[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
часть 1 Представляю на суд читателя ещё одну прогулку с размышлениями, где впечатления от приятной прогулки будут, как в салате, перемешаны с историческими исканиями. Довелось мне в прошедшее воскресенье, 14.09.2014, получить несказанное удовольствие от прогулки в которую собирался уже довольно давно. Не смотря на совсем близкое расположение от места моего проживания до объекта, куда собирался, вышел только теперь, и как оказалось, удачно. Действительно, всё, что ни происходит, всё к лучшему. Если бы прогулка произошла неделей или двумя раньше (позже), результат, скорее всего, был бы совсем другой. Итак, бывший Монастырский посёлок на территории нашего города. Знаете, где это? Это район, сегодня называющийся Мясникованом, чуть раньше, Колхоз им. 26 Бакинских комиссаров (в 1920-е и 30-е г.г.). Меня всегда забавляло, как даются те или иные названия разным объектам. К примеру, почему советская власть так назвала колхоз (?!). Комиссары азербайджанские, а посёлок армянский. Знаю, был среди них некто Шаумян, однозначно, армянин, но в честь него уже названа одна из улиц Ростова. Впрочем, ладно, ну их. Если не думать о дореволюционном прошлом посёлка, то можно подумать и так – «что там может быть интересного?». Однако, интересного много и будем о нём говорить по порядку. Посёлок монастыря Сурб-хач и вокруг него возникал долго. Сначала это вообще были земли, находящиеся в личной собственности какого-то Мартироса Теросяна, а земли будущего монастыря и самого посёлка были приписаны к Большим Салам. Затем их перекупил архимандрит Симеон «Гянжеци» (почему в кавычках – сам недоумеваю. Так записано в исследовании арх.бюро Солнышкина составленном ещё в 1988 г). Перекупил он участок, как раз для постройки монастыря, закладка которого и состоялась ещё в 1783 году, т.е., … очень давно, и как говорят, 27.11.1792 года он был освящён. На стене центрального и единственного сохранившегося до нашего времени объекта из ансамбля монастыря, сегодня красуются вот эти две памятные доски: Как видим, год постройки церкви не указан, и это довольно честная позиция тех, кто вывешивал доски. Сегодня у многих свербит приписать годков своим владениям. Так. аборигены ростовского интернета, к примеру, наверное смогут вспомнить, жаркий спор на страницах почившего «Темерника.ру» о возрасте ростовской тюрьмы на Кировском. Там были даже утверждения о том, что, постройка её состоялась ещё при «матушке Екатерине» и что ей уже давно за 200. Точно так же и про Сурб-хач. Зайдите на любой популярный сайт поинтересоваться возрастом постройки. Почти везде, включая и официальные документы («Список Памятников федерального значения, состоящих на учёте в Администрации Ростовской области»), говорится, что здание сегодняшнего Сурб-хача, это постройка 18 века. Я не могу предметно подтвердить или опровергнуть этих сведений, но простите, сомневаюсь, и вот почему: Только что была заложена грандиозная казённая постройка военной фортеции имени Дм. Ростовского. Сооружение, предназначенное для защиты границ Отечества, состояло из земляной насыпи и деревянного частокола. Все первые церкви в ней были деревянными. Многие люди вокруг крепости селились в землянках и камышовых, отделанных глиной, постройках. Но вот в это, только-только, начинающее заселяться, место приезжает вышеназванный архимандрит и строит огромную для тех лет кирпичную постройку с огромной высоты и площади потолочными перекрытиями. Где он взял кирпич, длинный и круглый лес, специалистов – строителей? Утверждать не берусь, но здесь явно та, же история, что и с тюрьмой. Как функциональный объект монастырь, конечно же, существует с 1792 года, но здания, скорее всего, сначала были деревянными или комбинированными с большим использованием местного ракушечника, которые после, в ходе истории постепенно заменялись на более современные и в смысле материалов и в смысле архитектуры. В той же исторической справке бюро Солнышкина есть фраза: «К сожалению, материалов о внешнем и внутреннем облике первой церкви монастыря мы не имеем», и есть одно историческое свидетельство из 1901 года, которое звучит так: В 1862 году на Дону побывали архимандрит Габриэль Айвазян и инспектор Халибовской школы, бывший прокурор синода, О.Е.Ширакин. Посетив Нахичевань, они так же, побывали и в монастыре Сурб-хач и увидели, «что монастырь пришел в ветхость и находится в плачевном состоянии» (Шахазиз Е., «Монастырь Сурб-хач нового Нахичевана», Тифлис, 1901 г., перевод с армянского, М.Шагинян), а Халпахчьян в книге об истории Нахичевани делает вывод, что именно с 1862 года и стали проявляться контуры современной церкви, когда деревянную старую разобрали, а теперешнюю, стали строить. В 1883 г. Монастырский посёлок был переприписан к г. Нахичевани. Вероятно, только поэтому, на всех известных планах этого города ни монастыря, ни посёлка при нём, нет. Одна из наиболее ранних карт с показанием монастыря перед нами: Место здесь названо «хутор Монастырский». Это 1853 год, карта из пакета т.н. карт Стрельбицкого. Приглашаю заодно обратить внимание и на название реки, на которой стоит монастырь. Довольно необычно - Семерник. Толи опечатка, толи специальное изменение для различия двух рукавов единой реки Темерник. К этому времени монастырь уже оброс кучей различных событий и сооружений. События в его истории были, к примеру, такие. В его стенах была организована самая первая в Нахичевани, а может быть в границах всего сегодняшнего Ростова, типография. Здесь печатались книги, конечно же, в первую очередь, церковные, но была и вторая очередь. Это были книги самого разного толка, вплоть до учебников и учёных трактатов, как на армянском, так и на русском языках.. Монастырь стал местом служения и жительства нескольким знаковым фигурам в истории армянского народа. В 1834 г. в ограде монастыря был похоронен архимандрит Арутюн Аламдарян, «убитый разбойниками». Я не стану описывать всех его заслуг (не совсем моя тема), но как утверждал один из «Армянских календарей», пройдя довольно большой круг различных постов, «после себя он оставил сборник стихотворений и первый русско-армянский словарь». Всего около церкви было захоронено ещё на начало 20 века более 10 человек. После 1862 г. при монастыре, с его восточной стороны, также было длинное здание на 32 помещения, т.н. архиерейский дом. В нём действовала семинария, а так же располагалось общежитие воспитанников, как говорили раньше, пансион, несколько позже при нем появилась библиотека, … Утверждают, что в 1862 г. при церкви появилась и небольшая колокольня. На следующем обзорном фото, впрочем, довольно известном, старых лет, все эти постройки хорошо видны. Архиерейский дом спереди, колокольня, сзади. Это иллюстрация из уже названной книги Чалпахьяна. Известно несколько фотоснимков монастыря и его отдельных построек, но все они, к сожалению, приблизительно одной поры – самый - самый конец 19 и начало 20 веков. Вид на всех приблизительно такой. Здесь, наоборот, колокольня видна лучше, а длинного дома вовсе не видно. Опять же, без утверждения, но сдаётся мне, что вид этой колокольни указывает совсем наоборот, на её более «древнее» происхождение, нежели центральное здание. Она маленькая, угловатая и построенная, скорее всего, из дерева, тогда как церковь уже выглядит солидной, каменной, и даже более высокой нежели она. Развивался и посёлок. Как это не могло не происходить, при монастыре появились лавчонки, жилища членов семей нештатных работников при монастыре, возник какой-никакой обслуживающий сектор, где наверняка были и мастеровые и земледельцы и разное, разное другое. С присоединением монастыря к городу Нахичевани на Дону посёлок стал развиваться ещё активнее. Вот схематично, более детализированный, хотя и внемасштабный, вариант карты. Эта карта-схема показана в сборнике «Записки Ростовского на Дону Об-ва Истории, Древностей и Природы» (1912 г.). Здесь каждый чёрный прямоугольник, это не отдельное строение, а уже квартальные застройки. Монастырь становится местом паломничества состоятельных нахичеванцев в выходные и праздничные дни для отдыха. Садоводы и немцы по фамилии Рамм на этих землях содержали один из своих питомников. Земли вокруг монастыря стали наполняться дачами и на столько, активно, что к 1914 году дачников стало уже вот сколько: Всмотритесь в список – сколько там знакомых фамилий из ростовской и нахичеванской истории! Здесь же мы видим место Ростово-Нахичеванского Общества борьбы с бугорчаткой (туберкулёзом). По сути, один из первых санаториев на будущей Ростовской земле. В то время эта болезнь, против которой не сильно уверенно борются и сегодня, была настоящим бичом. Это было не только в Ростове или Нахичевани. Это была беда всей России. Общества борьбы с заболеванием основывались повсеместно. Устраивались т.н. дни белого цветка, дни кружечных сборов в пользу борьбы с напастью. Санаторий этот появился в Монастырском посёлке сравнительно недавно, в 1913-м г. и был построен солидно. Вот несколько репортажных газетных снимков о нём и его открытии: Солидно. Каменное двухэтажное. Хотя качество газетной печати оставляет желать лучшего, видно – денег не пожалели. Как при почти каждой церкви, у Сурб-хача есть свой некрополь. В двух словах о здешнем уже говорилось. Те немногие захоронения, что сохранились до сегодня, уже попали под действие охранных законов, каждое из них признано само по себе полноценным отдельным памятником истории и можно надеяться, что они здесь будут в ближайшее время, всегда. Но это, т.с. «элитная» часть кладбища. А существует и ещё само, основное кладбище. Вот оно, сзади церковного двора, за гаражами, видно. Присмотритесь: Поход на это кладбище в прошедшее воскресенье был одной из моих целей. Вначале было разочарование. Кладбище кажется совершенно современным и вроде бы совсем недавно закрытым. Одни из последних захоронений, согласно увиденного, состоялись в 1982 году. Возможно, есть и более свежие, но поход по нему сильно затруднителен. Трава и камыш, часто выше головы ростом, ограничивают возможности прохода по нему. Однако трава ни что против камня и старые камни на кладбище то и дело попадаются: Далее пройдя сквозь весь погост выходим к современной улице Баграмяна. Как она называлась во времена Крестовоздвиженского монастыря? Скорее всего ни как. Не зря в газетном описании санатория самая большая подробность адреса описана как, «вблизи монастыря». По улочке идти, конечно же несказанно легче. В конце короткого пути по северной окраине Мясникованско-монастырского кладбища нас ждёт первый «привет из прошлого». Здание бывшего Мясникованского кинотеатра, а наверное, было бы вернее сказать, дома культуры и это его фасадная сторона. Декор окон этого здания не даёт вариантов. Оно, однозначно тех давних лет, однако кучка кирпичей, лежащих на его крыльце результата не дала. Ни на одном кирпиче клейм не найдено. Ну, что же? Бывает и так. Не все кирпичи до революции клеймились. Но пройдём немного дальше. Сверху асфальтированная, в своей основе кирпичная дорожка. Всмотритесь в неё пристальней. Увидели? Это кирпич из неизвестной нам разрушенной постройки. И, к сожалению, таких бесспорных следов истории здесь уже очень мало. Сегодня это уже совершенно современное место…. однако, вот ещё кое, что: Невольно, сразу же сверяю вид этого дома с картинкой туберкулёзного санатория. Увы, не оно. Впрочем, почему? Значит, есть ещё один очередной, хотя пока и безымянный, исторический объект. Вернёмся к монастырю. Я, к сожалению, не отыскал у себя изображения старого плана посёлка, которое где-то мимоходом попадалось на глаза в одной из книг. Как говорится в одной из книг, дачи горожан располагались к северу от монастыря, а хутор в 30 домов, был к северо-востоку от него…. Могу предложить лишь силуэт посёлка, показанный на ещё одной старой карте. Это 1880 г. Как видим, он был не маленьким. В лучших подробностях есть схема монастырского подворья. Таким его показал Чалпахьян. Здесь, правда, показано очень мало чего из реальных ориентиров, но всё же по нему вполне можно представить, хотя бы то, чем был тогда наш Северный. О масштабе, конечно нет и речи и построения на этом плане абсолютно условные, но так, для ориентира, думаю, достаточно. Всё остальное во второй части рассказа Источники: личное собрание, ДГПб, интернет | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Alex272 (20.09.2014) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3163 | Комментарии: 2
| Теги: | |