"Прорастают" они, как трава сквозь асфальт. Это поворот с ул. Текучева на пр. Буденновский в сторону Комсомольской площади. В моей памяти остались повороты с Буденновского на Новое поселение (на Черепахина) и на Текучева (если ехать от цирка), а вот продолжения линии по Буденновскому не помню. Самое интересное - не обозначено это продолжение и на карте 1977 года. Нашла только в 1939г. - линия шла в Рабочий городок.
Автор: Студеникина Е.
Дата фото: апрель 2015
Прямая ссылка на фотогрфию: /_ph/23/2/704062808.jpg?1725819696
Нет, речь идет о бывшем 7-м маршруте трамвая. Он доходил до нынешней Комсомольской площади, потом спускался по пр. Буденовскому, сворачивал на ул. Стадионную и поднимался по продолжению ул. Шеболдаева и возвращался обратно на пр. Буденовский. Этот маршрут ходил до 1971..73 года. Поэтому на карте 1977 года его уже нет. Он был упразднён!
В 1960-х годах трамвай №6 имел маршрут: Рабочий городок -Центральный рынок (4км) Ул. Тимирязева, Буденновский пр.,ул. Текучева, пр. К. Маркса, ул. Московская (Центральный рынок), пр. Буденновский, ул. Фрунзе. Маршрут №8: Рабочий городок-Центральный рынок (4 км) Ул. Тимирязева, пр. Буденновский, Центральный рынок, ул. Московская, пр. Маркса, ул. Текучева, пр. Буденновский,ул. Фрунзе. Другими словами, №6 шел из Рабочего до Центрального рынка через пр. Ворошиловский (с 1958 по 1970 гг. - пр. К. Маркса), а возвращался по Буденнновскому. №8 шел из Рабочего городка по Буденновскому, а возвращался по пр. Ворошиловскому.
После того, как линию в Рабочий городок разобрали, на перекрёстке Будённовский-Текучёва оставили отрезок пути в сторону Комсомольской метров 30 и рельсы к нему с текучёва.. Именно его рельсы и просматриваются через асфальт. Это место использовалось как треугольник для разворота трамвайных вагонов и "обгона" т.е. переставления вагонов местами в сцепе для более удобной буксировки неисправного вагона в депо.
Да, Серго, мой муж помнит в детстве-юности этот "треугольник" для разворота трамваев. А вот 7-маршрут в Рабочий городок ходил, но аж в 30-х годах. По схеме трамвайных маршрутов 1941 года 7-ка уже была "лендворцовская". Ниже приведу несколько схем из книги Г.Л. Беленького и Н.Н. Редькова "Маршрутом из прошлого в будущее".
1936: 1. Вокзал - завод "Красный Аксай" 2. Вокзал - Сельмаш (по Горького) 3. Новое поселение - завод "Красный Аксай" 4. Хлебозавод - Мясокомбинат 5. Лендворец - Ленгородской трампарк 6. Вокзал - Сельмаш (по Гольмана (Станиславского)) 7. Рабочий городок - завод "Красный Аксай" 8. Рабочий городок - Старый базар (кольцевой) 9. Вокзал - Рабочий городок 10. Лендворец - Сельмаш 11. Рабочий городок - Сельмаш 12. Новое поселение - Сельмаш 13. Лендворец - Театральная площадь (кольцевой)
1957: 1. Вокзал - Сельмаш 2. Сельмаш - Новое поселение 3. Новое поселение - завод "Красный Аксай" 4. Мясокомбинат - пл. Дружинников 5. Вокзал - Рабочий городок 6. Рабочий городок - Старый базар 7. Лендворец - Ленгородской трампарк 8. Рабочий городок - Старый базар 9. Северный поселек - пл. Дружинников 10. Лендворец - Сельмаш 11. Рабочий городок - Сельмаш 12. Рабочий городок - завод "Красный Аксай" 6-й и 8-й были кольцевыми встречными (как до недавнего времени левая и правая 4-ка, идущая от мясокомбината до Центрального рынка).
1963: 1. Вокзал - Сельмаш 2. Сельмаш - Новое поселение 3. Новое поселение - завод "Красный Аксай" 4. Мясокомбинат - Старый базар (кольцевой) 5. Вокзал - Рабочий городок 6. Рабочий городок - Старый базар (кольцевой) 7. пр. Сиверса - ул. Осипенко 8. Рабочий городок - Старый базар (кольцевой) 9. пер. Обский - Старый базар 10. Лендворец - Сельмаш 11. Рабочий городок - Сельмаш 12. Рабочий городок - завод "Красный Аксай" 13. пос. Чкалова - Старый базар 15. Старый базар - ул. Осипенко
1979: 1. Вокзал - Сельмаш 2. Сельмаш - Новое поселение 3. Новое поселение - завод "Красный Аксай" 4. Мясокомбинат - Центральный рынок (кольцевой) 5. Вокзал - Новое поселение 6. Центральный рынок - Северный жилой массив 7. пр. Сиверса - пер. Чукотский 8.- 9.- 10. Лендворец - Сельмаш 11. мясокомбинат - Северный жилой массив 12.- 13. пос. Чкалова - Вокзал 14. Центральный рынок - пер. Чукотский 15. Центральный рынок - пл. Мичурина (до ул. Осипенко) 16. Центральный рынок - пос. Чкалова
Спасибо, Selena за подробные дополнения! Не могу оставить это безнаказанным!)))))) Внесите дополнения в вашу ведомость трамваев за 1957 и 1963 годы! маршруты 6 и 8 оба были кольцевыми! Подробно маршрут их следования описала Helen
Маршрут 4 был Левым и Правым!(За 1963 и 1979 годы поручусь) Так и писали на табличке:"4 Левый". Левый шёл от Молкомбината влево, и по тпатральному на рынок, далее по Ворошиловскому обратно.Правый- вправо, по Ворошиловскому до рынка и обратно по театральному.
В 1957 и написано, что 6-8 кольцевые, уточнила только что говоря о 4-ке, имела ввиду не идентичность маршрутов, а принцип движения - по одному и тому же кольцу, но навстречу друг другу. Добавила в 1963. А 4-ка ходила не от молкомбината, а от мясокомбината, по Буденновскому )) До реконструкции 2013-2014 гг этот маршрут не менялся. Но с 2015 г нет правой четверки, теперь вместо нее пустили 6-й маршрут - идет до рынка по Буденновскому и разворачивается там на кольце. А просто 4-ка (не левая) идет по Театральному-Станиславского до вокзала и обратно тем же путем.
:-) Поэтому я не стал вас поправлять, насчёт Мясокомбината. Действительно, во всех справочниках по Ростову Указано "Мясокомбинат". Но по месту, мясокомбинат находился метрах в 150 от конечной остановки, а Молкомбинат был на углу, у самой остановки. И я отлично помню, как с 70х годов на табличках трамвая писали-Молкомбинат! Ещё шутили, чтоб лишний раз не мозолить глаза людям словом "МЯСО"!!
Если верить различным справочникам 1930-1990гг (в том числе и телефонным), Молкомбинат находился на Лермонтовской улице. 1936 - Ростовский молочный комбинат Главмолоко. С 1936 по 1983 у меня нет информации, но на 1983 этот Молкомбинат существовал уже как филиал №1 от комбината, находящегося на пр. Стачки.
В книге "Земля донская" 1975 года выпуска есть фраза: "В последние годы в Ростове выстроен новый молочный завод, оснащенный современной техникой". Возможно, речь идет как раз о Молзаводе на Стачки, тогда годы его постройки - начало 1970-х.
На выложенных выше схемах помимо трамвайных обозначены и троллейбусные маршруты (штрихпунктирная линия).
Могу ошибаться номером, но троллейбус от Ц. Рынка по пр.Стачки до конца шел до молкомбината - это была его конечная остановка, что было обозначено на его табличке. А В СЖМ, по-моему, ходил троллейбус № 6. По, крайней мере, в 1980-х.
Первым троллейбусным маршрутом на "Западный" был №8, потом появился и 10. 6 маршрут вначале до Нариманова, потом продлили до СЖМ. 7 маршрут: Ворошиловский/Суворова - Сельмаш, после продления, Ц.Рынок - Сельмаш. 9 маршрут: Ж/Д Вокзал - Аэропорт
На городской туристической схеме за 1977 перечислены №№ трамвайных маршрутов. Они аналогичны тем, что указала Селена на 1979 год, с различием - на Северный трамвай показан до остановки Королёва (потом он будет продлён до Орбитальной и вдоль Орбитальной) и был ещё маршрут №17 - Мясокомбинат - пл. Мичурина. Что интересно, впечатан он видимо дополнительно к основному тексту (блёклая печать, другой интервал строк). А в списках 79-го, как показывает Селена, его уже нет. Был новый и не прижился, похоже.