[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Казалось бы, простой, и даже бессмысленный, вопрос. Ответ на него у нас на сайте уже давно есть: - Черепахин Елисей Григорьевич, фотограф из Нахичевани с адресом мастерской на 18-й Линии, д.19 в собственном доме. Работал в 1897…1914 г.г. В адресах 1910-х гг. в его адресе или изменение или ошибка записи - дом №17. О том, что личность г-на Черепахина существовала в самом деле, сегодня напоминают достаточно часто ещё встречающиеся его фотоработы. Ниже задник паспарту одной из его фоторабот. Жил человек, практически в центре Нахичевани. Большинство из нас узнали его фамилию не случайно, а в связи с известнейшим его трудом, фотоальбомом «Виды Ростовской на Дону набережной». Альбом очень известен и хоть и в гаденьком варианте, но уже, наверное, 15 лет доступен, для скачивания или просмотра на сайтах многих интернет – библиотек, хотя, скорее всего, начинателем этого стала в своё время наша Ростовская Государственная Публичная. Не смотря на его известность, всё же, допущу, что кто-то может не знать этого альбома и поэтому здесь предлагаю его скачать и «полистать», как это я сам сделал когда-то. Я пишу, что этот имеющийся вариант «Гаденький», от того, что весь альбом, включающий в себя 28 фотовидов и чертежей строящейся набережной Ростова, тянет всего лишь на скромные 3,6 мегабайта, т.е. 120 килобайт на страницу, включая обложку сборника. Очень жаль, но за все эти 15 лет у нас так и не появилось возможности увидеть этот альбом в полноценном варианте. Ведь важен не просто, общий вид картинки, но и её детали. А что здесь можно разобрать? К счастью, иногда отдельные кадры альбома публикуются в разных случайных местах интернета или книгах об истории города. Часть листов альбома продолжила свою жизнь в виде исторических фотооткрыток. К примеру, хотел бы показать одну из таких. Отличная детализация и вроде, бы, окраска поверх изображения, совершенно не ухудшает возможностей просмотра: Когда-то это фото публиковалось на сайте «Темерник» и я запомнил обсуждение одной из деталей снимка, а именно, оформленного спуска из маленькой избушки на верху склона вниз к берегу. Что это такое было, форум сайта так и не решил. Высказывались разные мнения и о дорожке со ступенями и склизе по которому спускались мешки с грузами и разные другие. Но вот, что такое качество изображения: Явно рельсовые тележки, поочерёдно, спускаемые и поднимаемые «туда-сюда» вместе с переправляемыми на них грузами. Кстати, на фотоальбоме не обозначен год его выхода в свет и об этой дате можно судить лишь по отдельным деталям некоторых кадров. Этими ориентирами являются, к примеру, вывески на некоторых домах, наличие отдельных сооружений, завершенность постройки набережной или её продолжение, … В целом фотоальбом богат. Мне, как технарю, было бы интересно рассмотреть и чертежи, размещенные на некоторых его страницах, но…, что есть, то есть. Иногда прямо удивляешься, зачем люди выкладывают такие интересные материалы в качестве, «что бы не копировали». Ну, что им? Убудет чего-то, если люди интересующиеся историей увидят всё в хорошем виде? Но сегодня я, насмотревшись на массу исторических материалов, задаюсь вопросом, «верно ли мы называем автора этих изображений?». На такой вопрос наводит просмотр вот этой брошюры, показанной на сайте Публички: Качество изображений здесь снова не на уровне. В книжечке размещены несколько фотоизображений ростовской набережной, известных нам и по альбому «Черепахина» и по таким же, как уже показано, открыткам. Фотографии разных фотографов. Часть имён не известна ни кому и подписей к ним об авторстве работ в брошюре нет. К примеру, вот: Фото «Большая лестница» на открыточных видах известна, как «Царская пристань». Нижнее фото с этой страницы тоже известно по фотооткрыткам старого времени. Авторы снимков на них не прописывались и автор-составитель книги о Ростовском поре, размещая их на своих страницах, тоже их не подписал. Есть здесь одна подписанная фотография: А вот теперь сплошные загадки. Сравните с тем, с чего началась статья: Только ещё прошу обратить особое внимание на нижний левый угол фотографии. «М. Гринберг. Р.н/Д»…. Автор? Так чьё же это фото? «Моисей Н. Гринберг». О нём кроме имени пока практически ни чего не известно. Его имя не встречается в старых справочниках типа, «Весь Ростов и Нахичевань на Дону». Имя Гринберга там встречается только как содержателя литографии и типо-литографии, сначала, совместно с г-ном Аккерманом, позже ставшей его собственной. Инициалы этого Гринберга были «З.М.», Зиновий Наумович. И только в 1911 г. появляется информация о переходе этого заведения М.Н. Гринбергу. Он это или нет? Не знаю. Но в любом случае, судя по тем кадрам, что показывают нам сюжеты набережной, подписанные как работы Черепахина, вполне могли бы быть сняты и Гринбергом, который, возможно, пока сам не был владельцем типографии, состоял фотографом при ней или занимался любительским фото. Фотоработы «Черепахина – Гринберга», печатались на открытках тиража 1902 г. и более ранних, т.е. все эти виды довольно старые, в то время как брошюра о жизни Ростовского порта, это уже работа 1911 г. Сплошные загадки, фактов нет. Может быть логика и ведёт «не туда», но тогда, почему, всё же, при части неподписанных фотографий в книжечке, именно эта работа, а не другие, показанные выше, подписаны Гринбергом? А вот и ещё такие же варианты: Лист Черепахинского альбома. Это фото, так же, как и предыдущее, уже стало классикой для любителей Ростовской истории. А вот эта же картинка из описываемой брошюры: Опять "М.Гринберг". Раз уж размещаю здесь это фото, помещу здесь же и изображение открытки, более качественное, чем оба приведённые выше варианты, взятое в сайта «Молоток» И третье очень известное фото: Повторяться с его повтором у Черепахина не стану. Вы без труда найдёте этот лист в его альбоме, но, конечно же, покажу качественную картинку Как понимать всё это? Конечно, такие вопросы задавать и отвечать на них, не зная истинной природы вещей, не хорошо, но моё личное мнение в том, что это плагиат в чистом виде. Почему? А всё очень просто. Мы весь альбом называем именем Черепахина, но если уж фотограф вправе претендовать на авторство фотографии, то, какое он, г-н Черепахин, имеет отношение к чертежам? А ведь их там, почти половина сборника и так же, как на фотовидах, на фото некоторых чертежей стоит печать Черепахина. Есть, конечно, нечто, что может г-на Черепахина оправдать. На обложке фотоальбома имени автора нет, на листе №4 альбома проставлен довольно интересный штамп с надписью «Художник Е.Г.Черепахин», так, как будто речь идет не о всём листе в целом, а лишь о бланке (паспарту) на котором наклеено фото. И всё же, такой штамп стоит лишь на части листов, в т.ч. и с изображением чертежей. На остальных или ни чего или просто и скромно: «Черепахин, Нахичевань», читай, вся комплексная работа его лично. Источники: ДГПб, интернет, личный архив. | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (28.08.2014) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 4273 | Нравится: 0 | Комментарии: 21
| Теги: | |
Всего комментариев: 21 | |||||||||||
| |||||||||||