[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
1 После 1917 года в Ростове было лишь несколько значительных театральных зданий. Одно из них – театр «Марс» - находившееся на Большой Садовой улице вблизи Нахичеванского переулка (ныне здание филармонии), принадлежало нахичеванскому «королю развлечений» К. В. Чарахчианцу. Несмотря на то, что называлось театром, оно, представляя собой варьете с гостиничными номерами, имело небольшую сценическую площадку. Фото первой половины 1920-х годов. Другой театр - фабриканта В. И. Асмолова располагался на Таганрогском проспекте (ныне пр. Буденновском) рядом с зимним коммерческим клубом (ныне Дом офицеров). Здание построено, как и предыдущее, во второй половине девятнадцатого века. Фото до 1917 года Его занимала драматическая труппа, но в ноябре 1920 года театр сгорел, и труппа осталась без собственного помещения. Ей пришлось разместиться в небольшом строении городского коммерческого клуба, располагавшегося за театром В. И. Асмолова на территории городского сада. Было в Ростове еще одно довольно большое здание на Таганрогском проспекте (на месте нынешнего цирка). Его владельцы - супруги Машонкины - задумали не совсем обычное театральное сооружение. При строительстве этого здания в 1906 году предполагалась возможность трансформации зрительного зала в цирковую арену, поэтому строение можно было использовать как театр, так и цирк. В первом случае вместимость зрительного зала составляла 1700 мест, во втором - 1300. Поскольку стационарного циркового здания в Ростове не было, театр Машонкиных чаще эксплуатировался цирком, чем театром. Фото 1930-х годов Были в Ростове и другие частные театры, коммерческие и приказчичьи клубы, в которых имелись свои зрительные залы. Но они были слишком малы и неприспособленны для больших театральных представлений. В 1925 году на заседании секции народного образования поднимался вопрос о восстановлении сгоревшего бывшего Асмоловского театра. Приводились примеры так же пострадавших от пожара, театров городов Одессы и Николаева, восстановленных на сообща собранные средства. Но городские власти ремонтировать сгоревший театр не торопились. В 1926 году краевая газета «Молот» впервые заявила о необходимости нового драматического театра. Потом она неоднократно писала о том, что труппа, называвшаяся театром им. Луначарского, не может работать и ставить идейно выдержанные спектакли в бывшем коммерческом клубе с его зрительным залом на 700 человек, и призывала закрыть его. В течение нескольких лет предпринимались попытки окончательно перестроить бывшее здание Машонкиных из цирка в настоящий театр. Ростовский архитектор П. Я. Любимов спроектировал для театра вертящуюся сцену, а архитектор Л. Ф. Эберг разработал проект ремонта фасада здания. И в 1930 году театр им. Луначарского был переведен в реконструированное здание бывшего Машонкинского театра, сменив название на Большой драматический театр им. К. Маркса. Однако в его строении, казавшемся внешне добротным и основательным, с почти вдвое большей вместимостью, чем в бывшем коммерческом клубе, артистам и зрителям было холодно, неудобно и неуютно. В 1927 году газета «Молот» разместила на своих страницах большую статью о том, что Ростову просто необходим новый театр. Постройка большого театрального здания важна не только для культурной и просветительской работы, имеющей большое воспитательное значение в формировании нового человека и общества, но и для проведения массовых рабочих собраний, пленумов, конференций. И главная задержка постройки – отсутствие средств. Но призыв «Построить театр!» - звучал теперь на каждом заседании Горсовета и в каждом наказе избранного депутата. В редакцию газеты «Молот» приходили письма с подробными предложениями по изысканию средств на постройку нового театра и привлечению к его обсуждению всей советской общественности города. Поначалу рассматривалась возможность приспособить под театр здание Народного дома, построенного в 1914 году, и занимаемого на тот момент клубом табачников, но все-таки было принято решение о строительстве нового театра, не перестраивая под него старые здания клубов. Фото 1980-х годов. Следующий вопрос – где строить театр? Места назывались самые разные: Петропавловская богадельня, площадь Нового базара и другие. Но все они были признаны неудачными, так как для нового здания требовалось: а) открытая со всех сторон площадь, что дает возможность свободного развертывания театральных помещений во все стороны; б) центральный, по отношению к Ростову и Нахичевани, участок и доступными трамвайными путями к нему; в) надежность грунта; г) расположение театра на более спокойном участке с тем, чтобы подъезды к театру не были стеснены движением улицы. Поскольку обсуждения проходили в период объединения городов – Ростова и Нахичевани (в 1928 году), решили использовать для стройки огромный пустырь между ними. Театр должен был связать два города, образовав новую площадь – площадь Революции. 2 В 1930 году был объявлен конкурс на лучший проект «театра массового действия», в котором предусматривалось сразу два, параллельно работающих зала: драматического и концертного. Традиция проведения конкурсов, сохранившаяся с дореволюционного времени, давала возможность зодчим из разных городов заявить о себе, показав свое мастерство в составлении проекта на заданную тему. В конкурсе участвовали 17 проектов («Молот» 13.05.1930), все они были выставлены в краевом доме работников искусств, и только за два дня с ними ознакомилось более трех тысяч ростовчан. В мае 1930 года жюри конкурса подвело итоги. Победили архитекторы из Москвы - отец и сын Г. Б. и М. Г. Бархины при участии младшего брата Б. Г. Бархина (первая премия). Каждому проекту необходимо было иметь свой девиз (название). Проект-победитель проходил под девизом «Красный мак». В конкурсе даже участвовали два студента Высшего Художественно-Технического Института (ВХУТЕИН) из Ростова – Л. Л. Эберг – сын ростовского архитектора Л. Ф. Эберга и Г. В. Ливанов, заняв 6-место. Но памятуя о не всегда удачном опыте претворения в жизнь конкурсных проектов-победителей, параллельно были заказаны еще два проекта. Специально для этого в г. Ленинград в институт гражданских инженеров был командирован Аркадий Михайлович Стамблер – начальник управления зрелищных предприятий. А. М. Стамблер – уроженец маленького белорусского городка Копысь, окончил школу-семилетку, красноармейцем участвовал в гражданской войне. Человек, обладавший редким организаторским талантом, умевший достигать поставленных перед ним целей и принимать решения в критических ситуациях. Таких людей советская власть выделяла и назначала на ключевые посты. Фото 1932-33 годов. Проект, с учетом места расположения театра, а также его внутреннего устройства, был заказан академику архитектуры В. А. Щуко и профессору-архитектору В. Г. Гельфрейху – ученику и бессменному соавтору В. А. Щуко в советские годы. Фото 1930-х годов. Они спроектировали театр в господствующем в те годы стиле - «конструктивизм», характеризующемся геометричностью и лаконичностью форм, главным качеством которого являлась функциональность. Проект был признан более удачным, чем призовой, и утвержден к исполнению. Победителям - архитекторам Бархиным выплатили денежную премию, но строить по их проекту не стали, на что, говорят, они очень обиделись. Проект В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха получился почти фантастическим. Он, как нельзя лучше, вписывался в облик новой парадной площади, имел встроенную в объем здания, трибуну для торжественных мероприятий и два зала – театральный и концертный, причем оба можно было использовать как для драматических спектаклей, так и для оперы. В отличие от проекта Бархиных, концертный зал не имел своего выделяющегося объема, а был «спрятан» в гигантском белокаменном «лбу» театрального здания. Поставленное на массивный цоколь, сооружение представляло собой трапециевидный объем, перехваченный лентой горизонтально застекленных галерей, с высоко поднятыми над землей стройными, далеко отстоящими пилонами. Его высокий «лоб» (40х40 м) рассчитан на проецирование кинофильмов с площади в вечернее время. Боковые фасады окаймлены террасами с двойной колоннадой, усиливающей впечатление ритмичности. Полуциркульные пандусы, восходящие к открытой трибуне, органично связывали объем здания с площадью. Первоначально место для театра было выбрано на противоположной стороне, между домами СКОПСа, потом предполагалось построить театр в угловой части городского парка, но тогда бы пришлось изменить схему театра в целом, к тому же, он отнял бы много места - с угла пришлось бы очистить большой участок для подъезда к театру. Был выбран последний вариант – на стороне парка по оси между управлением СКОПСа (Северо-Кавказское Отделение Путей Сообщения) и жилыми домами того же ведомства. Проект предусматривал спуск к Дону от участка между этими строениями и должен был явиться продолжением парка, связав его с рекой. В дальнейшем предполагалось этот участок также распланировать под парк и сделать спуск к реке в виде террас. 3 С определением места расположения театра, началась серьезная подготовка к строительству. В конце января 1930 года состоялось заседание междуведомственной комиссии по рассмотрению проекта театра Горького с привлечением лучших архитекторов управления городского строительного контроля: И. Е. Черкесиана, П. С. Калашникова, Н. Н. Сербинова, представителей горздравотдела, охраны труда, артистов из труппы и даже рабочих театра, а также, уже назначенных, будущих руководителей стройки. Начальником строительства театра стал А. М. Стамблер, курировавший параллельно еще несколько построек в Ростове. Главный инженер строительства – Каныгин Николай Иванович. К сожалению, сведения о нем отсутствуют. Фото 1931-32 годов. Главный производитель работ (прораб) – Перкун Григорий Филиппович – бывший купец второй гильдии, крупный строительный подрядчик, как до революции, так и в советское время. Фото 1933 года. Архитектор Леонид Федорович Эберг – назначен заведующим проектным бюро по изготовлению рабочих чертежей внутреннего устройства и отделки здания, включая мебель. Уроженец Московской губернии Л. Ф. Эберг молодым специалистом, только что закончившим Училище Живописи Ваяния и Зодчества, приехал в Ростов в 1911 году по приглашению на постройку частного заказа и остался в нашем городе навсегда, подарив ему большое архитектурное наследие. Фото 1932 года. Присутствовало несколько человек от труппы театра, среди них: актриса Зинаида Николаевна Зорич и артист театра и кино Анатолий Дмитриевич Смиранин. З. Н. Зорич поступила в ростовскую труппу в 1930 году и очень быстро завоевала авторитет среди коллег. А. Д. Смиранин известен нам по фильму «Человек-амфибия», где он снялся с такими популярными артистами, как М. Козаков и А. Вертинская. Фото 1930-х годов. В течение пяти дней с 29 января 1930 по 4 февраля 1931 года заседал техсовет, рассматривая эскизный проект ростовского городского театра, составленный академиком архитектуры В. А. Щуко и архитектором В. Г. Гельфрейхом, предполагаемый к постройке на участке пл. Революции Пролетарского района. Управлением городского строительного контроля проект был признан удовлетворительным в его архитектурной композиции и утвержден как эскизный. Дальнейшая проработка архитектурной части должна была изготовить проекты и расчеты по отоплению, вентиляции, строительным конструкциям, оборудованию сцены, акустике театрального и концертного залов, противопожарным мероприятиям, газоубежищу, общей планировке парка, примыкающих улиц и рельефа местности. И даже в отдельном корпусе спроектировать детские ясли. Актер А. Д. Смиранин выразил сожаление от имени работников сцены, что в план театра не входит постройка общежития для артистов. Но А. М. Стамблер возразил, что это вопрос жилищного строительства, на что у Горсовета есть своя точка зрения, и общежитие будет построено как отдельный дом, не входящий в проект театра. Однако А. Д. Смиранин настаивал, что одновременно с постройкой театра, так или иначе, возникает необходимость создания общежития в шаговой доступности, т. к. театр расположен далеко от центра Ростова. А. М. Стамблер ответил, что на данном совещании нельзя вести речь о новых объектах строительства, но общежитие будет следующей темой. Лишь благодаря З. Н. Зорич, ее убедительности и авторитету, общежитие для актеров удалось включить в комплекс театральных построек. Было много замечаний и дополнений по различным участкам театра, хотя признано, что общее композиционное внешнее оформление решено интересно в художественном отношении. В ходе обсуждений вырисовался поэтажный план. В 1-м этаже с уровня пандусов – вестибюль, гардероб для верхней половины амфитеатра у лестниц направо и налево, гардероб для нижней части амфитеатра и лестницы, обслуживающие публику при попадании в уровень верхней части первой половины амфитеатра. По бокам внизу расположены помещения дирекции и оркестра. Во 2-м этаже – большой буфет, по бокам курительные и уборные, затем сцена, две боковых сцены, запасные, для быстрой смены актов, склад высоких декораций, помещение конструкторской мастерской, которая может служить продолжением сцены в случае надобности. Затем имеется помещение для директора, справа и слева две половины артистических уборных. Здесь же помещения костюмерных мастерских с пошивочными и примерочными, работающими на две половины. Клубная часть для артистов состоит из следующих помещений: буфет, комната отдыха и спортзал (при нем раздевальни, душевые и уборные). В 3-ем этаже: фойе верхнего амфитеатра. В части артистической – общие уборные артистов, ряд других комнат (радио-телефонная станция, склад мебели, конструкторская мастерская и наверху репетиционный зал. На следующем этаже помещается малый зал на 700 человек, слева музей, справа – библиотека и кабинет заведующего. За сценой – декорационные мастерские с обсуживающими помещениями: кабинетом художника-декоратора, кладовая и макет-мастерская. Главный зал соединяется со сценой, по предложению Горсовета, в виде амфитеатра, отчего получается значительная глубина зала. Глубина сцены 24 м. Боковые сцены, оборудованные вертящимися кругами, и площадки дают возможность одновременно ставить 5 актов. Предусмотрен проход через просцениум элементов улицы, например, если потребуется, может проехать автомобиль. Под самим залом место может быть использовано для хранения декораций как склад. Здесь можно сделать подъемник на манер японской дорожки (эскалатор) и связать его со сценой, чтобы артисты с его помощью могли попадать на сцену. В трюмной части есть площадка для заготовки актов, склад конструкций и декораций, есть два выхода на случай пожара, здесь же есть вход в котельную, склад угля, электростанцию, гидростанцию, в западной части – трансформатор, аккумулятор и гардероб спортзала. Затем оркестр, комната отдыха, склад нот и инструментов, комната дирижера. Также пояснения дал А. М. Стамблер как строитель со знанием вопроса, он говорил об устройстве сцены и возможности выполнения той или иной задачи. Предполагалось, что на нее могли въезжать по специальным пандусам трактора, и даже танки, конница, роты солдат. Тогда это считалось ценным качеством, хотя вовсе не приветствовалось артистами. Артист А. Д. Смиранин смело назвал это «отказом от искусства». Форма зала – амфитеатр, сиденья должны быть кожаные мягкие. В ходе обсуждения его вместимость установлена до 2300 мест. Впервые в СССР, не реконструировался, не переустраивался старый, а строился новый театр для советского человека. 4 Два снимка были сделаны на память в 1931 году в начале строительства. На возведенном цоколе будущего театра стояли главные люди этого исторического события - слева направо: архитектор Л. Ф. Эберг, прораб Г. Ф. Перкун, авторы проекта: Г. А. Щуко и Г. В. Гельфрейх (оба с тросточками), неизвестный человек, начальник стройки А. М. Стамблер, инженер Н. И. Каныгин и еще одно, неизвестное для нас, лицо. фото 5.05.1931 г. Некоторые имена история не сохранила до наших дней. Например, найденная в «Государственном музее-заповеднике «Петергоф», фотография, сделанная 16 сентября 1931 года с подписью: «Групповой портрет. Архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх с группой неустановленных лиц в строящемся здании Ростовского городского театра». Но нам известны имена, по крайней мере, некоторых из них. Справа налево: авторы проекта – В. А. Щуко и Г. В. Гельфрейх, прораб Перкун Г. Ф., начальник стройки А. М. Стамблер, архитектор Л. Ф. Эберг, главный снабженец строительства - Наум Моиссевич Якир, секретарь - Попова Валентина Михайловна – через нее проходила вся документация, инженер Н. И. Каныгин и три, действительно, неустановленных лица. Фото 16.09.1931 г. Никто из них еще не знал, какой невероятно трудной будет эта стройка, как отзовется она в их судьбах. Впервые в Ростове возводилось здание, при сооружении которого старые принципы работы не годились. Еще на этапе постройки здание поражало размерами и необычностью форм. Сочетание стекла, мрамора и гранита было непривычным и требовало нового профессионального подхода. Изучать вопросы грандиозного строительства приходилось в процессе работ, ибо никто из руководителей стройки ранее не имел опыта по возведению здания такого масштаба. В процессе работы отдельные детали первоначального проекта В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха не раз менялись. Постройка такого строения стала своеобразным университетом для его командного состава и полуторатысячной армии рабочих. Все они прямо на стройке овладевали техникой крупного строительства. Сначала срок окончания стройки был определен в полтора-два года. Но, по мере того, как разворачивалась работа, становилось ясно, что в такой срок не уложиться. Напротив стройки, между двумя домами СКОПСа соорудили несколько жилых бараков для рабочих, а возводимое здание обрастало лесами. Фото 1931 года. Не хватало квалифицированных кадров, их собирали по всей стране. Нашли и привезли единственного специалиста с бригадой по искусственному мрамору. Инженер Н. И. Каныгин отыскал известного мастера по шлифовке камня с бригадой камнетесов. Комсомольские бригады (аналог стройотрядов) обучались мастерству облицовки и шлифовки камня, полировки дерева, производства мебели. Когда здание было построено вчерне, т. е. возведены стены и накрыты крышей, предстояла огромная работа по его внешней и внутренней отделке. Фото 1932 года. Трудно было с материалами. Не хватало мрамора, леса, металла. Были организованы разработки гранитных и мраморных карьеров на Урале и в Крыму. В одной из станиц наладили кирпичное производство. К стройке проложили железнодорожную ветку для подвоза стройматериалов. В 1932 году наладили собственную лесопилку, организовали распил мрамора, полировку зеркального стекла, создали медно-литейный, деревообделочный и мебельный цеха, механическую и слесарную мастерскую. Металл выплавлся из промышленных отходов нескольких заводов страны, включая Ростсельмаш. Создание собственного производства на стройке дало неплохую экономию средств. Все сложные механизмы изготавливались прямо на месте: механизмы вращающейся сцены, противопожарный занавес с подъемником и другие. Медные и никелированные ручки, многочисленные люстры, капители, охватывающие мраморные колонны, все украшения для театра - производство его механической и медно-литейной мастерских. Вся мебель: 2200 кожаных кресел в зале, десятки диванов, столов, трельяжей, тумб, шкафов – все сделано здесь же, в мебельном цехе. 5 В основу стройки было положено использование всех достижений строительной техники. Вопросы вентиляции и отопления разрабатывала специальная группа инженеров-теплофикаторов. Электрооборудование и вся световая аппаратура устанавливалась по проекту ленинградского отделения ВЭО под руководством инженера Демченко. Разработка проекта механизации сцены принадлежит крупнейшему специалисту в этой области – ленинградскому инженеру В. С. Эскузовичу. Над установкой сложных конструкций и различного рода перекрытий работала группа инженеров под руководством крупнейшего специалиста по железу и бетону – инженера Струве. Вопросами отделки театра занималась группа архитекторов из мастерской академика В. А. Щуко, ростовские архитекторы (отец и сын Эберги, Сербинов, Баринов и др.). Снимок проектного бюро под руководством архитектора Л. Ф. Эберга. Фото 1932 года. К сожалению, известны не все, третий слева в верхнем ряду - Лев Леонидович Эберг – сын руководителя проектного бюро, молодой специалист, только что окончивший высшее учебное заведение, в котором учился его отец. Л. Л. Эберг, проектировал оба зрительных зала, диванную, курительную, вестибюль. В процессе работы что-то дорабатывалось и даже менялось. Зрительный зал и проект Л. Л. Эберга совместно с инженером Голубевым. Концертный зал и проект Л. Л. Эберга Вестибюль Наряду с главными архитекторами проекта трудились и многие молодые архитекторы и скульпторы. Это, прежде всего, скульптор – выпускник ростовской художественной школы Сергей Корольков (в центре верхнего ряда), выполнивший горельефы, украсившие центральную часть главного фасада и получившие названия: «Гибель Вандеи» и «Железный поток». У театра В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха тоже был свой девиз. Проект, по некоторым сведениям, назывался «Волны революции», символами которого являлись два стеклянных, выступающих вперед, пилона. Две, перекликающиеся в своем значении революции – французская и русская – с их конрреволюционным движением, как писали во всех источниках, отражены на горельефах слева и справа от входа в театр. Фото 2011 года. Ростовчане почти сразу окрестили театральное здание "трактором" (ввиду его сходства), решив, что оно задумано как символ индустриализации страны и смычки пролетариата с крестьянством. Их до сих пор не смущает, что горельефы имеют не соответствующее тому значение. Если внимательно присмотреться к ним, можно увидеть, что на обоих горельефах «Железный поток». Две силы с каждого горельефа наступают друг на друга: слева – красная, справа белая, сражаясь в битве с еще не выявленным преимуществом. Они в яростной борьбе действительно представляют «железный поток», который невозможно остановить. Удивительные портретные лица, вылепленные, вероятно, с живых людей, подчеркивают трагизм ситуации. Здесь нет победного шествия, здесь правда о смертельной схватке. Для середины 30-х годов трактовка темы была невероятно смелой. В газете «Молот» от 12.09.1935 года, незадолго до открытия театра, была помещена небольшая заметка с фотографией левого горельефа, где пояснялось, что на нем изображен эпизод из гражданской войны. Еще эта публикация утверждает, что уже 12 сентября, т. е. за два с половиной месяца до премьерного спектакля, театр был введен в эксплуатацию. 6 В ориентировочной смете строительства была означена сумма в несколько миллионов рублей, но с каждым новым обсуждением и уточнением, удорожалась стоимость будущего театра, вылившись в итоге – в 20 миллионов. Однако денег катастрофически не хватало. Несмотря на грандиозность сооружения, не было создано фондов для его финансирования. Деньги поступали беспланово, из-за чего случались задержки в работе и закупке материалов, несвоевременная выплата заработной платы строителям. Возведение театра приравнивалось к партийному заданию, не выполнить которое нельзя. Руководителям стройки приходилось проявлять недюжинную изобретательность в том, чтобы сократить простои. Они на месте решали, какой стройматериал можно продать или обменять на другой, необходимый в данный момент. Иногда один материал замещался другим не в ущерб качеству: смешивали морской песок с речным, гравий с щебнем, меняли брус одного сечения на другой и т.п. Но простои все-таки случались именно из-за недофинансирования. А когда деньги поступали, то партийное руководство в лице товарищей, курировавших строительство: Б. П. Шеболдаева, В. Ф. Ларина и М. М. Малинова, создавало штурмовщину, заставляя строителей сдать какую-нибудь часть здания к очередному празднику, что стало почти традицией в советские годы. Фото 1933 года. На возведение театра ушли колоссальные средства и силы, но ни одной импортной детали, ни одного механизма – все было сделано своими руками. Для того, чтобы обеспечить электроэнергией такое огромное здание, пришлось построить собственную электростанцию, превышающую мощностью, уже имевшуюся, снабжавшую электричеством весь Ростов. В 1934 году Горсовет, наконец, обратил внимание, что из-за недостатка средств, стройка непростительно затягивается и обязал ростовский коммерческий банк выдать кредит на завершение строительства и сдачи театра в эксплуатацию не позднее открытия театрального сезона 1935 года. Строители приложили все усилия, чтобы достроить театр к означенному сроку. Наконец, со здания были сняты леса, расчищена площадь перед ним. И ростовчане увидели почти диковинное для них сооружение, потрясавшее своими размерами и необычностью форм. «Молот» 12.12.1934 год. В комплексе с театром распланировали и два сквера, наиболее парадным стал западный, где построен фонтан со скульптурной группой атлетов – работа молодого, тоже выпускника ростовской художественной школы, малоизвестного тогда, Евгения Вучетича. Фото 1950-х годов. Неподалеку от театра было построено, тоже в стиле "конструктивизм", жилое здание Дома актера (строительство завершено в 1938 году). В нем предусматривались десятки благоустроенных квартир – от одной до 4-х комнат, общежитие для молодых артистов, клубное помещение с хорошим зрительным залом, ресторан и даже солярий с раздвижной крышей. 7 В начале осени 1935 года, дав последний спектакль в Большом драматическом театре на пр. Буденновском, труппа торжественно перешла в новое здание, превратив его открытие 29 ноября в общегородской праздник. Первыми зрителями первой премьеры в новом театре «Мятеж» Д. Фурманова стали строители театра во главе с начальником стройки – А. М. Стамблером. После завершения строительства он стал первым директором театра им. М. Горького. Первая афиша театра им. М. Горького Театр поражал зрителя не только масштабами зала и сцены, но и другими особенностями: великолепные артистические комнаты, удобные репетиционные залы, отлично оснащенные декорационные и костюмерные мастерские, а для зрителей просторные рекреации, прогулочные галереи, ресторан, буфет, даже детская комната, где можно было оставить ребенка на время спектакля. Концертный зал нового театра был не таким уж и «малым» - 850 мест, было решено организовать в нем краевую филармонию. К завершению строительства театра, о нем была написана книга, в которой описывалось поэтапное возведение грандиозного сооружения, с рассказами о людях, чей трудовой вклад навсегда остался в мраморе и граните. В ней нет одного автора, все очерки написаны самими строителями и создателями нового театра. В своем повествованием книга немного забегала вперед, перемежая уже свершившееся с прожектами на ближайшее будущее, касавшееся оформления территории от площади вниз к набережной. Это эскизный проект театрального спуска к Дону (Аллеи Искусств) архитектора Л. Л. Эберга. На этом месте еще располагались жилые бараки строителей, но архитекторы уже разрабатывали проекты его благоустройства. Из книги «Ростовский драматический театр им. Максима Горького»: «Перед фасадом театра, на просторной, асфальтированной театральной площади, между зелеными газонами высится скульптурная группа работы молодого ваятеля. Там, вдали, виднеется широкая полоса Дона. От театра до берега тянется прекрасная зеленая Аллея Искусств, украшенная фонтанами и скульптурными группами; большие террасы, целая система белых лестниц ведет к Дону. Но между театром и Доном беспорядочно стоят заборы и дома, и еще нет фонтанов и Аллеи Искусств, кругом только ровная асфальтированная площадь. С обеих сторон вздымающегося вверх фасада тянутся светлые стеклянные галереи, весь театр окаймлен открытой террасой, а ниже, с обеих сторон театра, зрители толпятся на четырех террасах, связанных мраморными ступеньками с парком. Лобовая часть здания облицована белым мрамором, три боковые части - инкерманским камнем, массивный цоколь – гранитом. Гранитные просторные лестницы поднимают нас в театр. Под каменным козырьком театра – вход в вестибюль концертного зала В главном вестибюле мозаичные полы вокруг колонн из мрамора вишневого цвета. Вестибюль залит мягким светом, льющимся из верхушек колонн. По четырем мраморным лестницам, устланным ковровыми дорожками, поднимаемся в просторное главное фойе, декорированное колоннами, картинами, барельефами. Южная стена фойе – вся из стекла, сквозь нее открывается вид на Задонье. Восемь мраморных колонн, опирающихся на полированный черный лабрадорит, поддерживают потолки и антресольный этаж верхнего фойе балкона. Стены желто-розового мрамора украшены бронзовыми барельефами, изображающими счастливое детство. За тяжелыми портьерами – диванная и буфет-ресторан. Стены диванной отделаны под гобелен. Над диванами и креслами свисают шелковые абажуры с матовыми лампами. Весь зрительный зал состоит из партера и одного яруса балкона. В нем видно и слышно с любого места, как в партере, так и на балконе. Ряды мягких кожаных кресел расположены полукругом, охватывая сцену, повторяющую форму зрительного зала. Красный шелковый занавес отделяет зрителей от сцены. Это создает впечатление, что зал небольшой, несмотря на вместимость в 2200 человек. Он не только удобен, но и красив. Стены, расположенные полукругом, как бы состоят из вертикальных желобков, в архитектуре их называют канелюрами. Складки стен украшены пилястрами из искусственного мрамора, стены и потолок окрашены в мягкие и светлые тона. Все источники света скрыты от зрителя в стенных и потолочных складках. На потолке почти нет ровных и плоских мест, но он красив и оригинален. И это не прихоть архитектора, а способ улучшить освещение и акустику. Этот зал, как и весь театр, имеет новейшую вентиляционную систему. В течение часа меняется воздух в помещениях, создавая необходимые влажность и свежесть. Сцена – огромная площадь, оборудованная двумя вращающимися кругами, оснащенная подъемниками для быстрой смены декораций. Свыше шестидесяти моторов приводят в движение многочисленные и сложнейшие механизмы сцены. По заказу театра Харьковский электрозавод впервые изготовил сложную световую аппаратуру, которая может из пяти основных цветов создавать до ста пятидесяти различных комбинаций и оттенков. По специальному заказу для театра изготовлен, так называемый, «Волькенаппарат», с его помощью на полотне можно изображать текущие реки, водопады, небо с бегущими облаками, море с вздымающимися волнами. Вместо гримерок - рабочие кабинеты с удобными гримировочными столиками и зеркалами, умывальниками с холодной и горячей водой, шкафом и даже письменным столом для работы над ролью. Для артистов созданы все условия для хорошей творческой работы: комната отдыха с мягкой мебелью, столовая, буфет, зал для репетиций и даже спортзал. Здесь, в этом же корпусе, расположены технические цеха: парикмахерский, пошивочный, костюмерный и декорационный. От вестибюля, расположенного под трибуной театра, расходятся вправо и влево два прохода, ведущие к мраморным лестницам стеклянных башен. Наверху – выставочная галерея. Сквозь огромные стеклянные стены видна панорама города и Задонья. Здесь расположены: картинная галерея, театральный музей, библиотека и концертный зал. С обеих сторон концертного зала - фойе – с мягкой мебелью и буфетом. Зал со стеклянным потолком, источающий свет сотней электрических ламп, вмещает в себя 860 человек. На эстраде, оформленной в виде оркестровой раковины, концерт может идти параллельно со спектаклем на театральной сцене. Здесь также могут демонстрироваться фильмы. Театральные вестибюль, фойе, гостиные – результат упорного четырехлетнего труда, - отделанные мрамором и лабрадоритом, они приветливо открыли свои двери для трудящихся масс. Это самый большой театр в стране. Классические пропорции, симметричность, четкость объемов – все это создает впечатление монументальности, величия и торжественности». 8 Еще в 1932 году, в ознаменование 40-летия литературной деятельности писателя М. Горького, театру присвоили его имя. На новый ростовский театр приехали посмотреть инженеры, архитекторы и журналисты не только из других городов Советского Союза, но даже из-за границы. Все были поражены необычностью формы здания, его масштабов, качества его исполнения. Советская власть доказала, что умеет и может строить такие дворцы для советских людей. Та же краевая газета «Молот» от 12 сентября, которая все годы строительства освещала этапы возведения театра, опубликовала мнения иностранных гостей, посетивших наш город еще за два с половиной месяца до премьерного спектакля. «Молот» 12.09.1935 г. Заслуженная артистка Республики З. Н. Зорич написала заметку о театре-гиганте: «Замечательное здание - лучший памятник нашей эпохи. Здесь забота о зрителе тесно связана с заботой о работнике-актере, о живом человеке, о творческой обстановке, здесь учтены замечательные слова нашего вождя, тов. Сталина: «Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим являются люди, кадры». Театр-гигант, куда мы пришли сегодня, требует от нас высокоидейной работы. Большого художественного качества нашей продукции. Все силы, знания и способности с радостью отдадим для создания образов людей нашей замечательной эпохи!» Ростов получил большой культурный центр, готовый показать любой, самый масштабный спектакль, а также принять в своих стенах огромное количество людей для проведения конференций, пленумов и съездов. Ростовский драматический театр им. Горького стал первым из всего лишь полутора десятков театральных зданий, построенный в СССР до войны с нуля. Каждый из театров, сооруженных в то время – выдающийся памятник советской архитектуры. В этом ряду на первом месте и по хронологии и по уровню архитектурно-художественного решения – наш театр. Не случайно в двух известнейших музеях архитектуры в Лондоне и Осаке представлены макеты ростовского театра как яркого образца архитектуры эпохи конструктивизма. Уже тот факт, что в Лондонском музее макет театра стоит рядом макетом московского собора Василия Блаженного, говорит об уникальности этого здания. "Жемчужиной советской архитектуры" называли этот театр всемирно известные Ле Корбюзье и Оскар Нимейер. Даже обычный газетный снимок октября 1938 года передает величие беломраморного строения, словно парящего над огромной площадью вместе с большими белыми облаками. Конец первой части Продолжение следует Источники: материалы ГАРО газета «Молот» 1920-1930-е годы книга «Ростовский драматический театр им. Максима Горького» В. С. Кукушин «Архитектура Дона и нижнего Приазовья Ю. А. Немиров "Годы, спектакли, роли" Фотографии из открытых источников интернета и личного архива | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (31.12.2020) | Автор: Игнатова Елена | |
Просмотров: 2315 | Комментарии: 5
| Теги: | |