[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Прошел 101 год с того дня, как всемирно известная американская танцовщица выступала в нашем городе в театре Машонкина! По данным газеты «Приазовский край» Айседора Дункан первый раз посетила Ростов в мае 1908 года . Что нам известно об Айседоре Дункан? Многие знают, что она была выдающейся танцовщицей конца XIX – начала XX веков. Знают, что она была возлюбленной и женой великого поэта Сергея Есенина. О романе Есенина и Айседоры Дункан написано немало статей. Их любовь продлилась около трех лет, а отношения этих двух великих людей до сих пор являются предметом для споров биографов, историков и поклонников. Есенин был значительно моложе Дункан. Для их современников это был довольно странный роман и брак, состоявший из восхищений и скандалов. Более того, супруги не могли даже толком объясниться друг с другом без переводчика! Но при этом они любили друг друга искренне и самозабвенно. Дункан была очарована красотой Есенина, его молодостью и талантом. Но еще до встречи с Сергеем Есениным Дункан была известной в Европе и в мире танцовщицей. Она считается основоположницей так называемого свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Она родилась в Сан-Франциско, в США, в 1877 году. С детства занималась танцами. С 18 лет выступала с танцевальными номерами в ночных клубах Чикаго, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку. Айседора танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику. Затем она с успехом гастролировала по Европе, давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине и других городах. Айседора Дункан бывала и в России. Впервые она приехала в нашу страну на гастроли в декабре 1904 года. Айседора Дункан была в дружеских отношениях со Станиславским, балеринами Кшесинской, Павловой. Как пишет газета «Приазовский край», выступления танцовщицы в Ростове были запланированы на 1−3 мая 1908 года. Уже за несколько дней был дан анонс гастролям знаменитой «босоножки», -так тогда ее называли. Дункан выступала в театре Машонкина. Цены на билеты были высокими : «на первый спектакль Айседоры Дункан собралось достаточно публики, но сбор далеко не был полный, что можно объяснить высокими ценами и общим «переутомлением» публики от весьма оживленного и разнообразного весеннего сезона...»-пишет газета. Управлял оркестром дирижер Императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. Ростовская пресса писала об этом так: «…не зная сюжета, мудрено проникнуться смыслом телодвижений Айседоры Дункан... Напрасно не печатается либретто «Ифигении» на программах, это значительно бы прибавило интерес для зрителя, которому обязательно следует облегчить понимание всякой новизны...» Надо признать, что ценители театрального искусства Ростова и Нахичевани оказались не готовы к творчеству Дункан: «Знаменитая босоножка особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении....». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие более незамысловатые вещицы были встречены публикой гораздо внимательнее, потому что были более доступны». Айседора Дункан была одной из первых современных танцовщиц, противопоставивших классической школе балета свободный пластический танец. Отрицая школу классического танца, она выдвигала принципы общедоступности танцевального искусства, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания детей. В своих творческих поисках опиралась на образцы древнегреческого пластического искусства, стремилась органически связать танец и музыку. Жанр Дункан бесспорно был для огромного большинства ростовцев совершенно новый, и они не смогли вероятно восхищаться тем, что оставалось чуждым их художественному восприятию, хотя оно обладало самыми замечательными достоинствами и красотами. Надо также отметить, что следующий спектакль Айседоры -«Идиллические танцы» , в Ростове собрал среднее количество публики и прошел оживленнее и с большим успехом. Перед отъездом танцовщицы из Ростова «Приазовский край» опубликовал рецензию на танцевальные вечера Дункан: «По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом», − писала на этот раз газета «Приазовский край». Правда следующий визит Айседоры Дункан состоялся через много лет. Как пишет З.Н. Римская в работе «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону», танцовщица приехала на гастроли в наш город в феврале 1924 года. Состоялся ее единственный концерт в Мраморном зале Клуба совработников (ВСАСОТР). За эти годы многое изменилось в жизни нашей страны и самой Дункан. Она испытала горечь утраты близких и родных, потеряла троих детей! Россия же строила новую жизнь после Октябрьской революции 1917 года. В 1921 году Айседору Дункан пригласил в Россию лично А. Луначарский. Она должна была создать школу танцев для советских детей. Следует сказать, что когда Дункан выступала в Ростове, ей было уже 47 лет! Но в этот раз ее концерт прошел с огромным успехом. Публики собралось очень много, аншлаг был полный. Вот что об этом писал критик Хавкин в газете «Советский Юг»: «Река времени сделала крутой поворот – и вот А. Дункан уже не та прежняя босоножка, воскресившая языческую прелесть Эллады…» В заключение танцевального вечера Айседора Дункан исполнила танец на музыку «Интернационала». Когда она в алом шелковом хитоне начала танец – весь зал встал и запел. Зрители стоя аплодировали танцовщице, долго не отпуская ее со сцены. Критик Хавкин заканчивает свою рецензию в газете «Советский Юг» следующими строками: «Артистка являет собой поистине редкое зрелище прекрасного одухотворения, которое не умеет, не имеет права стареть!» Старейший журналист Ростова Лапшин вспоминал, что на концерте Айседоры были Н. Погодин, М. Соболев. Они на следующий день после концерта пошли к артистке в гостиницу «Монтрэ» («Дон»), чтобы поблагодарить за выступление. Айседору Дункан называли царицей жестов. Вот что о ней написал А. Луначарский: «Но из всех ее жестов этот последний – поездка в революционную Россию, вопреки навеянным на нее страхам, − самый красивый и заслуживающий наиболее громких аплодисментов». После разрыва с Есениным Айседора возвращается в Европу. Говорят, что последней ее любовью стал русский эмигрант, пианист Виктор Серов. Он тоже был намного моложе Дункан. Друзья и близкие танцовщицы утверждали, что кроме общей любви к музыке их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. О последних днях жизни Дункан известно немного. Мы лишь знаем, что, отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора повязала свой любимый длинный алый шарф. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Великой босоножки не стало. Произошло это 14 сентября 1927 года. Айседора Дункан похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. Источники: ДГПБ, газета Приазовский край,З.Н. Римская «Айседора Дункан в Ростове-на-Дону» | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Дара (13.03.2019) | Автор: Г.Багдыков, О.Мордовина | |
Просмотров: 2144 | Комментарии: 1
| Теги: | |