[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
том 1. Мосты Темерника и за Темерником Том.2_Мосты на железных дорогах 1 - Обращаю внимание читателей, что под названием города Ростов, я сегодня имею ввиду не только Ростов исторический, но и всё входящее в него сегодня – город Нахичевань, Александровскую и Гниловскую станицы; 2 - в представляемом здесь "Кратком курсе..." описываются объекты и события, в основном с историей в возрасте не менее ста лет С приходом первых, сразу двух железных дорог мостов Ростову почти не прибавилось. Они пришли к нам, одна от ст. Аксайской, сперва в Нахичевань, затем, по берегу Дона до Богатянского спуска, другая, можно даже сказать, вовсе не Ростовская, т.к. формально называясь так, фактически была Гниловской, придя со стороны Таганрога. Обе они шли по равнинным участкам, хотя где-то пересекали местные складки природы такие, как овраги, ручьи, источники и прочее. На этих локальных преградах, конечно же, устраивались небольшие мостки и мостики, (мостик над ручьём на территории близ нынешней станции Ростов-Берег, тогда, станции «Ростов» Екатерининской ж.д.) … но эти сооружения были лишь местного и только дорожного значения, поэтому об существовании большинства их, мы практически, знаем лишь условно. Так, автор этой статьи встречал в старых газетах упоминание о мосту на границе Нахичевани и Ростова, при проходе дороги через овраг, но ни одного изображения этого моста ему не известно. Вот перед нами этот участок. Для ориентировки – самое правое здесь – Георгиевская церковь в Нахичевани (аккурат, на её месте сегодня стоит Стела в память Победы), самое крупное строение слева – мельница Парамонова. В отношении оврага с мостом заметим, что не то, что их, не видно, но даже и самой железной дороги. Единственный мост, о котором можно предполагать, что он мог быть в числе первых на ж.д. нашего города, это мост вблизи побережья Дона на Кизитериновской балке перед Нахичеванью со стороны Аксая. Его изображение есть на объединённом плане Ростова и Нахичевани 1917 - 21 годов. Виден он и на аэрофашисткой фотопанораме этой местности. На показанном выше плане мной выделены 4 увеличенных фрагмента с местами мостовых переправ, о которых речь ниже, а следующим по очерёдности, должен был появиться мост на участке перегона от одной из этих дорог к другой, на переходе через реку Темерник, которого здесь уже нет. Мы уже в курсе из 1-го тома этого материала, что мост этот простоял не так долго и на плане ж.д. узла г. Ростова от 1901 года его уже не было, т.к. он был перестроен в направлении появившегося теперь вокзала и всего ж.д. комплексного узла всех ростовских дорог, включая Владикавказскую (наверное, всё же, тот мост, что в 1-м томе «Краткого курса …» показан в увеличении рядом с главным мостом ВлК.ж.д. через Дон, и есть он самый, соединявший тогда первые дороги Ростова). Давайте же пройдёмся по номерам отмеченным на плане. Про №1 уже было сказано выше. К сожалению, картинок этого моста у автора нет. №2. Здесь показано довольно интересное место, хотя, вроде бы и без моста. Переезд дороги идущей рядом с зоопарком, тогда ростовскими городскими дачами, через железную, скорее всего был тогда простым переездом, но в нашем распоряжении есть два фото, сделанных в 1930-х годах. На плане с номерами объёмной стрелкой показано направление взгляда фотографа на это место. Мы видим вид на высокую насыпь на верху которой проходит ж.д. путь. Для ориентиров – двухэтажное здание, «над» пионерами, это, предположительно, бывший дачный дом ростовко-прусского купца Августа Риделя и маленький домик на вершине насыпи. И вот тоже место (см. ориентиры) на немного более позднем фото. Ориентиры здесь те же, только они немного теряются за выросшими здесь деревцами. Пруд для водоплавающих птиц в зоопарке вырыт, вроде бы, в 1938 году. На насыпи стоят вагоны. Когда возникла эта насыпь, неведомо, но её наличие явно говорит о существовании моста-путепровода на пересечении ж.д. и авто дорог. Кстати, сегодня эта насыпь так же существует. Единственная здесь тонкость в том, что это мост автомобильный, проходящий ещё выше, над насыпью, а не наоборот. (В качестве попутной информации: дом – дача служил в довоенное время жилищем для работников зоопарка. Затем он сильно обветшал и долго стоял заброшенным, пока мало кем замеченное, землетресение 1975 года, силой всего в три балла, его не развалило окончательно. Фотоматериалы и рассказ о доме со слов К.К.Мирошниковой – старейшего работника и историка ростовского зоопарка). №3 Мост железной окружной ростовской железной дороги через реку Темерник. Мост, который сегодня так же, как и сто лет назад стоит, естественно, перестроенный под современные поезда, фото которого, увы, не поместилось даже на фашистских аэрофотопанорамах города. Более того, русло Темерника в советские годы было изменено (прошу прощения у Селены, за опережение информации, о реке, которую она готовит в качестве самостоятельного материала), поэтому современный снимок из космоса отличается от того, что показан на плане Ростова 1917-21 годов. Наконец, мы приходим к главным мостам всех ростовских железных дорог в районе дельты Темерника и его впадения в Дон. Это место нам уже знакомо по схеме из 1901 года, показанной в 1-м томе «Краткого курса…». Разница схем в появлении второго моста через Дон и появлении ещё одного, искусственного рукава реки Темерник со стороны выезда на Береговую улицу. Я называю все эти мосты главными не официально. На каждой из дорог была конечно же, целая система мостов, и каждый из них был немаловажен для этих дорог, но мост через Дон Владикавказской дороги назывался в бумагах дороги, Главным в самом деле. Вот «его величество, Главный мост» во всей красе на самой редкой купюре издававшейся управлением дороги в период денежного хаоса Гражданской войны. Это, конечно, не фото, но картинка довольно подробная и размещение её на таких деньгах, это знак очень высокого статуса этого моста. Впрочем, история ростовского моста через Дон, началась не с этого моста, а его предшественника. О нём сейчас и поговорим. По утверждениям нынешних историков, Донской ж.д. мост-первенец был открыт в 1875 году. Читаем в книге Сидоренко Виталия Трифоновича “Выбранные места из истории Северо-Кавказской железной дороги”: « …мост через Дон с отверстием 123 сажени, спроектированный и построенный инженером путей сообщения Э.М. Зубовым. Располагался он чуть выше нынешнего, слева от устья Темерника. Поезда, оправленные со станции ростов на юг, сначала по малому мосту пересекали реку Темерник, затем въезжали на большой мост через Дон. Это был одноколейный металлический мост, имевший пять пролетов. Средняя его ферма (разводная часть), вращаясь по горизонтали на опорном быке, установленном по ее центру, разворачивалась, на 90 градусов. Зафиксированная в таком положении ферма открывала по фарватеру два прохода для пропуска речных судов». К счастью, фотографий этого моста сохранилось огромное количество. Многие из интересующихся видели их абсолютное большинство. Это общеизвестные фотооткрытки, в т.ч. и уже размещавшиеся и на «Ростовбереге», к примеру, здесь. Есть и уникальные, малоизвестные картинки. Вот одна из них. По утверждению музея СКЖД, на фото один из моментов строительства этого моста. Не могу, конечно, не разместить и полные изображения этого моста ещё раз. Оба этих фото уже публиковались на «Берегу», но выбраны они мной, во-первых, как всё же, не самые часто повторяющиеся, а главное, второе – эти фотографии, тоже хроника жизни Главного моста Вл.К.ж.д. Верхнее фото сделано в пору, когда при ростовском соборе ещё не стояла колокольня (условно, до 1885 года). Нижнее фото начала 20 века, предположительно, до 1904 г. На этом фото видна одна из мачт телефонно-телеграфной линии, проходившей через мост и шедшей в местности ниже Ростова и в первую очередь на остров Перебойный, где уже много лет стоял построенный ещё в 1890 году лоцмейстерский пост. Именно для него изначально эти мачты и были поставлены. Конечно же, важной функцией связи было и сообщение содержателей самого моста со станцией. Кстати, мост активно использовался и пешеходами, что мы тоже видим на нижнем фото. При том, не только во время прохождения поездов. Во избежание проблем с пешеходами при разводке моста, переход закрывался шлагбаумом. Как показала практика, мост в техническом отношении был не вполне удачным, хотя для годов его постройки и он был прорывом. Поворот средней секции моста позволял устанавливать взаимно удобный график движения поездов и судов по акватории Дона. А вид моста с развёрнутой центральной секцией для прохода судов, вот оно: Секция разворачивалась вокруг своей оси и устанавливалась на якорных опорах на опорном удлинённом «быке». Кстати на ещё одном «древнем» фото из времён «до колокольни» хорошо видна конструкция этой опоры: На конце «быка» установлена лебёдка, к которой, судя по всему причаливался край поворотного элемента. Работники из команды обслуживания моста по стремянке спускались к лебёдке и могли на неё же и подниматься. Как было сказано выше, мост был не практичным. Многие суда с трудом проходили в его пролёты. Бывали аварии. Для устранения этих бед к мосту были приписаны несколько т.н. спусковые баржи, страховавшие проходящие суда при помощи ограждающих канатов. Постоянно при мосту служили две из них. Одна вше по течению, другая ниже. Вот на этом фото они видны в режиме ожидания проводки судов. Суда местные, постоянно сновавшие по акватории ростовского порта так же поимели свои новые свойства в связи с наличием этого моста. Им некогда было ждать разводки и корабли специально переоборудовался в максимально компактный проходной под мост, вид. Здесь мы видим откидную трубу корабля, позволившую ему без проблем шнырять под балками моста. Есть подобные картинки с поворотными мачтами на кораблях. К 1912 году власти дороги «созрели» к замене моста на новый. Строительство его длилось пять лет и в революционный 1917-й, по утверждению того же, В.Т.Сидоренко, он был открыт. Фотографий этого моста тоже известно много. Чудом недавно появились «в сетях» и фото строительства этого моста (на сколько можно верить сетям, основная часть этих работ авторства ростовчанина фотолюбителя Парфиановича). Где-то у нас часть из них тоже выкладывалась, но т.к. здесь «Краткий курс истории…», не постесняемся взглянуть на эти фото здесь. С постройкой моста на левом берегу возникло интересное сооружение, стоящее и сегодня. Смысл и назначение здания автору «Краткого курса…» не известны. Здание довольно интересное и несмотря на последующую войну, длительную его эксплуатацию и даже постройку недавно по соседству с ним, автомоста, каким-то чудом, внешне сохранилось полностью. Из версий его назначения могу озвучить две. В телефонном справочнике и царского времени и советском есть пункт – «пост охраны нового (американского) моста». Это одна из них. Вторая версия, это расположение в нём электростанции для работы электрических машин, поднимающих мост. Представляете, какой огромной мощности там должны были стоять электромоторы, если им выпало ежедневно, хотя бы по паре раз поднимать и опускать такой массивный пролёт моста ? Мост - первенец после ввода нового в эксплуатацию, уже в советское время, в 1924 году был разобран. Его секции долго лежали на берегу, из-за чего ростовские газеты неоднократно поднимали вопросы безалаберного отношения к 200 тоннам металла, просто валяющегося на берегу. Дальнейшая судьба нового моста стала вполне закономерной. Во время войны он был полностью разрушен. При желании «в сетях», Вы, читатель, без труда найдёте фото военных руин этого моста. Ещё во время моста его неоднократно пытались подменить временным, затем, уже после войны, он был полностью построен заново. Мост такой же схемы, с подъёмной центральной секцией. Но, естественно существенно большей мощности и габарита. Двухколейный в отличие от его предка. Идём дальше. Я понимаю, что территория Ростова на этом мосту уже почти заканчивается, но нельзя не рассказать еще о двух мостах на дистанции пути железной дороги от Ростова до Батайска. Первый из них на выезде из Заречного посёлка стоящий на территории заливного луга. Сегодня, с постройкой Цимлянского водохранилища, разливы Дона уже не происходят на столько сильно, тем не менее, если на фото 1918 года этот мост стоит, практически на сухом месте (там видно нечто, похожее на большую сложной формы, лужу), сегодня к мосту подведены русла проходивших здесь ериков, сформировавших собой настоящее озеро. До этого, при весенних половодьях, а может быть и при активных низовых ветрах, вода здесь поднималась очень сильно до состояния настоящего озера. Существует старая открытка на тему этого моста и разливавшейся здесь воды. Мост довольно длинный и конечно же, носил на себе функции стратегического. Это его значение сделало мост довольно многострадальным. Первый раз его разрушили в 1919 году. Затем был 1942-й. (впрочем, возможно, что здесь показан мост не этот, пойменный, а следующий, рассказ о котором закончит эту часть «Краткого курса…». Детали моста наводят на такую мысль.) Наверное, если бы даже не война, мост всё равно было бы необходимо перестроить. Поезда стали тяжелей, возникла вторая параллельная ветка железной дороги. В общем, как бы там ни было, сегодняшний мост на его месте только отдалённо похож на него. Последний, третий мост на этом направлении, о котором здесь пойдёт речь, это мост на пол пути от Ростова к Батайску. Конструктивно и внешне и сегодня и раньше, если бы не отдельные элементы конструкции, он кажется полным близнецом сегодняшнему пойменному. Вот его прежний вид в начале 20 века. Вот он в нынешнем виде: По сути, этот мост тоже был пойменным. Дон в то время разливался, как утверждают многие воспоминания старожилов, до самого Батайска, и сегодня он стоит на водоёме, который в народе называется Лиманом, а на исторических картах, озером Темерницким. Но в том-то и дело, что реально дорога проходила не по озеру, как сегодня, а по его краю. (Конечно, же, здесь показана не ж.д. дорога, а пешеходно-гужевая, но ж.д. путь, прошел позже, так же здесь, параллельно пешему пути) Тем не менее, всё, что выше описывалось о 2-м от Ростова мосте, полностью относится и к нему. Но и показанный выше вид моста, как теперь становится известно, был не самым первым. Мы подходим к главной интриге этой части материала (!). Вот как описывает необходимость и технику постройки первого здесь в течении истории моста один из старых общероссийских журналов ещё за 1877 год (текст максимально сохранён по оригиналу): «Мост через разлив реки Дона на линии ростово-владикавказской железной дороги, у станции Батайской. Долина Дона в весеннее время покрывается водой на громадное пространство, которое доходит до 22 вёрст ширины против впадения реки Маныча и суживается до 6,5 вёрст против города Ростова. Далее на протяжении 35 вёрст, до донских гирл, разлив по долине увеличивается и достигает 20-ти вёрстной ширины у гирл, где он сливается незаметно для глаза, в одно целое с Таганрогским заливом Азовского моря. В самом узком месте разлива, Ростово – Владикавказская железная дорога, по выходе своём от станции, расположенной в низменной долине реки Темерника, между городом Ростовом и Гниловской станцией, пересекает долину Дона, поперёк которой путь устроен на высокой насыпи. В высокие весенние воды, как например, в настоящем году (1877), разлив Дона по его долине представляет чрезвычайно красивый вид, в особенности, с возвышенных пунктов правого берега, каковы: Новочеркасск, Аксай, Ростов. На протяжении 120 верст, начиная от донских гирл, разлив, имея громадную ширину, превращает долину в продолжение Таганрогского залива, занимающее поверхность в полторы тысячи квадратных вёрст. Посреди этих величественных весенних вод выделяются, в разных пунктах, построенные на затопляемой местности станции: Елизаветинская, Батайская, Ольгинская, Старочеркасская, Маныческая, Богаевская и др.; а зелёные куполы церквей в селениях представляются глазу наблюдателя словно, вырастающими из под воды. Церковные куполы служат маяками рыбачьим парусным лодкам и судам местного населения, которое усиленно занимается ловлей рыбы в течение всей весны. Разлив Дона пересекается двумя дамбами: одна из них длинной в 8,5 верст, была устроена между Аксайской и Ольгинской станицами, для главного почтового сообщения на Ставрополь и Кавказ; другая длиной в 6,5 вёрст, сделана для проведения пути Ростово-Владикавказской ж.д. Предлагаемый нами снимок изображает мост, построенный одновременно с устройством дамбы, по середине последней и предназначенный для пропуска весенних вод. Мост этот имеет 270 сажен длины и состоит из 25 пролётов, находящихся один от другого на расстоянии 10,5 сажень. По конструкции своих опор, описываемый нами мост, резко отличается от обыкновенных мостов. Отсутствие ледохода на разливе Дона, долина которого почти не покрывается в зимнее время льдом, дало возможность устроить опоры моста не из камня, а из двух железных цилиндров, подобно тому, как это часто делается заграницей и практикуется англичанами на разливах больших рек в Индии. Каждая опора, как показывает рисунок, состоит из двух цилиндров, по полусажени в поперечнике, составленных из толстого котельного железа. Цилиндры ввинчены в грунт на глубину 4,5 сажени. Для прочности, после погружения в воду, из них вычерпывается грунт, особого рода, приспособлениями; вслед затем, цилиндры до верху заполняются бетоном и соединяются между собой двумя парами толстых железных прутьев, образуя, таким образом, одну цельную опору. Подобный способ устройства опор, при несомненной прочности, дал возможность быстро производить постройку и удешевить стоимость всего сооружения, дозволив сделать верхнее строение из железных многораскосных балок небольших пролётов. Вес чугуна и железа в фермах и быках, 45.000 пудов. Мост этот начат в сентябре 1873 года и открыт для движения в мае 1874 года. Проектировал и строил его инженер Эраст Михайлович Зубов. В.М.» И наконец, сюрприз – самое последнее в этом томе «Краткого курса истории мостов…» иллюстрация из того же журнала: В каком году и при каких обстоятельствах произошла замена этого моста каменным нам всё ещё предстоит узнавать. Мне очень жаль, что материал о ж.д. мостах Ростова, практически исчерпан, и в заключение я расскажу маленький факт из своего школьного детства. В 1970 году или годом раньше, было открыто движение по т.н. новой дороге Ростов-Батайск, получившей начало от нового Ворошиловского автомоста. Последний путепровод автодороги над железной, уже в паре километров от Батайска, был нашим любимым местом для посиделок в свободное от школы время. Там мы, как и другие пацаны из Батайска часто останавливались по пути с рыбалки, прячась от дождя и просто так, в интерес. Место было любимым, поэтому исследовано было достаточно неплохо. Однако, настоящим открытием ля нас тогда стала находка врытого в землю недалеко от моста в откосе железнодорожной насыпи бетонного ДОТа (Долговременной Огневой Точки) на 4 или 5 амбразур. (это вид со стороны въезда на путепровод со стороны Ростова. ДОТ дорисован мной приблизительно там, где он был найден) Вход в него был свободно открыт, но я лично в него ни разу не вошел. Тому была довольно серьёзная причина. В нём незадолго до его обнаружения было совершено зверское преступление (убийство подростка). Разумеется, все мы считали это сооружение следом войны. Позже, когда я уже подрос и решился специально добраться туда и заглянуть внутрь, ДОТ найти не смог. Возможно, дело в том, что в конце 70-х – начале 80-х г.г. происходило расширение сети автодорог здесь. Появились новые ветки в сторону Азова и объездная дорога вокруг Батайска, появились и новые линии «железки». Куда делся ДОТ сказать трудно. Толи он был поглощен новой, расширенной насыпью, не то его просто засыпали землёй, или возможно, его попросту, поглотила густая местная кустарниковая растительность, не знаю. Сегодня же, с высот своего возраста, понимаю, что это мощное огневое укрепление навряд, ли могло быть следом той, «горячей» войны. Автомост только что был построен, насыпь ж.д. выходила своим обзором на поля и болотистые луга. Для кого его тут могли строить? Вероятно, сооружение было свежим, сверстником новых построек 1970-х годов. Это было, скорее всего сооружение «холодной войны». Амбразуры были направлены на новую дорогу. Стратегический статус здешних дорог и мостов по пути на юг был неоспорим. Вот и строили подобное в опасении будущих воин. О железнодорожных мостах старого Ростова материал исчерпан, правда, остались неосвещёнными ещё несколько моментов. Здесь не показаны истории мостов в районе Зелёного острова, западного моста в Таганрогском направлении и ещё кое-каких, которые забыты как относительно молодые. Всё. Через некоторое время выйдет 3-й том «Краткого курса истории мостов Ростова и Нахичевани. Городские мосты». Источники: Личный архив, ДГПб, интернет, подарки друзей, коллекция | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (13.08.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 5716 | Комментарии: 9
| Теги: | |
Всего комментариев: 9 | ||||||||
| ||||||||