но примерное представление сделать можно. Исходя из высоты основного здания мельницы 28 метра, можно посчитать, что труба могла иметь длину порядка 25 метров. Плюс 20 метров высота склона, на котором она расположена. За счет высоты склона сэкономили высоту самой трубы, ведь для тяги важна как раз разница высот. С определением ее местоположения возникли трудности. Они связаны с тем, что на гравюрах ее местоположение разнится, а на самых достоверных фото она не попала в кадр, за исключением фото с набережной Нахичевани. Поэтому у меня есть несколько вариантов ее местоположения. 1) Имея две фотографии, сделанные с юга в 1896 году [12] и с востока в 1903 году [11], казалось бы, очень просто определить точное местоположение. Оно будет на пересечении линий, проведенных из точки съемки до трубы. Но полученное местоположение противоречит гравюре 1915 года [15], ведь оно слишком близко к дороге. Да и глядя на использованное фото с востока, кажется, что труба должна быть ближе в сторону Нахичевани. 2) Самое простое – это вариант, что водонапорная башня, построенная предположительно в 1949 году, возведена на фундаменте, оставшимся от дымовой трубы. Зачем строить для башни новый фундамент, когда есть уже готовый, рассчитанный на такой же объект? Да и башня находится как раз напротив котельной, из которой выходит труба-газоход, видимая на фото 1903 года [10]. На аэрофотосъемке 1944 [20] года виден высокий объект на этом месте, но понять башня это, или труба невозможно. Но такое ее положение на 20 метров разнится с изображением гравюры 1896 [12]. С фото с Нахичевани и с гравюрой 1915 года [15] практически совпадает. 3) Мало кто знает, что на склоне есть бомбоубежище. Оно довольно далеко уходит в глубь склона. Думаю, что построили его в послевоенное время. По форме представляет собой две окружности, вписанных одна в другую. Диаметр внутренней окружности около 10 метров. Стены стоят не перпендикулярно, а являются радиусами. Можно предположить, что для его постройки использовали остатки основания от дымовой трубы и рядом стоящих небольших вспомогательных строений. Возможно какую-то часть достроили. Все объединили стенами в одно общее помещение, сверху залили бетонной плитой и засыпали землей. Такое расположение трубы практически совпадает с нахичеванским фото и с гравюрой 1915 года. ![]() Каждый из этих вариантов противоречит друг другу. Всему виной гравюра 1896 года. Возможно фото было отретушировано, а трубу сдвинули левее для каких-то художественных целей. Да и дым из трубы выглядит нарисованным. Я просмотрел много фотографий с дымовыми трубами, но такого обильного и плотного дыма нигде не видел. Но есть еще четвертый вариант: 4) Трубы было две. На Посоховской мельнице она стояла сразу за основным зданием, чуть правее центральной оси, как показано на гравюрах. Но по какой-то причине в ходе модернизации комплекса после пожара 1896 года не подошла под требования и была построена новая труба на верху склона. Тогда это объяснило бы все несоответствия. Ну и не совсем ясен момент подачи продуктов сгорания в саму трубу. Труба от котельной довольно удалена, да еще стоит на верху склона. С помощью дымососа можно отводить продукты горения в трубу, но где располагался сам дымосос, в котельной, или в основании трубы? На каком топливе он работал? Где проходила труба от котельной до дымовой трубы? На фото 1903 года [10] видна труба диаметром около 300 мм, идущая из котельной вверх по склону. Я полагаю, что это и была труба для отвода дымовых газов. В итоге местоположение дымовой трубы и принцип ее работы не совсем ясен. 16. Ленточные транспортеры. Транспортеры были нужны для быстрой погрузки продукции на корабли. Внутри подвесного коридора по роликам двигалась резиновая лента, на которой размещалась транспортируемая продукция. Транспортеров было два: Первый выходит из пристройки основного здания завода, идет по бетонным арочным опорам и приходит к погрузочной вышке на берегу. Галерея представляет собой металлокаркас с бетонным полом, с кирпичными, оштукатуренными стенами. На данный момент частично сохранился. По воспоминаниям работника завода он работал до начала 80-х годов. Второй выходил из склада №2, шел по кирпичным опорам и, делая два поворота, приходил к двум бетонным четырехэтажным погрузочным вышкам на берегу Дона [24]. Там грузы по винтовым спускам снижались до уровня второго этажа для перегрузки на корабль. Галерея представляла собой металлический каркас с бетонным полом. Каркас был обшит шифером. На данный момент остались только кирпичные опоры. По воспоминаниям работника завода этот транспортер не эксплуатировался. На картинке можно увидеть, как шли оба транспортера, вид их опор и как все это выглядело с Дона. ![]() Старинный вид кирпичных опор породил ошибочное мнение, что транспортер №2 был построен еще Парамоновыми. Во-первых, на месте, где проходят оба транспортера во времена Парамоновых была река, что видно на плане 1924 года [18]. Во-вторых, на аэрофотосъемке 1944 года [20] транспортеров нет. В-третьих, на фото 1956 года [21] есть только транспортер №1 и его характерная погрузочная вышка на берегу Дона. Оба транспортера можно увидеть на аэрофотосъемке 1971 года [23]. Транспортер №1 построили во время восстановления завода в 1945-49 году, а №2 с его кирпичными опорами только к 1970 году. 17. Дорога. Дорога часто фигурировала в описаниях мельницы, поэтому я решил проанализировать и ее местоположение. Дорога эта не является улицей 7-го Февраля, начинающейся от улицы Нижнебульварной. И названия у нее нет и на старых планах она даже не нанесена. Это некий самостоятельный спуск, проложенный по дну бывшего тут оврага от Нижнебульварной к мельнице. Как овраг проходил, так дорогу и проложили, поэтому она не попадает в створ улицы 7-го Февраля. Полагаю, что она не была тупиковой, а выходила к пер. Державинский. ![]() На фото 1901 года [9] дорога шириной 7-8 метров. Имеет деревянное ограждение со стороны мельницы для предотвращения падения транспорта, спускающегося сверху. Полагаю, что другая сторона дороги была укреплена бетонной подпорной стеной высотой около 1 метра. Строительство этой стенки как раз попало на фото. На всем видимом протяжении дороги установлена деревянная опалубка для заливки бетона. Возможно, что это не опалубка, а подпорная стенка была просто деревянной, но такой материал для подпорной стены не очень годится в силу своей недолговечности. В 1900 году Парамонов подал заявку в Городскую Управу с просьбой выдать камень для замощения Посоховского спуска, обязуясь выполнить работы за свой счет [33]. Была ли заявка удовлетворена – неизвестно, но на фото 1901 года [9] дорога все еще грунтовая. Сейчас в ней имеются глубокие проломы в асфальте, но брусчатки под ним не видно. Хотя она стала больше чем на метр выше уровня 1901 года, о чем свидетельствует скрытое дорогой здание магазина. С правой стороны вдоль дороги были высажены деревья. Саженцы видно на фото 1901 года [9], а на гравюре 1915 года [15] они отражены уже подросшими деревцами. На фото 1903 года [10], сделанного с северо-востока, дороги не видно, что может привести к заблуждению о ее отсутствии. Я прочертил линии, продолжающие ось главного здания, его боковой стены и стен рядом стоящего склада №3 до их пересечения с краем дороги после чего стало наглядно понятно, что на фото дороги просто не видно из-за крутого склона и травы. С дороги на территорию мельничного подворья можно было спуститься по лестнице, расположенной между Складом №3 и Магазином, перила которой видны на фото 1901 и 1903 годов. Сейчас уровень дороги стал на много выше, поэтому и лестница удлинилась гранитными ступенями. Но ступени эти не парамоновской эпохи, ведь тогда лестница начиналась ниже, этой ее части не существовало. 18. Бомбоубежище. Понятно, что построено оно было после войны во время глобальной реконструкции завода. Но я решил включить и его в статью, ведь оно являлось частью предприятия и с ним связан ряд вопросов. Использовались ли при его строительстве какие-либо постройки, оставшиеся от старой мельницы? Например, дымовая труба. Как был спланирован уровень земли при строительстве? Как от этого изменился рельеф склона? Вокруг бомбоубежища из земли торчат остатки кирпичных стен - чем могли быть эти стены? Внутри я побывал, но подробных обмеров не делал. Оно довольно далеко уходит в глубь склона. Имеет форму окружности диаметром около 12 метров. Внутренняя окружность около 10 метров. Помещения не большие. Стены кирпичные, оштукатуренные. Имеются вентиляционные выходы на поверхность. Я нанес на план примерное расположение помещений. Оборудования и дверей не осталось, похоже все растащили на металлолом. ![]() Послесловие. В начале февраля 2025 года я рассматривал старые фотографии парамоновской мельницы и сопоставлял их с современными. Вспоминал детство и времена, проведенные в этих местах в 80-е годы. Поделился своими впечатлениями с женой, на что она спросила: «Ты заинтересовался мельницей, потому что сегодня 7 февраля?». И тут я понял какое совпадение произошло. На улице 7-го Февраля я провел свое детство, 7-го февраля произошел взрыв на мельнице и именно сегодня, 7-го февраля, что-то натолкнуло меня на изучение старых фото. Значит это не просто так. Парамоновская мельница одно из главных предприятий, послуживших развитию нашего города и очень жаль, что ею мало кто интересуется. Тогда я и решил подробней изучить историю мельницы и написать эту статью. Хочу выразить огромную благодарность знатоку истории Ростова и администратору сайта www.rostovbereg.ru Александру Овчинникову за предоставленную им информацию, документы и фотографии. Благодаря ему статья стала более обширной и точной. В завершении попробую переместить в прошлое ребят, запечатлённых на фото из 1970 в 1896 год. Точка съемки не совпадает, но примерно такой вид с мельницей на берегу и пароходом «Петр», идущим по Дону, вы могли увидеть 130 лет назад. ![]() В целях уменьшения текстовой части, список источников информации приведен в первой части статьи. Источники: Интернет, сайт pastvu.com, сайт goskatalog.ru, архив А.Н. Овчинникова, устные воспоминания работника крупзавода. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: voloshkinsergei (18.05.2025) | Автор: Сергей Волошкин | |
Просмотров: 144 | Нравится: 0 | Комментарии: 3
| Теги: | |