[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Интернет выдал, что завтра, 9.02., у нас день авиации. У нас, конечно, город, не самый летающий, но история этого дела у нас, как оказалось, очень богатая. Почти всё, что сейчас будет сказано, на сайте «Ростовберег.ру», уже размещалось. Но что-то из этого было довольно давно, а главное, всё выкладывалось в разрозненных, не связанных между собой местах. Но всё же, я начну не с Ростова, а с истории лётного дела на Руси, вообще. Материалы эти дала не очень большая статья в «Приазовском Крае» из 1916 года. Суть её в кратком изложении такова (показанное курсивом здесь и далее - полные цитаты из газетных страниц): «… Ещё в царствование Ивана Грозного «Смерд Никита, боярского сына Лупатова, холоп», совершал, будто бы, полёт в Александровской слободе на изобретённом им аппарате. За такое «содружество с нечистой силой» «выдумщик Никита», по приказу Грозного, был казнён. «Человек, не птица, - говорится в приказе о его казни, - крыльев не имеет. Аще приставить себе таки крылья деревянные - противу естества творить. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело окоянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки дьявольскую помощью снаряженную, после божественной литургии, огнём сжечь». Как всегда, религия помогала на корню загубить любые благие начинания. Ещё примеры из этой же статьи: «1729 г. в селе Ключе недалеко от Ряжска кузнец Черпак-Гроза, назвавшийся сделать крылья из проволоки, надевал их на рукава, на вострых конца которых, надеты были перья, самые мягкие, как пух из ястребов и рыболовов, и по приличию на ноги тоже, как хвост, а на голову, как шапка с длинными мягкими перьями. Летал так мало дело, ни высоко, ни низко, устал и спустился на кровлю церкви, но поп крылья сжёг, а его едва не проклял». «1699 года стрелец Рязанский Серов делал в Ряжске крылья из крыльев голубиных великие и по своей обыкновенности, хотел лететь, но только поднялся аршин на 7, перекувыркнулся и упал на спину, но не больно». По поводу опытов приготовления крыльев из птичьих перьев небезынтересно вспомнить, что в 1507 году неудачный опыт при дворе шотландского короля Иоанна некоего итальянца был объяснен историком Лесли тем обстоятельством, что некоторые из перьев оказались куриными, а «[/i]». Но как видно, и голубиные крылья летать не позволяют. «1724 г. в селе Пехлеце Рязанской провинции: приказчик фабрики Перемышлева, Остроухов, вздумал летать по воздуху. Сделал крылья из бычачьих пузырей но, … и по сильному ветру подняло его выше человека, и кинуло на вершину дерева и едва сошёл, расцарапавшись весь». Сведения о воздушных шарах в России имеются, начиная с 1731 г. В этом году «в Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякушной, шар сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел на неё и нечистая сила подняла его выше берёзы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, которой звонят и остался жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву и хотели закопать живого в землю или сжечь». Далее автор сетует: «Такова судьба русских изобретателей… Братьев Монгольфье, спустя полвека, осуществивших изобретение нерехтеца, знает весь мир. А кто знает подьячего нерехтца из Рязани…?» В царствование Екатерины 2-й издан приказ, «чтобы никто не дерзал пускать на воздух шары», в предупреждение пожарных случаев и несчастных приключений"… Указ этот был отменён лишь Александром 1-м, к чему привел приезд в 1802 году в Россию итальянского профессора Черни, который не мог подняться на шаре… В 1812 году была попытка сделать несколько воздушных шаров для войны против Наполеона. Царя уведомили, что некий житель Вюртембергского королевства изобрёл «управляемый воздушный корабль, «который будет вмещать в себе нужное количество людей и снарядов для взрывания и истребления величайших армий». Ему донесли : «изобретение это сделает бесполезными войны, освободит человечество от адского разрушителя и сделает Вас судьёй царства и благодетелем рода людского». Иностранца пригласили в Россию, ему были отпущены серьёзные средства, но сделать ни чего не успели… Но импульс интереса к воздухоплаванию был задан, а главное, был уже снят запрет на полёты. И вот прошло 60 с лишним лет. 1879-й год, год активного начала полётов над городом: "Русский воздухоплаватель г-н Лаврентьев в Р.н.Д., как уже известно нашим читателям, построил новый аэростат, названный им, «Ростов на Дону». На этом аэростате было совершено им здесь 2 воздухоплавания. 1 состоялось 5-го, второе 12 августа. … Аэростат «Ростов на Дону» в общем виде довольно красив. Он вместимостью, по точному вычислению до 60.000 куб.футов. Окрашен цветами русского флага, а облегающая его сетка в синий цвет. К нему подвешивается корзина, вмещающая в себе 3-х путешественников, с обоих сторон которой на длинных шестах красуются флаги с золоченной надписью «Р.н.Д.». Первый полёт г. Лаврентьева был назначен из городского общественного сада". 5 августа 1879 г.: «В тот день с утра, хотя погода и была хмурая, но барометр сильно поднимался к верху, предвещая, что скоро облака рассеются. Действительно, с 12 часов дня небо совершенно очистилось, так что к 3 часам на горизонте не было видно почти ни одного облачка и бывший небольшой юго-восточный ветер к этому времени совсем утих. Ввиду того, что новый аэростат не был ещё опробован, и что г-н Лаврентьев не надеялся, что местный газовый завод мог в короткое время доставить необходимое количество газа, процесс наполнения им оболочки, начался в 7 часов утра, так, что очень немногим из публики удалось увидеть его. К 12 часу аэростат был почти что готов к полёту, который согласно афише, должен был осуществляться в 6-м часу вечера, а потому и дальнейшее наполнение аэростата газом было приостановлено до 4.30. Зрелище полёта аэронавтов было обставлено довольно эффектно. Ещё с утра гром пушечных выстрелов оповестил ростовскую публику, что наполнение аэростата газом идёт успешно и что условия к осуществлению полета благоприятны. Хор военной музыки играл в саду с 12 часов почти беспрерывно и тем зазывал публику, которая, действительно, не замедлила явиться. В одном только саду было до 5 тысяч зрителей. Улицы же, кругом сада и с крыши соседних домов были положительно запружены и переполнены народом. Все с нетерпением ожидали момента подъёма аэростата, зрелища в Ростове, невиданного. Все зорко следили, как в 5 часов окончательно наполнили аэростат газом и отвязали его от газопроводной трубы. Аэростат, приняв грушевидную форму, и будучи довольно массивным, при малейшем дуновении ветерка тихо колебался в воздухе, как бы гордясь своим величием перед окружающими его деревьями и кустами. Наконец, на исходе 6-го часа, аэростат подвели к корзине, прицепили её к гордому гиганту и стали уравновешивать подъёмную силу балластом. В корзину сели с г. Лаврентьевым, как уже упоминалось выше, актёр Петров и г. Эдельберг. Наконец, когда всё было готово к подъёму, Лаврентьев скомандовал: «отпустить задерживающие подъём верёвки, подкинь корзину». Музыка заиграла марш и аэростат быстро поднялся кверху и затем плавно полетел по направлению на север. Публика была в восторге от эффектной невиданной ею картины подъёма. … гул от приветственных криков долго заглушал собой музыку и пушечные выстрелы, которые салютовали воздухоплавателям. Через 2 часа воздухоплаватели благополучно спустились близ Ольгинской ст., в 22 верстах от Ростова. … Поднявшись на высоту 2 верст, они все почувствовали себя братьями, как бы отдельного самостоятельного мирка и распив брудершафт, начали любоваться представившимися им картинами земной поверхности. Панорама, открывшаяся им, была замечательно живописна. Ростов, Таганрог и Новочеркасск были у них, что называется, как на ладони. Кроме этих городов, им всюду виднелись в разных расстояниях более мелкие поселения. Азовское море вдали слилось, покрытое у своей поверхности легким туманов. Дон казался голубой лентой, небрежно раскинутой по зелёному бархатному ковру. … На 2-вёрстной высоте звуки ещё долетали до слуха путешественников. Так они ясно слышали, как одна казачка близ Аксайской ст., увидевши аэростат, закричала – «Чёрт летит! Ребята, стреляйте в него!». Другая-же более бойкая закричала: «Чёрт, чёрт! Огурчиков не хочешь?» Путешественники вдруг, рассмеялись, и стали кричать бабе: «Кидай скорее в корзину». У Аксая, в видах безопасности, воздухоплаватели решились подняться выше. Мешок песку полетел на землю, а затем были сброшены ими и шесты от флагов, которые летели на землю очень медленно, описывая в своём падении кривую линию. Облегчение аэростата заставило его быстро подняться. Путешественники в несколько минут перелетели облачное пространство и почувствовали сначала сырость, затем ощутительный сухой, холодный, довольно редкий уже, воздух. Причем, никакого звука уже не долетало. Абсолютная тишина, какую не испытывает человек на земле, стала им знакома. … Взглянувши вниз, путешественники заметили, что солнце для обитателей земли, в их горизонте, уже закатилось, тогда как они продолжали его видеть ещё минут 10. …Приближаясь к Ольгинской станице, когда наступила уже темнота и для воздухоплавателей, и когда вся земля казалась им как бы, в тумане, они начали думать о спуске. Г-н Лаврентьев, как главнокомандующий, открыл клапан, но не будучи ещё с его действием, вероятно, продержал его открытым несколько секунд более, чем следовало, вследствие чего аэростат стал спускаться вниз совершенно отвесно с страшной быстротой, что они успели, однако, заметить, и несмотря на неимение с собой барометра. По команде Лаврентьева путешественники общими усилиями торопливо стали выкидывать всё, что было в корзине: хлеб, пустые бутылки, арбузы, верёвки, всё мигом полетело на землю. .. стало заметно, что аэростат пошел по диагонали и при том, с меньшей быстротой. Тогда, тот час же был брошен якорь и путеводная веревка. Облегченный аэростат сам по себе уже пошел плавнее и вдобавок встретил в нижних слоях атмосферы заметное течение, неминуемо проявляющееся на закате солнца от неровного охлаждения почвы. Аэростат был замечен населением Ольгинской ст., часть которого бросилась останавливать его полёт за путеводную верёвку. Но это оказалось не так просто. Верховые казаки, и те, отставали от бойко несущегося воздушного гиганта. Наконец, … одному молодому казаку удалось как то схватиться за верёвку и тяжестью своего тела вонзить якорь в рыхлую почву. … Через две – три минуты они были уже на земле, среди обитателей Ольгинской станицы, приветствовавших и поздравлявших их со счастливым окончанием бесстрашного путешествия. Многие казаки даже благодарили за то, что они спустились именно у их станицы… Поселяне Ольгинской ст. получили с путешественников приличное вознаграждение за содействие при спуске, и это, видимо, им понравилось. В 2 часа ночи воздухоплаватели были уже в Ростове. … Г-н Лаврентьев – настоящий аэронавт. Он построил самолично, уже 3 аэростата, исполняя лично все главные работы и допуская помощников, только в мелочах. При постройке аэростата «Р.н.Д.» им лично выполнены следующие работы: кройка, плетение сетки, и корзины, вытягивание сетки воротом, смазывание резиной оболочки аэростата (выполнен из коленкора), модель якоря, все верёвочные скрепления, необходимые для подвески корзины, клапаны и даже все крючки для прикрепления мешков, и те скованы руками Лаврентьева. Им же выбирались и покупались все материалы для постройки воздушного шара. А так как он стоился здесь же, то Лаврентьев и пожелал его назвать, «Р.н.Д». Воздухоплавание в России и теперь ещё редкость. Так, в настоящее время, в нашем отечестве, насколько нам известно, имеется один только аэростат в Петербурге, принадлежащий г. Бергу. На нем производятся еженедельные путешествия по воскресеньям из Крестовского сада г. Роберт и г-жа Васильева. Аэростат г.Берга, прозванный «Прогресс» по словам очевидцев, далеко уступает по размерам в величине и красоте вновь построенному г. Лаврентьевым. Самый подъем, по словам очевидцев, г. Лаврентьевым обставляется эффектнее, чем в Петербурге. … Замечательно, что г. Лаврентьев, происходя из крепостных дворовых людей, будучи почти неграмотным и совершенно не знакомым с научными сведениями и лишенный, кроме того, всяких денежных средств, сумел к себе вселить доверие и открыть кредит и в деле воздухоплавания, опередить, видимо, многих ученых аэронавтов. … /Очевидец/». «Полёт аэростата «Р.н.Д.» повторился из городского сада 12.08, при той же обстановке, какая была в 1-й раз, но только спутниками г. Лаврентьева явились присяжный поверенный г. Куприянов и модистка магазина Короткова, г-жа Кладова… На этот раз аэростат, по словам г. Лаврентьева, вследствие небольшого облегчения его от балласта, быстрее достиг при полёте той же высоты, как в первый раз, т.е. в с небольшим версты (хотя точных измерений не велось за неимением барометра), Неимение барометра отнимает возможность плавного спуска и ни что (особенно ночью) не ручается с какой быстротой воздухоплаватели пойдут вниз (без него сложнее определить количество выбрасываемого балласта). … Падение аэростата у земной поверхности более 4 метров в секунду, уже составляет опасный спуск…» Многие воздухоплаватели берут с собой балласт взвешенный, от нескольких золотников до пудового размера, г. Лаврентьев делает это «на глазомер». Однажды у г-на Лаврентьев произошла авария. Зацепившись за дерево якорем, он стал противоборствовать удерживающей силе выбрасыванием всего балласта, что привело к тому, что якорь лопнул. Но г. Лаврентьеву всё же довелось удачно опустить аэростат и доставить своих путешественников целыми и невредимыми. В этом полёте, 12.08 спуск аэростата совершился к 8 часам вечера в 25 верстах от Ростова, не далеко от села Синявки, близ хутора Черчелева. Наступившая темнота и близость моря, к которому вели нижние воздушные потоки, заставили г. Лаврентьева спускаться в камышах. С какой скоростью происходило опускание, уже ни кто сказать не может, при том, ещё и не было близких очевидцев. При приближении к земле был сброшен весь балласт и путешественники не получили ударов ни при первом ударе корзины о землю, ни при рекошетировании, благодаря путеводной верёвке, запутавшейся в камышах…. «Местность, на которой пришлось опуститься воздухоплавателям, далеко не благоприятствовала уборке аэростата и отдыху. Миллионы комаров, сырость от росы и плохой выход к жилью по болотистой почве через мокрый камыш вышиной в рост человека, не позволили нашим воздухоплавателям искать комфортабельного ночлега. Г.Куприянов успел, однако, достигнуть жилой хаты, а г.Лаврентьев с г-жой Кладовой должны были провести ночь в нежилой землянке рыбаков без огня. Местность была на столько неудобна, что г. Лаврентьев, несмотря на все свои усилия, не в силах был освободить от газа аэростат и вынужден был его оставить до рассвета на произвол судьбы и ветра. … Он большую часть времени до рассвета провел на крыше, охраняя свою спутницу и наблюдая за покинутым аэростатом. С восходом солнца г. Лаврентьеву удалось зазвать рабочих и, при помощи их собрать аэростат, который тот час же, для ремонта был отправлен в Ростов для ремонта, куда в 11 часов дня благоприятно прибыли и все путешественники. … Аэростат «Ростов – на – Дону», будучи отремонтированным, успел уже 19.08 благополучно совершить третий полёт из Таганрога. 30.08 г. Лаврентьев на аэростате «Р.н.Д.» совершит воздушное путешествие из Одессы, куда он на днях и уехал». Это были самые первые полёты, самого первого ростовчанина – воздухоплавателя. Как уже сказано, его «Ростов на Дону» летал ещё в Одессе, а кроме того в Таганроге. Всего было подъёмов этого шара не менее пяти. Ростов сжился с новым аттракционом. Обыкновенный бывший крестьянин – самоучка. Как и где закончилась его судьба, не известно. Теперь логично было бы привести рассказ о том, как такое новое зрелище стало набирать обороты и само по себе уже людей не удивляло. Прошло полтора десятилетия и устроители зрелищ стали демонстрировать смежные, с воздухоплаваньем, зрелища, в том числе, парашют. …который, впрочем, не всегда помогал из-за излишней самоуверенности летунов. Этот трагический материал уже освещался на сайте в статье о циклодроме Асмолова. Июнь 1895 г. – «Александровский сад. В воскресенье, 18.06.1895 г., совершит полёт на воздушном шаре с парашютом ростовский житель г. Красинский, под личным наблюдением г. Древицкого. Начало полёта в 7 часов вечера. А так же грандиозное гуляние в бенефис администратора В.Соломонского. /Воздухоплаватель, В.Древицкий/». А через 2 дня: «Жертва воздушного полёта. 18.06. в 7 часов вечера, состоялся воздушный полёт К.Красинского (далее К.К.), закончившийся весьма трагически. Ещё за 2 часа до полёта вся площадь перед Александровским садом была переполнена публикой, которая собралась взглянуть на смельчака, решившегося подняться на недосягаемую высоту. В самом саду возле шара, окруженный со всех сторон любопытными, хлопотал г. Древницкий, под чьим наблюдением должен был совершаться полёт. Вскоре в сад прибыл и сам К.К.. Молодой и здоровый, этот юноша своим смелым и весёлым видом произвёл на публику самое хорошее впечатление. Перед полётом г. Древницкий стал предлагать молодому человеку спасательные снаряды на случай, если парашют унесёт его к Дону. К. наотрез отказался взять с собой снаряды, говоря, что ничего не боится, что он отличный пловец и покажет ростовцам как летает по воздуху… Наконец, все приготовления были закончены, канаты за которые был прикреплён шар, перерезаны и при тихом ветре шар плавно и быстро стал подниматься вверх, увлекая за собой привязанный сбоку парашют и К.К., усевшегося на трапеции… Все присутствовавшие при полёте подняли головы и, не спуская глаз с быстро улетавшего шара, казалось, застыли на своих местах. Прошло ещё несколько минут и гигантский шар поднялся на такую высоту, что стал казаться совсем маленьким. Публика заволновалась. Никто не мог поверить, что этот полёт закончится благополучно. Даже сам г. Древницкий пришел в крайнее смущение когда взглянул, на какой высоте находится шар. Но вот от шара, который едва был виден, показался густой столб дыма, после чего он стал быстро опускаться по направлению к Ростову. В это время от него отделилась какая-то черная масса, которая, качаясь во все стороны, благодаря поднявшемуся ветру, понеслась налево к Дону. Массой этой был парашют, на котором, как казалось, благополучно спускался юноша – воздухоплаватель. Чем ниже парашют опускался, тем дальше его уносил ветер в сторону. Наконец, как парашют, так и К. совершенно скрылись из глаз зрителей, исчезнув где-то вдали, за деревьями. Публика облегченно вздохнула, похвалила неустрашимость молодого человека и медленно стала расходиться по домам. Только поздно ночью разнёсся слух, что К. утонул в Дону. Первым сообщил эту печальную весть Д., который сейчас же поехал разыскивать своего несчастного ученика. Напротив ст. Александровской он нашел плавающим по реке парашют, но самого К. нигде не было видно. Полагая, что он в станице, г.Д. отправился туда и там узнал о трагической кончине молодого человека. Жители станицы рассказали ему, что видели сами, как К. выпустив из рук парашют, упал в воду и больше на её поверхности не показывался. Вчера утром труп К. был найден близ ст. Александровской в камышах». Тем не менее шар, уже твёрдо сидит в головах и его изображение уже становится неким символом головокружительных ожиданий для обывателя Последнее, что можно сказать о ростовчанах и аэростатах, это объявление, где мы лишний раз убеждаемся в том, что полёты уже не просто обыденны, но и развлекательны. А июле 1896 года некий Гирчис А.А. (к сожалению, нет ни каких подробностей об этом имени), на воздушном шаре «Гигант» поднимется в небо над театром Любова и совершит ряд акробатических и гимнастических упражнений, подвесившись на трапеции под корзиной шара. Этот аттракцион объявлялся на протяжении более, чем недели. А потом начались забавы с авиа полётами. Россия, как всегда протормозила, даже будучи страной – Родиной самого первого реально, летавшего аппарата. Правда ценой этого «торможения» стала вот такая галерея жертв ранней авиации, к счастью, почти полностью без русских лётчиков И как видим, в этом общем групповом портрете, русская фамилия всего одна – Мациевич. Более того, русский же, Глеб Евгеньевич Котельников соорудил самый первый, удобный, ранцевый парашют. И говорят, что создал он его, под впечатлением от гибели капитана Мациевича... Но это было далеко, в столице. А у нас в 1911 году уже рекламировало себя «Ростово-Нахичеванское н.Д. отделение Императорского всероссийского аэроклуба». А впереди было ещё очень и очень многое… П.С.: Очень жалею об утрате самой важной иллюстрации к этому материалу. В одной из местных газет было помещено фото со сценой взлёта воздушного нара, по-моему, «Гигант». Я всё ещё ищу её и в случае, если получится найти, обязательно вставлю её в этот материал. А пока, простите, это всё. Источники: Архивная работа, ДГПб, интернет, личная коллекция | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (08.02.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1081 | Комментарии: 4
| Теги: | |
Всего комментариев: 4 | |||
| |||