При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Здание управления Владикавказской железной дороги
Судьба у это здания была намного счастливее многих ростовских построек, не переживших революцию, снос, войну и разрушения временем. Начиная с рождения, и до нынешнего времени, оно не меняло свой профиль, всегда принадлежало оно железной дороге.
Располагавшееся в Ростове-на-Дону управление Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги длительное время не имело собственного здания и занимало арендуемые помещения. В начале XX века было принято решение о строительстве здания управления. В 1910 году был проведён конкурс, в котором победил проект архитектора Н. Вальтера. Составлением чертежей и проведением работ занимался гражданский инженер А. П. Бутков. Для постройки дома управления Владикавказской железной дороги был приобретен участок землив городе Нахичевани размером 3256 кв.сажен (нынешняя Театральная площадь) .
Строительство здания велось с 1911 по 1913 гг. 27 октября (9 ноября) 1913 год состоялась торжественная церемония освящения здания.
После окончания строительства обнаружились некоторые проблемы. Так, газета «Утро Юга» осенью 1913 года писала
Здание построено в традициях рационалистического направления стиля модерн, но в то же время в его архитектуре и оформлении прослеживаются мотивы эклектики. Четырёхэтажное здание занимает квартал в плане и имеет три внутренних двора. Цветовая гамма фасада слагается из красной и охристой красок. Кирпичная кладка здания сочетается с отштукатуренными поверхностями. Фасады украшены рельефными эмблемами Владикавказской железной дороги
После Октябрьской революции здание управления железной дороги было национализировано и преобразовано в СКОПС(Северо Кавказский округ путей сообщения). В 1920-1930гг несколько помещений занимал любительский театр. Большая часть труппы состояла из рабочих и сотрудников железной дороги.
Фото 1931г с сайта http://foto-history.livejournal.com/3296117.html
Фото 1959г с сайта http://www.rostov50.ru/1959_uskyhd.html
СКОПС размещался в здании до 1960г., после чего он был преобразован в Управление Северо-Кавказской железной дороги.
открытки издательства "Филателия", 1964г. Автор фото А.Бушкин
Здание управления Северо-Кавказской железной дороги имеет статус объекта культурного наследия регионального значения
В истории этого здания есть несколько пунктов, отразивших этапы его биографии: 1. В 1915 г. в Ростове н.Д. была отпечатана книга "Постройка дома управления дороги". Её можно полистать на сайте нашей "публички".. Книга является и описанием всех тонкостей постройки и кроме того содержит довольно объёмный пакет чертежей здания и фотовидов наружных и внутренних интерьеров.; 2. В 2013 г., инициативой управления СКЖД отпечатана ещё одна книга - "100 лет дому управления СКЖД.", где к картинкам 1913...15 г.г. добавлены и современные интерьеры здания. Здание пережило пожар во время войны. У нас на сайте есть фото Театралки с видом издалека на это здание, выполненное в послевоенное время (я, к сожалению, его от чего-то не смог сейчас найти). Стены здания целы, но в окнах сплошной свет. Не помню всех ли, но верхнего перекрытия не уцелело. Это к тому, что современная начинка в здании не родная, однако, хоть старые и новые интерьеры здания серьёзно отличаются, судя по фото в современной книге зданию внутри не придан вид современного "кубизма". Приятные интерьеры в старом стиле. Ну что же, и то приятно.
Здание строилось как управление Ростово-Владикавказской ж.д., что видно по сохранившимся вензелям на его стенах."Небо в окнах" после пожара- примета всех кирпичных домов 19-начала 20 века. Это следствие технологии применявшейся тогда при строительстве-все межэтажные перекрытия и межкомнатные перегородки изготавливались из хорошо просушенного деревянного бруса и досок, обшитых дранкой с нанесённой на них штукатуркой...Всё это быстро выгорало при пожаре... После пожара оставались только внешние стены...
Серго, это здание было исключением из правил. Как уже заметил ALEX.В 1915 г. в Ростове н.Д. была отпечатана книга "Постройка дома управления дороги". Вот цитаты из этой книги:«Все междуэтажные перекрытия в целях прочности и огнестойкости сделаны частью по системе «Геннебика», частью по системе «Монье», с применением железных балок. Потолочное перекрытие 4-го этажа, отделяющее все здание от чердака, состояло из двойного ряда железобетонных плит «Монье» - по нижней полке двутавровых балок, как и во всех этажах, и по верхней полке, прикрывающей всю двутавровую железную балку. Укладкой железобетонных плит по верхней полке, кроме защиты четвёртого этажа от охлаждения в зимнее время достигнуто также, в целях пожарной безопасности полное отделение всего здания от чердака». И ещё одна выдержка из текста: « Из железобетона выполнены: все междуэтажные перекрытия, часть переборок, все лестницы, часть подоконников, спусковые карнизные плиты и часть полных карнизов, портик главного входа, балконы, все наружные архитектурные украшения и много других мелких работ». Возможно на качестве готовых конструкций сказался тот факт, что на производство работ был объявлен конкурс, выиграло его Ростовское Товарищество «Железобетон» инженера Поваляева, предложившее цену в 24 рубля за 1кв.сажень, против 30 руб. других конкурсантов, что при общей площади в 3700 кв. саженей давало хорошую экономию.
Дайте пожалуйста конкретного ссылку на книгу 1915 г. Постройка дома управления дороги. Собираю информацию об инженере (архитекторе) Александре Петровиче Буткове. Может Вам ростовчанам изветны ещё какие-либо упоминания о нём, по мимо здания Управления ВЛКЖД?
Могу предложить книгу Сидоренко "100 лет дому управления С-Кжд" Ростов-на-Дону 2013 год.44 страницы. мягкий переплёт, рассказ о здании с проектирования до наших дней. Много исторических фото планов и схем здания.Есть и современные фото интерьеров.Цена 300 рублей.
Не нашел кнопки ответ. Ув Серго, это к Вам. По поводу поста №4. В заметке "Утро Юга" красочно описана ситуация с потолками: полопались, валятся, трещины, сыпется, и наконец то изрядная глыба свалилась на стол. откуда такая глыба из описанной Вами штукатурки, да еще по дранке? Следуя по ссылке Alex272 можно убедиться, что оказывается все выглядело на много страшнее, все перекрытия были полностью бетонными, как говорится без единого сучка и гвоздя. Технология бетона в России тогда еще была не совсем развита, это были , можно сказать его первые шаги по стране. в 1900 г. в России произведено в год всего 577 тыс. т. бетона, а в 1913 г. — уже до 1,8 млн. т бетона. И за 10 лет с 1918 по 1928 год было произведено более 18 миллионов т. Плюс к тому, были проведены торги, на которых цены разнились от 24 до 38 р. А с применением рабицы аж 9р. Выиграло Ростовское товарищество инж. Поваляева - "Железобетон". У него были цены с морским песком 24р., и с речным 23.30р. Сошлись на середине, из половина морского и половина речного. И давай валять. Это только мое мнение- пресный песок отторгает морской. Не складываются они, я полагаю вместе. А там как знать. Короче погнались, как обычно, за дешевизной. А говорят, так было только при Советах.
Не прочитал ниже и написал тоже самое. Ну да ладно, тем более что данные рознятся. Список лиц, непосредственно принимавших участие в постройке дома Управления. Председатель Правления, Инженер Путей Сообщения ПЕЧКОВСКИЙ Владимир Николаевич Управляющий дорогою, Инженер-Технолог инженер Путей Сообщения ВОЙНОВСКИЙ-КРИГЕР Эдуард Брониславович. Начальник Службы Пути Инженер Путей Сообщения ОКЕР-БЛОМ Эдуард Иванович. Помощник Начальника Пути, Инженер Путей Сообщений ШТЕНГЕ Сергей Васильевич. Заведующий постройкой, Граждански Инженер БУТКОВ Александр Петрович. Помощники Заведующего постройкой, Инженер Путей Сообщения ШЕСТАКОВ Иван Александрович Граждански Инженер МИЗЕРНЮК Николай Яковлевич.
Для выяснения же стоимости железобетонных конструкций по системе «Геннебика» была назначена конкуренция В торгах учавствовали: Инж Г. Кено г. Екатеринослав Инж И. Гайгаров г. Р н\Д Инж. Поволяев Т-во «Железобетон» Р н\Д Первое Ростовское Товарищество В.А.Торлецкий Р н\Д (запросил самую большую цену). Наиболее выгодным предложением оказалось предложение фирмы «Железобетон». которой и были сданы все железобетонные перекрытия по системе «Геннебик», а впоследствии и устройство всех лестниц, балконов и других робот по той же системе. Из железобетона выполнены: все междуэтажные перекрытия, часть переборок, все лестницы. часть подоконников, спусковые карнизные плиты и часть полных карнизов, портик главного входа, балконы, все наружные архитектурные украшения и много других мелких работ. При выборе самой системы железобетона, руководствуясь возможной дешевизной постройки, и имея в виду необходимость обеспечить некоторым частям здания особую огнестойкость, были приняты две системы междуэтажных перекрытий: простейшая «Монье», по железным балкам, обладающая значительной огнестойкостью и по системе «Геннебика», которую можно признать почти несгораемой.
По системе «Монье» в построенном дом выполнены междуэтажным перекрытия части первого этажа, полностью 2, 3 и 4 этажи, все переборки в первом этаже, каналы для распределения водяных, паровых и конденсационных труб отопления и некоторые мелкие устройства. Все перекрытыя по системе «Монье» выполнены хозяйственным способом. Все остальные перекрытия как-то: перекрытие части первого этажа над архивами, перекрытие кухни при обшей столовой, магазина Общества Потребителей, отельной, все жилые помещения. и с косоурами и площадками выполнены по системе. «Геннебика».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]