[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
В 1891 году или чуток раньше, Александропольский гражданин, Карапет Васильевич Чарахчианц приобретает у некоего Степененко имение по адресу Большая Садовая улица 144 (показан последний дореволюционный номер). Совсем оно было пустым или нет, кто его знает, но скажем, на 1886 год, оно значилось, именно пустопорожним. Нам неизвестно, чем Карабет Васильевич жил, и чем занимался до сих пор, но человеком он, похоже, был хватким и к коммерции предрасположенным. За это говорит многое. Для предстоящего заполнения подворья, Чарахчианцу сперва, пришлось брать разрешение на постройку минимального - 1-этажного с каменным погребом деревянного дома. А первым его делом здесь, после постройки деревянного дома, стала разбивка большого сада, и через 2 года, при наличии всего лишь одной относительно, небольшой постройки, да пары открытых концертных площадок, в саду, занимавшем всё имение, газетой было скромно объявлено открытие театра и сада с претендующим на эксклюзив именем, «Палермо». Самым первым сообщением о предстоящем открытии сада-театра, была официальная заметка Очень похоже, что хозяин парка, перед его открытием, материально выдохся. В дни открытия сада, когда было самое время для печатания громких приглашений и реклам, в газете не было опубликовано заметного объявления, что позже будет почти постоянно обязательным. А пока, очень похоже, Карапет Васильевич, поступает довольно хитро – находит кого-то из журналистов «Приазовского» и приводит в свой сад. А тот уже впечатлённый предстоящим событием, публикует в колонке городской хроники заметку с описанием сада, по сути, делая ему рекламу. Вот то самое первое, чем Ростов и Нахичевань были оповещены о предстоящих событиях Заметка была размещена в гуще других, тем не менее, самых читаемых, т.к. это был раздел местной хроники. Это было 21 апреля 1893 года. А непосредственно в день открытия, думается, хозяина порадовали ещё 2 сообщения: Так же, хозяина выручал и традиционный газетный раздел «Зрелища», где так же было написано много полезного для продвижения сада Вот так, без громкой «помпы» и больших обещаний со стороны хозяина, началась жизнь на этом кусочке земли между Большой Садовой и Никольской улицами. Наверняка, хозяину было на руку и то, что здесь, в конце улиц, не было у него конкурентов по развлекательному промыслу. Кто только не выступал в театре-саду… Если в самом первом газетном объявлении говорилось строго об исполнителях – мужчинах, то уже через го – два это были и певицы – дамы, и куплетисты разных театров России, и фокусники, и артисты с мини спектаклями разных жанров, подражатель курскому соловью, чтецы мыслей и даже, женщины – борцы, и «говорящая собака Вермут»… Было здесь и такое: «Сад и Театр «Палермо», собственное здание (директор и владелец К.В.Чарахчианц), сегодня, 2.06.1900 г. Борьба (на чемпионат) состоится между г.г. Абсом и Поддубным. Борьба русско-швейцарская, решительная на поясах….» (1900.06.03 «Приазовский Край»). Время шло, популярность «Палермо» росла, росли и финансовые возможности владельца парка. Теперь, газетные объявления о предстоящем репертуаре сада-театра печатались от его собственного имени и довольно регулярно. Между тем, в саду появляется особый кусочек территории, представляющий собой зимний сад. Разумеется, его создание не было знаком хозяйской заботы о чистом воздухе. Это был ещё один театр внутри театрального сада. «Зимний сад «Пале де-Кристаль» (в саду «Палермо»). Вокально-музыкальные вечера. Ежедневные артистические представления при участии вновь приглашенных артистов и артисток, по совершенно новой программе. Через каждые 2 недели дебюты новых артистов. Управляющий Погосьянц, Директор и владелец, К.В.Чарахчианц. Сегодня, выступают: … » (1895.10.04); «Зимний и летний сад «Пале де-Кристал». Ежндневно в саду большие гуляния. Участвуют знаменитые мандолинисты,… немецкая шансонетная певица Лили-Бинь… Анонс: в непродолжительном времени дебют шансонетных певиц…» (1896.05.20); То, что «Па де-Кристал», это не переименованное «Палермо», во-первых показывает, к примеру, вот это рекламное объявление Мы видим 2 слова: «Собственное здание», а во-вторых, это то, что в последующее время, название сценических площадок, так и будут чередоваться. Сегодня «Пале де …», завтра «Палермо». Новый аспект увеселительного заведения – ресторан. Люди приходят в сад не на пару часов. Естественное дело, когда возникает желание перекусить, принять кое что из напитков… В принципе, о ресторане писалось в рекламных блоках сада почти с самого начала, но теперь, как это обычно водится, у хозяина удачного заведения появились завистники. В 1899 году на тему питейного заведения в саду, в печати появилась сатирическая, а по сути, завистливая, почти желчная, статья: Мы видим, статья заканчивается фразой: «А сколько можно было бы хорошего и полезного, в смысле развлечения, устроить на эту уйму денег?». А чего же, тогда, хотел автор? Коммерческое предприятие имеет основной целью, получение коммерческой прибыли. Репертуар же, и, так сказать, «ассортимент» привлекавшихся в сад-театр артистов, был более, чем разнообразным. И каждому из тих артистов, естественно, было необходимо платить и за выступление и за дорогу туда-сюда, и прочее, прочее, прочее. Разумеется, собственная чистая прибыль у предприятия тоже была. И владелец сада-театра не «чах над златом», как пушкинский царь Кащей. Он готовил для своих клиентов грандиозный, как тогда было принято говорить, сюрприз, и готовил его основательно и долго. 1909 год, сентябрь. «Театр «Марс» Завтра … торжественное открытие зимнего сезона во вновь отстроенном и роскошно отделанном театре.. 1) спектакли лёгкого жанра, 2) театр-концерт аттракцион…» («Приазовский Край») Здание «Марса» вышло великолепным. Нужно сказать, что оно строилось поэтапно. Сначала, в 1894 году, владельцу было разрешено построить здание в 2 этажа (оценка всего имения после постройки, составила 23.000 руб. ), а в 1899 году, ему разрешено достроить к дому пристройку в 3 этажа и надстроить двухэтажное здание третьим этажом (оценка здания стала окончательной и составила 28.200 руб.). Но это был ещё не театр. Вероятно, здесь были ресторан, номера, гостиница для артистов и для гостей. Теперь же, с 1909 г. здесь возник зрительный зал со сценой и грим-уборными, возможно, и мастерская декораций… Три этажа, где было размещено всё необходимое для театра, ресторана, гостиницы, да ещё и места для арендаторов. Интересно то, что такое преображение здания не отразилось на его оценке. Возможно, работы были представлены, не как очередная перестройка, а как внутренний ремонт здания. Мне трудно сказать, что за птица у него была помещена на вершине здания. К примеру, на солидных производствах, размещали подобную птицу, как знак того, что это предприятие является поставщиком императорского двора, либо размещение герба являлось наградой, присуждаемой на разного рода Всероссийских выставках. Но там была птица другая – двуглавый орёл – герб империи. Здесь же птица с одной головой, как, просто, украшение, но, возможно, поставленная с целью вызывать у возможных посетителей некие ассоциации, придавая себе солидность, но утверждать того, разумеется, нельзя. Ростовская история даёт неоднократные примеры из жизни, казалось бы, крепких, в коммерческом отношении предпринимателей, которые после постройки своих зданий, вынуждены были из необходимости погашения кредитов, их тут же продавать, притом, что некоторые даже переходили в разряд «несостоятельных должников». Примером такого человека, который сейчас первым приходит на ум, назову купца Резанова, что в 1898 году был объявлен должником и даже посажен в местную тюрьму, и который незадолго до этого завершил постройку дома, предшественника нынешнего РИНХа. Здание театра «Марс», тоже несёт на себе отпечаток чего-то подобного. Не то, это существование хозяина, ещё не достроившего своё заведение, на грани банкротства, не то пересмотр им собственных взглядов на театральную деятельность. Дело в то, что если ранее на рекламных блоках, Чарахчианц указывал постоянно «Директор-владелец сада и театр К.В.Чарахчианц», да ещё и в нижней строке ещё раз повторял: «Директор К.В.Чарахчианц», то уже с октября 1903 года, вдруг появляются рекламы вот такого содержания: А затем совсем неожиданное (апрель 1904) (январь 1905) О причинах можно лишь предполагать. Мне думается, хозяин сдал свой парк на время достройки здания в аренду. Сам же, для «направления конкурентов в нужную ему площадку», монополизировал собственной арендой Александровский сад. Таким образом, строя свой театр, Карапет Васильевич имел постоянную подпитку капитала для ведения работ, обходясь, таким образом, без банковских кредитов. Разумеется, это лишь предположение, но это стало системой. После управляющего Бейзерта и дирекции в лице г-на Грузина, пришли другие имена Кто такой был А.Ф.Швам? До сих пор его имя встречалось, как имя организатора представлений в Александровском парке Нахичевани. Вероятно, там же его Карапет Васильевич и перехватил. Позже были рекламные блоки где уже Чарахчианц и Швам вместе ангажируют в Александровском парке, но фамилии владельца «Палермо», «Пале де-Кристаля» и «Марса» на афишах собственного заведения почти не появлялось. Года за полтора до открытия «Марса», пути Чарахчианца и Швама разошлись. Последний открыл собственный театр-варьете вначале Б.Садовой недалеко от редакции «Приазовского Края», публикации от «Палермо» вовсе прекратились и только 4 сентября 1909 г. мы видим вновь имя хозяина театрального подворья Но и здесь оно пробыло не более года. Ещё с год объявлений о работе «Марса» вовсе не печатались, вероятно, он вошел в своё «русло» и успешно двигался по нему, а к концу 1911 года объявления появились вновь и вновь с арендатором в руководстве театра. А пока мы можем наблюдать и вот такую картину. С этого времени здесь по театрально-концертной линии хозяйничает некое Харьковское Трудовое Общество. Арендаторы приходили и вновь уходили, появлялись новые. Чаще всего они были откровенными временщиками – месяц – другой и их нет. Война, начавшаяся в 1914 году так же не могла не отразиться на судьбе "Марса". Телефонный справочник по г. Ростову показывает, что здесь в 1914-м расположился один из многочисленных лазаретов. Занимал он какой либо зал или целый этаж, а может быть и всё здание, нам не ведомо. Но вскорости, вновь, в руководстве театром вновь возникло имя его хозяина - с сентября 1915-го, «у руля» «Марса» вновь Чарахчианц. Он возвратился в личную вотчину и теперь будет практически постоянным «директором-владельцем» театра и сада. Но годом раньше «Приазовский Край» публикует вот такое объявление: Честно сказать, оно ввело в заблуждение. Сам хозяин в 1913-м ещё работал в Александровском парке. А где же находилось его кафе? Справочная книга «Весь Ростов» за 1913 год такого названия кафе не показывает, однако в нём есть ресторан Товарищества под фирмой «Марс», по адресу театра – Большая Садовая 194. С другой стороны, кафе, это не ресторан. Поиски адреса этого кафе заставили пролистать газеты до сентября месяца 1913 года, пока не было найдено вот что: Удивительный каламбур. Дело в том, что дом Генч-Оглуевых, это Б.Садовая 90, а Большая Садовая 94, это дом Лившица Ильи Абрамовича. Точку в сомнениях поставил старые телефонные справочники г. Ростова на 1913 и 14 годы. В этих книгах кафе Чарахчианца ещё не успели разместить, но по номерам телефонов (а их на рекламном модуле показано сразу 3 штуки), это не что иное, как бывшее кафе «Ампир», размещавшееся точно по тому, же адресу – Б.Садовая 94. То есть, известная старая ростовская открытка с демонстрацией внутреннего убранства «Ампира», в той же мере относится и к «Чарахчианцу». Следует отметить и солидность подготовки этого предприятия Карабета Васильевича. Дело в том, что не так ещё давно на интернет-аукционах «Аукцион» и «Мешок» продавалась именная посуда из его кафе. Согласитесь, не каждый содержатель мог себе позволить подобное. Любил, красавец-мужчина, Карабет Васильевич своё имя, и дело здесь не только в кафе. Уже в конце всей старой истории, в 1917 году решил он точно так же, как и кафе переназвать свой театр. Это февраль 17-го. Что можно ещё сказать о работе заведений Чарахчианца? Постоянный репертуар, чаще всего составленный из не самых благородных и высоких видов искусства – варьете, шансон, и прочее подобное, влекло в театр и такую же публику. Слава о заведениях, как о притоне любителей алкоголя и разврата преследовала «Марс», как и ранее «Пале де Кристалл» и ещё раньше, «Палермо». Не обходилось здесь без преступлений. В одной из газет была размещена статья о том как несколько разнузданных выпивших молодых людей долго избивали и в конце концов погубили одну из актрис, к которой по началу просто домогались, видя в ней доступную женщину, но получили отказ. В другой заметке, более скромно, но всё так, же, жестоко: Дурная слава заведения дошла до наших дней. До сих пор любители «жёлтенького» рассказывают небылицу о некоем подземном ходе из летнего коммерческого клуба в «Марс». Якобы, состоятельный люд из этого клуба, дабы сохранить своё инкогнито, шли под землёй сюда, в гнездо разврата, где было не сложно провести время с дамами. Более того, некоторые уверенно «знают», где именно находился вход в тоннель. Были и недоброжелатели. В 1907 году кто-то запустил слух, и об этом писалось в прессе, что для заряда публики на проигрышных выступлениях артистов, хозяева привлекали так называемых клаков (сегодня бы написали «клакеров» «Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque — хлопок ладонью) — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Клака (фр. Claque) — организация собственного суррогатного успеха или провала чужого выступления группой подставных зрителей — клакеров, нанятых антрепренером, ведущим актёром, драматургом, оратором, политиком и т. д.» (Википедия). А было и такое: «По дополнительным сведениям, собранными нами по делу об экспроприации 11.04. у купца К.В.Чарахчианца, оказывается, что задержанный экспроприатор представил подложный паспорт и назвался вымышленным именем, Владимиром Любимовым. При очной ставке с чинами сыскного отделения Любимов заявил, что он казак кубанской обл., но имени своего называть не желает. Между прочим, установлено, что до прибытия в Ростов, экспроприатор проживал в г.г. Владикавказе и Пятигорске. Можно полагать, что дело поступит к судебному следователю в обычном порядке» (1907.04.14, «Приазовский Край»); … и такое: «Судебным приставом здесь объявлена продажа движимого имущества, принадлежащего товариществу «Марс», заключающегося в 4-х пианино разных фирм, оцененных в 700 руб.» (1913.09.16, «Приазовский Край»); Пришло «новое время». В 1917 году объявления о работе театра «Марс» с начала года, публиковавшиеся регулярно, вдруг прекратили появляться, после 30 августа. Что было дальше – большой вопрос. Март – апрель 1918 года. В Ростове на некоторое время установилась власть Советов. Печать «Приазовского Края» прекращена, взамен его в его же типографии печатают «Известия Ростово-Нахичеванского на Дону военно-революционного Комитета», и 16 марта в этих «Известиях» печатают следующее: А потом - «Открытие временного революционного трибунала состоится в помещении театра «Марс». Вход свободный» (1918.03.24 «Известия»); Не знаю, насколько активно и плодотворно происходили заявленный вечер и трибунал, но в одной из современных книг опубликована вот такая картинка с подписью «Разгром в театре «Марс», 1918 год». Я не знаю её происхождения и причин утверждать о достоверности подписи, хотя почему бы и нет? Тем не менее, 28 марта того же года в «городской хронике» «Известий» печатают заметку в 3 строки о том, что «комиссар зрелищ извещает городской комиссариат, что препятствий к постановке спектаклей в театре «Марс» не имеется». Выходит, что «Марс», как бы оказал услуги новой власти и теперь ему можно продолжать своё искусство. И опять в 1918-м, правда уже при вернувшейся «старой» власти, в возобновлённом «Приазовском», печатают приглашения в «Марс». Но опять, всё это было не на долго. (1919.03.22) Почему их все закрыли? Мне не доводилось видеть самого этого постановления, но полагаю, причина была банальна. В городе катастрофически не хватало топлива, а для освещения любого из театров требовалась бы, не одна сотня кило топлива. Последняя известная информация старых лет о, теперь уже бывшем, «Марсе», относится к 1925 году, когда здесь была размещена так называемая, комбинированная фабрика. Скажу честно, фото случайно найдено в сетях, и чем занималась эта фабрика, не имею понятия. В справочной книге 1925 года такого предприятия не упоминается. Да и важно ли это? Театр «Марс» канул в лету. Далее имеются обрывочные сведения о том, что в здании некоторое время до войны, находился некий клуб Металлистов и что в 1952 году в пакете открыток – фотографий начала 1950-х годов, одна из них, с изображением этого здания, была подписана, как «Драматический театр». Вот пожалуй и всё. Свой красивый вид здание за прошедшее с 1917 года время, растеряло. А к концу 70-х вид старого здания был окончательно убит «реконструкцией» здания под размещение в нём Ростовской филармонии. Чья «светлая голова» решила, что так будет лучше, я не знаю, но это был, явно пионер дела по уничтожению исторического облика нашего города. Современный вид здания публиковать не стану. Мне он не по душе. В качестве небольшого дополнения. Одна из уловок хозяина "Палермо" - не стандартный и любопытный рекламный приём: Источники: Архивная работа, коллекция, Интернет-аукционы «Мешок», «Аукцион», ДПГб | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (22.05.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 3713 | Комментарии: 23
| Теги: | |
Всего комментариев: 23 | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||