С праздником 8-е Марта!!! (3) |
С Новым, 2025! (2) |
Снова о мельнице братьев Парамоновых (2) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
Еще один кирпич с клеймом (1) |
Кирпич с клеймом "М" (3) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (3) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (6) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Речь сегодня пойдёт об альбоме из витрин нашего музея Русско-Армянской дружбы (по «Госкаталогу.рф», инв.№ Фо-2247), датированного на обложке 1900-м годом, и содержащего в себе всего лишь 10 фотографий. Я сразу позволю себе сделать оговорку - Я не имел возможности лично увидеть содержание альбома и каждый из его фотоснимков, рассмотреть их мелкие детали, поэтому делаю их описание только на основе анализа доступных изображений из интернета, в том числе сайта «Госкаталог.рф». В альбоме размещены фотографии с городскими Нахичеванскими видами и их названиями (здесь понятие «с названиями», это буквально, т.к. на каждом фото наклеена маленькая бумажка с наименованием объекта фотосъёмки): «1-я Софиевская улица» (её начало видом от угла Екатерининской и Базарной площадей); «1-я Соборная улица». Снимок по улице, взглядом от 17-й и 18-й Линий в сторону начала улицы, на восток; «Здание Городской Управы» (видом на место соединения в то время, Полицейской площади и начала 2-й Соборной улицы); «Большой фонтан» (видом от 2-й Соборной улицы на запад); «Здание Городских начальных училищ» (на углу Полицейской и Бульварной улиц); «Армянская богадельня» (сравнительно небольшое здание, ранее принадлежавшее к причту нахичеванской кладбищенской церкви, расположенное по направлению 14-й Линии за зданием современной школы-интерната №28); «1-я Георгиевская улица» (её начало видом от места соединения Екатерининской и Бульварной площадей); «Памятник императрице Екатерине 2-й»; «Александровская колонна» в современном парке В.Черевичкина; «Водопроводный бак» (в современном понимании, водонапорная башня, совершенно перестроенные остатки которой, до сих пор находятся на современных Буйнакской улице и 30-й Линии); С высочайшей степенью вероятностью, все фотографии альбома выполнены одним и, к сожалению, неизвестным нам мастером, о чем говорит внешний вид каждой страницы. Все фотоснимки отпечатаны по единой технологии на листах фотобумаги единого качества, имеющей коричневатый оттенок поверхности. Каждый снимок изображает очередной отдельный сюжет города Нахичевани и выполнен со значительного для фотосъёмки, но достаточного для хорошего его просмотра, расстояния. В центре каждой из фотографий по нижнему их обрезу, как уже сказано, имеются бумажные наклейки, содержащие машинописные наименования снятых объектов. Но главное не это. Все фотографии альбома, это работы, не 1900-го года, как это заявлено на обложке альбома, а выполнены были, по меньшей мере, 4…5-ю годами ранее. К этому имеется несколько соображений, о которых сказано ниже. Начнём с ближних дат: 1). В 1900 году часть этих фотографий использована в виде иллюстраций к справочной книге «Вся Область Войска Донского», которая была подготовлена к печати и подписана цензурой к печати 9 октября 1899 года, что уже само по себе, является более ранней датой. К тому же, отметим, что вместе с ними в названной книге есть ещё одно фото, вполне вероятно, что выполненное в одно время с остальными и тем же мастером. Если согласиться с этим, то к пакету ранее названных фото можно добавить одиннадцатый снимок, «Мариинская больница» (фактически, старые постройки на территории современного онкологического центра); 2). Часть снимков появилась в виде изображений на почтовых карточках и, что так же, показательно, открытки эти выходили как анонимные, без указаний об издателе. И ещё одно не маловажное замечание – встречаются эти открытки с отметками о прохождении через почтовую отправку, так же, 1900 и 1901 года, что так же указывает на возможный год выпуска открыток в 1900 или 1899 году. И наконец, самое основное и самое раннее: 3). Часть фотографий альбома, а конкретно 7 шт., вместе с ещё тремя другими, была использована общероссийским журналом «Всемирная иллюстрация», в качестве иллюстраций к статье о городе Нахичевань на Дону ещё раньше, в феврале 1896 года. (Здесь внизу групповой картинки полный вид журнальных страниц, а в верхней все размещенные там фотографии в большем размере) И снова, мы здесь находим изображение городской больницы, подтверждающее то, что все фотографии, представленные в журнале, это снимки одного пакета. А значит, список возможных альбомных фото можно ещё расширить. Первым дополнением вновь будет известная нам фотография Мариинской больницы. И, кстати, на журнальной фотографии больницы, как и ещё на одной, по нижнему обрезу имеется наклейка, подобная тем, что есть на каждой из альбомных фотографий; Второе дополнение, - фотография подписанная, как «Здание духовной семинарии», что на углу Базарной площади и 26-й Линии; Третье дополнение – фотография «Здание женской гимназии на Бульварной площади». Таким образом, можно сказать, что полный альбом мог бы содержать в себе 13, а не 10 фотографий, но не вошедших в музейный альбом в полном наборе, лишь по факту отсутствия в нём нужного числа страниц. Почему музейный альбом выполнен именно таким, всего в 10 листов, сказать трудно. Согласитесь, для альбома столь солидного формата, 10 листов маловато. Но, тогда было другое время. Каждая фотография стоила дорого, а солидно оформленный альбом, и при меньшем числе листов выглядит солидно. Возможно, тот, кто обратился к фотографу с просьбой об изготовлении альбома, не задавался целью выполнить работу в максимальном размере, а интересовался лишь самим фактом его появления, скажем для подарка некоему «высокому гостю» или покровителю, но не зная о возможном числе фотографий, где-то заказал сам альбомный блок на 10 листов. А фотограф со своей стороны, видя такое отношение заказчика, не стал утруждаться изготовлением новых снимков, и лишь внёс в него уже имевшиеся старые снимки. Впрочем, так ли это происходило, или нет, мы уже не узнаем, да и важно ли это? Теперь о возрасте фотографий, деталях изображений и историческом фоне по объектам фотографий: Почти все известные нам фотоснимки в вопросе их возраста довольно мало информативны. Почему? Город Нахичевань на Дону, очень статичен и даже был заповедным. Дома появившиеся ещё в середине или 3-й четверти 19 века, на момент фотосъёмки (а некоторые и до наших дней), стояли и стоят в совершенно неизменённом виде. Те фото, что изображают обывательские постройки, демонстрируют то, что могло существовать и 10 и более лет назад. Но здесь всё же есть и свои «изюминки». Среди всех фото заметно ощущается цель создателя – показать нечто весомое, как предмет гордости горожан и совсем новое, только, что появившееся в городе, некий фарс, мол, вот на что мы способны. К изображениям солидных объектов можно отнести виды памятников, водопроводных сооружений и женской гимназии и конки, которые существовали в городе уже несколько лет в том же самом виде, а новое, это, к примеру, свежепостроенное здание городских училищ. Город Нахичевань на Дону в 1900 году уже имел водопровод, электрическое освещение центральных улиц, линии телефонной связи, рельсовый путь конно-железной дороги, и почти все основные знаковые постройки в городе, включая 2 монумента, здания больницы, театра, 2-х этажное «Екатерининской» женской гимназии, 2-х этажное здание семинарии. Основная часть знаковых объектов города показана и на рассматриваемых фотографиях. При этом, если смотреть на детали изображений, одновременно выполняя анализ доступных справочных книг, архивных данных и прочих старых изданий, мы видим следующее: - Рельсовый путь именно конной железной дороги, но не электрического трамвая, начавшего свой первый маршрут лишь в 1901 году - ни на одной из фотографий нет столбов – опор контактной сети трамвая, а в сюжете снимка «1-я Соборная» (видом от 17 и 18-й Линий) в кадр даже попал конный экипаж с вагоном; - Электрические лампы с подведёнными к ним проводами установлены на всех видимых столбах, а как утверждают современные источники, процесс электроосвещения города начался после 1889 года со введением в строй первого городского водопровода, где в насосных станциях паровые машины одновременно вращали и электрические генераторы. Если говорить о конкретном времени начала электроосвещения города, доклад Нахичеванской управы с отчетом за 1888 – 97 годы сообщает, что решение этого вопроса управой сопровождалось ещё в 1893 и 1896 годах, при чём, уже в 1893 году обсуждался и вопрос освещения не только городского центра, но и «окраинных улиц и линий». Газета «Донская Пчела» от 1889 г. называет возможную дату постройки одного из объектов фотоальбома, «Водопроводный бак». В статье говорится о начале работы водопровода, обеспечивающего город водой из бака с запасом на 25 тыс. вёдер. Кстати, на фотографии с водонапорной башней мы видим, похоже, только, что выстроенную башню, у основания которой сложена солидная стопа камня, который будет использован для мощения прилегающей к башне площади. На всякий случай, я пишу слово «возможный» при слове «дата», т.к не могу пока утверждать, что речь здесь идет именно об этом баке, а не сооруженным где либо ещё. Ещё одно, на первый взгляд, непонятное. Фотография не представленная в музейном фотоальбоме, но показанная в журнале «Всемирная Иллюстрация» с изображением нахичеванской женской гимназии подписана именно так, без привычного нам названия «Екатерининская». Почему в царившей в то время практике чинопочитания и постоянного выказывания своей преданности царствующим особам, была допущена именно такая подпись к фото? Причина этого кроется в истории самой гимназии. Вновь обращаемся к газете «Приазовский Край». В выпуске от 1 сентября 1895 года публикуется следующее: «Очередное заседание нахичеванской городской думы. Сегодня, 1.09 состоится очередное собрание нахичеванской городской думы, в котором будут обсуждаться следующие вопросы: …/в том числе/ 10) отношение председателя педагогического совета нахичеванской женской прогимназии по вопросу преобразования женской прогимназии в гимназию и наименовании её «Екатерининской»…». И только 17 апреля следующего, 1896 года появится такое: «Государь-Император по всеподданнейшему докладу министра народного просвещения в 14-й день марта с.г., высочайше соизволил на присвоение нахичеванской ж. гимназии наименования «Екатерининской» в память основательницы города Нахичевани на Дону, Императрицы Екатерины 2-й». Фотография «Здание Городских начальных училищ» на углу Полицейской и Бульварной улиц, похоже, размещена в альбоме, как предмет гордости горожан. Обратите внимание, что выполнена она таким ракурсом, что, будь снимок сделан несколько позже, на нём обязательно были бы видны стены Нахичеванского театра или сюжет его постройки, но его в кадре нет. И его нет не только в кадре, а нет пока вообще, в природе. В качестве сравнительного вида можно использовать почтовую карточку с ещё одним видом этого же здания, с фотографией, выполненной около 1900 года Дело в том, что проект постройки театра был только лишь рассмотрен и утвержден 25 мая 1896 года, а его постройка происходила до самого конца 19 века. Само здание городских училищ на фотографии нельзя сказать, что уже давно построено и активно эксплуатируется. На его фасаде пока ещё нет ни одной вывески. Дату открытия этого здания нам так же называет газета «Приазовский Край». В номере от 7 сентября 1895 года она сообщает: «Новое здание для училищ в Нахичевани н/Д. Бульварная площадь в Нахичевани н.Д. украсилась ещё одним новым зданием: окончилась постройка обширного прекрасного дома, предназначенного для помещения в нём городского училища и 2-х предположенных к открытию начальных – одно мужского и 1-го женского. Новое здание кроме красивого внешнего вида, заключает в себе необходимые удобства для училищ». Таким образом время исполнения всего пакета фотографий можно определить «вилкой» от сентября 1895 года (окончание постройки здания училищ), до начала 1896 года (публикация фотографий в журнале «Всемирная Иллюстрация»). Представленный анализ можно было бы продлить далее и дать на вопрос о дате снимков более точную дату, к примеру, можно было бы обратить внимание на вывески торговых и других заведений на стенах различных зданий, но к сожалению, не видя оригиналов этих фотографий или их копий в достаточном для просмотра разрешении, трудно быть уверенным в глубине и качестве такого анализа. Однако есть среди всех этих фотографий одна, самым конкретным образом, указывающая на время производства всех фотоснимков. Это фотография «Памятник императрице Екатерине 2-й», и ключом к определению времени является не памятник. Монумент был установлен и открыт ещё в 1894 году и здесь он сам совершенно не при чём. Для сравнения с этим фото прилагаю ещё пару, подобных изображений. Первая фотография (внизу, слева) найдена свободным поиском в сетях интернета Что за событие она отображает, неизвестно. Возле памятника императрице масса людей, которые собрались ради некоего торжественного события. Возможно, это открытие памятника, возможно, некий праздник либо ещё что-то, но здесь видно главное. На соборной колокольне ещё не установлены башенные часы. В то время как на альбомном фото мы видим на месте, где они будут установлены, установлены опоясывающие леса. Часов по-прежнему ещё нет, а все последующие, известные нам фотографии собора, будут показывать часы уже в установленном варианте. Пример таких фото, это ещё один фотоснимок из фондов РОМК, показанный на сайте Госкаталог.рф, под индексом «romk_of_24187» (на последней картинке он внизу справа). На «Госкаталоге» оно датировано 1896-м годом, очевидно, выполнено вскоре после завершения всех работ по установке часов и строительной отделки места их установки. Соответственно время накануне установки часов, вполне, определённо, является искомой датой выполнения всех описываемых фотоснимков. Это непонятно, но это событие, ростовские газеты, при том, что их редакции, в основном, возглавлялись армянами, почему-то не заметили. Во всяком случае, громких заявлений и объявлений о торжестве их ввода в эксплуатацию, на первых полосах газет по этому поводу автором не встречено (впрочем, не исключаю, что это только именно я их и не заметил). На помощь приходят сведения из фондов ГАРО, где обнаруживаются нужные сведения. А они утверждают, что ходатайства о приобретении и установке часов начались ещё в 1892 году. 11 Декабря этого года ктитор соборной церкви Аджемов Сергей Артемьевич обратился к Городскому Голове Нахичевани с ходатайством об ассигновании средств города на это дело. В апреле 1893 года деньги для закупки часов уже были выделены, после чего и последовало обращение Аджемова к столичной фирме «Фридрих Винтер». В мае этого же года 1893 управляющий часовой фирмы в ответном письме выразил готовность отправить часы в Нахичевань, однако письмо, в котором представитель этой фирмы обязуется выполнить установку часов, датировано январём 1896 года. Разумеется, до этого времени было необходимо часы закупить, привезти их в Нахичевань и конечно же, выполнить строительную подготовку, в том числе, на месте установки часов поставить леса. Наконец, последним письмом дела о переписке с фирмой «Винтер» было письмо её управляющего со словами о его надежде на надёжность работы часов и подтверждением о том, что все расчеты с ним завершены. Это письмо датировано 16 мая 1896 года. Монтаж часов происходил в период января - мая 1896 года. Таким образом, если согласиться с тем, что все описанные выше фотографии являются частями единого общего пакета, то вновь подтверждается временная «вилка» - от сентября 1895 до конца года. Таким образом, можно с довольно высокой степенью уверенности можно предполагать о том, что датировка фотографий в альбоме, а так же одновременно с ними выполненных, но не вошедших в альбом, может быть отнесена так же, к названному времени - осени 1895 года. Лично я склоняюсь ко времени сентября - октября 1895 года. Тогда и листва ещё, как это видно на фото, была на деревьях, и тогда же была закончена постройка, но не начата активная эксплуатация здания городских училищ. Напоследок приведу ещё одну очень интересную газетную заметку, опубликованную «Приазовским Краем» от 17 октября 1895 г.: «Проезд их императорских Высочеств через Ростов. Вчера, 16 октября, в 2 часа 17 мин. дня по Петербургскому времени, проследовали через Ростов в Петербург их Имп. Высочества, Великий князь Александр Михайлович с супругой, Великой княгиней Ксенией Александровной… … На станции «Нахичевань», мимо которой поезд тихо проследовал, нахичеванским городским головой М.И. Балабановым были поданы в окно его Императорскому Высочеству альбом фотографических видов г. Нахичевани, а её Императорскому Высочеству, букет живых цветов. Вчера вечером, М.И. Балабанов получил из Новочеркасска телеграмму следующего содержания: «Их Императорские Высочества изволили поручить мне передать Вам Их сердечную благодарность за поднесение альбома. /Адъютант, лейтенант Тателин/». Материал этой заметки просто великолепно укладывается в установленный выше период времени. ... В России конца 19 века был не один десяток или даже сотня городов и городков разных масштабов. И почему же, журнал «Всемирная Иллюстрация» решил разместить большую иллюстрированную статью именно о Нахичевани, да ещё и именно в это время? После всего названного я лично не буду удивлён, если когда либо доведётся узнать, что подаренный семейству Великого князя альбом, был взят издателями как основа для подготовки статьи в журнал. И значит именно этот, подарочный альбом, является ранней и более полной версией нашего, музейного альбома. Если согласиться с таким ходом событий, можно полагать, что договором фотографа с заказчиком был определён срок запрета других публикаций этих его работ в любых местах, поэтому, только по истечении 4…5 лет, они стали вновь появляться и на почтовых карточках и в местных справочных книгах… Пара слов об авторе фотографий. Первая публикация большинства рассматриваемых фотографий, как уже сказано, была произведена журналом «Всемирная Иллюстрация». Согласно сведениям из «википедии» https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_иллюстрация у журнала в его редакции имелось несколько собственных фотографов, однако, полагаю, что городской голова Балабанов, вряд ли мог обращаться к ним или самому журналу для фотографирования родного города. В Нахичевани уже практиковали собственные фотографы, да и рядом в Ростове их было более десятка. Балабановым альбом был подарен проезжавшим на поезде «Персонам». Альбом, хранящийся в музее, наверняка тоже был подготовлен для некоего «высокого гостя» или для передачи куда либо в другой город или на выставку. Но если мы вновь видим одни и те же фотографии и сам альбом хранился в Нахичевани, то можно считать, что неизвестный нам фотограф был из числа местных. А вот как узнать кем он был, это пока загадка. Источники: личные архив и коллекция, сайт Госкаталог.рф., ГАРО, электронный читальный зал ДГПб. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (12.04.2025) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 73 | Нравится: 3 |
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |