[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
том 1. Мосты Темерника и за Темерником 1 - Обращаю внимание читателей, что под названием города Ростов, я сегодня имею ввиду не только Ростов исторический, но и всё входящее в него сегодня – город Нахичевань, Александровскую и Гниловскую станицы; 2 - в представляемом здесь "Кратком курсе..." описываются объекты и события, в основном с историей в возрасте не менее ста лет Самые первые планы будущего Ростова относятся к тому времени, когда он и городом ещё даже не мечтал быть. Сперва, таможня на стыке рек Дон и Темерник, потом, оборонно-стратегическое сооружение в виде земляной крепости. Полноценных планов местности в те годы чертить ещё не могли (или может быть, нам их просто не досталось?), а вот схематические изображения довольно детально показывали не только подробности застройки, но и прорисовывали все самые значимые объекты места. В числе таких важных, были, конечно, и мосты. Перед нами план, первой таможни. Год 1749-й, как раз, год, когда была заложена ростовская крепость. Мост через Темерник, это начало ростовской дороги на близлежащие поселения и Азовское побережье, а кроме того, путь в Азов. С этой же целью, для обеспечения возможности путешествия в земли Приазовья, был поставлен и второй мост на этом пути, через Мёртвый Донец, реку-рукав Большого Дона, ведущий на Кумженку и вообще, в острова дельты Дона. Карту с этим мостом на «Ростовском берегу» уже можно увидеть (см. комментарий 22), однако, я выложу ещё одну, нарисованную каким-то весьма замысловатым видом и всю перевёрнутую, где этот путь обозначен именно, как «Ростовская дорога». Скорее всего, мост был наплавным. Утверждать этого нельзя, но логика говорит, что другим он в то время и быть не мог (отсутствие крупного круглого леса для строительства, подверженность ледоходам и, наконец, просто сложность постройки для тех лет). Так уж это или нет, но ещё относительно недавно, в начале 1990-х он именно таким и был. Городские легенды Ростова говорят, что в старые времена Темерник был очень широким и глубоким, что по нему вверх поднимались корабли, … Как спорить с этим, так и соглашаться, сегодня совершенно бессмысленно. С одной стороны, нет логики - зачем им было туда было вообще, подниматься? Ведь не было в верховьях Темерника ни предприятий, ни даже хорошо населённых, мест. С другой стороны, есть городской план 1811 года, где показана корабельная верфь, находившаяся в местности, в районе современных улиц от Московской до Социалистической. Возможно, именно эта отметка и была крайней для хождения здесь кораблей, а имевшиеся в старое время несколько хранилищ нефтяных топлив на территории сегодняшнего нового поселения, если и наполнялись с реки, то скорее всего, с не крупных лодок. (см. позицию под грифом «В») Так же, есть «Историческая записка» нахичеванского адвоката Чалхушьяна, где при описании сильного обмеления Дона от «верховых ветров» говорилось о том, что последний ростовский парусник, собранный на верфях Ростова, выйдя в реку Дон, несколько дней простоял на мелководье, будучи не в силах продолжать плавание. Но как бы не был широк Темерник, ширины Дона ему было «догнать» не суждено, поэтому первыми появились именно Темерницкие мосты, и только потом, уже в середине 19 века, мост Донской. Необходимость в них для жителей Затемерницкого поселения и Гниловской станицы была бесспорной. Ростовчанам, имевшим в Гниловской свои дела, так же было важно легко и свободно добираться к своим имениям и предприятиям. Тот кусочек Затемерницкой территории, ближе к Дону, что ещё относился к землям Ростова, в основном был заполнен предприятиями. Там были кирпичные и известковые заводы, лесные склады и фабрики, газовый завод, пивзаводы, мельница, механический завод, сменивший позже свой профиль на цинковальный (речь о заводах Грагам и Шмелёва), … Застройка местности была настолько хаотична, что даже на самом последнем дореволюционном плане города из 1917 года, так и не были показаны фактические местоположения всех его проулков, называвшихся улицами, спусками и переулками – Гниловской спуск, Гниловская межа, Гниловской проезд, Гниловской тупик,… Центральное место этого кусочка Ростова носило очень своеобразное название – «Близ Темерницкого моста» или «За Темерницким мостом». Вот картинка этого места: (1917 г.) Стрелка от названия улицы «За Темерницким мостом» указывает как раз на основной мост на Затемерницкое поселение и Гниловскую станицу. Это мост пешеходный и гужевой. Мост «вживую» можно видеть не только на плане. Он есть и на нескольких открытках с фотопанорамами этих мест, и вот, пожалуй, один из самых известных таких видов: (мост обведён в рамку). Открытки с таким изображением печатались начиная с 1902 года, если не ранее. По старым фотоснимкам известен ещё один мост. Не совсем понятный. Вот он на снимке, условно, 1870…80-х (Фото из альбома посвященного постройке Вл.К.ж.д.), См. слева от т.н. первого моста Вл.К.ж.д. Большой деревянный мост, построенный, по всем правилам строительства – многочисленные столбы – опоры, мощные фермы и ледорезы. В общем, солидно. Что это был за мост не вполне ясно. Деревянный, вряд-ли мог быть ж.д. мостом. Если же он пешеходный и гужевой, то для чего его поставили так близко к месту слияния Темерника с Доном? Возможно, это был предшественник, показанного ранее моста со времён, когда район только ещё развивался. Можно полагать, что он пропускал движение в створе нынешней Береговой улицы. Проходившие же, здесь ж.д. пути так близко к устью Темерника не располагались. Они постепенно отклонялись от берега в направлении вокзала и срастались с линиями ВлК.ж.д., а единственный бывший здесь (на 1901 год) ж.д. мост, на таком снимке, как мы видели, совершенно не был бы заметен. Далеко. Мост, же пешеходный и гужевой, стоявший чуток дальше (обозначено на плане как «переезд») просуществует ещё очень долго, почти до самой войны 40-х, когда свободное пересечение железной дороги уже станет проблемным ввиду интенсивного потока поездов и дорожного транспортного потока. В апреле 1939 года газета «Молот» впервые показала общественности будущий мост. Мост строили не один год. Ниже показан репортаж о его строительстве из сентября 1940 года и судя по всему, работ предстояло ещё не мало. Кстати, как видно из текста газетной статьи, это было и время формирования сегодняшней Гвардейской площади. Свежепостроенный мост долго не простоит. Военные события его уничтожили. (обведено) Сегодня на этом месте мост восстановлен. Но полностью ли он соответствует старому, довоенному, автору неведомо. Однако, продвинемся выше по Темернику. На показанном фрагменте плана ж.д. станции Ростов н.Д. справа попал «в сюжет» ещё один мост. Это мост от ул. Б.Садовая к ж.д. вокзалу. Мы знаем, что мост здесь стоит и сегодня, хотя, конечно же, совершенно другой. Впервые он здесь появился довольно давно. Не имея точной даты будем ориентироваться на 1868 год, когда был составлен план города, фрагмент которого показываю ниже, а был он наплавным или уже стационарным, про то гадать не станем. Самое раннее изображение здешнего моста, которое нам досталось, показывает, конечно же, его деревянным и уже стационарным. После под него подвели металлический каркас (это известно из материалов Городской Думы), который позволил проходить по нему трамваям на пути к ж.д. вокзалу., а в 1908 году дума обсуждала необходимость замены деревянного моста на железобетонный. Подрядчик этих работ В.А. Торлецкий соорудил рядом временный мост, для прохода пешеходов и гужевого транспорта, и выполнил свою работу. Нам повезло и история сохранила нам два, казалось бы, одинаковых вида на привокзальный район со стороны «большого» города, разница в которых, кроме некоторых деталей, как раз мост – деревянный - и железобетонный Есть ещё одно изображение этого моста в графическом виде. Это иллюстрация в Ростовской газете к материалу об ограблении инкассатора в этих местах (надо сказать, преступники были застрелены в довольно красивом общественном туалете). Далее, по хронологии, с ним происходило тоже, что и с Гниловским путепроводом. Война и дублирующий мостик: И наконец очередная, уже современная, версия моста. Её я здесь не показываю, каждый желающий может сам увидеть мост на месте. Следующий мост по Темернику уже попадал к нам на сайт, но раз уж говорим и всех Темерницких, то и повториться не грех. Но и начнём мы о нём с еще более давних времён. На показанном выше фрагменте городского плана из 1868 года мы видим сразу 3 моста на р. Темерник. Показываю далее фрагмент ещё одного плана, из 1848 года. Здесь на Темернике всего 2 моста. Код «34» на обоих, в расшифровке к плану говорит, что мосты были наплавными. Второй из них, нами пока не рассмотренный в этой статье, это мост в створе современного Лендворцовского. Следующий его вид, к сожалению, относится уже к советским временам. Это фото из газеты «Молот» за март 1927 года. Мост здесь пока деревянный, хотя уже стационарный. Когда произошла метаморфоза, неведомо. Год следующей метаморфозы – не то 1927-й, не то 1929-й. Во всяком случае, музей СКЖД в Лендворце утверждает, что это именно так. Впрочем, музей, музеем, но простейшая логика, думаю показывает, что если в марте 27-го здесь ещё, как говорится, по вопросу строительства, «конь не валялся», то к 1929-му, вполне можно было бы рассчитывать на такую картину. На снимке горячая пора строительства железобетонного моста – путепровода, который мы и сегодня можем наблюдать. Следующий Темерницкий мост, это мост «Текучёвский», который, в силу его молодости я здесь пропускаю, пусть стоит, работает, наживает свой авторитет. Когда-то наши последователи будут говорить и о нём, как о старом, историческом, но это потом. Далее идут несколько небольших местного значения мостиков, располагающихся в садовых товариществах и ещё один ж.д. мост. Кстати, один из них, всё же можно было бы показать – это мост в парке «Ботанического сада» РГУ. Дело в том, что история парка уходит в очень старое время, когда здесь сначала находились т.н. французские сады. Их начинал высаживать некий гражданин из прибалтики, взявший территорию под ряд серъёзных обязательств в длительную аренду, но что-то пошло не так. К этому месту приклеилось народное название «Арнольдовка». Уже в Арнольдовке длительное время располагались питомники следующего содержателя – Торгового Дома Ф. и Б. Рамм. В связи с такой долгой историей места всякое могло быть и мне неведомо, когда здесь появился мостик. Самое же раннее его отображение можно увидеть на плане города от 1939 года. Дальше. Есть интересная карта Ростовского уезда, фрагмент которой перед нами: Двумя кругами на ней показаны мосты. В качестве ориентира на местности обратите внимание на территорию богадельни - это впоследствии территория городских дач, а потом и наш современный зоопарк. Нижний мост можно было бы считать прародителем сегодняшнего, зоопарковского, если бы не то, что стоит он заметно ниже, под излучиной реки (сегодняшний повыше будет) и то, что мягко говоря, это … вообще не мост. Надпись левее называет объект мельницей г-на Змиёва. И действительно - на нём не показаны дороги. Ни на него, ни с него ни чего не проходит. Сомнение здесь единственное - обычно, такие сооружения не делали полностью перекрывая реку, а лишь отрывали отдельный рукав от реки, который уже и приводил в действие мельницу. Про официальную историю зоопарковского моста, увы, я всё-таки не знаю. В ходе ранее состоявшихся обсуждений на сайте «Темерник», звучало, что он вроде бы, был поставлен уже после войны и составлен из секций донского моста построенного немцами в 1942 году и станем с этим спорить. Про Каменские мосты информационная ситуация чуток лучше. Первый из них, автомост, современный, знают все, кто там проезжал. Его предок показан и на предыдущем плане местности, более того, он включён в описание почтового тракта в Таганрог и Екатеринославль и уже в середине 19 века описан, как каменный, т.е. это первое вообще каменное сооружение на р. Темерник в границах нынешнего Ростова. Вторые каменские мосты на Темернике стоят совсем не далеко, в роще. О постройке одного из них – пешеходного и гужевого в самом начале 20 века побеспокоился ростовский купец Иван Демьянович Кукса, дача которого стояла в примыкании к этому месту. Кстати, по рассказам ростовчанки – потомка этого семейства, сохранилось единственное фото её пращура, которое сделано как раз на этом мосту. К сожалению, мне лично увидеть это фото не довелось, но есть другое фото, газетное с изображением моста на территории ростовского дома отдыха, который здесь был устроен после революции. Снимок 1939 года. Старый ли это, куксинский мост, или его преемник, утверждать не могу. Сегодня этот мост до сих пор стоит, хотя, конечно, так же, как и другие, изрядно изменился в своём облике. Неподалёку есть ещё один, автомобильный, но это тоже, совсем другая история. Полагаю, он был построен только для нужд дома отдыха, позже, санатория и так же, как и последующие мосты на Северном жилмассиве, относится к современным. Из исторических же мостов на Темернике я сегодня не показал только мостик на восточном рукаве раздвоившейся реки, мостик на монастыре Сурб-хач, но его история на сайте уже освещалась. Интересующихся, милости просим заглянуть сюда. Конец 1 тома. См. 2-й том Краткого курса истории мостов Ростова и Нахичевани. Мосты на железных дорогах. Источники: личные архивы, ДГПб, подарки друзей, интернет | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (03.08.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 5048 | Комментарии: 9
| Теги: | |
Всего комментариев: 9 | ||||||
| ||||||