[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
С 9 июня по 13 октября 1896 года в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка, которую посетили представители французских изобретателей Огюста и Луи-Жана Люмьер. Сеансы проходили в кафешантане французского антрепренёра Шарля Омона «Театр концерт – Паризьен». На нижегородской ярмарке приобретает в Ростов-на-Дону киноаппарат наш герой - Р.И. Штремер. Правда, американский ученик С.М. Эйзенштейна, Джей Лейда сообщал, что Штремер привез в Ростов-на-Дону аппарат фирмы Пате. Причем в обоих источниках указаны инициалы Р.И., однако в последующих источниках мы встретим инициалы Р.Э. Тем не менее, есть все основания считать, что это один и тот же человек. Уже 11 июля 1896 года, в газете «Приазовский край» помещен анонс: в Городском саду, в театр Ефима Васильевича Любова (в Городском Саду, на месте будущего панорамного кинотеатра «Россия») «в самом непродолжительном времени прибудет интересующее весь мир новейшее изобретение, имеющее колоссальный успех в Париже». А в за 24 июля, помещено объявление о предстоящем событии во дворе дома Г.И. Ткачева на Садовой улице (на месте «Станции юных техников», Б. Садовая, 53): «С четверга, 25 июля, в театре В.Н. Викторова будет демонстрироваться синематограф, - новейшее очень интересное изобретение, дающее возможность воспроизводить движение во всех мельчайших подробностях и с полной иллюзией. В Париже эта новинка произвела большую сенсацию. В России же этот аппарат демонстрировался пока только в Петербурге, Москве и Нижнем-Новгороде. Выбор картин, которые будут показываться перед местной публикой, отличается очень оригинальным разнообразием». Там же, повтор анонса сеанса кинопоказа на 25 июля в театре Любова, с уточнением: «Кинематограф, оживленныя картины в движении» - «Роскошное невиданное зрелище. Цены местам от 10 копеек». Так или иначе, летом 1896 года в Ростов прибыли сразу два антрепренёра и один из них нам уже известен - Р.И. Штремер. Кто же второй? В статье Николая Васильевича Старикова (преподаватель ЮФУ) "Электробиографы Ростова в начале XX века: техника и люди" указывается некий антрепренер Б.С. Орлов, который устроил сеанс "в городском саду", т.е. в театре Е.В. Любова! Увы, ссылок в означенной статье не приводится, отчего понять откуда "всплыло" имя Б.С. Орлова невозможно. На запрос в письменном виде (e-mail) получен ответ: «Ссылку на представленную информацию, относящуюся к Б.С. Орлову, я не давал, поскольку надежных источников не обнаружил». Между тем, если Орлов устроил "кинематограф" в Городском саду, то логично предположить, что Штремер устроил "синематограф" в театре Ткачева! Известна фотография и план театра Любова московского фотографа Павла Анатольевича Метцгера. В указанном источнике есть также план театра в доме Ткачева. Итак, летом 1896 года в Ростове сложились предпосылки для конкурентной борьбы, ведь в одно время в один город прибыли два человека с одной и той же новинкой! Общедоступный театр В.Н. Викторова (Р. Штремер) идет на опережение, и уже 24 июля устраивает «пробный сеанс» для привилегированной публики с участием корреспондентов «Приазовского края», которые на следующий день, когда 25 июля кино крутили в обоих театрах для остальных ростовцев, описали впечатление от «пробного сеанса» следующими словами: «Несмотря на не совсем благоприятные условия освещения, сеанс оказался удачным. Первая картина изображала скачки в Москве. Перед зрителями, как живые, выступали с экрана жокей и лошади, движение которых настолько отчетливо, что ясно можно различить, как одна лошадь догоняет и перегоняет другую. Особенно эффективна часть картины, изображающая момент, когда по окончании скачек публика устраивает овации в честь победителей. Другая картина изображает шествие Высочайших Особ из Успенского собора во время коронационных празднеств. Картина захватывает центральный, самый интересный момент процессии. Много смеха вызвала среди присутствующих картина, изображающая катание детей на живых козликах». 25 июля 1896 года появилось два сообщения, расположенные одно над другим, сообщавшее: 1) в театре Е.В. Любова: «сегодня будет показываться КИНЕМАТОГРАФ, гениальное изобретение, интересующее весь мир. Поразительные картины жизни: бульвары со всеми пешеходами, семейные сцены, море с кораблями и прочее»; 2) в Общедоступном драматическом театре В.Н. Викторова: «в первый раз будет показываться сенсационная новость, интересующая весь мир СИНЕМАТОГРАФ, небывалое изобретение, оживленныя картины». 27 и 28 июля повторные сеансы состоялись лишь в театре В.Н. Викторова. Самого Штремера вскоре сбросили с пьедестала другие «акулы бизнеса» - представители братьев Люмьер, прибывшие в Ростов в феврале 1897 года. 6 февраля газета «Приазовский край» помещает объявление о предстоящем событии: «Прибыл синематограф Люмьер (движущаяся живая фотография)» с сеансом «коронационных картин». Очевидно, речь идет о коронации Николая II. 7 февраля газета анонсирует, что 8 февраля в театре В.И. Асмолова, который располагался в районе западного входа в Городской сад, будет представлена программа из трех отделений, и, между прочим, информирует ростовцев: «Дирекция синематографа Люмьера обращает внимание почтенной публики на то, что синематограф Люмьера ничего общаго не имеет с жалкими подражателями, посетившими г. Ростов н/Д». Уже 2 февраля на страницах «Приазовского края» появляется объявление следующего содержания: «По случаю очень дешево продается синематограф с 14 картинами, дающий живую картину в человеческий рост. Б. Садовая, дом Резанова, помещение фонографа» (не Штремер ли решил срочно избавиться от киноаппарата?). Это объявление появится вновь 5, 8 и 11 февраля. Вытеснив с кинорынка всех конкурентов, синематограф Люмьера покоряет сердца ростовчан. Сеансы, согласно "Приазовскому краю" от 11 февраля 1897 года проводились в театре В.И. Асмолова, контора дирекции Люмьеров находилась в №28 только что отстроенной Большой Московской гостиницы , билеты «заблаговременно» приобретались «в музыкальном магазине Адлера». На волне успеха, 17 марта «Приазовский край» публикует «телеграмму» о прибытии «от знаменитого Люмьера новых картин», где, надо думать собственно изобретатель Луи Жан Люмьер торжественно сообщает: «Желая отблагодарить Ростовскую и Нахичеванскую публику, так сочувственно относящуюся к моему аппарату, я выслал целую серию новых картин, впервые демонстрируемых в России». Примечательно, что 23 июня 1897 года (Приазовский край от 23 июня) синематограф (надо думать, подразумевается синематограф Люмьеров после тура по Ростову) прибудет в Новочеркасск, в Летнем театре которого, будет демонстрироваться Сергеем Алексеевичем Ханжонковым – сводным братом Александра Ханжонкова , который за год до этого, в 1896 году, покинул стены Новочеркасского казачьего юнкерского училища в чине подхорунжего. Итак, Рихард Штремер выпал из нашего поля зрения на несколько лет, пока его имя и фамилия вновь не объявились в 1900 году, когда в Минске он демонстрирует диапозитивы при помощи «Волшебного фонаря» (Laterna magica), там же он устраивает кинотеатр «Эден» и финансирует съемки первых минских документальных репортажей: «Маневры Минского вольного пожарного общества», 1908 г., «Экскаватор - адская машина за Брестским вокзалом», 1908 г. и др. Со временем Штремер организует сеансы синематографа в Санкт-Петербурге, в оперном театре Харькова, в Интернациональном театре Москвы, «Электротеатр Р. Штремера» в Киеве (Крещатик, 27), Умани, на улице Шоссейной в Чернигове, а также в Риге, Лодзи, Митаве, Гомеле, Вильно и Пятигорске («Реккорд-Био» при Ново-Казенной гостинице). В романе российской писательницы Ларисы Владимировны Мироновой «Круговерть» выведен «иллюзион Штремера» в городе Гомель: «В тот злосчастный день, когда его уволили из «Гомельской мысли» (герой романа Иван – примечание Пилюгина А.Ю.), он решил кутнуть – для утешения души. Начал с посещения иллюзиона Штремера. Был разгар сезона, и с большим успехом шли представления м-с Вольта – заслуженной и наизвестнейшей королевы электричества. Публика от восторга валилась под лавки, люстры качались и едва не падали на зрителей от грохота безумных оваций. Спецы говорили о ней – поразительный случай полной атрофии нервной системы. Другие же считали, что у м-с Вольта высшая форма Ивану было все равно – что у неё, истерия или атрофия нервов, главное – эффект! Искры от электрической женщины летели на десятки метров, а она стояла и улыбалась чудесной улыбкой нимфы!». В 1904 году очередь дойдет и до Ростова н/Д. 6 января 1904 года на титульной странице ростовской газеты «Южный телеграф» появляется следующее объявление: «Театр Электро-Биограф. Б. Садовая, против Городского сада. Сегодня, 6 января 1904 года, будет показана новая интересная серия картин, самая последняя новость: «Император Наполеон I» его жизнь, подвиги и смерть на острове Св. Елены, и кроме того, еще много других картин. Открыт ежедневно от 4 ч. до 11 ч. вечера. Представления ежечасно. Р. Штремер». Данный электробиограф в «тесном и душном помещении» (согласно журналу Синема, №1, за 1913) находился на углу Большой Садовой улицы и Соборного переулка, судя по всему, на месте современного (Б. Садовая, 54) послевоенного здания 1954 года постройки. Ранее на этом месте (нумерация несохранившегося дома: ул. Б. Садовая, 76 / пер. Соборный, 23.) находился дом наследников Почетного гражданина Ростова – купца Ивана Николаевича Грибанова: Ольги, Николая, Александра и Евгении. Может быть для решения проблемы «душного и тесного помещения» в августе 1904 г. наследникам Грибанова Городской Управой разрешена пробивка окон в их 2-х этажном каменном доме под надзором архитектора П.Я. Любимова. Именно здесь «впервые» в 1904 году оказался на киносеансе Александр Алексеевич Ханжонков, российский предприниматель, продюсер. Согласно его воспоминаниям: «…после подавления революционного восстания, в центре города долго пустовало помещение мануфактурного магазина. Вдруг на окнах его появились большие плакаты с надписью: «Здесь на днях, после ремонта, откроется биограф Р. Штремер. Весь ремонт заключался в двух весьма несложных операциях: освобождение магазина от полок и прилавков и изолирование помещения от дневного света. Когда над входом в этот магазин засветилась гирлянда разноцветных электрических лампочек, то гулявшая по Садовой улице публика двинулась в биограф столь интенсивно, что скоро потребовалось вмешательство полиции для наведения порядка. У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20-30 минут. Из «зала» зрителей выпускали через черный ход. Программа состояла из четырех картин, вызвавших бурные восторги зрителей. Зачарованные зрители не могли налюбоваться на «Прибой волн в Тихом океане». Картину «Подходящий поезд» зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался по экрану прямо на зрителя. Комическая «Муха» вызвала веселый смех и рассеяла страх. Представьте себе жирную физиономию комика, который делает гримасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу... Еще два-три стометровых фрагмента, и, наконец, гвоздь программы — «Точильщик». Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный вид так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь, сметая все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпе с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой... Сеанс окончен. Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия». Что за "Мануфактурный магазин" упомянул А. Ханжонков? На фотографии начала XX века на доме Грибанова мы можем наблюдать эту вывеску: Упомянутый «Мануфактурный магазин» принадлежал Шилтову Татеосу Артемовичу. Есть также фотография дома Грибанова со стороны Б. Садовой на довоенном фото: Примечательно, что в 1902 году по данному адресу (угол ул. Б. Садовая / пер. Соборный) значилась «Фотография Б. Петрыковского», но в 1903 г. фотоателье «бывш. Петрыковского» уже числится за Параскевой Сергеевной Ханжонковой – матерью Александра Алексеевича. Судя по всему, «тесное» помещение дома Грибанова не удовлетворяли всем потребностям, и Рихард Штремер начинает поиск подходящего здания. В январе 1905 г. Рихард Штремер уже арендатор Ростовского н/Д клуба в 1 участке по Б. Садовой, получивший право вставить в потолке две стеклянные рамы для фотографии под надзором арх. П.Я. Любимова (Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы, №2, 1905 (16 января). 8 января 1906 года «Первый художественный театр электробиограф Р. Штремер» открывается в доходном доме Сергея Карповича Яблокова (Б. Садовая, 64, ранее, 86). В этот же день в «Южном телеграфе» выходит заметка об этом событии: «Сегодня состоится открытие в доме бр. Яблоковых (Садовая против Городского Дома) нового театра электро-биографа Р. Штремера. Штремер, как известно, первый открыл в Ростове электробиограф и сразу заинтересовал нашу публику постановкой замечательных феерий, драматических сцен, путешествий и забавно-комических сцен, а затем постоянные новинки обеспечили Штремеру успех у ростовской публики, считавшей до этого живую фотографию чуть ли не детской забавой. Как мы слышали, Штремер кроме Ростова имеет свои театры в столицах и больших городах России, а постановкой своих сеансов в прошлом году в московском интернациональном театре, делая полные сборы, произвел прямо сенсацию, судя по единодушным отзывам московских газет». В Ростове-на-Дону Рихард Штремер в качестве оператора снимает несколько хроникальных лент: «Встреча католикоса (верховного патриарха всех армян) Маттеоса II Измирлиана в Нахичевани 10 июня 1909 г.» и «Панорама г. Тифлиса, Баку и Ростова н/Д», 1908 год. Судя по всему, второй фильм включал в себя «собственные съемки» кинотеатра Р. Штремер под названием «Виды Ростова»: 1 «сельскохозяйственная выставка, снято 12-го и 14-го сентября»; 2 «Ростовский яхт-клуб и друг.», анонсированные на 16 сентября 1908 года. Механиком в электро-театре Штремера в Ростове работал Михаил Афанасьевич Рыжиков (умер в 1913 году), проживавший по адресу: Никольская, 122 (Социалистическая; Доходный дом Михаила Ивановича Долгополова). Рыжиков стал владельцем некой ростовской синематографической прокатной конторы, работал под фирмою Рыжиков и Шредер; Карл Августович Шредер (C. Schröder), проживал на ул. Пушкинской (она же Кузнечная), 160. В 1913 году «электро-театр» Штремера, не меняя своего названия (Штремер – это уже всероссийский бренд!) переходит в собственность «Товарищества Гривин, Аракелов и Профет». В 2016 году в Ростовском областном музее краеведения (Б. Садовая,79) проходила выставка "Пойдем в кино!", где экспонировалась программка театра "Р. Штремер" от 1913 года: Что касается новых собственников, то подразумеваются управляющие парового пиво–медоваренного завода «Южная Бавария», располагавшегося на Таганрогском проспекте, 42, Профет Эрнест Карлович и Гривин Август Иванович. Однако по тому же адресу (Таганрогский, 42) значится Гривин Е.Г., который(ая) являлся сотрудником конторы электробиографа «Возрождение» на Б. Садовой, 238 вместе с Аракеловым К.М. Сам кинотеатр "Возрождение" располагался с 1912 года на углу Б. Садовой, 113 и Ткачевского переулка (ныне пер. Университетский, универмаг "Солнышко"). Фотография ростовского семейства Профет из экспозиции "Музея пивоварения" (Доватора 146а): А по адресу Б. Садовая, 86 (доходный дом С.К. Яблокова), в Списке абонентов Ростовской городской телефонной сети, значится электробиограф М.К. Штремер. Согласно информации, предоставленной куратором выставочного проекта «Время немых звезд. От черно-белого к красному», реализованного в Национальном историческом музее Республики Беларусь Надежды Кухаренко, под инициалами М.К. скрывается Мальвина Карловна Штремер. От нее же получена расшифровка инициалов Р.Э. Штремера - Рихард Эдуардович! Судя по всему - Мальвина Карловна и Рихард Эдуардович - супруги! В книге «В старом Ростове» Степана Дмитриевича Швецова о первом ростовском электробиографе сказано, что «по имени владелицы его чаще всего называли электробиограф Штриммерши». Уже под «Штиммершой» наша «героиня» упоминается в детективе ростовской писательницы и журналистки Елены Ивановны Афанасьевой «Знак змеи» (М., 2004): «Вечером на Садовой фонари элехтрические горят, дамы с кавалерами выгуливаются - променад называется. Дамы с зонтиками, все в кружевах, кавалеры при шляпах. Идут в ресторацию али в электробиограф Штиммерши в соседнем доме. Эх, Варьке бы в электробиограф! Синему глядеть, где картинки живые по стене движутся! Да билет, сказывали, тридцать копеек стоит. Куда столько! На другой год ежели приедет, так и на синему скопит». Что касается третьего совладельца кинотеатра, то в 1911-1912 гг. на Дмитриевской, 50 находилась кинопрокатная контора Боммер и Аракелов. Рядом, на Дмитриевской, 51 бакалейной торговлей и виноторговлей занимался некий А. Аракелов – там же находилось Т-во «Прокат». Еще в 1906 году на 10-11 февраля анонсировался «Первый Французский электро-биограф» в доме Тер-Абрамиана на Б. Садовой, 61 (ныне, 51). Последний - это второй стационарный кинотеатр города, принадлежавший «местным коммерсантам бр. Боммер» и первоначально располагавшийся в летнем саду Ростовского клуба. Примерно с 1908 года в доме наследников Пановых (впоследствии дом И.М. Чайлахова) действовал электро-театр «РЕНЕССАНС» - К.М. Аракелова и К. Владелец – Аракельян Карабет Манук(ович). В 1914 году его прокатная контора расположилась на Б. Садовой, 113: «Отпускаются сборные программы для станичных электро-театров, составленные из лучших боевиков недавних выпусков». Демонстратором (киномехаником) кинотеатра Штремера являлся Ефим Кулаков, а Управляющим П.Н. Кохановский. Работа кинотеатра не обходилась без происшествий. В мае 1914 года, журнал «Синема» помещает на свои страницы статью «Несчастный случай с картиной "Дети капитана Гранта"»: "«23 апреля в театре «Р. Штремер» после окончания сеанса, «механик в аппаратной переставлял угли». Один из осколков «раскаленного угля отскочил с кратера и, выпав с фонаря, случайно попал на приготовленную к демонстрированию первую часть картины "Дети капитана Гранта". Пленка моментально вспыхнула, однако демонстратор (Ефим Кулаков) не растерялся и, схватив пылавшую ленту голыми руками, быстро опустил её в стоявшее в будке ведро с водой. Наполовину обгоревшая лента в воде совершено расплавилась». В это время, управляющий театром П.Н. Кохановский, заметив неладное, запустил «многочисленные вентиляторы, которые быстро очистили воздух в помещении зрительного зала, и публика, вошедшая на следующий сеанс, ничего подозрительного не заметила». Пришлось проводить последний сеанс ленты "Дети капитана Гранта" без первой части, «что прошло почти незаметно для публики»". Уже 13 августа 1915 года, газета «Южный телеграф» анонсирует предстоящее на днях открытие «заново отремонтированного театра «Олимп», бывш. Штремер», открывшего двери клиентам под девизом «Всё для публики!». Объяснение смене названия мы обнаруживаем в журнале «Кинема» от 25 декабря 1915 года, издававшемся в Ростове н/Д А. Ханжонковым. Редактор А.М. Барлинский помещает здесь любопытный фельетон, фрагмент которого относится к электро-театру Р. Штремера: «Он «Олимпом» назван был. По названью будто новый, А на деле – старожил. Назывался он когда-то Театром «Штремер», но теперь Немцев любят туговато, Хоть закрой входную дверь!... И пришлося фрау Гривен Фирму несколько сменить: На «Олимп» крещен был «Штремер», И пошла толпа валить!..». Итак, "фрау Гривен" и М.К. Штремер - две дамы, которые также вели бизнес, вместе со своими мужчинами! В условиях Первой мировой войны, немцы оказались не в чести. В марте 1915 года в журнале «Кинема» выходит фельетон под названием «Красное яичко», где обыгрывается ситуация с неким «немцем кинематографистом», в фигуре которого узнается Профет Эрнест Карлович, который, напомним, с 1913 года, вместе с Мальвиной Карловной Штремер, являлся совладельцем электро-театра «Олимп» (бывший Штремер): "«Дорого яичко к Великому дню», - говорит русская присказка. Великие дни для театровладельцев наступают: - весна, колокольный звон, теплое солнышко, радостные лица и… гудящая толпа, щедро наполняющая кассу биографа. Великие, прекрасные дни!.. В этом году г.г. театровладельцы получат и «красное яичко»… Но не обрадует их это «яичко»!.. Третий день праздников Св. Пасхи совпадает с кануном праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а посему демонстрирование картин в биографе и все увеселения в этот вечер воспрещены. Канун двунадесятого праздника на третий день Пасхи!.. Поистине «дорогое» яичко для кинематографиста!.. И померкнет в этот день солнце, отцветет весна, замолкнет торжественный звон колоколов и потускнет лик театровладельца… Сноп ярких лучей от дуговых фонарей, освещающих вход в электро- биограф, не будет играть на покрытой всеми видами головного убора многоглавой толпе. Зеркальные окна не будут манить к себе бесчисленными огнями праздную публику, а темные, равнодушные, они будут молча взирать на уличное движение, сегодня для них безразличное. И в далеком углу кофейной, устремив неподвижный взор в последний № «Русского Слова», одиноко будут сидеть наши театровладельцы. В их голове будут проноситься воспоминания «давно минувших дней», когда не было столь «дорогого» яичка к Великому дню. В этот вечер много столиков в кофейной будут заняты одинокими и грустными, освободившимися от «дел», кинематографистами. Между ними, переходя от столика к столику, будет «вращаться», «кинематографист в отставке». Подойдет он к одиноко сидящему театровладельцу, пожелает ему доброго вечера и спросит его: - «Ну, что?.. как дела ваши?.. хорошие?..» - «А? что?.. хорошие дела?.. чтобы сказать, что да, так нет!.,» - неопределенно ответит тот, вновь погружая свой неподвижный взор в газету. «Кинематографист в отставке» догадается, что собеседник не в настроении, и медленно направится к следующему столику, за которым будет восседает колоссальная фигура немца кинематографиста. Канун двунадесятного праздника в столь «неурочное время» загонит сюда и этого, доселе невиданного здесь, гостя. - «А-а!.. Здравствуйте!.. И вы тоже здесь?!.» - удивленно спросит он. Медленно отведя свой взор, с высокомерным презрением покоившийся до сего на нетронутом стакане с чаем, и прервав свои мечты о минувших годах, когда его внушительная длань тесным кольцом сжимала массивную кружку не с кипяченной водой, разбавленной сахаром, а с янтарным пенящимся пивом, - славный потомок собственных предков ответит: - «А.. добры фешер!.. Сидайте, пашалюста… ошинь приятна!..». Новый собеседник сядет и тотчас задаст свой стереотипный вопрос: - «Ну, как дела ваши?».. Необщительный и избегающий встреч со своими конкурентами театровладелец не прочь побеседовать с «нейтральным» кинематографистом. - «О-о… фуй!.. Знайтэ, у нас в гер… э… э… у нас, в Рассий», - быстро поправится он, тревожным взглядом обегая зал кафэ: - «у нас в Рассии, нишефо, теперь есть праздник… карош, большой, праздник!..» - и быстро поднесет он ко рту стакан с горячим чаем и, заметно обжигаясь, жадно проглотит все содержимое стакана. - «Нет… вы меня не поняли. Я спрашиваю, как Ваши дела?.. как дела биографа?» - пояснит свой вопрос «кинематографист в отставке». - «Пиограф?.. мой пиограф?.. о.. нишево, нишево!..» - растягивая слова, ответит немец и затем быстро добавит: - «Знайтэ, я сам штырнадцать лет шлюжил уф пивоваренный завод, и такой шлючай не разу не был»! – и быстро отдернув руку, он торопливо направится к выходу. «Кинематографист в отставке» бросит вслед ему вопрошающий взгляд и, когда широкая спина кинематографиста из пивоваренного завода скроется за выходной дверью кафе, медленно зашагает к третьему столику". А что же Рихард Штремер? 1 июня 1916 года император Николай II утвердил положение об Особом Комитете по борьбе с немецким засильем. Судя по всему, к Рихарду Штремеру, как прусскому подданному у соответствующих органов возникли вопросы, был проведен обыск. Еженедельный журнал «1914 год. Наше воскресенье» в 1917 году отметил, что «у владельца кинематографа Штремера был найден даже аэроплан». Где найден, увы, не сказано. Очевидно, у российской охранки возникли веские основания подозревать Штремера в шпионаже, в результате наш герой был интернирован и выслан вглубь России. Есть ли основания считать Штремера шпионом? Косвенный ответ на этот вопрос обнаруживаем в монографии белорусского историка Валерия Черепицы «История и повседневность в жизни агента пяти разведок Эдуарда Розенбаума», где описывается деятельность Эдуарда Эдуардовича Розенбаума, завербованного Австрийским консулом бароном фон Герингом в 1913 г. в Киеве. В марте 1924 года, в Лодзи (Польша) Розенбауму был представлен сотрудник польского политического сыска киномеханик кинотеатра «Люкс» Эмилиан Анджеевский, начавший карьеру в качестве помощника демонстратора фильмов в кинотеатре Рихарда Штремера в 1901 году. По словам Валерия Черепицы, сам Эдуард Розенбаум, как киевлянин, хорошо знал Штремера лично и был завсегдатай его кинематографа. В любом случае, Рихард Штремер для ростовцев останется человеком, открывшем им мир киноискусства, без которого жизнь современных ростовчан представить решительно невозможно. *** Основные положения, вынесенные в этой статье, тезисно изложены в следующем сборнике: Пилюгин А.Ю. Начальный период кинодела в Ростове-на-Дону // XXVII краеведческие чтения. Тезисы докладов и сообщений областной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2017 г. С. 22-24. Также сдана в набор статья для музейного сборника, после выхода которого я добавлю библиографическое описание статьи. Список источников и литературы (помимо указанных в статье): Приазовский край, 1909 от 28 июня Приазовский край, 1908 от 16 сентября Приазовский край, 1906 от 10 февраля Синема, №1, 1913. Синема. №3, 1914. Синема. №9, 1914. Живой экран, 1912 №1 (15 августа). Сибирская советская энциклопедия. Т. 2 З-К: в 4 т. /под общ. ред. М. К. Азадовского [и др. ] Публикация. Москва: Зап.-Сиб. отд-ние ОГИЗ, 1931. Инженерный вестник Дона, вып. 1, том 28, 2014. Весь Ростов н/Д на 1897 год. Адрес-календарь, торгово-промышленная справочная книга. Ростов н/Д., 1897. Вся Донская область и Северный Кавказ на 1901 год. Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи. СПб., 1903. Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону на 1913 г. Харьков, 1913. Список абонентов Ростовской н-Д городской телефонной сети. 1914. Чеботарев Г.А. Ростов-Нахичеван на Дону. Справочная книжка. С планом г. Ростова, рисунками, портретами и видами. Ростов н/Д., 19211-1912. Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы, №14, 1904. Миронова Л.В. «На арфах ангелы играли (сборник)», М., 2006. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. Ленинград, 1937. Вишневский В. Документальные фильмы дореволюционной России (1907-1916). М., 1996. Черепица В.Н. История и повседневность в жизни агента пяти разведок Эдуарда Розенбаума. Гродно, 2005. Янгиров Рашид. Киномосты между Россией и Германией: эпоха иллюзионов (1896–1919). Leyda J. Kino: A History Of The Russian And Soviet Film. London, 1960. *** С уважением, сотрудник Ростовского областного музея краеведения, Пилюгин Александр.
| |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Кромешник (26.04.2018) | Автор: Пилюгин Александр Юрьевич | |
Просмотров: 3608 | Комментарии: 10
| Теги: | |
Всего комментариев: 10 | |||||||
| |||||||