[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
. Общепризнанными центрами взлета российской культуры на рубеже XIX-XX веков считаются Москва и Санкт-Петербург. Провинциальная Россия оказалась в тени блестящих столиц Серебряного века. Тем интереснее знакомство с биографией нашего земляка, жизненный путь которого позволяет причислить его к плеяде деятелей российских культуры и искусства, имевших непосредственное отношение к этому уникальному явлению. Биографией, практически не известной в его родном городе. Василий Николаевич Нечитайлов – почти ровесник Серебряного века. Родился он 11 августа 1886 года в Ростове-на-Дону (ряд источников указывает другую дату рождения, но я считаю правильным этот вариант - poruchik). Родителями были Николай Васильевич и Анна Ивановна Нечитайловы. Детство и юность его прошли на Новом поселении, в ростовском просторечии – Нахаловке. В самом начале ХХ века он уехал учиться изобразительному искусству в Москву, а затем продолжил образование в петербургской Академии художеств. Своим главным учителем считал одного из наиболее ярких представителей русской религиозно-философской живописи - Михаила Нестерова, с которым, вероятно, близко познакомился во время учебы в Москве. Самая ранняя из сохранившихся фотографий художника Окончание Академии художеств и начало творческой карьеры оказались прерваны 1-й мировой войной. Василий Нечитайлов уходит на фронт и попадает в части Кавказской армии, находившиеся на территории Персии (нынешнего Ирана). Боевые действия Российского экспедиционного корпуса в Персии – одна из ярких, но малоизвестных страниц той войны. Собственно статус экспедиционного корпуса российские части получили только в конце 1915 года, после переброски в Персию группировки генерала Баратова. А до этого малочисленным российским гарнизонам, располагавшимся в двух городах на северо-западе Ирана и состоявшим из нескольких казачьих сотен (в составе одной из которых служил Василий Нечитайлов) приходилось героически выдерживать натиск превосходивших по численности турецко-персидских отрядов под командованием немецких и шведских офицеров. На обратной стороне снимка указаны дата и место: г. Казвин, Персия, 1915 год. После того, как, усилиями большевиков, война превратилась из «империалистической» в гражданскую, художник связывает свою судьбу с Добровольческой армией. В 1919 году Василий Николаевич покидает родной город навсегда. Как и у большинства других участников Белого движения, впереди у него - эвакуация из Крыма и полная лишений жизнь эмигранта сначала в Турции, а потом в Болгарии. В поисках средств к существованию, он возвращается к довоенной профессии художника, проводит несколько выставок-продаж своих работ, позволивших ему в 1924 году перебраться из Болгарии в Европу. Там, в конце 20-х – начале 30-х годов, он много путешествует и ещё больше работает, в основном – в жанре пейзажа. Сменяют друг друга Париж и Руан, Авиньон и Женева, Венеция, Генуя, Ницца, Корсика … Выставки проходят с неизменным успехом, особенно – в 1924 году в Бельфоре (дважды) и в 1928 – в Лионе. poruchik: Как можно понять из содержания газетных рецензий, во многом этому способствовала положенная в основу выставок идея – изобразительными средствами сохранить для будущих поколений «уходящую натуру» старых европейских городов. Идея, между прочим, вполне созвучная подходу, принятому на вооружение современными Интернет-ресурсами, посвященными ростовской истории. И очень жаль, что волею исторических обстоятельств полотна художника сохранили людям Старый Бельфор или Безансон, а не любимый им Старый Ростов. В.Н. Нечитайлов во время одной из выставок, рядом со своей картиной «Портрет Марины Карнович». .... Две картины В.Н. того периода. Слева – вид Бельфора, справа – Венеции. В 1936 году В.Н. Нечитайлов оставляет Францию и обосновывается на южном побережье Италии. Нынешние туристические центры, а тогда маленькие городки неаполитанского побережья - Равелло, Позитано, Амалфи - становятся его прибежищем. Именно в них он пишет картины, сделавшие его известным в Италии. В основном – на религиозную тематику для местных католических церквей и приходов. Эти картины и сегодня украшают главные храмы побережья и анонсируются в современных путеводителях. В. Нечитайлов «Коронование иконы «Черная мадонна с младенцем», церковь Санта-Мария Ассунта, г. Позитано. Не остались в стороне храмы и музеи Рима. Самое известное из произведений итальянского периода его творчества – «Пьета» – после проходившей в 1950 году в Риме Международной выставки религиозного искусства было приобретено музеем Ватикана по личному указанию Папы Пия XII. В римской церкви Святого Антония находится другая большая картина – «Благовещение». Заслуги художника были высоко оценены: в начале 60-х годов администрация города Амалфи передает ему под мастерскую виллу, которую он называет «Эрмитаж». А местные жители, лица которых он, по традиции Ренессанса, увековечивал на своих полотнах, в знак уважения добавляют к его имени приставку «дон». Конец 70-х. Набережная г. Амалфи. В левой части снимка - вилла «Эрмитаж» (пометка сделана В.Н.Нечитайловым) Но долгая жизнь под приветливым итальянским небом не избавила художника от ностальгии по родному донскому краю, который, как свидетельствуют письма и стихи, он не смог забыть. Вот отрывок из его стихотворения «Поток», датированного 1936 годом и процитированного в одном из последних писем: … Стать волной твоей хочу я, С пеной буйной на гребне, И лететь, лететь, кочуя На Восток, к моей стране Где навстречу сладко льется Аромат моих степей, - Где, знакомое мне, бьется Сердце Родины моей … Появление стихов в рассказе о художнике не должно удивлять - тяга к литературному творчеству долгие годы на равных соперничала с его основным призванием и этому тоже есть немало свидетельств. В свое время выходившие в Болгарии русские газеты печатали его очерки и статьи, в справочном разделе полного собрания сочинений Марины Цветаевой В.Нечитайлов представлен вовсе не как художник, а как поэт, очеркист и переводчик с болгарского. Поводом послужило редактирование Цветаевой его рукописи «Болгарские и македонские песни», которую предполагалось включить в сборник Союза русских писателей «Ковчег» (Прага, 1924 г.) наряду с произведениями Аркадия Аверченко, Константина Бальмонта и самой Цветаевой. Несколькими годами ранее, ещё в России, увидела свет другая книга, навеянная годами, проведенными в Персии - «Иран. Легенды и миниатюры»: Годом раньше Василий Нечитайлов, вместе с композитором Гнесиным, литературоведом Евлаховым, поэтессой Шагинян активно участвует как автор литературных произведений в издании в Ростове журнала «Искусство». Информацию об этом можно найти, в том числе, в сборнике В.Волошиновой. К сожалению, указанный источник – едва ли не единственное современное ростовское издание, в котором встречается упоминание о незаслуженно забытом земляке. В той же Италии его знают и помнят гораздо лучше, чем на родной донской земле. В том числе и поэтому из ростовских адресов, связанных с именем В.Н. Нечитайлова, лишь о двух можно говорить с относительной уверенностью: Чудом сохранившийся до наших дней дом родителей художника, на бывшей Шестой улице Нового поселения (ныне – ул. Варфоломеева). . Угол улиц Семашко (бывшего Николаевского переулка) и Пушкинской. В одном из этих зданий в 1918 г. находилась редакция журнала «Искусство», в которой В.Н., несомненно, доводилось бывать. Василий Николаевич Нечитайлов умер в Италии в 1980 году и был похоронен на кладбище одного из предместий города Амалфи. В заключение – несколько биографических фактов, дополняющих основное изложение: • Помимо художественного и литературного талантов, наш герой обладал ещё и музыкальным: по свидетельствам современников, прекрасно играл на скрипке. • Пару лет назад в прессе широко освещалось возвращение из США в Россию ансамбля колоколов Свято-Данилова монастыря. Но мало кто знает, что в 1924 г. по поручению американского миллионера Х. Крейна одновременно с этими колоколами была приобретена и вывезена в Штаты коллекция картин В.Н. Нечитайлова. • Только по подтвержденным данным в кругу личного общения художника в разные годы мы встречаем, помимо уже упомянутого М. Нестерова, В.Булгакова (личный секретарь Л.Н. Толстого), М. Суворина (издатель, публицист, один из организаторов полярной экспедиции Г.Седова), Е.Чирикова (известный русский писатель-эмигрант). • В 2002 г. картины художника были представлены на проходившей в ЦДРИ Московской Межрегиональной художественной выставке: «В числе авторов - и ныне работающие художники, и уже ушедшие в историю классики Владимир Стожаров, Василий Нечитайлов, Николай Андронов …, чьи работы позволяют ощутить связь современной живописи России с мощной реалистической традицией, заложенной в 19 веке, и вспомнить лучших мастеров отечественной школы пейзажа» – цитата из отчета о выставке. Вариант биографии В.Н. Нечитайлова можно увидеть также на сайте проекта группы итальянских ученых "Russi in Italia" ― ◊ ― Ссылки: • Русский Дон Базилио. М. Талалай, Истина и Жизнь, №9, 2004 г. • «Эрмитаж» в Средиземноморье. М. Талалай. Русское зарубежье. СПб., 2004 г. • Материалы Международной научной конференции «Русские в Италии: культурное наследие эмиграции». М. 2006 г. • История донской журналистики. Составители: В.Ф.Волошинова, В.В.Шумов. Ростов н/Д, 2007 г. • Русские в Италии. www. russinitalia.it • Агенство РИА "Новости", www.rian.ru Фото: из журнала «Истина и Жизнь», с сайтов www.ray-na-zemle-positano.com, maps.yandex.ru, а также из личных архивов родственников художника и автора. Благодарность: • Живущему в Италии питерскому историку Михаилу Талалаю – за возвращение на Родину забытого имени российского художника. • Родственникам В.Н. Нечитайлова – за информацию из личного архива, предоставленную для подготовки материала. • Alexу272 – за помощь добрым советом. . PS: Недавно представилась возможность посетить упомянутую в основной части материала церковь Святого Антония на Эсквилине. Расположившись совсем рядом с одной из центральных римских площадей, она в прямом и переносном смысле оказалась в тени своей знаменитой соседки – церкви Санта-Мария Маджоре. Скромный серый фасад Святого Антония не слишком выделяется между двумя корпусами Русской католической семинарии, более известной как Коллегия Руссикум. Нас предупреждали, что, в отличие от большинства римских церквей, попасть в церковь Св. Антония весьма не просто. А увидеть находящуюся там картину В.Н. Нечитайлова «Благовещение» – и того сложнее, поскольку она находится в алтарной части храма, недоступной для обычных прихожан и туристов. Именно так все и оказалось (верхняя часть картины на следующем фото видна в глубине алтаря справа). Но в конечном итоге, благодаря нашей настойчивости и доброму отношению одного из местных священнослужителей, все получилось. Более того, нам разрешили не только взглянуть на картину, но и даже её сфотографировать. Сделанный на скорую руку в церковном полумраке снимок, конечно, не передает и десятой доли эффекта непосредственного восприятия. Так что могу только предложить поверить мне на слово – вживую картина производит очень сильное впечатление. ― ◊ ― PPS: материал, тематически связанный с этой статьей (фактически - его вторую часть) можно прочитать здесь. .
| |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: poruchik (02.12.2010) | Автор: poruchik | |
Просмотров: 8733 | Комментарии: 18
| Теги: | |
Всего комментариев: 18 | ||||||||||||
| ||||||||||||