[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Фотография из недалёкого (а кому-то и очень далёкого) советского прошлого. Она наверняка знакома тем любителям ростовской истории, кто изучает её не поверхностно. Это фото встречается неоднократно в краеведческих книгах советских лет. Оно размещено, наверное, во всех переизданиях книги С. Швецова «На высоком донском берегу», оно размещалось в книге бывшего главного архитектора Ростова на Дону, Яна Ребайна, «Ростов шагает в будущее». Здесь показан разворот из книги Швецова. Обзорный вид старого города в перспективе вдоль будущего Будёновского проспекта почти от нынешней улицы Горького. Более подробно, если условно принять ширину двухэтажного здания на углу перекрёстка, где, скорее всего, уже работала «Южная Бавария», спаивавшая ростовчан с 1874 года, приблизительно за 10 метров, то ось взгляда фотографа в глубину фотоснимка будет проходить приблизительно равна 30…40 метрам от того же угла. Практически с такого же ракурса сделано другое историческое изображение, выполненное где-то на границе 19 и 20-го веков. Вот это: Стоит обратить внимание на то, что возрастная разница между этими снимками всего лишь лет 25-ти, но посмотрите, сколь сильно изменился город! Последнее фото не могло быть снято ни с какой другой точки, кроме как с пожарной каланчи. Но каланча, что нам известна по фотографии Петрыковского, была только спроектирована архитектором Якуниным в 1885 году, а построена ещё позже. Ниже будет показано, что это поздновато для нашего снимка, но всё равно, главный пожарный двор находился здесь и до её постройки, и наблюдения пожарники производили тоже с каланчи, только со старой, деревянной. В качестве подтверждения этих слов стоит показать фразу из объявления в ростовских «Ведомостях» сентября 1887 года: « в конторе по урегулированию Богатого источника имеют быть проведены 1887.09.22 в 12 час. дня. торги на продажу старого леса, находящегося во дворе конторы, оставшегося от бывшей старой каланчи на главном пожарном депо….». Полагаю, нет нужды ещё приводить доказательства о месте съёмки фотографии. Остальные варианты места – Успенская (Шушпановская) церковь стоит слишком далеко от угла с Таганрогским проспектом, Римско-католическая стояла ещё дальше, да и построены они были уже к концу 1880-х годов. Я уверенно говорю о более, чем ста сорокалетней давности этой фотографии. Почему? Признаков возраста здесь достаточно, хотя бы для того, чтобы говорить о возрасте с погрешностью всего в пару лет, «туда-сюда». А если говорить конкретно, вот некоторые из них: 1. ростовский собор на Старом базаре стоял без колокольни до 1886 г., а хотя бы недостроенная, она должна была быть видна ещё парой лет ранее; 2. нет театра Асмолова, который построят в 1883 году; 3. крупное здание в правой стороне снимка, мельница братье Елицер, которая начала работать, судя по трём разным источникам или в 1872 или 73-м, или даже, в 1879 году (как бы это было не забавно, все источники сведений – не сочинения из интернета, а справочные книги старых лет); Самым грандиозным объектом, что можно было бы увидеть на этом фото на северо-западном углу перекрёстка, после августа 1882 года, мог быть угол здания табачной фабрики Кушнарёва, но его здесь нет. Лишь огороженный забором угол территории. Фотография этого здания 1883 года была выполнена Петрыковским и она довольно известна: Из всего вышесказанного можно заявить, что фотография эта относится к периоду ранее 1882 г. О самой нижней временной границе кадра порассуждаем позже. Не знаю, кому как, но для меня это фото одно из самых вожделенных, которое всё время хотелось бы увидеть вживую. Да, оно общеизвестно, но посмотреть на Ростов на Дону столь давний в хорошем качестве, в этих изданиях – дело невозможное. Крупнорастровое изображение низкого газетного качества, плюс плохая стыковка половинок изображения, к сожалению, портят всю его прелесть. Поиски этой фотографии в ГАРО успеха не дали. Донская публичка тоже никогда не хвасталась наличием этой «панорамки». Областной музей на сайте «ГОСКАТАЛОГ» тоже его не показывает. Авторы названных выше книг, конечно же, пользовались оригинальным изображением, но где они его брали? Куда оно после делось после выхода книг? Казалось бы, фото давно утрачено. Но, происходит неожиданное. Фотография появляется в качестве продажного лота на аукционном сайте. Я, бывает, пользуюсь услугами некоторых аукционов в поисках чего либо необычного или для пополнения своей коллекции, но цена этого фото была довольно высока, и, к сожалению, для доходов пенсионера не такая уж и приемлемая, хотя понятно - раритеты должны стоить дорого. У меня, же появляется качественный скан этого фото. Первое, что можно сказать уверенно, это фото ТО САМОЕ (!). Как оказалось, это не копия, не дубль, а конкретно, то самое фото, что публиковалось в книгах. В нижней части с правой его стороны имеется разрыв бумаги, который довольно хорошо виден в картинках из книг. Дугообразный разрыв проходит через крышу дома внизу справа и доходит до ограды будущей кушнарёвской постройки. Этот же разрыв есть и на продававшемся фото. Здесь показан разворот из книги Ребайна. В начале заметной части разрыва и в его конце стоят красные точки. Фотография эта продавалась из волжского города Самара и она являлась частью большого пакета лотов, основную массу которого составляют акварели художника и профессора архитектуры, Татьяны Яновны Ребайн. Вот и вероятная разгадка того вопроса, как это фото оказалось в далёкой от нас Самаре. Вероятно, дочь архитектора покинув Ростов на Дону, переехала в этот город. С ней переместилось и историческое фото из собрания отца. Пара слов биографии архитектора Яна Андреевича Ребайн нашлась в интернете: РЕБАЙН Ян Андреевич (11.11.1911, род. в селе Ачикулак, Ставропольской губернии, Российской империи - январь, 1996, г. Ростов-на-Дону), главный архитектор (1947-1972) Ростова-на-Дону. В годы Великой Отечественной войны оборонял город в составе Ростовского полка народного ополчения. После окончания войны – участвовал в восстановлении разрушенного Ростова-на-Дону. Закончил в 1934 году архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В Ростов-на-Дону приехал по распределению, где и стал трудиться по своей специальности в «Ростовоблпроекте». Я.А. Ребайн — автор более ста проектов, которые во многом изменили внешний вид нашего города. Один из них буквально революционный для Ростова. Речь — о набережной Дона. Ее строительство стало началом грандиозной работы по повороту города к реке. Из его слов: «По моим проектам построены административное здание МВД и МГБ на улице Большая Садовая, пятиэтажный жилой дом «Ростовэнерго» — на углу улицы Греческого города Волос и Соборного переулка, жилой дом «Облкомхоза» — на Социалистической улице, пятиэтажный дом на Пушкинской и другие. В Соборном переулке спроектировал с использованием элементов разрушенного бомбой здания ремесленное училище «Горремстройтреста», в котором сейчас расположена администрация Ленинского района. В 1949 году разработал также проект стадиона «Динамо» на 15 тысяч зрителей». Ян Андреевич принял участие в проектировании главного железнодорожного узла Ростова и пригородного железнодорожного вокзала. Он разработал идею возведения Западного и Северного жилых массивов, где сейчас проживают сотни тысяч ростовчан. В конце 1950-х именно Я.А. Ребайн настоял на создании обширных зон отдыха для ростовчан на Зеленом острове и на левом берегу Дона. Ян Андреевич Ребайн более 25 лет проработал на посту главного архитектора города. Единственный в стране случай. Как человек, досконально знающий и любящий свой город, он написал четыре замечательные книги об архитектуре Ростова. Общественной работой занимался — до самой смерти в январе 1996-го, был председателем Совета ветеранов Ростовского полка народного ополчения. Теперь вновь вернёмся к фотографии: Скан картинки, особенно на дальних планах выглядит довольно мутным, но вновь, слава фотошопу (!). После ряда манипуляций в нём, раскрывается чудесная панорама. На старом виде, явно, ещё нет грандиозного здания с будущей гостиницей «Гранд-отель», которое до 1911 года, казалось бы, стояло здесь вечно. (фото В.Ф.Петрыковского, начало 1890-х г.г.) А просмотр накопленных сведений показал, что самое раннее обнаруженное сведение об этом супер-теремке, относится к 1880-му году. На той площадке, где здание будет достроено, видны несколько крыш совсем маленьких домиков. «Гранд-отель» появится после их сноса. А потом, в январе 1880 года в газете напишут: «Новое место для прогулок. В последнее время пассаж, устроенный в доме С.П.Петрова, по случаю сильных морозов, сделался любимым местом для прогулок местной публики, тем более, что в кафе-ресторане его можно по умеренной цене (например, стакан сладкого чаю с лимоном – 5 коп.), найти известные развлечения, напитки и закуски». Со сдвигом влево, недалеко от угла Большой Садовой с Таганрогским проспектом, большое здание, очень похожее на недостроенный дом Шушпанова, в котором позже появится гостиница «Сан-Ремо» (на выделенном фрагменте картинки ниже, обозначен как №1). Характерный «кокошник» на крыше, три окна с балконом в ширину по крайней части постройки, рельефные прямоугольники по всей высоте дома и повторяющиеся парные консоли под самой крышей дома. Мы видим почти выстроенную западную часть здания. После окончания постройки здания, в январе 1877 года было дано такое объявление: «На Садовой ул. во вновь отстроенном доме г-на Шушпанова в верхнем этаже открыт новый и довольно приличный отель с номерами, находящийся под управлением г-на Щёлокова, содержателя ресторана в том же доме» (газета «Донская Пчела»). А пока нижние его окна закрыты щитами, окна среднего этажа уже готовы, но они совершенно чисты и пусты, как нет и двери, и кажется, решетки ограждения, на балконах 2 и 3-го этажей. Третий этаж завешен какими-то тряпками, а балконная дверь вовсе почти заложена стенкой из кирпича. Вот и выходит, что если это ещё не законченная постройка здания, то это 1876 год, если же гостиница уже поработала и теперь здание достраивают, то после 1877 года. Впрочем, если бы здание достраивали, то для чего вновь разбирать окна уже построенной части? Продвигаясь по Большой Садовой ближе к перекрёстку с Таганрогским, на углу видим небольшой дом (№2 на фрагменте фото) в три окна с пристроенным слева коридорчиком (верандой). Ещё в 1882 году его продавала госпожа Мельхер, но приобрел его уже в 1892 году купец Пустовойтов. Центр, есть центр. В нём и тогда, как и сегодня, чего только не происходило. Вот и этот неказистый дом, долгое время размещал в себе аптеку, наливашку с торговлей винами, и здесь же, в 1903 году, аптека была объявлена местом ночных дежурств врачей для всех нуждающихся. А после 1910 года уже сам Пустовойтов построил то, что сегодня мы называем Центральным Универмагом. Дальше, со сдвигом вверх по Таганрогскому, стоит ещё одно крупное здание со срезанным углом, выходящим на Таганрогский проспект (см. №3 на фрагменте фото). Как уже сказано, утверждать нельзя, но вполне вероятно, это тот самый дом, что в скором времени преобразуется своим внешним видом до «брата» дома Генчь-Оглуевой на углу Садовой и Семашко. Соображение это возникает когда сопоставляешь его с другими большими домами на этом участке проспекта. На нём просто нет других таких, со срезанным углом, домов. В 1886 году это будет домом Шишовой, а в начале 20 века, нахичеванского купца Чернова. Думается, и в дни фотосъемки дом принадлежал ей же. Во всяком случае, есть такая запись в исторических хрониках 1875 года: «Шишова Александра Матвеевна, ростовская мещанка, вдова; включена в таблицу по раскладу акцизного налога, как содержатель трактирного заведения (бывш. Модиевского) в прошлом, 1874 году на Таганрогской ул., в собственном доме Шишовой, с размером акцизного сбора в 60 руб.» (Ростовские «Ведомости…»). И ещё один, довольно солидный и красивый на старом фото, дом. Судя по глубине его расположения и удалению от линии Таганрогского пр., а так же по конфигурации самого здания, это совершенно грустный сегодня дом №60В на Социалистической улице. Такой его сегодняшний вид, это результат военных разрушений и длительного отсутствия капитальных ремонтов. Но как бы там ни было, это он. Других таких там просто нет. Колоритен юго-западный угол перекрёстка Садовой и Таганрогского. Где вся его будущая роскошь? В 1877 главным архитектором г. Ростова, и будущим архитектором г. Варшавы, Якуниным, для этого места по заказу г-на Мерошниченко, будет спроектирован дом, в котором через 2 года разместится Ростовский Коммерческий клуб. Это будет его «зимнее помещение». Кстати, приглашаю взглянуть на его фотографию начала 1890-х. Обратите внимание на небольшой дом стоящий «стенка к стенке» с домом Мерошниченко справа. Но старом фото его еще не видно. На самом углу стоит черно-белая полосатая будка околоточного. Здесь же происходит непонятное людское столпотворение при участии двух или трёх запряженных конных экипажей. Вверх по Таганрогскому стоят ближние три дома, которые будут видны и на фотографии Петрыковского. Ещё один фрагмент западной стороны «панорамы»: Вниз по проспекту небольшое занижение проезжей части. Дорога здесь с обоих сторон имеет хорошо выделенные, и огороженные снаружи, тротуары со столбами освещения с керосиновыми лампами. Это знаковое место города – «Байковский мост», перекрывающий на проспекте и главной магистрали города, так называемую «Генеральную балку». В низине балки, далее вправо построена мельница братьев Елицер. Здесь же заметим, что в новых, открывшихся тонкостях видно, что пивная «Бавария» (северо-восточный угол перекрёстка с Пушкинской ул.) всё ещё находится в состоянии постройки. Разумеется, опять здесь есть неизвестное. Подворье пивзавода довольно крупное и, возможно, работу он уже начал во внутридворовых сооружениях, но главное, угловое здание, пока еще обложено крупными монолитами строительного камня. На фото есть несколько заметных крупных построек, сегодня непонятных, но есть и те, которые, являясь знаковыми для города, тоже, хоть что-то сообщают нам о времени фотосъёмки: - справа, на самом краю листа видны корпуса работавшей с 1863 года фабрики Н.И.Чурилина по производству галет, печенья, сухарей и пива; - прямо в центре внизу сюжета, подворье купцов Чириковых, где с 1879 года работала их кондитерская фабрика. Работает ли она во время фотосъёмки сказать трудно, но вновь взглянем на более позднюю фотографию. Прямо по центру фото перед нами крыша дома «главного ростовского музыковеда» Л.Г. Адлера, который был им построен на перекупленной от Чириковых части их подворья. А теперь снова посмотрим на старый снимок. На его левой половине на одних из ворот установлена полукруглая вывеска. Я не могу утверждать, но полагаю, что возможно, в угловом здании Чириковых, где находилась фабрика, вывески могло не быть, но на доме с магазином готовой продукции вывеска быть должна. Верно ли это предположение, не знаю, но небольшой двор с вывеской, полагаю, был Чириковским. Теперь приглашаю обратить внимание на участок обведённый на показанном фрагменте жирными линиями с домиком подписанным, как дом из 1823 года. Очень мало кто знает об этой стороне вопроса. Я же его узнал, благодаря общению с ростовским историком и археологом Александром Нечипоруком. На классическом, самом первом городском плане Ростова на Дону, прорисованном местным землемером Шаржинским, просматривается слабо прорисованный контур кладбища, которое, в принципе, никогда и ни кем не описывалось. Но в ГАРО нашелся интересный документ описывающий некую историю, связанную с этим местом. В начале 19 века в Ростове проживал пономарь ростовской церкви Яков Жулькевич. Фамилия обязывающая, но я бы его назвал иначе. Впрочем, судите сами. В 1823 году пономарь обращается к таганрогскому градоначальнику с просьбой о прирезке к его подворью дополнительного участка под сад. А свободным участком он называет закрытое к этому времени кладбище старообрядцев, расположенное между его домом и его же садом. Переписка по этому вопросу проходила в несколько этапов и в конце концов успехов Жулькевичу не дала. Закрытое кладбище отстояла старообрядческая община Ростова. Нам же достался документ из того времени, где был прорисован план места. Он для нас настоящий кладезь сведений. Вот он: Здесь множество трудночитаемых надписей, поэтому я продублировал их соременным написанием. Улица Пушкинская ещё не была даже Кузнечной. Здесь она названа не именем, а ориентацией на плане, «продольная». Двор самого Жулькевича выходит своим домиком на эту саму. Продольную улицу. Прорисован и фасад самого этого дома, очень схожий с тем, что мы видим на фото от Ребайна. Разница только в покрытии крыши. О верности определения места говорит соседнее с Жулькевичем подворье, мещанина Белобородова. Из всех, названных на плане фамилий только его имя сохранилось в книгах оценок до 1894 года. После этого года оно превратилось в подворье Елицеров, а ещё позже, Я.С. Кушнарёва. Последним его владельцем была внучка табачника, Екатерина Скордиа. На фото ещё много чего есть интересного к просмотру и определению. Виден купол старой деревянной колокольни при соборе, непонятные пока крупные и малые дома, масса очень симпатичных деталей в виде хотя бы небольших, украшений даже на самых бедных постройках. Крыши домов приблизительно в половинном соотношении – тесовые (деревянные) и крытые железом. Хотя заметны и камышовые… Но на этом пока стоит остановиться, иначе рассказ об этом фото будет бесконечным. И так, какого же года этот снимок? Самым ранним из названных выше годов был 1876-й, год постройки дома Шушпанова. Наверное, без большой погрешности можно считать эту дату и годом изготовления фотографии. 1874-й год, когда начала работу «Донская Бавария» я во внимание не беру – как уже сказано, возможно, производство уже работало внутри подворья. Бесполезная «Вишенка на торте» - в нижнем правом углу фотографии есть чернильная подпись снимка – «Ростов» и сложно читаемое число года. При продаже фотографии на аукционе она была подписана как 1898 год. Если с этим согласиться, то и сам вполне уверенно читаешь этот год. Но по мере вникания, цифру «9» уже начинаешь воспринимать, как размытую «7», а последнюю «8» хочется видеть как «6». Однако, если относиться критически ко всем этим прочтениям, видишь другое. Слово «Ростов» не имеет у себя на конце твёрдого знака, что значит, фотография подписана была уже в советское время, а значит, веры к этой записи нет никакой. Наконец, последнее. В помещении РРО ВООПИК хранится довольно интересный альбом, изготовленный от имени администрации города к 200-летию Ростова на Дону. На одной из страниц альбома есть ещё одна «панорама» Ростова, так же состоящая из двух фотоснимков, как и в панораме от Ребайна, но одна из половинок этой пары является левой частью только, что описанной, а следующий кадр является довольно известным. Он был воспроизведен отдельным в книге «Образы старого Ростова» и ещё в некоторых материалах. Есть он и на «Ростовбереге». Вот эта пара: Пара не вполне хорошо стыкуется, но всё равно, видно, что оба снимка выполнены были одним сезоном, имеют общую точку нахождения фотографа и скорее всего, действительно являются одни продолжением другого. А, следовательно, вся фотопанорама в виде триптиха, могла бы выглядеть так: Теперь ко всему добавляется и театр Гайрабетова и постройки Николаевского переулка, Казанская церковь и несколько могил закрытого старого кладбища на свободной площадке ещё не построенных Успенской церкви и Технического Железнодорожного училища. Следующей для себя задачей считаю необходимость поиска качественного скана 3-й фотографии к триптиху. Хотя, думаю, с ним будет полегче. Это фото, наверняка есть либо в Ростовском Областном музее Краеведения, либо в «Публичке». Оно публиковалось в книге «Образы старого Ростова», правда качество тамошней публикации явно не подходит по качеству к старой «панораме» Источники: интернет, личная коллекция, ДГПб, подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (18.07.2022) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1178 | Комментарии: 8
| Теги: | |
Всего комментариев: 8 | ||||||||
| ||||||||