[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » По краю Донскому |
Итак, благодаря нашему завсегдатаю, Любови Черняевой, разжился наш сайт серией фото Аксайских переправы и пристани. Выкладываю все в порядке хронологии сюжетов или согласно сюжету. К материалу добавлю кое, что и своё, а начну, пожалуй, со снимка из фондов музея СКЖД, как с самого раннего. 1943 г. Ушла на запад война и в Аксае восстанавливается ж.д. мост. Скажу честно. Не представлял, что это за мост. Не знал вообще, что такой здесь был, но вот по карте железных дорог за тот же, 1943 год, оказывается можно его увидеть, что путь из Аксая прямо на юг был, оказывается, был. Вероятно, позже эту ветку заменили на ту, что пошла в Ростове через Зелёный остров. Это «железка». Далее будет материал о пеших, авто-переправах и водных путях.. То, что мы теперь можем видеть, для нас сегодняшних, почти экзотика. Чудо-машина ПАРОМ. Плывет по воде вместе со своим грузом. Любопытная деталь – на перевозимом мотоцикле номерной знак стоит на переднем крыле. Кто - как, а я привык по фильмам видеть это лишь на немецких мотоциклах. Наши были всегда (вроде бы) или только с задним номером, или уж вовсе без него. В фильмах «Волга-Волга» и «Когда деревья были большими»(а вдруг не он ?) паром был с ручным приводом. Стоял паромщик, а по фильму, даже паромщица, и крутил(а) рукой рукоятку, которая тянет трос. Мне встречались в жизни паромы с тракторным двигателем. Здесь мотора не видно и трудно говорить за счет какой силы он движется, но в то же время много людей руками взялось за канат. Как бы здесь не был самый-самый простой вариант привода – ручной и даже безо всяких рукояток. Опустевший правый берег. Окраина города Аксая в самом нижнем месте по течению Дона. Уже история. Ниже я приложил, думаю, тот же вид, но от 2010 года. Сходня для парома перешла в сходню для «малой аксайской флотилии». Прибытие на левый берег. На причале масса людей, возня, грузы, … и машина, «подводная лошадь», куча народу и т.п. на самом пароме. Очень хороший, экзотичный кадр. На берегу стоит водовоз. Здесь на мелководье легче набирать бочку, чем на крутом берегу со стороны города, а после, вновь на паром и в город. А там вода и для быта и для работы. Система, наверное, вечная. Даже я, не знавший войны, родившийся, гораздо позже её, умудрился поездить на бочке водовоза. В деревне это было, и меня, тогда пацана, взяли дяденьки покататься. Неожиданный след деятельности водовоза в нашем городе нашел в очень неожиданном месте мой хороший знакомый, Роман («МойФасад»): Вода, перевозимая в бочках, для строительных работ, всё таки была товаром, за неё платили и просто так взять и вылить воду в конце рабочего дня, конечно же было неразумно. Вода стояла, цвела, в ней, как в аквариуме, развивались водоросли и вот через сотню лет после установки терракотовой детали на печь в одном из старых домов мы видим те самые водоросли. Похоже те, которые мы "ботаники" :-), называем тиной. Они попали в состав глинянного раствора, высохли, приросли к декоративной детали и таким образом предстали перед нами. Не могу не приурочить к этой серии снимков и ещё один кадр. Занимательная сценка. Вероятно, дворовый водовоз. В доме при ж.д. станции уже есть водопровод, и водовозу не нужно везти воду от реки. Он заправляет бочку из крана, а после, судя по трубе-гребёнке сзади его бочки, поедет поливать улицу, что бы прибить дворовую пыль. Во всяком случае, так я воспринимаю сам этот кадр. Возвращаемся в Аксай. Теперь уже 1952 год. Жизнь понемногу входит в своё привычное русло. По Дону уже во всю происходит пассажирское сообщение. На снимке сооружение со страшным названием – дебаркадер. Это такое плавучее сооружение, которое не предназначено для плавания вдоль реки, а стоит на воде на привязи и служит этаким передвижным речным вокзалом. Как раз сейчас к нему причалил теплоход на который от туда и происходит посадка. Это он же спустя ещё почти 15 лет. Когда некоторые из пристаней были уже оборудованы стационарными речными вокзалами, эти довольно грандиозные сооружения, порой использовались в прибрежных зонах в качестве увеселительных сооружений, ресторанов и гостиниц. Последний, что мне довелось видеть вживую, стоял у ростовского речного вокзала ближе к бывшему «Морросу» и его (не знаю грамотного термина) понтон выглядел уже совсем не стальным. В результате многочисленных ремонтов он стал бетонным. Оказывается дыры латают и так. Кстати, про питерскую «Аврору», когда её отправляли на ремонт, тоже говорили, что она в днище чуть не наполовину была залита бетоном. Ну да это к слову. Прошли годы. На дворе 1965-й. Тот же вид что и пару фото назад. «Железка» стала электрифицированной. Уже год как введен в действие большой металлический мост в 540 с лишним метров в длину. Паром своё отработал. Его сняли. Осталась лишь одинокая дамба, а берег у города стан заниматься самыми разными сооружениями. На снимках 1967 и 1973 гг. Вроде всё пришло, как и стремилось к цивилизации, но … как в песне - «…Потому, что без воды, … и ни туды, и ни сюды…». Водные просторы зимой, всегда были для местных «аборигенов» прекрасной зоной отдыха. Всё. В завершение выражаю огромную благодарность хозяйке переданного фотоархива и за сами снимки и за предоставленный повод поразмышлять. Вынужденная приписка для «любителей истории», особо – ВСЕ приведенные материалы использовать можно, но с обязательной ссылкой на наш сайт. Источники: Личный архив, фото из фондов музея г.Аксая и из коллекции Л.Черняевой. | |
Категория: По краю Донскому | Добавил: Aleх272 (29.11.2011) | Автор: Александр, по материала Л.Черняевой | |
Просмотров: 3209 | Комментарии: 15
| Теги: | |
Всего комментариев: 15 | |||||||
| |||||||