С праздником 8-е Марта!!! (1) |
С Новым, 2025! (2) |
Снова о мельнице братьев Парамоновых (2) |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
Кирпич с клеймом "М" (3) |
Старая вывеска. (0) |
Окрестности Ростова-на-Дону. (2) |
Трамвайная табличка (3) |
Зерноградский районный Дом культуры (0) |
Бочеев Владимир Александрович (0) |
Кафе "Чашка чая" (6) |
С НОВЫМ ГОДОМ! (0) |
Перевод книги с русского на русский. 1907 год, История Покровской церкви (1) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Дом фирмы «Гельферих-Саде». Здание очень нескромной красоты и изящности. В Ростове другого подобного здания торгово - промышленного назначения, я сразу и не припомню. Фирма-владелец этой красоты по происхождению, харьковская, где немец Максимилиан Гельферих основал сначала посредническую торговую фирму по продаже сельхозмашин, а позже и построил собственный завод по их изготовлению. Когда сама фирма впервые обосновалась в нашем городе сегодня сказать трудно. Самое раннее найденное автором этого материала официальное о ней упоминание в разного рода печатных материалах старых лет относится к апрелю 1878 года, когда её рекламное объявление было размещено в «Донской Пчеле». Тогда её представителем здесь был назван Иван Романович Мартын. Возможно, оно было и не первым, не знаю, но более ранних я не встречал. Впрочем, есть интересное замечание. В 1875 году в Таганроге в церковной книге была сделана запись о рождении в Харькове дочери Антонины у прусско-подданного Германа Гельфериха и его супруги Марии, урожденной Вейелинг. Исходя из того, что такая фамилия родителей встречается не часто, да плюс их Харьковского места проживания, с высокой степенью вероятности можно утверждать о том, что Герман был одним из родственников основателя фирмы. Не знаю, почему регистрацию рождения провели в Таганроге, возможно, это был ближайший к Харькову римско-католический приход, а может быть их грузы прибывали в Россию из-за рубежа именно в Таганрогский порт, но как бы то ни было, у Гельферихов появилась возможность познакомиться с Донским краем … Первым собственным владением фирмы в Ростове было место на углу Малой Садовой улицы и Покровского переулка (Сегодня там жилой дом, думаю, из 1970-х). Фирма обживалась в Ростове совершенно непонятным образом. Сначала это были рекламы ростовского представительства, возглавляемого И.Р. Мартыном. Печатались они не так уж часто. Затем вовсе исчезли на несколько лет. Стоит сказать, что подобная этой, фирма «Гулье-Бланшард», печаталась почти в каждом газетном номере в 1880-е, а порой, даже бывало, в одной газете печатали по паре её объявлений. Не знаю, возможно, перерыв в активности Гельфериха был связан с постройкой харьковского завода(???). Но и потом, когда реклама Гельфериха возобновилась, она была так же, не частой. Эта закрытость фирмы нам не даёт, пожалуй, самого интересного для нас, ростовчан. Мы не знаем точного времени постройки здания их фирмы на Большой Садовой. Дело в том, что изменения всех построек в городе мы можем уверенно отслеживать по так называемым «Книгам оценок …», но книг за каждый год мы сегодня не знаем, и картина вырисовывается следующая: Оценка этого имения в 1900 г. равнялась 13.300 руб., а в период 1902…14 г.г., уже 32.000 руб. (были и дальнейшие изменения, но они были не столь существенны). Выходит, здание появилось в период времени между, условно, летом 1900 года и летом 1902-го. Просмотр списков разрешений на постройки и ремонты зданий в городе, периодически, публикующиеся в газете «Ведомости Ростовской н.Д. городской управы», тоже эффекта не даёт, из-за той же проблемы. Не все газеты нужного периода нам доступны. И теперь я хочу увлечь Вас, уважаемые читатели в интересное «следствие» по этому вопросу. Прежде всего, приглашаю взглянуть на одну старую почтовую фотооткрытку. Вот эту: Открытка эта представляет собой самый настоящий исторический документ. Мы видим на ней постройку здания фирмы Гельфериха. Насколько можно понять, это момент выполнения кровельных работ. После закрытия кровли, будут начаты внутренние отделочные работы, и, грубо говоря через пол года – год здание можно будет открывать. Но, … Ох уж эти «НО». Каждый, озабоченный коллекционированием старых открыток, знает, что выходили они в тираж без указания года выпуска. Да ещё и могло быть такое, что фотографию для изображения на почтовой карточке, могли изготовить за несколько лет до тиража. Пример – серя открыток тиража 1902…1906 г.г. с видом Ростова фотографа Петрыковского, выполненными в начале 1890-х. Так, когда же выполнено это фото? Вот тут и начинаем мы своё «следствие». Что за признаки времени здесь ещё можно заметить? - фотосъёмка выполнена в теплый период времени (середина весны … начало осени) – все деревья покрыты листвой, не заметно следов листопада; Таким образом, учитывая, что надстройка 2-го этажа запечатлена уже в состоянии разгара, возможный период фотосъёмки определяется периодом не ранее конца лета – осени 1899 г. и осени 1901 г. «Вилка» времени определяется в довольно широком диапазоне, поэтому продолжим анализ; - во дворе ближнего слева здания по Б.Садовой улице на уровне 2-го этажа происходит строительство; - просматривается рельсовый путь, но, похоже, ещё конки, но не электрического трамвая; Понимая место постройки, которую мы видим на фотоснимке, и вчитываясь в списки разрешений на постройки и ремонты зданий в городе, в Ростовских «Ведомостях …», отыскиваем кое-что нужное - разрешение на надстройку 2-го этажа над зданием склада Владимиру Риделю было выдано 15 июля 1899 г. Увы, это тоже пока не ответ. Разрешения на постройки в старом Ростове действовали в течение 2-х лет. Развивая поле поиской озабочиваемся серийным номером почтовой карточки. Он помещен в левом нижнем поле картинки. «№6» - для пущей заметности он обведён ярким красным кружком. И теперь, просматривая коллекцию открыток, изображения, помещённые на «Госкаталоге», разных аукционах, обнаруживаем целую серию открыток к которой принадлежит и рассматриваемая. Есть №№1, 2 и 5. Третья и четвёртая пока неизвестны, но и это уже хороший «разбег» для поиска. Все фотоснимки явно принадлежат к одной серии. Выполнены с высот строящегося здания Алесандро-Невской церкви («Новый собор»), сделаны поочерёдно, обзорно с юга на север и далее на восток. Кстати, в нижнем правом углу каждого изображения обнаруживается номер кадра, присвоенный ему, скорее всего, самим фотографом. На номере 1 – 89952; на №2 – 89953; №5 – 89956. Я думаю, это более чем доказательство того, что это фотоснимки единой серии. На нашей открытке, скорее всего, должен был быть №89957, но, его нет. Вероятно, номер «ушёл» в свободное от изображения, поле. Что нам дают найденные изображения? Картинка №1, пожалуй, ничего. Здесь всё статично и пока ещё на несколько лет, мало, что заметного произойдёт. Картинка №2 существенно интереснее. Здесь происходит активное перемощение мостовой. Причем, я бы сказал, через чур, активное. Посмотрите – заготовленный камень лежит кучей под домом на Дмитриевской улице. На тротуаре поперёк этой же улицы и на самом проспекте почти хаотично лежат столбы и некие крупные не то камни, не то ещё что-то. Камень сложен и на тротуаре по проспекту. Впрочем, не буду перечислять все места этого производственного беспорядка, т.к. счёл возможным выделить все эти места на картинке цветом, но поясню. В интересующий нас период (1900…1902 годов) Ростов переводил свой конный транспорт на электрическую тягу. В чём это выражалось внешне? Устанавливались столбы опор контактной сети, при этом не только сами столбы, но и велись подземные электрические коммуникации. Я думаю, многие интересующиеся историей, помнят ещё недавно в большом количестве разложенные по улицам города чугунные крышки с надписью «Трамвай». ![]() А значит, прокапывались траншеи вдоль всех путей прохода нового трамвая. Переукладывались новые рельсы на более грузоподъёмные и 2-х ребордные. В общем, объём работ был весомым, но город требовал от людей занятых этой работой соблюдения приличий. В частности, газета «Приазовский Край» от 20 мая 1901 года писала: «Контрагент по сооружению трамвая, сдав исполнение предварительных работ нескольким подрядчикам, заградил строительными материалами не только тротуары, но и обочины улиц, благодаря чему проезд по ним стал затруднительным. Поэтому ростовский полицмейстер вошел в управу с заявлением о необходимости упорядочения проездов. Управа предложила подрядчикам Геронимусу и Торлецкому убрать с обочин строительные материалы. В случае неисполнения этого, они будут привлечены к ответственности». Описанная ситуация как нельзя лучше подходит под вид на этой фотографии. А в те времена управа была очень серьёзным органом. И если обещала принять меры, значит, примет. Поэтому, я думаю, что искомая временная «вилка» с ранее наблюдавшегося периода от лета до лета 1900…1902 годов, может быть сокращена до 1900…1901 годов. На фотографии есть ещё один очень интересный объект, который интересен и сам по себе и полезен к определнеию нужной нам даты. Мы не знаем времени, когда были окончательно завершены постройка и отделка здания нового Городского Доходного дома (он же, дом городской администрации), но посмотрите на него. На этой картинке он весь по восточной стороне покрыт строительными лесами. Это не ошибка. Дом начал эксплуатацию на неопределённый срок раньше, чем были закончены все работы. Доказательство? Пожалуйста. Два вида Городского дома. На верхнем ещё сохранены леса, но на первом этаже здания уже установлены «маркизы» над окнами магазинов арендаторов. И если на верхней картинке все, то на нижней, верхние балконы ещё совершенно не оборудованы ограждениями. А вывески арендаторов уже установлены. Но не станем на этом заостряться, это просто интересный факт, но что можно сказать о дате этого конкретного фотоснимка? Просмотр брошюры [1], изданной городской думой в 1902 году сообщает нам такие сроки – «Постройка Городского Общественного Здания. На эту постройку по отчету Управы в 1899 году израсходовано 169.361 руб. 19 коп. В виду её окончания в настоящее время, Ревизионная Комиссия находит уместным признать необходимым составление особого, по постройке … здания технического хозяйственного отчета.… При этом желательно, чтобы отчет этот согласовывался по общей сумме с произведенными Городской Управой на этот предмет расходами на протяжении всего строительного периода 1898, 1899 и 1900 годов» - то есть, 1900-й год был годом окончания всех ремонтных работ по Городскому Доходному дому. Картинка под номером 5. Очень интересно, думаю будет всем взглянуть на то, какие метаморфозы издатели почтовых карточек производили с изображениями. На первый взгляд картинка, как и №1, кажется статичной Перед нами 3 карточки с одним и тем же изображением. Первые два абсолютно идентичны, настолько, что даже читается один и тот же серийный номер фото в нижнем углу справа. Но изображения изображениями, а открытки относятся к разным тиражным сериям. Это видно по их внешнему оформлению – есть или нет серийного номера карточки, по другому выполнены подписи. Последнее, более крупного формата без обрезки нижнего края и с зачищенным от двух извозчиков, изображением. Всё остальное абсолютно идентично. Та же группа людей на углу под зданием, где позже появится РИНХ, остальные экипажи… Все на своих местах. Исчезли только размытые, проходящие по перекрёстку. Исчез и серийный номер фото. Картинка раскрашена искусственным образом, т.к. цветного фото ещё придумано не было. Впрочем, я вновь отклоняюсь от темы. Но этой фотографии имеется ещё один объект, позволяющий датировать фото. Обращаем внимание на здание с выполнением кровельных работ на Большом проспекте, почти на углу с Пушкинской. Это место по книгам оценок определяется как часть имения семейства Оболешевых. Заглядывая в очередной раз в ростовские «Ведомости …» находим, что 14 сентября 1900 года владельцу дома было разрешены исправить крышу и выполнить внутренний ремонт дома. Полагаю, что если домовладелец заявил ремонт кровли, это было сделано не просто так. Видимо, она протекала, или просто была ветхой, неправильно выполненной,… и откладывать её ремонт к весне, т.е. через межсезонье и зиму, нормальный хозяин не будет. А значит, с высокой степенью вероятности, этот ремонт выполнялся практически сразу с получением разрешения на работы – и с этими новыми данными «вилку» времени можно уверенно сократить до периода от конца сентября 1900 до конца осени 1900 года. В принципе, это всё. Время изготовления фотографий определено как осень 1900 года. Это подтверждается и видами открытки №2 (городской дом) и №5 (дом Оболешевых), а так же не противоречит виду №6 (надстройка дома Риделя), а так же всеми ими вместе по отсутствию столбов-опор контактной сети трамвая. Что же касается постройки здания фирмы Гельферих-Саде, исходя из тех же соображений, кровельные работы по зданию, так же, должны были выполниться в срок не позже начала сырого погодного периода, вероятно, до середины 1900 года. По завершении кровельных, должны были остаться лишь внутренние отделочные работы, а ввиду больших габаритов здания, эти работы, как требующие времени для качественной просушки оштукатуренных и окрашенных поверхностей, скорее всего выполнялись весь зимний и возможно, весенний период. Таким образом о времени завершения постройки и ввода здания в эксплуатацию, с высокой степенью вероятности, можно полагать, как о втором квартале 1901 года. Ну и самое последнее – раз уж эта статья посвящена зданию фирмы Гельферих-Саде, добавлю ещё один малоизвестный факт. Первая Мировая и Гражданская войны раздробили Российскую Империю. На харьковщине сначала обосновался большевик Антонов-Овсеенко, затем появился немец, а после и разные Скоропадские, Петлюры и прочие деятели. Удивительно, но руководство фирмы Гельферих не ушло с немцами на запад, но оно и не стало ждать волны новых и новых грабежей. Оно поступило просто. Оставив свой завод и всё нажитое, руководители фирмы выехали «в Ростов к Каледину», при том это был не переезд частных лиц, а именно переезд фирмы. Когда в Харькове укрепились большевики, о брошенном заводе было сообщено в Питер и 14 марта лично Лениным был подписан декрет о конфискации всех активов фирмы в пользу «рабочего и крестьянского правительства». Таким образом, на некоторое время Ростов стал главным адресом фирмы «Гельферих – Саде», при том не по адресу своего торгового дома, а в приобретённом им новом здании, бывшем доме Паулинга. А известен этот адрес нам стал благодаря вот такому документу – страховое свидетельство на недвижимое имущество фирмы Самое последнее: Прошли годы, десятилетия. Через Ростов прошла страшная война. Сегодня мы знаем бывшее торгово-промышленное здание фирмы Гельферих-Саде в совершенно непохожем на первоначальный, виде. Незнание истинной причины этой метаморфозы, некоторое время назад объяснялось тем, что в военные годы в центральную часть здания попала бомба и оно было разрушено, а уже восстановление велось по более современным «лекалам». Эта версия неоднократно встречалась на просторах интернета. Однако, истинная причина, как оказалось, была совсем в другом. Это фотография времени реконструкции здания в 1950-е из фондов самого музея (РОМК). Никакая бомба здесь не падала. Просто напросто, при решении вопросов перевода сюда музея, подготовительная комиссия сочла здание обветшалым и ненадёжным. Перекрытия потолков были сочтены подгнившими… А раз здание переживало кардинальную перестройку, в условиях экономии средств и «борьбы с архитектурными излишествами» было принято решение вид здания изменить, декоративно упростить и закрыть его двор массивным ограждением с воротами. В результате мы имеем то, что видим. Теперь, точно, ВСЁ. Ссылка: [1] – «Доклады Ростовской на Дону городской постоянной ревизионной комиссии по проверке отчета Городской Управы по исполнению росписей 1896 – 1900 г.г.»; Р.н.Д., 1902 г.; стр.147; (сайт электронных изданий ДГПб). Источники: личные архив и коллекция, РОМК, сайт Госкаталог.рф., электронный читальный зал ДГПб. | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (16.02.2025) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 183 | Нравится: 1 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||