[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Станция Екатерининской железной дороги. Работа над ошибками. Время течёт, знания пополняются, выявляются новые познания. В материале «Высочайшая экскурсия по Ростову на Дону 1869 года (вояж №1)» было представлено изображение, убедительно подходящее под вид первой ростовской станции Юго-Восточной (ранее, Козлово-Воронежско-Ростовской) ж.д., ранее существовавшей под Ткачевским переулком на берегу, по соседству с водозабором ростовского водопровода. Дорога приходила в город от Нахичевани, а ещё дальше, от Новочеркасска и Александровска Грушевского. К картинке прекрасно подошло и схематичное изображение станции с городского плана. Статья 2015 года. Уже, казалось бы, многое было известно, и попавшее тогда в зону внимания редкое фото, в самом деле было и к месту и ко времени, но прошло ещё 5 лет… Но, не зря существует фраза, «Век живи, век учись». На одном из интернет – аукционов некоторое время назад появились новые лоты. Пакет фотографий из одного альбома, вероятно, выпущенного, думается, к 40 (25) -летнему юбилею Екатерининской ж.д. (Две юбилейных даты, это не от сомнений, читайте дальше). Концессия на постройку Курско-Харьковско-Азовской ж.д., как называлась первое время, основная её ветка в нашем направлении, была утверждена в 1869 г. и строилась она в первую очередь, совершенно не для пассажирских перевозок, а для связки Криворожских рудных и Александровских угольных бассейнов с городами – потребителями этого сырья. Это было важно, так как уже существовали несколько заводов (Луганский и Сулинский, возможно, другие), сырьё к которым, до сих пор, разумеется, приходило мелкими партиями, и нестабильно. Далее сеть развивалась и имела уже, конечно, не только промышленное значение. И вот смысл каламбура из юбилейных дат. В 1909 году исполнилось 40 лет со дня утверждения концессии, по сути, дня рождения дороги, а в «Юбилейном издании к 25-летию Екатерининской ж.д.» отмечено, что фактически, эта дорога была «открыта для правильного движения 18 мая 1884 года», таким образом, в 1909 году было одновременно её и 40, и 25-летие. В тоже время, в одном из музеев в Ростовской области представлен стенд к «другому» юбилею - 50-летию этой дороги. Разумеется, это чистая ошибка. К Ростову эта дорога пришла со стороны Таганрога, но, несмотря на более ранний год её основания, к нам она пришла не сразу. Сначала её конечная станция была в г. Таганроге и уже после она была доведена до Гниловской станицы. Но ж.д. станцию Гниловской не назвали. Имя станции дали по городу Ростову, как ближайшему к ней крупному ориентиру, но с приставкой, «Ростов-Азовский» (сегодня это территория остановочной площадки электричек «Ростов-Берег»). Несколько позже, конец этой дороги был доведён до соединения с другими дорогами, приходящими в Ростов. Вокзал бывший ранее только вокзалом Владикавказской дороги, стали называть вокзалом 3-х железных дорог. И вот теперь к тем самым лотам, о которых говорилось в начале. Вот первый снимок, на котором твёрдо угадывается место его съемки Виден «чугунный» мост Влк.ж.д. и, хоть очень плохо, общая панорама города. Хорошо видна почти вся восточная сторона станции. Складские амбары, железная дорога и пути подъездов гужевого транспорта. А теперь снимок, ранее, мной представленный, как станция Ростов на Богатянке. В статье, где этот снимок представлялся в 2015 году, он сличался с фрагментом городского плана на предполагавшемся месте и сходство казалось бесспорным. Не согласны, с тем, что это Ростов-Азовский? Давайте сравнивать снимки. Этот снимок и предыдущий. Снимок выполнен с откоса станционного холма. Прямо под ногами фотографа проходит полотно дороги, по краю которой установлены столбики – отбойники, далее небольшая полоска зелени и далее сплошной щитовой забор, ограждающий всю территорию станции. Ниже забора опять полоса склона, покрытая травой и далее опять ограда, но теперь на редких столбиках, выглядящая, как два ряда жердей или чего-то подобного. Далее широкая полоса светлой проезжей части, ниже которой сама железная дорога и далее береговая полоса реки Дон. Взгляните на оба снимка и увидите на них одно и то же. И есть ещё пара «изюминок» этого кадра. Она кроется в самых крайних объектах снимка справа. Обе они помечены на выделенном фрагменте кадра. Объект №1 здесь очень напоминает сохранившееся до сегодня паровозное депо станции. Оно здесь по месту подходит уверенно, хотя по внешнему виду может быть оспорено. Мы почти не видим его деталей. А оно должно быть таким: Но если об объекте «№1» я пишу не будучи во всём уверенным, то попробуй, кто-нибудь оспорить объект №2: Мной были на аукционе приобретены, кроме показанных двух, ещё одно широко известное, правда, в существенно лучшем виде: Остальные картинки были не менее колоритны, но они были в основном с изображением людей и … вагона. Возможно, я не стал, бы, экономить и приобрёл бы все предлагаемые изображения, но обезличенные портреты меня мало интересуют, не интересуют меня и любые другие железнодорожные станции, кроме ростовской, а детали вагона видны и на тех «демонстрашках», что выкладывались для представления лотов аукциона. В заключение материала показываю их все, изображающие ростовчан и Ростов: Это тот снимок, о не приобретении которого я жалею. Здесь он, один из случайно найденных в «сетях». Это средний снимок между двумя первыми показанными. Довольно редкое для старых фотографий место - постройки левого берега. Где-то там были судоремонтные мастерские Феофани и мойки нескольких ростовских купцов, а теперь бывший завод ЖБИ, в чьи стены ушла всеростовская отравительница – табачная фабрика. Теперь сами ростовчане: Агенты службы движения ст. Ростов Кондуктора ст. Ростов Агенты службы движения ст. Ростов И вот обещанные, вагонные «изюминки» в окружении, так же, ростовчан. Мастеровые и рабочие депо Ростов Кто, когда-нибудь, видел, как оформлялись старые вагонные таблички с указанием маршрута и класса поезда? Ни в одном современном кино «о тех временах» нам такого не показывают, а мы теперь, хотя бы, не в полном виде, видим их. Плюс эмблема Екатерининской железной дороги и герб России между окнами вагона. «Спальный вагон без пересадки … и через … Ростов (перечень станций по маршруту поезда) … Rostow …..» Многое не видно, но принцип ясен. Вот такой вышел сегодня совсем не большой материал, который одновременно и поправляет ранее допущенную ошибку и даёт новую иллюстрацию к жизни старого Ростова и ростовчан. Источники: интернет, личная коллекция, ДГПб | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (15.04.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1201 | Комментарии: 7
| Теги: | |