[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » По краю Донскому |
Станица Елизаветинская (она же Елизаветовская, она же Елисаветовская) расположена на острове, отделяемом от материка ериком Казачий. История, а может быть легенда, его возникновения уходит корнями в допетровские времена. Донские казаки в 1593 году поставили близ Азова свой городок. Турки, обосновавшиеся в Азове ещё в 70-х годах XV века, при ответвлении от Дона рукава Каланча построили башню, дабы не дать казакам возможности подходить к Азову и далее выходить в море. Но казаки народ смекалистый, они взяли да и прорыли выше по Дону канал, по которому беспрепятственно могли ходить к морю. Канал этот (или ерик) впоследствии и был назван Казачьим, увековечивая в памяти находчивость вольного народа. В 1625 году казаки приступом взяли Каланчинскую башню, а позже, в 1637 и сам Азов. Недолго длилась их радость. В 1642 году город-крепость пришлось оставить, эта страница нашей истории известна, как Азовское сидение. Турки, вновь овладевшие Азовом, вскоре засыпали ерик. Но казаки не сдавались, в 1661 году они снова разрыли Казачий, чтобы выйти в море. Позже на искусственно образованном острове выросла целая станица. Шли годы, да что там годы, века, но время, казалось, не отразилось на укладе жизни островитян. Мало того, что в половодье большая часть поселения затапливается, так ещё с незапамятных времен станица не имела удобной переправы на "большую землю". Летом раскидывали понтонный мост, а зимой... Зимой - как получится, либо по льду, либо с частным извозчиком на лодке. А если скорая помощь нужна? Да и с доставкой продуктов проблемы были. А несчастных случаев не счесть, как в наши дни, так и в давние времена. "Приазовский край" от 12 июля 1913 года писал: Вот так и жили станичники до нынешних лет как при "царе Горохе". Сколько они просили, требовали, ждали... Наконец, в 2015 году случилось чудо. Понаехала техника и работа закипела. И, надо сказать, строительство шло активно. В феврале 2015 стройка только разворачивалась, а в октябре уже можно было прогуляться по новой асфальтовой дорожке моста. Мы с супругом специально завернули сюда, чтобы своим глазами увидеть, ногами потопать, руками пощупать то, чего здесь ждали 350 лет. На подступах к мосту нас встретил стихийный микрорынок. Тут же на заслуженный отдых определены средства, служившие для переправы: "поплавки" моста, старый катерок. На мосту две дороги, та, что поуже - для пешеходов, пошире - для авто. Движение транспорта реверсивное, по светофору. С середины можно любоваться просторами Казачьего ерика и полетом чаек, которые атакуют добычу зазевавшихся рыбаков. В 1913 году ерик стал объектом внимания Ростовского присутствия по портовым делам. На одном из заседаний обсуждался вопрос об изменении судоходных путей посредством углубления и расширения русла Казачьего. В докладе говорилось: "...Дон напором своих вод естественным путём постепенно стремится исправить в этом месте своё течение, то есть оставить своё настоящее дугообразное русло близ ст. Елисаветовской и пробиться по кратчайшему вновь образуемому руслу Казачьего Ерика. Такому естественному напору Дона следует лишь помочь работами гирлового комитета, расширить и углубить Ерик, и тогда в этом месте судоходство, минуя выгиб старого русла, пойдёт по новому прямому и сокращённому на несколько вёрст руслу, через это движение судов выиграет и во времени и в путевых расходах". При взгляде на, приведённый в начале статьи, фрагмент карты задумка становится понятной. Однако было у этой идеи одно очень важное "но". В первую очередь на данное предприятие следовало получить согласие казаков Елисаветовской станицы. А аргументов «против» у них было предостаточно. Во-первых, при расширении ерика пришлось бы отчуждать прибрежные земельные полосы, занятые хуторскими усадьбами, во-вторых, при углублении нового русла, старое, донское могло сильно обмелеть, что невыгодно для населения станицы, имеющего в этом месте Дона прибыльные рыболовные тони. Также важным препятствием являлось то, что новые судоходные пути обойдут Азов, что совсем не в интересах города. Тогда постановили: «…расширение и углубление Казачьего Ерика в интересах торгового судоходства признать желательным; вопрос же о разработке проекта, о сношении по этому делу со станицей Елисаветовской <…> выделить в особое производство». Но, похоже, с тех пор это дело так и не сдвинулось, и сегодня с моста видно, как по старому донскому руслу баржи огибают станичный остров. У елизаветинцев настала более размеренная жизнь, не надо больше приноравливаться в зимний период к погодным изменениям и, рискуя жизнью, пробираться по тонкому льду на берег или тяжело больного везти на лодке к «скорой», ожидающей на «материке». Прибрежная полоса в округе занята причальными мостиками, которые с удовольствием занимают рыбаки. Это лишний раз напоминает о рыбацком прошлом и настоящем казачьих поселений. Мы с мужем немного побродили по берегу, а затем вновь пересекли новый мост и двинулись в обратный путь. По дороге сюда нам попалось ещё несколько интересных мест для осмотра, но о них в следующей части «Путешествия…». © Студеникина Е. *** В работе использованы источники: 1. Балуев П.С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г.Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области Войска Донского в 1900 году, - Новочеркасск, 1900. 2. https://ru.wikipedia.org -Азовское сидение | |
Категория: По краю Донскому | Добавил: Selena (05.03.2017) | Автор: Елена Студеникина | |
Просмотров: 2892 | Комментарии: 3
| Теги: | |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||