При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
История станицы Гниловской
Во 2-й половине 18-го века Гниловской стан начинает преображаться. В 1765 г. жителями поселения была построена небольшая часовня во имя св. Троицы, где уже было возможно проводить все необходимые религиозные ритуалы. Позже, в 1784 г., вместо неё была построена деревянная Троицкая церковь. Сейчас не многие знают, что в пер.Рельефном (бывший Троицкий спуск) от ул.Портовой вниз к Дону, в крохотном дворике, буквально «отвоёванном» в 1995 г. станичниками у местных властей, и их же силами и на их же средства, возведена Троицкая церковь. Именно на этом месте, почти 2 с половиной века назад была построена часовня во имя св.Троицы, а позднее одноименная церковь. По сути дела, это было одно из первых церковных сооружений в черте будущего Ростова. Самая 1-я церковь была поставлена в крепости Дм. Ростовского, но это была территория военного гарнизона, а Троицкая часовня была возведена на территории гражданского поселения. И сегодня это место может считаться по праву не только историческим, но и мемориальным. Второе рождение Троицкого храма из-за ветхости деревянного сооружения произошло в 1855 году. На средства прихожан и на «станичную сумму» строится уже каменная пятиглавая с колокольней церковь, покрытая листовым железом, с добротной оградой с каменными столбами, вокруг её двора. В церкви «один холодный престол во имя живоначальной Троицы». Как водится, после 1917-го г. её не стало. Было время, когда её полуразрушенной здание использовали под примусные мастерские, а после полностью снесли для постройки общежитий. Второй в Гниловской станице, построили в 1829 году Петропавловскую церковь. К этому времени (1797 г) стан, указом Войскового Гражданского Правительства, становится станицей Гниловской. На высоком живописном берегу Дона, где начинается разветвление дельты, напротив Кумженской стрелки, сейчас стоит так же, повторно отстроенная, одна из красивейших церквей г.Ростова н.Д., тоже, ранее погибшая в буре исторических событий. Сегодняшняя церковь носит имя Преполовенского храма. Происхождение её имени в газетной заметке не пояснено. Наконец, 3-я в Гниловской, церковь построена в конце 1911 года. В рапорте протоирея Григорьева записано: «Кирпичная церковь во имя Серафима Саровского Чудотворца окончена постройкой. Устроено печное отопление, все потребное для освещения имеется». Прошение о её постройке подано было ещё в 1906 году. Как было в нём указано, в Донской духовной консистории «нужда в храме чувствуется всеми. Часть станицы, где уже начали строить Серафимовский храм, населена бедным рабочим народом, который ищет заработков в Ростове. В храме он почти не бывает из-за дальности расстояния». И вот указом Св.синода от 20.02.1912 г. при Серафимовской церкви ст.Гниловской был открыт самостоятельный приход. И этот храм, полуразрушенный временем, сегодня является восстановленным. Станица Гниловская в начале 20-го века была уже довольно обширным поселением, раскинувшимся по Дону более 6-ти верст. К тому времени в станице было: 2 училища – Александровское и Николаевское, ЦПШ при Половенском и Троицком храмах, общественное собрание. Имелась достаточно развитая промышленность: 5 кирпичных, 1 цементный, 1 цинковальный заводы, 1 шерстомойня, 3 дока, 16 рыбоперерабатывающих заводов, 6 каменоломен, 20 ветряных мельниц. Вот как характеризовал станичников в своей книге А.М.Греков: «Низовцы (жители дальних западных районов, лежащих ниже по течению Дона) до сих пор относятся к верховцам (соответственно живущим выше по течению Дона) с некоторым пренебрежением, что объясняется, вероятно большей культурностью низовцев, бывалостью. Низовцы щеголеватее и красивее, у дома у них понаряднее, и жизнь они ведут скорее городскую и едят лучше. Здесь и виноград, и вино, и рыба. «Курени» у них городской архитектуры». Социально-экономические процессы 20-го века привели к слиянию станицы с городом Ростовом н.Д. С августа 1930-го г., теперь уже поселок Нижне-Гниловской, вошел в черту города, сохраняя поселковый совет. А 4 марта 1954 г. Н-Гниловской поселок был присоединён к Ж.Д.району. Можно сказать, что с этого времени изменился не только статус старой казачьей станицы, сколько возвысился статус самого города. Произошло это не заметно, но город, кроме имевшего статус областного центра, с присоединением ст. Гниловской становится ещё и самым большим городом коренного донского населения. В очерк немного вошло интересных исторических сведений о богатейшей истории одной из старейших станиц нижнего Дона. ………… Вышеприведённая заметка составлена по материалам статьи газеты «Приазовский край» августа 2000-го года, кстати «трофея» из бывшей библиотеки им.Горького с Б.Садовой 94. Это была 2-я часть статьи. Первой, увы, не располагаю. Кавычки на статью так же не ставлю, т.к. это не прямое копирование. Причин редактирования заметки не мало, но это, думается, не главное. Не всё, что подписано, как «Темерник», является таковым.
Мы уже как-то с Андреем (Станичником) общались по поводу этой открытки. Здесь изображен холм на южном отроге которого и расположена Гниловская станица, и наиболее вероятно церковь на её вершине, Серафимовская
Теперь «чистая отсебятина»: Ещё один «камешек в огород» железнодорожного музея.
В музее это фото, со Шмелёвским заводом подписано так же как здесь, между тем, помните, в очерке из газеты в перечне предприятий есть 1 цинковальный завод? Это о нём. В старой справочной литературе к нему следующие подробности: «Дутиков М.М. и Шмелёв А.Е.» Цинковальный завод близ ст.Гниловской – 1902 г.;. «Шмелёв А.Е. и Ко» тел. 6-48 Оцинковальный завод» близ ст.Гниловской. Это 1908 г., а после этого в адресе уже нет «близ ст. Гниловской», а адресом идёт сама станица, т.е. поселения разрослись и похоже соединились аккурат к 1908 году. Реклама этого предприятия наблюдается и в 1914 году, а к 1921 г. он был переведен в «госэксплуатацию» в ведение какого-то (?) КОПСа. Кстати, заводом он всё же не являлся, ввиду или малых объемов или нецикличной работы. В советском справочнике он значился, как цинковальное заведение. Итак, станица Гниловская существовала до начала 20 в. как самостоятельная административная единица. По сути нынешняя станция Ростов-берег – это и есть граница раздела поселков. При том, граница только формальная. Люди, как мы знаем работать шли и ехали в Ростов. Ростовские хозяева держали здесь свои предприятия, железнодорожный узел окончательно соединил соседей.
То чего я не знаю – станица называлась Гниловская. А что такое «Нижнее-Гниловская и Верхнее-Гниловская? Это простое «народное» понимание 2-х частей города или нечто официальное? Еще одно фото из ж.д. музея :
На нём, как говорит подпись, изображена станица Нижнее-Гниловская, «соседка» Затемерницкого поселения. Ох, уж этот нам музей! Фото богатые, но что за подписи?! Поселок здесь выглядит как отдельный. Во всяком случае от точки съёмки до часовни есть свободное пространство. То, что, это в самом деле Нижнее – Гниловская, говорит видимая на кадре «Кумженская стрелка». А вот название, судя, хотя бы по приведенному очерку – неофициальное и та часть поселения, что видна нам здесь, всего лишь западное крыло одной и той же станицы. Вполне вероятно, что фото по-просту подписано современными людьми, для которых термин Нижнее-Гниловская привычен. Кстати, ни в какой старой литературе не встречаются эти поселки по отдельности. Только ст.Гниловская. Разве, что уже на достаточно поздней карте 1931 г. есть наименования 2-х поселков.
Посёлки здесь, не разделяясь вытянулисьочень узкой полоской вдоль берега реки. На условной границе Верхней и Нижней Гниловской располагается старое станичное кладбище, существующее до сегодня. А вот свидетельство того, что поселки могли быть разделены или хотя бы того, что вся станица развивалась узкой полосой вдоль берега Дона. Первое, известное фото, «сходка в Камышевахской балке в 1902 году».
и хлебное поле на месте ул Профсоюзной. На последнем силуэтно видны контуры, как мне сдаётся какой-то церкви. К сожалению, на фото нет ориентиров на местности (север – юг и прочее). Профсоюзная уходит под углом от Дона и города в сторону Таганрога, поэтому 2-е фото, больше демонстрация того, что эти земли в начале прошлого века ещё не были не заселены, а лишь просто использовались.
Существует множество фотооткрыток и посто фото со взглядом на дореволюционный Ростов от Гниловской. Вот пара примеров:
Территория Гниловской после того, как пришла советская власть, использовалась под секретные объекты. Сразу 2 авиаотряда находились здесь. Вполне вероятно на месте дислокации этих авиаотрядов, позже был организован аэродром ДОСААФ. На котором, ещё в 80-х учились полётам начинающие вертолётчики.
Часть фотографий, размещенных здесь безусловно знакома многим. В качестве компенсации за разочарование, напоследок ещё одна карта, кусочек карты города 1936-го года издания.
Здесь всё-таки, изображена Верхне-Гниловская, а заодно весь тогдашний Западный мкр. и старый город в центре. Куча новых для всех нас наименований, часть и сегодня существующих, часть улиц с «вымаранными» именами (уже начались черные времена для нашей страны).
Для Вас, Алекс, как и для Станичника, поход в здание библиотеки тоже ознаменовался интересной находкой . По поводу пшеничного поля - местность не очень понятная, между этим местом (ныне Профсоюзной) и Гниловской должна быть Камышевахская балка. Может это уже ближе к линии, на которой находится пл. Дружинников - там перепад высот не такой большой. Но то, что на фото напоминает церковь находится как бы на холме... Даже не представляю, где это может быть. А на карте в районе Ленгородка вымарана улица Гусева. Ранее она называлась Луговой. Что там могло не понравиться?
Ну видимо, опять сюрпризы от музея (причастна ли местность к Профсоюзной вообще?), а по улице Гусева, она, вероятно, успела побывать ещё чьего-то имени. Да, библиотеки - дело хорошее.
Может быть мало значащее дополнение, просто информация. На территории ст.Гниловская в1903 г. умудрился разместиться ещё 1 завод - Механический А.М.Стороженко.
0
7Гниловской один из наследников(28.12.2010 21:53)
[Материал]
Ребята, представтесь пожалуйста, а, то рассуждаете о моих предках.
В качестве дополнения к статье: 1. Дважды встречал информацию с фразой "наплавной мост на уровне Гниловской станицы". Думаю, что это полная ерунда, т.к. сравнительно рядом, на Таганрогской улице Ростова существовала переправа, а её наличие, может быть дело и желаемое, но в масштабах маленькой станицы, вряд ли возможное. Эксплуатация моста дело технически не простое, требующее постоянного согласования дел с другими городами, т.к. постоянно нужно его "открывать" для прохода судов, ... 2. Завод Шмелёва хоть и был не большим, но для цинкования стали пользовался передовой технологией посредством гальваники. Это не примитивное окунание травленного листа в жидкий цинк. Это информация из 1915-го.
На вскидку не готов сказать. Надо искать. Не исключаю, что и ни чего систематического. Может быть просто работал на заказы по ремонту чего либо (запчасти). Повторяюсь, что это не утверждение. По наличию времени посмотрю о нём, а ответ про запчасти написал, потому, что меня уже давно интересует такой вопрос: Тот же Шмелёвский завод, в 1900-м г. в этих краях уже работал цемнтный завод высокой производительности т-ва "Шушпанов и Ко", да много чего было и при этом. Заводы были узконаправленными, город вел водопровод, канализацию, промышленность активно росла и как и сегодня, хозяину предприятия нужны были запчасти. А где их брать? Всего в готовом виде не купишь. Вот и думаю я, что были в городе подобные предприятия, работавшие на сервис.
Вот ещё одна информация, выводящая в тупиковое состояние : Азово-донской яхт-клуб ("Весь Ростов" 1912 г). Летом размещается около ст.Гниловской, городская пристань у НАПЛАВНОГО МОСТА (!!!???).... Может быть "ст.Гниловская" надо не так понимать, как это сегодня?
Занимаюсь торговыми казаками Мухиными, лесопромышленниками. На днях прочитала, что в 1897 г. у Петра Дмитриевича Мухина в ст. Гниловской был завод (возможно лесопильня), а контора была на Б.Садовой.
Работаю в музее, выбрала такую научную тему "Семья торговых казаков Мухиных в ст. Аксайской". На самом деле для нас она очень актуальна: два наших музейных комплекса, «Таможенная застава 18 века» и Военно-исторический комплекс, находятся в очень красивом уголке природы – Мухиной балке. Мухины – известная фамилия в Аксае, но изначально о них известны были только фантастические легенды, о том, что были миллионерами, и одного из них убило крышкой сейфа, когда он пересчитывал свои миллионы В общем, моей целью было найти документы в архиве, составить генеалогическое древо, выяснить что-то кроме легенд, скажем так
Ну, чтож, это вправду интересно. Я и сам прорабатывал подобно несколько Ростовских семей. Вы знаете, в Ростове было не мало Мухиных. Если Вы владеете информацией об именах нужных Вам Мухиных, то я, пожалуй, смогу Вам выдать ещё несколько Ростовских адресов.
У меня есть несколько адресов в Ростове, как раз хочу съездить пофоткать здания нынешние на этом месте. Если у вас есть сведения о домах, что там было до и после, сохранились ли они в прежнем виде или уже новые, буду благодарна любой информации. Адреса в Ростове на 1912-1913 год: 1. Дом на углу Б. Садовой и пер. Казанского (Б. Садовая 100) 2. Б.Садовая 134 3. Пушкинская 162 4. угол Московской и Б. Столыпинского 5. Московская 124 (Почтовая 129 и Большой пр. 23) - есть подозрение, что одно и то же с номером 4 6. Московская 120 (немного другая семья, но тоже интересно) 7. Береговая 3 8. Никольская 111 (семья Ллаурадо, дочь Мухина) 9. Таганрогский пр. 27 есть еще адрес на В. Бульварной 5, но я не совсем уверена тот ли это Мухин.
А это адреса старые или современные? Любовь. что бы не заниматься здесь перепиской, если не возражаете, здесь есть моя электронка. Напишите мне что нибудь, для того, что бы у меня появился Ваш адрес.
Добрый день! Из очень небольших рассказов отца о нашей семье мне запомнилось, что дед -Жемойтель Владимир (Вацлав) служил начальником жд.станции Гниловская (до 1930г.?). Может быть у Вас сохранились какие-либо документы того времени? С 1931 года о нем нет сведений. Спасибо. Жемойтель Владимир.
Добрый день, Владимир. Поиск предков, дело святое и полезное, но дело в том, что у нас сохраниться ни чего не могло. Мы не архив, не управление дороги и прочее. Мы используем материалы, которые к нам попадают самыми различными путями и главное, своей собственной любознательностью и настойчивостью. Лично я собирая свою коллекцию исторических материалов, даю приоритет дореволюционной поре. Ну вот такой мой интерес. У других другое. Но в целом, это всё совершенно отрывистые и случайные сведения. Системно материалы хранятся прежде всего в госархиве и архиве ЗАГСа. Туда Вам прежде всего и нужно идти. Фамилия Вашего предка достаточно редкая, поэтому я могу уверенно сказать, что у меня по нему ни чего не будет. Там у Вас шансы будут гораздо большие.
Увы, Евгения. Вам могу ответить так же, как и Вашему предшественнику. См. комментарий №19. Это самое рациональное. Кроме того, архив ЗАГСа. Правда, по нему у меня опыта общения нет ни какого, поэтому совет один - если туда соберётесь, обязательно возьмите все Ваши документы и сохранившиеся документы предков. Это важно, т.к. так, на сколько я знаю, общаются только с подтвержденными родственниками.
К комментарию №8: Как всегда, отыскивая нужную информацию, наткнулась на интересные факты по теме Сашиного комментария. В 2007 году на сайте АиФ промелькнула вот такая заметка: " Большую часть своей истории ростовские жители перебирались с правого городского берега на левый по наплавному мосту на Таганрогском проспекте (ныне Будённовский). Нахичеванские - по двум своим. Дальше вверх по Дону наплавные мосты были в Аксайской станице, в Старочеркасской и в Багаевской. Пароходчики и капитаны вздрагивали, когда слышали про наплавные мосты. Чтобы пройти от Гниловской до Багаевки, надо было сделать шесть ненужных остановок. Вот и случалось, сдавали железные капитанские нервы. И в газетной хронике появлялось сообщение о судебном иске города Нахичевани к фирме "Е.Т. Парамонова С-вья", чей пароход "Елпидифор" уволок пять мостовых пролётов". Трудная судьба наплавных мостов В сети часто упоминается наличие двух наплавных мостов - Темерницкого и Донского. Донской - главный, это тот, что от Таганрогского (Будённовского) проспекта. Про Темерницкий же пишут: "Уже на втором плане Ростова 1767 года, сделанным генерал-квартирмейстером Медером, указан первый Темерницкий наплавной мост, связывающий казачью станицу Гниловскую с Задонским рынком". Но я, честно говоря, не углядела на упомянутом плане (он представлен здесь) никаких мостов. А вот у Чалхушьяна встречаем: "...Важнейший и удобнейший путь есть по реке Дону. На сей реке и речке Темерник для переездов находятся два наплавных моста...". Т.е., как я полагаю, Темерницкий мост соединял Ростов и Гниловскую, протянувшись через реку Темерник. Но есть ещё момент. В станице Гниловской существовал мост, но через Мёртвый Донец, его видно на карте 1879 года:
В истории Преполовенского храма станицы Гниловской говориться, что на постройку церкви использовались доходы от аренды наплавного моста через Мёртвый Донец. Возможно, это тот самый мост, или же подобный ему.
Темерницкий мост, т.е. мост из Ростова в Гниловскую через реку Темерник всё же был и был давно. Это план, показанный в "Записках Ростовского исторического общества" не то 1912, не то 1914 года. Есть и другие варианты подобных схем, но, мне кажется, тема на столько интересна, что сама по себе заслуживает отдельной статьи. А мост от Гниловской на левый берег Дона, это в самом деле фантазии наших современников. Ни где в исторических материалах тому подтверждений нет, да и быть не может (см. предыдущий комментарий о пароходчиках)
Может кто помнит через р. "Мёртвый Донец" ходил ещё паром. Скорее всего после постройки моста был демонтирован. Помню от него только остались причалы в 80х-90х ловили с них рыбу. Ищу любые сведения о нём или фото.
Друзья,кто помнит,когда ул.Октябрьскую переименовали в Портовую. Тогда и сегодня это центральная улица Гниловской. Кто помнит,где проходил противотанковый ров.Помню,где сейчас магазин Богатырь,но может ошибаюсь.Он был в конце Красного города сада.Витольд Абанькин.
Я перед армией работал на Судоремонтном заводе судоплотником.От Портовой вниз по Судоремонтному.Ремонтировали сейнеры.строили водаки,дубы,плашкоуты,шлюпки.Сегодня мало кто знает что это такое.Плашкоут-плоскодонное судно 12 м. на 3,5 м. без двигателя.Тянули плашкоуты мотофелюги-небольшие моторные суда.Плашкоуты перевозили уголь,песок,картофель,капусту и т.д.Это были небольшие деревянные грузовые суда.Фелюги тянули и дубы, и водаки.Водак-судно похожее на плашкоут,но впереди и сзади банки(пустоты с водонепроницаемыми перегородками) в центральной части в бортах между поясами(бортовыми досками)щели в два пальца шириной.В водак загружали живую рыбу и перевозили по Дону.В передней банке жил сопровождющий водак,а в задней что-то вроде кладовки.Дубы-большие шлюпки в 7-10 м.Рыбаки ходили на дубах на ловлю рыбы сетями.Зачастую рыбаки использовали весла,их было три пары.Я учился в 77 школе.рос на Дону и на аэродроме.Витольд Абанькин
Старые рыбаки рассказывали,что когда в водаках перевозили сазанов.А были по 10 и более кг.Они выстраивалсиь друг за другом и с разгону били лбами в одну точку,в боротовую доску.И пробивали,и уходил в Дон.Правда многие погибали.Вот какая тяга рыбы к воле.Наш народ бьется за волю уже не одно столетие и никак не станет вольным.Витольд Абанькин.
Добрый вечер, Витольд. Ответить на Ваши вопросы могу только отчасти. Некогда проспект Шолохова носил название Октябрьского шоссе, затем, когда он стал Шолоховским, Октябрьским назвали то, что сегодня носит название некоего Нагибина. Я ещё школьником помню нынешнее Шолохова как Октябрьский, а его, безо всякой уверенности, как главную дорогу в Ростов так назвать могли только к какому либо юбилею. Надо отслеживать такие годы, как: 1967, 1957, может быть и 1947. Это наиболее вероятный вариант для поисков даты переименования. По поводу второго вопроса об окопах, вот Вам адрес, где видны почти все военные следы в нашем городе - попробуйте посмотреть.