[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
За время, прошедшее с выхода на «Берегу» статьи о Пастуховых (это её 1-я часть) прошло не мало времени. К сожалению, за это время убедительным портретом главного героя статьи, Д.А.Пастухова, я так и не разжился. Но есть и некоторые приятности, которые сегодня я готов выложить вниманию наших читателей. Приятности почти разрозненные, цельного и длогого рассказа собой не представляют, а связаны лишь только именем главного героя, но может быть именно это и делает материал интересным. Итак, Сулинский завод уже позади, ими правит другой человек, а Дмитрий Александрович пытается организовать другое производство. Для начала он приобрёл чужой, уже существовавший чугунно-литейный и механический завод И.Г.Фронштейна и стал на его основе развивать новые виды производств. Нам его творение известно под советским именем, «Красный флот». На «Берегу» уже есть небольшое описание этого завода, я здесь только напомню о нём: Это проходная завода. На историческом здании надстроено относительно современное, наверное 1970-х г.г. и табличка с датой основания завода. Про 1857 год не знаю, старые справочники называю годом основания завода Фронштейна, 1859-й. Один из исторических цехов на территории современного предприятия. К сожалению, наши деятели министерства культуры не очень заботятся о сохранении истории города и в списки охраняемых объектов не включена территория, по-моему, ни одного из «древних» промышленных объектов. Ни эта территория, ни какая другая (мельница Гурвича, писчебумажная Панченко, «Мыловар», ….), не являются объектами охраны и наши городские администраторы уже уготовили этой территории приговор путём удлинения прогулочной зоны по набережной. А ведь какой красоты технопарк мог быть здесь устроен… Однако, слезами делу не поможешь, ... - к Пастухову. Купленный завод в руках нового хозяина уже отработал несколько лет. Завод стал прибыльным и даже успел быть включенным в самый первый телефонный справочник г. Ростова на Дону в 1886 г., что говорит о многом и Д.А. решает начать новый промысел – судостроение. Пастухов подаёт прошение в городскую Думу о разрешении обустройства верфи в границах его имения. Не знаю почему, но ему сначала отказали. Было ещё несколько попыток и наконец: Это был ноябрь 1888 года. А теперь уже приглашаю посмотреть на вот эту картинку с пароходом: и журнальную статью, описывавшую появление парохода: Журнал 1892 года: «Наше отечественное судостроение с каждым годом делает видимые успехи. Доказательством этого, между прочим, служит новый буксирный пароход «Хопёр», построенный по заказу министерства путей сообщения, для работ по углублению реки Дон. Пароход «Хопёр», выпущенный весной нынешнего года с первой судостроительной верфи в Ростове на Дону, принадлежащей потомственному гражданину Дмитрию Александровичу Пастухову, сооружен из стали самого высокого качества и, между прочим, отличается замечательной тониной стальных листов, употребленных на его постройку. Так средняя часть днища сделана из листов в 1/8 дюйма толщиной (ок. 3 мм.), а всё остальное из листов в 3/32 части дюйма (2,3 мм.) толщиной. «Хопёр» имеет следующие размеры: длина по грузовой ватерлинии 140 фут. (ок. 42 м.), ширина 20 фут. (6,3 м.), высота борта 7 футов и 6 дюймов (ок. 2,25 м.). При испытании парохода комиссией, назначенной от министерства путей сообщения, оказалось, как значится в приёмном её акте, что пароход «Хопёр» вполне остойлив и поворотлив. Паровая его машина развивает при давлении в котле 90 фунтов, 175 индикаторных сил. Испытание скорости было сделано на части р. Дон между станциями Цымлянской и Романовской на протяжении 26,4 верст. При давлении парохода против течения и свежем противном ветре скорость получилась 11,08 верст в час, при движении вниз по течению – 20,57 вёрст, что даёт среднюю скорость в 15,825 верст в час (около 17 км./час), т.е. на 0,575 верст более, чем обусловлено было в контракте со строителем Д.А.Пастуховым. Затем расход угля в один час найден равняющимся 14,5 пуд. (232 кг.), что составляет 3,1 фунта на одну индикаторную силу в час, что меньше на 1,15 ф., чем обусловлено в том же контракте. Помимо прочности, силы и лёгкости своей, пароход «Хопёр» довольно красив. Делом постройки парохода заведовал главный механик завода Я.Я.Лазарев». Интересна степенность всех фраз, а больше всего меня восхитили приведённые здесь словесные обороты. Кто бы сказал сегодня такие слова, как «тонина» (кстати, это слово даже вордовский документ не показывает как написанное с ошибками) или «остойливость»? Про «индикаторные силы» я уже не говорю. Не представляю вообще, каким таким индикатором они измерялись. Правда, справедливости ради нужно отметить, что конец 19 века, это пора бурного развития техники, а пока не определились постоянные традиции их написания, газеты и баловали нас и «килоуаттчасами» и другими чудесами в духе показанных выше. В целом, основная имеющаяся информация о Пастухове сводится к следующим имеющимся сведениям из различных справочных книг по годам: 1879 – рабочие завода Д.А.Пастухова подарили Покровской церкви большую икону стоимостью около 900 руб., к которой после этого ежегодно приходят молиться в дни Благовещения. Ими же, в день 100-летия церкви, в 1884 г., преподнесены и другие дары церкви (2 хоругви по 260 руб. каждая и 50 руб.деньгами); 1882.10.10 (журнал «Зодчий»): В списке экспонентов Промышленно-Художественной выставки 1882 г. в Москве, удостоенных похвальных наград (из числа членов С.П-б Общества архитекторов): 4-я группа (горная и соляная промышленность): Серебряные медали по 9-й группе (машины, аппараты, строительные материалы и работы): «Пастухов Дмитрий, в Ростове н.Д., за очень хорошее изготовление углеподъёмных машин»; 1884 – потомственный почетный гражданин, в Ростове н.Д., близ Богатого источника, литейный и механический завод, учрежденный в 1859 г., изготавливает паровые машины, котлы, кипятильники и прочее, на заводе 2 вагранки, горнов 10, разных станков 45, паровая машина 1 в 25 сил, производство на 200 тыс.руб., работников 315;. 1891 - потомственный почетный гражданин, содержатель чугунно-литейного и механического завода на Богатом источнике. Завод учрежден в 1858 году. При 2-х вагранках, 10 горнах, 45 разных станках, одной паровой машине в 120 сил, и при 640 рабочих, изготавливает паровые машины, котлы, кипятильники и прочее, всего на сумму до 1 млн. руб.; 1891 г.- в июле, потомственный почётный гражданин, включен в списки избирателей в Городскую Думу Ростова н.Д., как владелец недвижимых имений в городе с оценочной стоимостью 30.000 руб. и торговых (или промышленных) заведений, оценкой в 1.675 руб.; 1894 г. – потомственный почётный гражданин, чугунолитейный и механический завод в г.Ростове н.Д., на берегу Дона, близ Богатого источника, изготавливает при 3 паровых машинах в 47 сил, 2-х вагранках, 2-х плавильных печах, 20 горнах, 1-м паровом молоте и 65 разных станках, паровые шхуны, паровые машины, котлы, насосы, резервуары и прочее, всего до 110.000 пудов продукции на 500 тыс.руб. при 600 работающих;. 1896 г. в декабре, потомственный почётный гражданин, включён в список избирателей в Гласные Городской Думы, на основании содержания по 1-й гильдии торгового или промышленного заведения, оцененного в сумму 25.450 руб.; 1897 - г.Ростов н.Д., набережная, близ Богатого источника, основанный в 1856 году, Машиностроительный и Судостроительный завод, работает до 290 дней в году, при 3 паровых машинах в 24 силы, 3 паровых котлах и 457 работниках (в т.ч. 28 малолетних), изготавливают пароходов, машин, котлов, резервуаров, мостов, труб, прочих изделий на 635,75 тыс.руб.; 1914 - чугунно-литейный завод, Береговая 97, т.97; квартира, Донская 16, т.38.88; 1917 – в книге регистрации купеческих гильдий Пастухова нет. Куда и когда делся, неизвестно… Ну и последнее: В 1900 г. жандармерия Ростова разыскивала некоего политического Андрея Николатина. По этому поводу на завод был сделан запрос, не появлялся ли он здесь. Ответ завода был отрицательным. Дело обычное. Нам же интересен бланк письма на котором был написан этот ответ: Весь послужной список предприятия на одном бланке. Кстати, обратите внимание - судя по надписи «Водопровод в Херсоне», уже совсем в духе нового времени можно было бы сказать, что должен быть не только «КРЫМНАШ!!!», но даже и юг Украины. Источники: личный архив, ДГПб, ГАРО, интернет | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (13.03.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3692 | Комментарии: 11
| Теги: | |
Всего комментариев: 11 | |||||
| |||||