[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
31.03.1904 г. у Порт-Артура подорвался на мине эскадренный броненосец «Петропавловск». На борту корабля находилось до 650 человек экипажа. Каждый человек из этой команды – горькая и безвозвратная потеря России. Но среди погибших были и выдающиеся личности - адмирал Степан Осипович Макаров и художник – баталист, Василий Васильевич Верещагин. Адмирал Макаров – выдающийся офицер, не штабист, а боевой офицер, опытный стратег, только что назначенный главкомом флота на театре боевых действий в русско-японскую. Ещё в Крымскую войну он отличился проработкой конструкции и тактики использования кораблей миноносцев. Кто такой был погибший художник – баталист, лучше меня скажет газета «Южный Телеграф» тех дней: А каким он был художником - скажет современник. Перед нами несколько строк из книги: «Я также знаю людей, которые не знали по имени ни одного художника, не прочитали ни одной книги по искусству, не видели ни одной картины, но безошибочно могли отличить настоящую живопись от посредственной. Мой сын Николай к своим пятнадцати годам не видел ничего, кроме деревни, и не видел никакой живописи, кроме картин в моем кабинете. В Ростов-на-Дону привезли выставку картин Верещагина, посвященную 1812 году, на которой среди больших полотен были два небольших этюда, сделанные им в Ташкенте. Я пошел с сыном на выставку. Тематика верещагинской живописи была интересной, особенно для мальчика его возраста. — Тебе нравится? — спросил я его. — Не особенно. Только одна, — и он указал на небольшой этюд, на котором был изображен портик мечети, сделанный художником в Ташкенте и по-настоящему первоклассный». Без уверенности, полагаю, этой картиной могла быть эта: Что же касается автора этих строк, это Николай Егорович Врангель и его книга «Воспоминания: от крепостного права до большевиков». Семейство Врангель жило в Ростове, если не ошибаюсь, до 1897 года. А теперь, наконец, то, из-за чего вообще, появилась эта заметка: 1904.04.17 «Юж.Телеграф» В.В.Верещагин в Ростове «2.04.1896 г. я получил из Харькова письмо за подписью «В.Верещагин». Я знал художника по имени, как знала его вся грамотная Россия. Начинается письмо: «… пишу Вам потому, что в Ростове у меня нет знакомых, Вас мне рекомендовал в Петербурге артист Д.» и т.д. Переписка наша кончилась тем, что через месяц Верещагин, до того не знавший имени моего, прислал мне 87 картин (в т.ч. их весь 12-й год, эпоха Наполеона в России) и я устроил в классах реального училища выставку. Спустя две недели после открытия, в 6 час. вечера, когда я в сотый раз обходил выставку, любуясь картинами, ко мне подошел высокий худой человек, с длинной седой бородой, скромно одетый, и мягко, почти шепотом, чтобы не помешать публике, спросил: «Вы, такой-то?». Это был Верещагин. Оставив помещение, мы вышли на улицу, в городской сад, где внизу, в балке, около бассейна, мы просидели до полуночи. На завтра мы условились встретиться у Верещагина часов в 11 утра. Квартировал он в гостинице «Европа», на Б.Садовой ул. в доме Яблокова. Я пришел ровно в 11 и застал его работающим (пишущим); здесь я познакомился с его женой, высокой, худощавой, красивой женщиной, с матово-бледным выразительным лицом, глубокими черными глазами. С ними была дочь, девочка лет 6, похожая на мать. В то время в местной печати много говорили о строившемся тогда городском доме и о том, что проект и фасад дома, сделанный академиком Померанцевым, скопирован последним с берлинского дома. Верещагин, близкий знакомый Померанцева, этому поверить не хотел, и мы с ним отправились в Управу, где нам показывали фасад, чертежи и пр., и долго и внимательно Верещагин их рассматривал. Из управы мы пошли к памятнику императора Александра 2. Здесь, на солнцепёке более часа Верещагин осматривал памятник, то приближаясь к нему, то отходя от него. Три дня прожил он здесь. Никогда я так внимательно и детально не изучал родной город и окрестности его, как в эти дни. Мы перебывали везде и, кроме поездки в Нахичеван и армянский монастырь, всюду пешком. Неутомимый ходок, тонкий и внимательный наблюдатель, Верещагин обращал внимание на такие детали, какие мы, обыватели, проходя мимо, и не видим. Пред вечером мы стояли на берегу Дона. - Да, - сказал он, - Дон во многом напоминает мне Дунай. Я обратился к Верещагину с вопросом, отчего он, за трёхдневной пребывание в Ростове, кроме одного наброска (вид Крестовоздвиженского монастыря), ничего не зарисовывает, на что он мне ответил приблизительно следующее: - Ваш Ростов – один из красивейших городов России. Ваша Садовая красивее Невского проспекта. Отдельные здания города, как например, армянского благотворительного общества – одна прелесть (жаль, добавил он, что входная дверь и лестницы, узки) и делает честь художнику архитектору, но в общем город Ваш, благодаря своей прямолинейности, симметрии, стройности улиц и переулков, не даёт художнику материала для работы…. И этот полувоин полухудожник, этот поэт в душе и художник кисти и пера, этот прекрасный человек погиб так неожиданно! Кто видел хоть раз эго картины, тот их забыть никогда не сможет. Его «Трофеи войны», его «На Шибке (ошибка в печати) всё спокойно» - это немые драмы жизни. Б.Камнев». Для справки: Я просмотрел множество сайтов с представлением картин, эскизов и зарисовок работы Верещагина. В большинстве случаев, это военные, восточные или исторические зарисовки отражающие разные периоды истории России. Множество их очень трагичных. К примеру, те, о которых шла речь в газетной заметке: «Трофеи войны» - картины с пунктуально таким названием я не встретил. Но есть пара других. Это крайне жёсткие сюжеты, объединённые одним смыслом. Говорят, войны древнего Тимура рассматривали отрубленные головы противника, как военные трофеи. И там, где проходила орда оставались горы человеческих голов. Из тех картин о которых я сейчас говорю, первая «Представляют трофеи» И вторая, думаю, хотя бы, виртуально, знакомая всем, «Апофеоз войны» «На Шипке всё спокойно» 1893 года. Этот сюжет является центральным в триптихе с тем же именем. Весь он не менее трагичен, чем предыдущие. И напоследок предложу ещё одну серию работ позднего периода. Это 1901 год, и 4 работы под названиями: «В госпитале» «Письмо на Родину (письмо к матери)» «Письмо прервано» «Письмо осталось не законченным» К сожалению, скорее всего, ростовский набросок Крестовоздвиженского монастыря пока остаётся не известным, а может быть и утерян. В любом случае, у нас есть шанс, теперь, зная сюжет рисунка, опознать его в случайно рассматриваемых картинных галереях интернета, .. а может быть и на настоящих выставках. Источники: газетный архив ДГПб, интернет, коллекция автора | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (07.05.2017) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2181 | Комментарии: 5
| Теги: | |