[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Одна из старейших улиц Нахичевани 1-я Степная, ныне ул. Ченцова, изобилует всевозможными достопримечательностями. Бросается в глаза стадион, в настоящее время находящийся в плачевном состоянии. За время своего существования он успел несколько раз сменить имя: «Пищевик», им. Сталина, «Трудовые резервы», «Юность России». На улице Ченцова совсем недалеко друг от друга, располагаются два храма - православный Александринский и армянская церковь Св. Карапета. Оба храма с давних времен были кладбищенскими. Армянское кладбище, существующее и поныне, по историчности вполне может соперничать с ростовским Братским кладбищем. Софиевское же, при Александринской церкви, в середине 20 века, к сожалению, было полностью уничтожено. Вдоль улицы, минуя оба храма, тянется телефонная (телеграфная?) линия — еще один свидетель минувших эпох, заслуживающий более пристального внимания. Начиная со второй половины 1920-х годов в нашей стране отмечался небывалый рост промышленного строительства. Один за другим возводились цеха новых заводов и фабрик. Ростовский хлебозавод №1, Ростсельмаш, обувная фабрика Микояна — они все родом оттуда. Тогда же расширялись и реконструировались и давно действующие предприятия: Красный Аксай, Рубин (Жесть, Жесть-Вестен), частью которого стали и завод цинковых белил, и «Эмальпосуда». В августе 1929 г была пущена первая в СССР(!) Ростовская автоматическая телефонная станция на 5 тысяч абонентов. Не отставали от всеобщего технического подъема и железнодорожники. Хоть в 1920-х — 1930-х годах на предприятиях и продолжали выпускать рельсы старых типов, но в связи с все более и более активным использованием железных дорог, возникла необходимость новых, более мощных тяжелых рельсов. В 1934 году их поставка увеличилась в двое по сравнению с 1928 г., а к 1939 году выпуск дореволюционных образцов облегченных рельсов и вовсе прекратился. В течение тех десятилетий полным ходом шло строительство новых железнодорожных линий, а старое изношенное рельсовое хозяйство, выпущенное еще в царской России, требовало срочной замены. Только представьте себе, какой образовался запас отслуживших свое рельсов! Возникает резонный вопрос: «Где же они?» Приглядитесь внимательно, на чем держатся старые деревянные столбы? В те напряженные для страны годы всеобщей индустриализации не принято было разбрасываться материалами, все шло в дело. Старые рельсы стали использовать в качестве приставок к деревянным столбам, чем увеличивали срок их службы. И, как видите, не зря — столбы, установленные в прошлом веке, до сих пор стоят. Функции свои они уже утратили или почти утратили. Местами на них еще навешивают современные провода, но большей частью они стоят не у дел, как напоминание о техническом прорыве первых пятилеток. А по рельсовым приставкам можно читать историю российских предприятий. Давайте, друзья, прогуляемся по «залам» этого своеобразного музея под открытым небом. Начнем нашу экскурсию с этих образцов. Рельсы производства Новороссийского общества, выпущенные в 1890 и 1899 годах. Полное название общества «Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производств» в Юзовке. Представителем в Ростове его был Ростовский Купеческий банк в лице Ноя Абрамовича Гордона. Общество было основано в 1869 году Джоном Юзом (отсюда и название городка, ставшего в последствии украинским Донецком). Усилиями этого специалиста, талантливого во многих областях, был построен мощный металлургический завод, удостоившийся высшей награды на Парижской выставке 1900 года. А чуть раньше, в 1896 году, на Всемирной выставке в Нижнем Новгороде общество было награждено правом изображения Государственного герба. Ассортимент продукции Новороссийского общества был достаточно широк. Но особо хочется отметить именно рельсовое производство и кузнечные работы. Взгляните на гравюру, изображающую витрину Новороссийского общества на выставке 1896 года. Среди экспонатов общества наибольший интерес вызывают две колонны из изогнутых рельс, и установленная по центру композиции изящная пальма. Вы спросите, при чем здесь она? Дело в том, что пальма эта выкована из целого куска рельса, без сварки и прочих соединений. Умельца - рабочего металлургического завода, создавшего этот шедевр, звали Алексей Иванович Мерцалов. В последствии пальме даже присвоили его имя. Сегодня пальма Мерцалова хранится в музее Горного института в Санкт-Петербурге. Следующие экспонаты - рельсы 1908 и 1912 годов Таганрогского металлургического общества (маркировка Т.М.О.) с клеймом ВЛКЖД. Клеймо «ВЛКЖД» означает дорогу, по заказу которой выпускались рельсы. Некоторые заводы, выполняя работу для крупных заказчиков, ставили их клеймо. Возможно, благодаря этому не только облегчалась отгрузка товара — по клейму можно было определить куда пойдет эта партия, но и в некоторой степени повышался рейтинг изготовителя. Эта ситуация схожа с современной рекламой «мы работаем с…» или «Среди наших заказчиков…». Основателями общества и строителями Таганрогского металлургического завода так же, как и Юзовского, были заграничные промышленники. Основным акционером по строительству завода, его директором и управляющим делами стал бельгийский инженер Льежского университета Альберт Нев. В 1896 году под руководством Нева мене чем за год буквально на пустом месте выросли производственные сооружения, а в 1897 году завод уже начал выпускать свою продукцию. Целый ряд жилых районов Таганрога, существующих и сегодня, возник благодаря заводу. Сначала в округе селился крестьянский и рабочий люд, участвующий в строительстве предприятия, затем в специально построенных домах расселили инженерный и руководящий состав завода. А вот перед нами рельс 1914 года со знаком К.Ж.Д. Исследователи рельсовых клейм строят множество предположений и догадок по расшифровке этих букв, но в большинстве своем сходятся во мнении, что это аббревиатура «Казенная железная дорога». Жаль, но его производителя определить не удалось, рельс срезан, как говорится, на самом интересном месте. Далее, друзья, мы подходим к советскому периоду. 1926 год, Югосталь, Сталин. Трест «Югосталь» образовался в 1921 году. В него вошли многие металлургические предприятия, в том числе Юзовский и Таганрогский металлургические заводы. А Юзовка в 1924 году получила новое имя — Сталин. Так что эти рельсы с серпом и молотом и надписью СССР вышли из ворот того же, только уже бывшего, Новороссийского общества. Сменился общественный строй, поменялись хозяева заводов, но необходимость в их продукции не отпала. И стоят эти столбы-рельсы теперь рядышком, будто бы и правда, на полках импровизированного музея. В то время силуэты телеграфных столбов были узнаваемы и понятны каждому. Рубрика газеты «Молот», 1943 год. И, конечно же, улицей Ченцова эта линия не ограничивалась. По городу, думаю, их было немало, только вот где они сохранились? Если Вам, дорогой читатель, это известно – приглашаю внести свою лепту в эту историю. А пока у нас есть возможность проследить протяженность именно этой линии. Говорю «пока», потому как в скором времени и ее, возможно, не станет. Ее путь можно отследить по существующим на сегодняшний день опорам. Где-то они еще крепкие на вид и несут на себе современные провода, а местами наблюдаются их жалкие останки. Кое-где линии обрываются, и только сохранившиеся угловые столбы (а у них особая конструкция) дают возможность предположить дальнейшее следование проводов. Естественно, я не все учла, не все опоры разглядела, возможно, где-то даже ошиблась в направлении, но я и не ставила перед собой задачу восстановить довоенные линии связи. Хотелось показать Вам, дорогие читатели, что даже такие примелькавшиеся и не обращающие на себя внимание детали нашего города могут скрывать немало исторических фактов. А еще дать Вам возможность самолично пройти этими маршрутами и обнаружить новое (старое), еще никем не замеченное клеймо или найти интересную, редко встречающуюся опору. Удачи! © Елена Студеникина *** Источники: История развития СКЖД (1864-2008г) История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Том 2. 1917—1945 Альманах-справочник по гор. Таганрогу и его округу. Подр ред. Н.В. Никитина. - Таганрог, 1911-1912. https://ru.wikipedia.org http://dongeosociety.ru/nizhniy-vystavka/ https://yandex.ru/maps | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Selena (10.08.2020) | Автор: Елена Студеникина | |
Просмотров: 1987 | Комментарии: 8
| Теги: | |
Всего комментариев: 8 | |||||
| |||||