[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Прогулки по городу |
Еще в октябре 2018 года в Донской Государственной Публичной Библиотеке проводилась выставка ростовских архитекторов, но у меня все не получалось сделать ее обзор. Эта была выставка достижений и возможностей современной архитектуры Ростова. Ее стенды располагались на втором и третьем этажах. Среди них были проекты-фантазии, проекты-мечты и даже уже реализованные проекты. Ростовские архитекторы, известные и совсем молодые, отразили в своих работах всё свое стремление к новому облику Ростова. Я не имею отношения к архитектуре, но все-таки хочу поделиться своими впечатлениями от увиденного. Возможно, они покажутся кому-то слишком оценочными, но я - житель Ростова, которому небезразлично будущее нашего города и которому, может быть, предстоит жить в том городе, который я увидела в представленных на выставке проектах. Надо сказать, после просмотра у меня было довольно странное чувство. С одной стороны, попытки создать что-то новое, необычное, чего, может быть, еще никто не создавал - мечта любого творческого человека. С другой стороны, настораживает то, что это новое и необычное претендует на место в историческом центре. На выставке совсем молодым архитектором был представлен проект реконструкции консерватории им. С. В. Рахманинована углу улицы Б. Садовой и проспекта Буденновского. Я очень надеюсь, что это всего лишь проект-фантазия на заданную тему. К дважды историческому зданию консерватории с его тыльной стороны пристраивается настолько грандиозное по масштабу и отличное по стилю сооружение, что ему не хватает выхода на улицу Шаумяна, и с помощью навесного моста оно продолжается уже в совершенно самостоятельной форме на другой стороне этой улицы. Боюсь спросить: за счет какого исторического здания? Там, напротив, находится дом-памятник архитектуры, построенный в 1913 году по проекту архитектора Л. Ф. Эберга. Не хотелось бы обижать молодого автора наиновейшего проекта реконструкции консерватории, но неужели памятники архитектуры для него просто рухлядь? И какая необходимость совмещать несовместимое? Можно просто создать проект новой консерватории (например, ее филиала) в современных формах в другом месте. Ростовчан волнует судьба Театрального спуска. С момента появления в 1935 году на пустыре между Ростовом и Нахичеванью великолепного здания драматического театра, зародилась эта мечта – сделать спуск к Дону второй Потемкинской лестницей, как в Одессе. Но, несмотря на то, что этот вопрос поднимался неоднократно, раз за разом он откладывался на неопределенное время. И даже не потому, что до недавнего времени на пути лежала печально известная, сгоревшая Говнярка. Просто спуск неизбежно уперся бы в портовые постройки, а переносить их - дело хлопотное и дорогое. Но современные архитекторы уверены – это дело времени. Они представили на выставке проекты Театрального спуска, улицы Береговой и всего прибрежного района Ростова. На одном из проектов на спуске к улице Береговой нагромождены друг на друга разнокалиберные строения. Я вполне допускаю, что такого сооружения еще не было, что раньше никто так не громоздил, что авторы – пионеры, что таким образом они пытались сказать свое слово в архитектуре. На самой набережной как раз на месте порта высится проект высотки с названием «Театральный небоскреб». Однако в районе памятника Победы запроектирован еще новый музей г. Ростова-на-Дону – большая стеклянная коробка, напоминающая видом сверху жесткий диск компьютера. При всем желании, трудно назвать такое нагромождение разномастных строений на одном участке не то что красивой, но просто разумной застройкой. И это не вариации на тему, а вполне участвующие в рассмотрении проекты, так как мэрия уже объявила о старте планировки Театрального спуска. Рассматривая фантазии-мечты на выставке не как проекты ради проекта, а как будущее лицо Ростова, я увидела, что архитекторы не привязывают свой проект к местности, на которой они предполагают его возвести. Они, вообще, не задумываются, что будет с окружающими домами и с самим возведенным объектом. Главное – построить что-то большое с коммерческой выгодой. Например, в районе бизнес-центра «Пять морей» (большое стеклянное зеленое здание, кстати, почти пустующее с момента постройки) запроектирован еще один небоскреб с острой вершиной, очень похожий на одну из американских башен-близнецов, разрушенных 11 сентября 2001г. Он устрашающе возвышается над самой набережной. Один экс-чиновник сказал, что ему нравится вид на город, уставленный высотками. И в подтверждение добавил, что он нигде не видел береговой зоны без высотных домов. А это означает, что исторического центра нам не видать, как своих ушей. Он постепенно и верно будет зачищен от старинных домов. Высотки теперь будут везде, и не только в прибрежной зоне. Это центр Ростова. Рядом с постройками послевоенных лет соседствует большое несуразное строение, которое предполагалось возвести вместо торгового центра «Континенталь» - на углу исторического перекрестка улицы Пушкинской и проспекта Буденновского. Надо ли напоминать, какие дома стоят на остальных трех углах? И насколько уместно там присутствие такого строения. Как в случае с возведением на месте старинного здания объекта «Астор" на углу улицы Горького и пр. Буденновского. Трудно представить что-то более нелепое на этом перекрестке. Возможно, если бы этот монстр был построен в отдельном районе, среди себе подобных, то, наверное, туда можно было бы водить экскурсии. Но это странное сооружение располагается в самом центре города, соседствуя с уникальным зданием цирка. Никто толком не может объяснить, какая надобность в нем именно на этом месте? А еще оно закрывает собой стену жилого пятиэтажного дома, жители которого лишились окон и балконов на южном фасаде. Как удалось их уговорить? А, может быть, у них не спрашивали? Кстати, автор, на полном серьёзе, уверен, что создал шедевр от архитектуры. Я сомневаюсь в том, что кому-нибудь, кроме него самого, нравится это строение. На углу улиц Чехова и Горького цветной громадой высится уже реализованный проект ЖК «Чехов», прозванный в Ростове «Кубиком Рубика». Насколько он уместен там, обсуждать поздно. Он уже там. Но авторы не остановились на достигнутом и представили проект ЖК «Тихий центр» в районе улицы Греческого г. Волос, переулка Покровского и улицы Тельмана. И он уже реализовывается. Боюсь спросить, сколько и каких домов было снесено, чтобы освободить для него территорию? Помните февраль 2015 года, когда разрушили здание киностудии на углу улицы Красноармейской и пер. Островского, обещая взамен построить офисное здание в эклектичном стиле не выше семи этажей? Спустя три года на огороженном пустыре, наконец, началась работа. Сначала в паспорте объекта появилось одно, отнюдь не семиэтажное здание, очень скоро сменившееся сразу двумя «свечками» в 23 этажа каждая. На крошечном пятачке «свечки» будут стоять нос к носу и смотреть друг другу в окна. Смогут ли выжить потом, стоящие вокруг двухэтажные дома дореволюционной постройки, никого не волнует. Ведь разрешение на строительство есть! И это притом, что кроме короткой и узкой кромки у тротуара, другой парковки нет. Ну, разве что, парковку организуют в самих «свечках». Такой же, только жилой комплекс из двух высоток коробочного типа, так же стоящих нос к носу друг друга, предполагается поставить не где-нибудь, а прямо по центру бульвара Комарова в окружении девятиэтажек. Возможно, в данном случае под парковкой подразумевается сам бульвар. Интересно, чем авторы руководствовались в выборе места? Ведь это место предназначено для прогулок, живущих в этих девятиэтажках, граждан. Эта, называемая «точечной», застройка – не забота о людях, а единственное желание огрести побольше денег. Рассматривая другие проекты, я поняла, какие масштабные изменения они принесут городу. Были на выставке и причудливые проекты: элеватор, приспособленный под детский центр, напоминающий конструктор ЛЕГО, дом, похожий на электробритву (как в популярном телефильме, «с плавающими ножами»), театр-утюг на стрелке Зеленого острова (вылитый современный утюг с резервуаром для воды), торговый центр, очень смахивающий на пресловутый проект «Астор». И еще полет фантазии (кусок торта «Зебра»). Таким Ростов может стать скорее, чем мы даже можем себе это представить. На городского обывателя выставка не произвела какого-то особого впечатления. Бегло просмотрев стенды с проектами, посетители публичной библиотеки, тут же забыв о них, устремлялись по своим делам. И дома или с друзьями не обсуждали увиденное. Более того, почти никто не задумывается над тем, что эти фантазийные проекты потихоньку реализовываются. А, может быть, их просто это не волнует. Ростов был и остался купеческим городом. Деньги превыше всего! И если в начале двадцатого века купцы тоже сносили старые здания, чтобы возвести новые, повышенной этажности для получения большей прибыли, то и сейчас происходит то же самое. Только не надо ждать от нынешних купцов какой-то сознательности по сохранению культурного наследия, чудом уцелевшего после всех революций, войн и разрушений. Она в них не воспитана. Современные купцы, несмотря на умение пользоваться достижениями прогресса, не так умны, как их предки. Они даже не задумываются, покупая участки под строительство, можно ли на них построить то, что им хочется. Они готовы десятилетиями ждать, когда саморазрушится исторический дом со статусом памятника архитектуры, находящийся на этом участке. Их совершенно не заботит, как будут жить и пользоваться построенным новым многоэтажным домом люди: будет ли им хватать тепла, воды и света. У них другая цель. Поэтому на небольшом участке теснятся, дыша друг другу в затылок, попирая все строительные нормы, сразу пять двадцатипятиэтажек. Большинство людей, которые купят там себе квартиры, никогда не увидит в них солнечного света, а будет изучать окна дома напротив. Можно привести множество примеров бездумно-алчного строительства в Ростове, но от этого не станет легче. За многие десятилетия с лица Ростова исчезло большое количество прекрасных домов малой этажности как пережитков прошлого, от которого надлежало избавляться и не тащить его с собой в новую жизнь. Сейчас мы с жадностью вглядываемся в уцелевшие снимки прошлых лет, пытаемся рассмотреть прежние строения на наших улицах, удивляясь и восхищаясь той красотой, которая, оказывается, существовала в нашем городе. Каждый дореволюционный дом имел собственное неповторимое лицо. Вероятно, это стоило недешево. Но и пришедший на смену «модерну» «конструктивизм» - авангардистский, совершенно новый стиль, призванный удешевить строительство, несмотря на лаконизм форм и отсутствие дорогой отделки, был настолько самодостаточен, что оставил нам целый пласт культурного наследия. О каждом здании можно рассказать целую историю. А что можно рассказать о пяти-, девяти- и прочих многоэтажках конца двадцатого века? Ничего. В ежедневной суете большинство из нас не успевает замечать, как стирается историческое лицо Ростова, не представляющее коммерческого интереса для нынешних купцов. В центре кварталами сносятся дореволюционные здания, а построенные на их месте многоэтажки, губят соседние малоэтажные дома. И ведь не сносят «хрущевки», коих огромное количество, а непременно нужно разрушить исторический дом обязательно в самом центре Ростова. Исчезновение очередного старинного здания, возведение на его месте очередного «небоскреба» вызывает у меня и других неравнодушных людей чувство боли и досады и, хуже всего, безысходности, невозможности остановить маховик разрушения истории нашего города. Однако так думают не все. Молодое поколение, вообще, не считает, что в Ростове есть заслуживающая внимание архитектура; жить предпочло бы в высотках, ибо престижно и комфортно; приветствуется все новое, независимо от формы и содержания. Ему нравится «короед», потому что «чистенько» и сочетание цветов здания Ростовэнерго («а что плохого?») А ведь за молодым поколением – будущее. Значит, его всё устроит в измененном облике города. И наконец, те самые городские властные структуры, не признающие архитектурные памятники, разрешающие вырубать парки и сады под многоэтажную застройку и, вообще, не имеющие исторического видения Ростова. Они не дадут истории никаких шансов. Уже подписаны приказы на снос целого списка памятников архитектуры, и даже если мы все возьмемся за руки и встанем цепью, не позволяя их разрушить, их всё равно снесут (метод отработан). Как часто слышу фразу: «Нам нечего показать туристам!» Если учесть, каким катком по Ростову прошлась война, хрущевское строительство, беспредельные 1990-е, а за ними коммерческие 2000-е, то, конечно, уничтожив последние памятники архитектуры и отряхнув пыль с рук, можно сказать: «Нам нечего показать». Я не против новостроек-высоток. Но не в историческом центре города. Для них есть другие места. Не хочется заканчивать на пессимистической ноте, но этой же осенью я побывала в г. Новочеркасске – столице донского казачества, где каждая улица, каждый закоулок дышит его историей. Золото осени придало ему особое очарование. Прогуливаясь по его бульварам и любуясь его прекрасными зданиями, в окнах которых отражалась багряная листва деревьев, я почему-то остро почувствовала: у Ростова больше не будет исторического лица. И с этим уже ничего нельзя поделать. Источники: ДГПБ | |
Категория: Прогулки по городу | Добавил: Helen (03.12.2018) | Автор: Игнатова Елена | |
Просмотров: 2006 | Комментарии: 8
| Теги: | |
Всего комментариев: 8 | |||||
| |||||