[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Если говорить о современных границах города, то Шмелёвы не были единственными ростовчанами, производившими оцинкованное кровельное железо для «вечных», как утверждали сами, производители, крыш. К примеру, завод Г. Финкельман в Нахичевани на Нобелевском спуске (сегодня, 11-я Линия) и был ещё, по меньшей мере, один. Однако, завод Шмелёвых отличался серийностью производства, а возможно, и качеством своей продукции, в связи с чем именно этот завод более всего освещался рекламами старых лет, его «оцинковка» продавалась таким крупным комиссионером, как Торговый Дом Дутиковых. Это страница из их каталога. Но, честно сказать, оно и не удивительно – Дутиковы были в числе учредителей завода: 1895.01.15 – «В воскресенье 12.01. состоялось торжество освящения вновь устроенного цинковального завода под фирмой «Товарищество А.Е.Шмелёва и Ко», учрежденного ростовскими купцами М.М.Дутиковым и А.Е.Шмелёвым. После молебствия перед присутствующими были выпущены первые пробные листы оцинкованного железа. Торжество закончилось в небольшом кружке приглашенных. Мастеровым завода было так же предложено угощение» («Приазовский Край»). А вот и кусок «живого» листа Шмелёвской продукции из частной коллекции: Кусок с заводским клеймом, размером с современный стандартный лист бумаги потребительского формата. Сама «оцинковка», визуально и на ощупь абсолютно такая же, как и современная. Железка дожила до наших лет, всё-таки, вероятно, благодаря хорошему хранению. Современные технические справочники утверждают гарантированную долговечность оцинкованных кровель, на сколько помню, (?), в течение 11 лет, при том, ещё и при условии наклонного положения листа в пределах не менее 18 (?) градусов. Везде ставлю значки о сомнениях в названных цифрах, т.к. они у меня в памяти осели довольно давно, а главное, потому что моя собственная оцинкованная кровля над лоджией существует безо всяких проблем уже более 25 лет. Итак, история завода, как это мы могли заметить, началась в самом начале 1895 года. Его существование какими-то особыми событиями не отмечалось. Разве, что его полное переоснащение, заявленное самими хозяевами в 1899 г., да пожар, полностью его уничтоживший, в 1900 году с последующим восстановлением. Завод был вновь возрожден в следующем году, А просуществовал он до сентября 1914 года, когда об его закрытии, «в виду отсутствия материалов, с 1 октября» было заявлено в прессе. О местоположении завода известно было не много: 1. Это земли Гниловской станицы; 2. Завод был неподалёку от станции «Ростов-Азовский»; 3. Завод был настолько близко расположен к Ростову, что в одной из криминальных сводок была фраза о том, что полицейский проходя вдоль ж.д. полотна услышал со стороны завода Шмелёва несколько, как оказалось, револьверных, выстрелов. До нас дошло одно единственное открыточное изображение фрагмента фасадной части этого завода. Сегодня эти места неузнаваемо изменились. Сделав некоторые предположения о месте, где завод находился, мы, составом административной группы «Ростовберега» ещё несколько лет назад, совершили прогулку по этим местам в надежде увидеть либо руины предприятия, либо то, что сегодня стоит на его месте. В результате получился не безынтересный поход, в результате которого была сделана масса снимков разных мест, построек и просто, красивых видов, но … главного результата похода достигнуто не было. Мы потерялись в громаде частных и промышленных построек советского времени. Тем не менее, Вы, уважаемый Читатель, видите на фотооткрытке три метки, специально нанесенных автором на поле картинки. А это говорит о том, что место завода теперь, наконец, точно определено. Помогли его найти одна ростовская аэрофотопанорама от 1918 года и сопоставление её с современными видами этого места. Посмотрим на первое: Мне кажется, эту панораму представлять не стоит. Её знают, вероятно, все интересующиеся историей города - 1918 года, дни первой германской оккупации Ростова. Искомое место должно быть: - вблизи городской ростовской территории, в начале береговой возвышенности, за линией железной дороги; - на возвышенности над заводом должна быть кирпичная, в виде многогранника, будка водяного бассейна (объект №1 на фотооткрытке), выше которой проходит грунтовая дорога; - возможно, на восток от завода будет стоять сохранившейся цепочка сараев (объект №2); и - главная примета – завод расположен за восточной оконечностью каменного амбара, стоящего перед линией железной дороги (объект №3). По этому ряду примет, место, где стоял Донской Цинковальный находится совершенно без труда: Все приметные объекты помечены теми же номерами. Не обозначена на картинке лишь нижняя граница завод. Она представляется довольно размытой. На современном космическом виде, это место выглядит следующим образом: Здесь длинная желтая полоса – линия взгляда фотографа. Короткая – та самая, бывшая грунтовая дорога, а сегодня часть улицы Портовая. Красный круг – ориентировочное место завода. Очень приметный объект на месте завода – постройка под оцинкованной кровлей. Он обозначен и на электронном плане «4ГИС» Адрес его, выходит, в сегодняшнем измерении, звучит как ул. Портовая 23. Это всё. Источники: интернет, личная коллекция, ДГПб | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (21.06.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 830
| Теги: | |
Всего комментариев: 0 | |