[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » Дальние дороги |
. Ещё во время работы над предыдущим материалом о Василии Нечитайлове я не раз задавался вопросом: почему художник, объездивший буквально всю Европу и имевший неограниченную свободу выбора, в конечном итоге отдал предпочтение именно итальянскому побережью, месту, совсем не популярному в среде русских эмигрантов? Вопрос этот так и остался тогда без ответа в силу очевидности тезиса о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз строить догадки. Прошедшей осенью возможность увидеть представилась. * * * На этот материал с равным правом могли бы претендовать сразу несколько разделов «Ростовского берега». Предпочтение отдано «Дальним дорогам», поскольку дорога в итальянский городок Амальфи действительно не самая близкая. И не самая легкая. Говорят, что ещё в начале прошлого века добраться туда можно было только двумя путями: морским (который естественным образом прерывался с началом осенних штормов), либо – на осликах, через крутые горные перевалы, отделяющие Амальфи от Сорренто и Салерно. Времена изменились, узкие горные тропки расширили и покрыли асфальтом, а место неторопливых осликов заняли шустрые автобусы. Но яркие дорожные впечатления путешественникам по-прежнему гарантированы. Поводом для поездки на юг Италии стало приглашение на конференцию с незамысловатым, но трудным для перевода названием Special Meeting d’Interscambio Culturale Italo-Russo, местом проведения которой как раз и был город Амальфи. Конференция оказалась прекрасно организованной и очень представительной по составу. Перечисление должностей и званий всех её участников заняло бы слишком много места, поэтому ограничусь только названиями нескольких организаций из числа тех, которые они представляли: Центр культуры и истории Амальфитанского побережья, Российская академия наук, Неаполитанский университет им. Фридриха II, Неаполитанский восточный университет, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. Местом проведения заседаний стали сводчатые залы Арсенала республики (выстроенного много столетий назад для зимней стоянки галер, а ныне ставшего одним из музеев). Ни в коем случае не желая обидеть уважаемых докторов и профессоров, признаюсь, что основными объектами моего внимания стали все-таки не их доклады. В качестве одного из центральных мероприятий в рамках конференции было запланировано торжественное открытие персональной выставки нашего земляка – Василия Нечитайлова. Так что интересовала меня, прежде всего, она. Ну и конечно сам Амальфи - город, в котором художник прожил последние тридцать лет своей жизни. Вряд ли было возможно придумать для подобной выставки лучшие декорации, чем узкие амальфитанские улочки с белыми домиками, словно пытающимися убежать по крутым горным склонам от штормового осеннего моря к такому близкому небу. Хотя варианты были: серьёзную конкуренцию Амальфи в условной борьбе за звание лучших декораций могли бы составить два его ближайших соседа - городки Равелло и Позитано. Оба они тоже тесно связаны с судьбой и творчеством художника и не уступают Амальфи в живописности. Особенно – горный Равелло, буквально парящий в воздухе между небом и морем. Но все равно душа как-то сразу легла именно к Амальфи. Чем это объяснить? Может быть – славным прошлым, которым не могут похвастаться его тихие соседи? Тем более что это - совсем не то прошлое, след которого безнадежно теряется в пыльных архивах. История Амальфи – зрима и осязаема. И местные жители не только очень ею гордятся, но и бережно хранят. Эта история здесь на каждом шагу напоминает вам о себе: силуэтами полуразрушенных сторожевых башен и прихотливыми изгибами высеченных в скалах узких улиц – лестниц, вездесущим городским флагом с белым мальтийским крестом и суровой геометрией старых монастырских стен, которую не могут скрыть фасады современных гостиниц. Концентрация истории в воздухе Амальфи настолько велика, что иной раз трудно отделаться от ощущения, что где-то рядом, по тем же улицам, все ещё прогуливаются благородные дамы и суровые воины прежних времен. И нужно только побыстрее обернуться на звук шагов за спиной, чтобы увидеть, как скроется под ближайшей сводчатой аркой странная фигура в грубом норманнском плаще. Историю свою Амальфи исчисляет чуть ли не от императора Константина, но золотой век города был до обидного короток. В конце первого тысячелетия именно амальфитанцы, будучи людьми отважными и предприимчивыми (а мореплавателями - просто отменными), нащупали «золотую жилу» средиземноморской торговли. И пожинали плоды своего первенства сотню с небольшим лет, пока их не потеснили соседи из Генуи и Пизы. Именно пизанцы, захватив город в середине ХII века, подвели черту под эпохой его расцвета. В последующие пару сотен лет редкие яркие события, такие, как, например, перенос в Амальфи мощей святого апостола Андрея, ещё случались. Но страшное цунами 1334 года смыло вместе с прибрежной частью города последние следы былого величия Морской республики. И потекли над Амальфи столетия тихой захолустной жизни до той поры, пока, уже в наше время, не стал он одним из центров европейского VIP-туризма. Так что если соберетесь в Амальфи, будьте готовы к тому, что в разгар лета аура и романтика прежних времен станут трудноразличимы среди множества кафе, сувенирных лавок и прочих атрибутов крупного международного курорта. Чтобы спустя месяцы вновь проявится, как старый фотоснимок, под брызгами ноябрьских штормов. Во всем блеске всегда, вне зависимости от сезона, предстает только главный кафедральный собор, символ города. В нем хранится одна из самых почитаемых святынь христианского мира – мощи святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Амальфи. Крипта, в которой они находятся, открывается всего несколько раз в году. И поражает красотой и богатством убранства даже после римских музеев. Слева от главного фасада собора видна базилика Распятия. Построенная задолго до появления главного здания, она сама несколько столетий была кафедральным собором, а сейчас – на заслуженном музейном отдыхе. Именно в ней была размещена экспозиция персональной выставки Василия Нечитайлова (после Рождества выставка перебралась в уже знакомый нам Арсенал республики). Нельзя сказать, что количество выставленных картин было очень велико – всего двадцать три, в основном – из частных собраний Амальфитанского побережья и Салерно. Но, как мы убедились, это никак не отразилось на значимости выставки. Многие из представленных работ были так или иначе связаны с Венецией: непосредственно перед тем, как окончательно перебраться на юг Италии, художник долго и плодотворно работал в этом городе. Ещё одна картина формально не входила в состав экспозиции, но находилась совсем рядом, буквально за стеной, отделяющей базилику Распятия от центральной части собора. Речь идет о картине «Призвание апостола Андрея», украшающей его левый неф. В итальянской культуроведческой традиции событием не менее важным, чем сама выставка, является подготовка и издание её каталога. Это не просто перечень выставляемых картин, а объемный научно - искусствоведческий сборник, посвященный жизни и творчеству их автора. Был такой каталог, конечно же, и у нашей выставки. Единственное, что немного огорчило – издан он только на итальянском языке. Постоянно ощущалось, что и подготовка каталога, и вообще все, что касалось выставки, делалось её организаторами, как у нас говорят, «с душой». Очень приятно было вновь и вновь убеждаться, что прочитанные когда-то в статьях и научных работах фразы об очень уважительном отношении жителей Амальфи к Василию Нечитайлову и к памяти о нем – совсем не дежурные слова. И это притом, что большая часть тех, кто сейчас являются хранителями воспоминаний, общались с художником, будучи совсем молодыми людьми. Или вовсе знают о нем только по рассказам уже ушедшего старшего поколения. Такое доброе отношение, в частности, очень помогло в исполнении нашего желания попасть на кладбище предместья Веттика, где находится могила Василия Николаевича. Итальянские кладбища – это вообще отдельная тема. Очень сильно отличаются от наших, российских. И на многие из них так просто не попадешь. Но благодаря помощи руководителя Центра культуры и истории Амальфи, профессора Джузеппе Кобальто, этот непростой вопрос был решен. И мы получили возможность поклониться могиле художника. Ещё одно место Амальфи, мимо которого невозможно пройти, рассказывая о Василии Нечитайлове, – вилла «Эрмитаж», пристанище последних лет его жизни. Двухэтажное светло-коричневое здание чуть левее центра снимка – это и есть вилла «Эрмитаж» С ней история ну прямо-таки наша, ростовская. С момента смерти художника между местными административными органами длится некий имущественный спор. Т.е. вот уже тридцать с лишним лет хозяин здания не определен и вилла, предоставленная сама себе, постепенно ветшает. Окно мастерской - крайнее слева на втором этаже. Но, как известно, не бывает худа без добра: пока местные юристы упражняются в процессуальной казуистике, на этой узкой улочке, нависающей над амальфитанской набережной, все остается так же, как было при жизни художника. В том числе - эта калитка на входе в его любимый дворик. И надпись над ней, выложенная керамической плиткой, подтверждающая, что да – это та самая вилла «Эрмитаж» и ошибки тут никакой быть не может. * * * А как же вопрос, прозвучавший в начале этого материала, спросите вы? Поездка в Амальфи, как мне кажется, если и не дает прямого ответа, то существенно к нему приближает. Первая причина – завораживающая красота, если угодно – магия здешних мест, которую я, уж как смог, постарался передать. А вторая причина – люди. Те самые простые амальфитанцы, которых Василий Нечитайлов изображал на полотнах своих картин. Раз и навсегда располагающие вас к себе искренностью, доброжелательностью и непоказным гостеприимством. Примите во внимание ещё то, что они во многом похожи на нас, русских южан - и вы поймете, почему уже через пару часов, даже без знания языка, чувствуешь себя в Италии почти как дома. А оказавшись дома - вспоминаешь Италию, снова и снова убеждаясь в справедливости слов другой нашей соотечественницы, Анны Андреевны Ахматовой, сказавшей однажды: «Италия – это сон, который возвращается к нам до конца наших дней». Источники: Личный фотоархив автора | |
Категория: Дальние дороги | Добавил: poruchik (23.01.2013) | Автор: poruchik | |
Просмотров: 3050 | Комментарии: 9
| Теги: | |