[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
К концу 19 века в станице Гниловской имелось два храма. Для жителей Нижне-Гниловской действовал Преполовенский храм (1824 г.), а станичники Верхне-Гниловского поселения посещали Троицкий храм (1855 г.) Гниловская продолжала расти, ее границы к концу 19 века придвинулись вплотную к городу. Жителям станичной окраины было далеко добираться до Троицкого храма, гораздо ближе располагался ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1860 году. Вид на храм Рождества Пресвятой Богородицы со станицы Гниловской. Поэтому гниловчане, посетив городской рынок и магазины, захаживали в ростовский храм, что и повлияло на решение возвести вторую церковь в Верхне-Гниловской станице. В 1898 году благочинный Аксайского округа Донской епархии протоиерей Александр Григорьев писал в Донскую Духовную Консисторию: «…прихожане Свято-Троицкого храма, проживающие в окраинных кварталах станицы, чаще всего посещают не свою приходскую церковь из-за её отдаленности, а храмы города Ростова-на-Дону. Священнослужители Свято-Троицкого храма лишаются тем самым возможности религиозно-нравственного окормления своих прихожан, а приходской церкви наносится ощутимый материальный убыток». Церковь планировалось возвести на майдане, где проходили гулянья и торговые ярмарки. Казаки не спешили выделять деньги и участок станичной земли под строительство, необходимое, большей частью, народу пришлому, поселившемуся на окраине. Тогда, на сходе станицы было принято решение от постройки отказаться «по неимению средств». Но причт Троицкой церкви не сдавался в своём желании. В 1903 году в станицу приехал недавно назначенный окружной начальник Ростовского округа Фёдор Фёдорович Абрамов. Какими словами ему удалось уговорить казаков неизвестно, однако, после его приезда, 6 июля 1903 года на станичном сборе Гниловской станицы был принят приговор: «Отвести потребное количество места под постройку предполагаемой новой церкви в верхней части Гниловской станицы на свободной площади, (…) где, будет точно указано и отграничено священнослужителями Троицкой церкви...» Для сбора средств был создан попечительский комитет под председательством казака Григория Петрова. Пожертвования на храм делали казаки и дворяне, купцы и простой люд. Спустя год собралась сумма, достаточная для составления проекта будущей церкви. К концу 1905 года ростовский архитектор Козлов (к сожалению, его имени-отчества неизвестно) выполнил план небольшого однопрестольного храма в стиле московской школы XVII века. В марте 1906 года представленный проект получил одобрение начальника Области Войска Донского, наказного атамана донского казачьего войска и благословение архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия. Летом начались строительные работы. В сентябре 1906 года настоятелем Свято-Троицкой церкви станицы Гниловской становится Илия Викторович Попов. Он принимает активное участие как в сборе средств, так и непосредственно в строительстве нового храма и создании прихода. К октябрю 1911 года все строительные работы завершились. Пятикупольный храм был выполнен в «русском стиле», к храму примыкала шатровая звонница, в помещениях устроено отопление, а церковь снабжена всем потребным для освящения. 4 декабря благочинный Аксайского округа протоиерей Александр Григорьев, при участии священников Свято-Троицкой и Преполовенской станичных церквей, совершил торжественный чин освящения нового храма во имя Преподобного Серафима Саровского. Прижизненный портрет Серафима Саровского Иеромонах Серафим Саровский или "батюшка Серафим" был любим и почитаем в народе задолго до его кононизации. А в 1903 году "в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся", Святейший Синод официально, не без участия Николая II, причислил Серафима Саровского к лику Святых. Это событие повлияло на выбор святого, во имя которого был освящен новый храм. Газета "Приазовский край" от 6 декабря 1911 года писала: "Храм по внутренней отделке производит выгодное впечатление: просторный, светлый, при отсутствии колонн, он является очень удобным для молящихся, которые имеют возможность благодаря этому видеть весь иконостас с киотами". Иконостас Свято-Серафимовского храма Место для храма было выбрано удачно, его купола и звонница были видны издалека. Вид на Гниловскую и храм Серафима Саровского с Дона 20 февраля 1912 года Указом Святейшего Синода № 2419 при Серафимовской церкви станицы Гниловской был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, "содержание новооткрываемого прихода относилось на местные средства". Тем же Указом при Троицкой церкви Гниловской станицы закрывались вакансии второго священника и второго псаломщика. В связи с этим 7 марта 1912 года священник Илия Попов и псаломщик Александр Яицков были перемещены по службе из Троицкой церкви в Серафимовскую. Семья первого настоятеля Свято-Серафимовского храма священника Илии Попова. Дом священника Илии Попова. В 1990-х в здании размещалась аптека. В 1912 году рядом с храмом открыли церковно-приходскую школу. Здание сохранилось до сегодняшних дней. В советское время в его стенах размещалась вечерняя школа № 16. Здание церковно-приходской школы. Илия Попов пробыл настоятелем Серафимовской церкви до октября 1916 года, затем по прошению был переведен в станицу Великокняжескую. Вид на Гниловскую и храм Серафима Саровского со строящегося железнодорожного моста через Дон Кроме И. Попова церковный клир храма (до 1918 года) составляли: После революции с приходом новой власти началась и «новая» жизнь. В 1922 году у Свято-Серафимовской церкви изъяли золотые и серебряные предметы, необходимые для совершения служб и исполнения церковных треб. В 1925 году в станице была организована ячейка общественной организации «Союз воинствующих безбожников». Члены этого союза, большей частью молодёжь, вели пропаганду атеизма, совершали нападки на верующих и священослужителей , подвергали их издёвкам и насмешкам. В 1938 году Серафимовский храм и вовсе закрыли. Николай Болдырев, священник Свято-Серафимовского С церкви были сброшены купола, разрушена звонница, разобран иконостас, а здание переделали под кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны под руководством священника Михаила Лаванова службы в храме возобновились. Обезглавленный храм, 1940-50-е гг. Иконостас был сделан из фанеры, иконы принесли прихожане. Из старого церковного имущества остался только жертвенник и пять ручных медных крестов. По данным 1944 года в общине Серафимовской церкви состояло 34 верующих. Среди них были как пенсионеры и домохозяйки, так и работники близлежащих хлебозавода, рыбзавода, промкомбината. Храм продолжал действовать до конца 1950-х годов. Тогда, по указанию Н.С. Хрущева началось повсеместное богоборчество, не избежал печальной участи и Свято-Серафимовский храм. В августе 1958 года, согласно решению Городского Совета № 1126 от 16 июля 1958 года, участок площадью 900 кв. м. перед входом в церковь, принадлежавший храму, был отведен строительно-монтажному тресту «Севкавтрансстрой» под строительство многоэтажного жилого дома. При этом планировалось после завершения строительства часть церковной территории занять под благоустройство жилого дома. Портовая, 74, год постройки 1960. Дом возведен на земельном участке, изъятом у Серафимовского храма в 1958 году Спустя год, Городской Совет выносит решение изъять у храма участок площадью 2200 кв. м. вместе со строениями, находящимися на нём. Строения, т.е. сам храм и прилегающие к нему постройки, предписывалось снести, а на их месте, в соответствии с генеральным планом строительства и реконструкции г. Ростова-на-Дону, выстроить многоэтажные жилые дома. Далее, согласно акту № 13 от 31 октября 1959 года "предметы религиозного культа" Серафимовского храм были переданы общине Владимирской церкви. Остальное имущество конфисковали и реализовали. Заводу резино-технических изделий продали автомашину с автоинвентарём, а артели "20 лет Октября" дрова и уголь. 19 ноября 1959 года были уничтожены круглая печать и угловой штамп Серафимовской общины. Храм прекратил своё существование. Жилые дома здесь так и не выросли, а оставшееся здание храма было перестроено под музыкальную школу имени М.И. Глинки. Прошли годы, «застойные» времена канули в лету, отшумела перестройка, и в начале 1990-х в стране началось возрождение храмов. Осенью 1992 года вновь созданная Свято-Серафимовская община под руководством настоятеля Сергия Разумцева стала хлопотать о возвращении церкви ранее принадлежавших Серафимовскому храму зданий. В 1993 году западная часть здания музыкальной школы была передана общине, начались службы. Возрождение храма в старых стенах В октябре 1994 года по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира настоятелем Свято-Серафимовской церкви был назначен Иоан Осяк. Под его руководством провели работы по обследованию фундамента, собрали архивные документы и фотографии. Сотрудники института «Промстройниипрект» Б. А. Райченков и Г. Г. Чекмарев выполнили проект восстановления храма. В 1995 году приступили к строительным работам. Всего за год выросла трехъярусная колокольня, в 1998 на храме засиял главный купол, и, наконец, 14 сентября 2004 года владыка Пантелеймон освятил новый Свято-Серафимовский храм . Городская и районная администрации долго не могли решить вопрос о выделении отдельного здания для музыкальной школы. Храм строился, примыкая алтарной частью к её стенам. В свою очередь руководство школы обращалось к депутатам Госдумы за помощью, здание давно уже пришло в аварийное состояние, необходимо было выделить детям новое благоустроенное помещение для занятий. Наконец, с 2003 по 2006 год было построено и передано музыкальной школе новое здание. Старое же, построенное на церковном фундаменте, отдали Серафимовскому приходу. Сегодня здесь, после реконструкции и благоустройства, размещается Донская Духовная семинария. © Елена Студеникина *** С благодарностью Дмитрию Геннадьевичу Ленивову, председателю регионального общественного объединения содействия и сохранения исторического и культурного наследия «Донской Сокол», за предоставленные копии документов и изображений. *** Литература: 1. Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов н/Д, АКРА, 2003. С.96. 2. Сизенко А.Г. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть 2. Ростов н/Д, 2012. С.317. Электронные ресурсы: 1. https://popovfoundation.org/ 3. http://donseminary.ru/ 4. http://www.donvrem.dermartology.ru/Files...._id=633 5. http://dspl.ru/eLib/Pages/Collections/details.aspx?id=31 6. http://serafim-rostov.cerkov.ru/istoriya-xrama-2 | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Selena (18.02.2017) | Автор: Елена Студеникина | |
Просмотров: 3217 | Комментарии: 7
| Теги: | |
Всего комментариев: 7 | ||||||
| ||||||