[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
К сожалению, мы в основной массе потребители. Мы любим смотреть кино, обсуждать или ругать его, но историю его создания мало кто сегодня знает. Большей частью это «братья Люмьеры» и их «Прибытие поезда». Я хочу попытаться хотя бы немного восстановить историческую справедливости в отношении того, кто в своё время создал для нас русское кино, организаторе и новаторе мировой киноиндустрии, Александре Алексеевиче Ханжонкове. Его жизнь закончилась в возрасте 68 лет относительно недавно, в 1945 году, но удивительно, на сколько коротка оказалась память людей о нём! В самых разных источниках, включая и интернет, приводятся на столько противоречивые сведения о нём, что одно лишь только это заставило задуматься о восстановлении справедливости. К примеру, 27.07.2011 по «Первому Российскому историческому каналу «365 Дней» на ТВ был небольшой видеосюжет о нём. Сюжет был приурочен к очередному его дню рождения, который вроде бы случился как раз в этот день. Сюжет не столько разочаровал, сколько «задел за живое». Начался он словами: «Александр Алексеевич Ханжонков родился 27 июля 1877 года в Москве….». Ещё не будучи твёрдо уверенным, подумалось – «Сколько же можно нас «кормить» своей Москвой?» Весь рассказ о кинодеятеле былых лет построен так, что он всю жизнь, за исключением лет учёбы, почему-то именно в Новочеркасском казачьем юнкерском училище, жил и существовал в одной только Москве. Некоторое время назад, уже по нашему, ростовскому ТВ, был другой сюжет о Ханжонкове, в котором было сказано о начале становления А.А. в киноделе, как о нашем земляке, и уж теперь, конечно же, меня, ростовчанина не могло не задеть то, что такая личность описывается как человек почти безродный, которого каждый, кто захочет, может приписать к своему землячеству, а вернее приписав его к себе, сам пытается работать на свой собственный авторитет под тенью чужой славы. Очень много несуразного сегодня говорится о жизни А.А., при том, что речь идёт о человеке, жившем не в средние века и даже не в эпоху наполеоновских воин, … впрочем, по порядку, и для начала о его родовых корнях. В разных источниках говорится, что будущий кинорежиссёр и организатор русского кинодела был выходцем из: - семьи помещика; - из дворянской семьи (по-моему, это второе, не совместимо с первым); - это не сказано ни где, а всего лишь моё соображение – если человек учится в казачьем училище, то он, что логически выходит, является представителем казачьего рода. Разве не логично? Подтверждением тому, то, что он в 1905 году в чине подъесаула (сугубо – казачье звание) увольняется из армии и, получает «причитающуюся в таких случаях по закону сумму в размере 5 тысяч рублей» (эта фраза повторяется очень часто). На фото 1897 г. А.А. ещё в форме подхорунжего. Снимок из г.Ростов на Дону Сразу же в тему, ещё одна несуразица - о его не здоровье. Кто то говорит, что ещё в молодости, во время службы в армии он, спасая тонувшую даму, попал в прорубь и при этом застудил спину, кто то говорит, что это произошло при киносъёмках, при том, не при спасании чужой жизни, а просто случайно, провалился под лёд, ... при этом, те кто описывают ситуацию по первому варианту, говорят, что именно его заболевание дало ему повод уволиться из армии и получить при этом выплату в размере пяти тысяч, которая и дала Ханжонкову возможность начать заниматься кинобизнесом. Боюсь высказывать уверенные предположения по этому поводу, но у казаков была вполне официальная возможность и при добром здоровье отказаться от принадлежности к казачьему сословию, уйти от службы и при этом получить серьёзную сумму. К примеру, видный общественный деятель старого Ростова, он же бывший казак, Епифанов, на этот капитал, как утверждает ростовский историк Поташев, прошел обучение в Петербургском университете и начал собственное дело, построив свой первый кирпичный завод. Чаще всего описание А.А.Ханжонкова жизни выглядит так: родился в собственном имении родителей, в селении Ханжоновка (сегодня Ханжоново, Донецкой области на Украине) в семье обедневшего помещика. В молодости поступил в Новочеркасское кадетское училище, затем был зачислен на службу в донской казачий полк, расквартированный в Москве. Расхождения в версиях биографии начинаются с молодых лет. Ростовчане утверждают, что первый раз Ханжонков посетил киносеанс в ростовском электробиографе, размещавшемся конкретно в заведении м-м Штремер, москвичи то же самое говорят об их кинотеатре. Полагаю, что не важно, где это произошло, но Александр Алексеевич всерьёз загорелся интересом к «наиважнейшему из искусств». Так кем же и каким был Ханжонков? Несколько кликов по интернету и вот, что выясняется: На сайте украинского села Нижняя Крынка наконец, нашлась истина. Сайт построен в основном на том, что именно это село и есть Родина А.А.Ханжонкова. Материалы сайта содержат ссылки на книгу внучки самого А.А.Ханженкова, Ирины Александровны Орловой, которая сделала очень много для нахождения действительных фактов его жизни. Эта запись о рождении Ханженкова была сделана в метрической книге Митрофаньевской црк. села Ниж.Крынка. номер по порядку записей 44, месяц и день рождения - 26 июля Имя родившегося – Александр Место рождения - Поселок Верхне-Ханженовский Петровского (уезда), Родители - Сотник Алексей Петров Ханженков и законная жена его Параскева Сергеева, оба православного вероисповедования, (фото здесь – 1872 года) Остальное не чётко, но предположительно, «Поселка Сара?? Есаул Александр Александров Ханженков и Екатеринославской Губернии Бахмутского уезда поселка Софиевки дочь Поручика девица Мария Михайлова Раевская» (Вероятно это звание, имя, отчество и фамилия восприемников при крещении).Я, честно сказать так и не понял, является ли сегодня упомянутое в документе Верхнее-Ханжонковское частью Нижней Крынки или это стоящее рядом селение, но запись о рождении наследника семейства Ханжонковых была сделана в Крынке, т.к. здесь находилась местная церковь, которой, вероятно попросту не было в самой Ханжонковке. На старой карте Области Крынки нет, но Ханжонковка обозначена. В материалах сайта Н.Крынки нет амбициозных утверждений о том, что Ханжонковы здесь проживали постоянно или тем более, владели этим селом. Всё может быть, но род Ханжонковых вообще был довольно большим и все их представители проживали не только в описываемой местности. Так в справочной книге «Новочеркасск» в информации 1895 года в столице донской области проживало несколько разных Ханжонковых. Это были Ханжонков С.А. владелец фотографии на Комитетской улице в собственном каменном доме №60, смотритель войскового склада – подъесаул Николай Васильевич, товарищ Председателя окружного суда , действительный статский советник, Марк Константинович, и не найденный, но указанный в алфавитке книги Александр Константинович. По адресному справочнику Новочеркасска, на Воспитательной улице каменный дом №13 принадлежал Ханженковой Анне Марковне, жене полковника, деревянный дом №17 по улице Ратной (сегодня Красноармейской) принадлежал Ханженковой Раисе Петровне, вдове подполковника, каменный дом №24 по Троицкому проспекту был за Ханженковым Петром Григорьевичем. Человек с инициалами «С.А.», полагаю, был Сергеем Алексеевичем родным братом А.А., с которым он ещё будет вести совместный кинобизнес. Он неоднократно совершал зарубежные вояжи с целью привоза в Россию новых фильмов и кинотехники. Ещё одно фото армейских лет. Слева сидит А.А.Ханжонков В 1904-м году в Новочеркасском кадетском корпусе служил заведующим обмундированием есаул Петр Егорович Ханжонков, в Таганроге в числе членов правления «Общества взаимного вспоможения приказчиков» Михаил Павлович, в Новочеркасске «Сергей Алекс.» уже стал губернским секретарем и состоял почетным мировым судьёй. Список можно продолжать, но не стану заниматься простым перечислением представителей фамилии Александра Алексеевича, однако на несколько фактов внимание обратить не могу – в 1894 году в Ростове на улице Почтовой дом №33 принадлежал отцу А.А., Алексею Петровичу (дом сегодня, похоже, сохранил свой номер), и то, что кроме брата Сергея, занимавшегося фотоделом, в 1902 году мать Александра Алексеевича владела фотоателье в нашем Ростове на углу Б.Садовой и Соборного. Не случайно всё это. Кино и фотодело, отрасли, хотя и в корне разные, но родственные и молодой офицер Александр Алексеевич не мог не заинтересоваться семейным делом. Уйдя в отставку он остался в Москве, где у него была молодая жена Антонина Николаевна (урожд.Баторовская), дочь крупного промышленника и средства. Первым шагом А.А. после армейской службы была личная поездка за границу с целью приобретения кино и киноаппаратуры. Говорят, он продал их ещё не вернувшись домой. Позже, когда он создаст своё акционерное общество «Ханженков и Компания», появится и его представительство в Ростове по адресу Б.Садовая 98, тогда в здании Азово-Донского банка с сегодняшним адресом Б.Садовая 78 Ростовские телечудаки в качестве этого адреса показали современное здание госбанка :-). Позже Ханжонков переходит от чистой продажи и проката лент к собственным киносъёмкам и теперь, и к сожалению, на этом ростовская история А.А.Ханжонкова будет оканчена, но она БЫЛА. На сайте Нижней Крынки представлено не одно фото Александра Алексеевича или его родных, отснятые в Ростове, но нам не ведомо то, в какие конкретно годы сам Александр Алексеевич был ростовчанином. То, что он был им – бесспорно, родители его жили здесь, он так же не мог им не быть. Дом на Станиславского 33, вероятнее всего, ранее принадлежавший в 1894 году отцу А.А., в котором, естественно, рос и воспитывался и А.А.Ханжонков и фото 1879 года - Параскева Сергеевна с сыном Александром в Ростове н.Д В целом жизнь нашего героя сложилась тяжко. Здесь и эмиграция и возвращение по личному приглашению Луначарского, и обманутые надежды и жизнь без малейшей надежды на лучшее. Пересказывать общеизвестную и бесспорную историю жизни А.А., наверное, смысла нет. Здесь приводятся ссылки на достаточно не плохие сайты с этими материалами. Хочу только поделиться своим собственным отношением к его работам. Ханжонков стал для России и мирового кино настоящим новатором. В частности, он первый применил подвижную камеру для киносъёмок. Как говорят, раньше камера неподвижно стояла на съёмочной площадке и актёры, толпясь перед ней, старались и в кадр все попасть и роль свою сыграть. В одном из мест попалась информация, что самый первый, снятый Ханжонковым фильм, получился таким, что у актёров были будто отрезанные головы. Конечно же фильм в прокат не пошел. Он первым снял полнометражный массовый фильм («Оборона Севастополя») с участием в качестве массовки настоящих нескольких пехотных полков, реальных ветеранов той войны, орудий и прочего, кроме того фильм был снят по реальным событиям. Он первый снял несколько фильмов учебных и научно-просветительских, к примеру, об электричестве или о вреде пьянства. На фото чёртик, который в кадре вылетал из бутылки с «зелёным змием» Когда то на советском телевидении был цикл передач о старом немом кино и его деятелях. Я смотрел эти передачи и кое, что из них до сих пор в памяти. К примеру, первый в истории России мультик «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, снятый на студии Ханжонкова. Куклы выполненные так, что кажется, самые настоящие жуки-усачи, жуки-носороги и жуки-олени были сняты в качестве актеров. Сюжет фильма уже не помню, да он наверное, и был «ни какой», но смотреть его было очень забавно. Они ходили по их городку насекомых, заходили в трактир, синематограф, музицировали и конечно же дрались. ... Наконец, как утверждают, он первым соорудил огромный кинопавильон, в котором происходила одновременная съёмка не одного, а сразу нескольких кино. У меня лично, а думаю и многих других сложился свой стереотип о сюжетах старого кино. Какие там обычно были сюжеты? Обычно что то коротенькое – или абсолютно дурацкая комедия или история о том как к даме приходит ухажер, начинает её делать разные «амуры», но в это время приходит ревнивец муж с огромным револьвером и дальше всё стандартно. .. А вот презентация кино от киностудии Ханжонкова в Ростове: Приношу извинения за качество изображения, снимал в не очень каких условиях и через стекло, но прочесть можно. Статья представляет своим возможным читателям не кино, а целый кинороман…. Его кинофабрика снимала фильмы на свою родную Русскую тему. Прочёл всё, что нашел спорного и бесспорного о Ханжонкове, и подумалось – забывают люди тех, кто был начинателем многих хороших дел. Уже зачастую, не запад, а наши СМИ, зачастую утверждают, что радио изобрёл некий Маркони, а не Попов. Да пусть он его ТАМ изобрёл. А Попов его сделал и практически применил. Зачем нам говорить об этом Маркони, если на нашем речном вокзале описана история в которой именно Попов, а ни какой не Маркони, первым установил СВОЁ радио в Ростове. Ни кто не помнит создателя первого настоящего телевизора, а ведь и этот человек был русским ученым а не иностранцем, как сегодня часто говорят. Думается любой наш соотечественник, мало-мальски интересующийся историей вообще и техники в частности, если не вспомнит сам, то наверняка согласится, что ему знакомо словосочетание «токарный станок Нартова». Того самого, что в своё время изобрел и построил токарный станок с суппортом (приспособлением для закрепления и равномерной подачи резца к детали), на котором Пётр Первый собственноручно точил различные фигурки и детали, который и сегодня хранится в Эрмитаже в С.П-бурге… А недавно листаю в магазине некую цветную, почти глянцевую «Энциклопедию для детей», которую наши бизнесмены не писали сами, а приобрели за рубежом и тупо перевели на русский. Книга ценой в почти тысячу, сообщает, что первый токарный станок построил некий англичанин, фамилию которого я даже не стал пытаться запоминать. С такой подачей скоро мы будем выглядеть уже не за рубежом, но и здесь у себя и для себя самих, абсолютно бездарным и бессмысленным народом. Во всяком случае, о Ханжонкове уже многое забылось. Пару месяцев назад сохранил от куда-то заметку – сообщение о намерении установить у нас в Ростове памятник Ханжонкову работы «великого» Церетели. Какому-то городу повезло - он уже от него отказался и теперь пришло время нам воевать с скульптором - гигантистом. А в качестве повода к установке памятника приведён аргумент – «В Ростове-на-Дону Ханжонков открыл первый в городе кинотеатр». Каково? … И даже сам день рождения его, к которому приурочили тот киносюжет, с которого я начал статью не спорен а по настоящему безразличен тем, кто о нём что ни будь говорит. Телевизор его объявил как 27-е июля, интернет сообщает в разных местах по разному – это и 26 и 27-го июля, а самое забавное состоит в том, что если быть пунктуальным, то родился он именно 26 июля (см. выписку из метрики здесь, выше), но по старому стилю (!!!) и на сегодня его днём рождения реально нужно считать 8 августа. Кроме приведенного адреса села Нижняя Крынка рекомендую ещё пару адресов: Наиболее справедливой и беспристрастной, на мой взгляд, версией биографии Ханжонкова делится вот эта страничка Кому интересно, предлагаю скачать и посмотреть фильм А.А.Ханжонкове из ТВ серии «Как уходили кумиры» . В статье приведены фотоматериалы сайта с.Нижняя Крынка, кадры фильма «Как уходили кумиры», личного архива. Добавляю кусочек карты ОВД от 1833 года сразу с двумя посёлками Ханженково (Для Искателя и вообще). Источники: в конце текста | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Aleх272 (02.08.2011) | Автор: Александр | |
Просмотров: 5631 | Комментарии: 28
| Теги: | |
Всего комментариев: 28 | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||