[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
С постройкой театра-гиганта в Ростове, город получил уникальное по форме и огромное по величине, здание, а вместе с ним прекрасный сквер с цветником и фонтанами и новую парадную площадь, названную, как и театр, именем писателя М. Горького. Новый театр, по проекту архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха был принят с восторгом горожанами и гостями Ростова. Его постройка в 1935 году явилась первым опытом нового театрального строительства в СССР - здание выделялось из ряда других театров не только по форме и размерам сооружения, но и отделочным работам. Главный принцип его постройки – театр должен быть по архитектурным признакам памятником эпохи. И он им стал. Главный фасад театра, обращенный к югу, оформлен широкой наружной лестницей и въездными пандусами, поднимающими зрителя с уровня тротуара на уровень вестибюля. Вход в зрительный зал - с главного фасада, под трибунами – входы в концертный зал. Стены и цоколь главного фасада облицованы белым мрамором и красным гранитом, боковые части – инкерманским камнем, внутренняя отделка – из искусственного мрамора. Украшением главного фасада являются два трехсторонних горельефа работы скульптора С. Г. Королькова на тему гражданской войны, изготовленные из бетона, хотя изначально предполагалось отлить их из бронзы. Правый горельеф называется «Гибель Вандеи». Следует заметить, что Вандея - мятежный департамент Франции не имеет отношения к гражданской войне в России (1918-1922), но являясь одним из первых и ярких примеров контрреволюции, стал ее символом. Внутреннее состояние нового театра можно обозначить тремя частями: зрительской, сценической и артистической. Зрительскую часть составляют: зрительный зал округлой формы, состоящий из партера и балкона с радиально расположенными местами на 2300 мест, вестибюль, касса, гардероб, фойе, расположенное в двух уровнях, кулуары, гостиная, буфет, курительная, мужские и женские уборные, главные и запасные лестницы. Концертный зал, расположенный над главным фойе, с боковыми ложами, вместимостью до 900 мест, с кулуарами, двумя боковыми фойе, двумя галереями и лестницами, расположенными в выступающих по главному фасаду пилонах театра; курительная, мужские и женские уборные. Сценическую часть составляют: сцена с трюмом в двух уровнях, арьерсценой и авансценой, под которой находится оркестровая яма. Конструкторская, художественная, плотнично-столярная, мебельная, слесарная, костюмерная и другие мастерские, помещения электроосветительного, механического, отопительного, вентиляционного и прочего обслуживания сцены и зала, а также душевые и уборные для техперсонала сцены. Сцена оснащена сложными механизмами: несколькими вращающимися кругами и подъемниками, трансформируемыми планшетами по вертикали, а также обычной декорационно-подъемной системой деревянных колосников. Артистическая часть, расположенная за сценической коробкой, имеет свои вестибюль с гардеробом, физкультурный и репетиционный залы, фойе, парикмахерскую, костюмерные, кладовые, общие и индивидуальные артистические гримуборные, режиссерские кабинеты, души, умывальники, уборные. По окончании строительства, за самоотверженный труд, исключительные организаторские способности и находчивость, начальник стройки Аркадий Михайлович Стамблер, ставший первым директором нового театра, и главный инженер Николай Иванович Каныгин были заслуженно награждены легковыми автомобилями, а производитель работ Перкун Григорий Филиппович – премией в 3000 руб. Заслуженно, потому что эти пять лет напряженного труда, потребовали невероятных усилий от всех, руководивших стройкой, людей. Иностранные специалисты удивлялись, что русские смогли построить здание такого масштаба за столь короткий срок - 5 лет. Возможно, именно этими или такими автомобилями наградили руководителей стройки. Многие из строителей театра, остались работать в нем контролерами, уборщицами, плотниками, осветителями, машинистами сцены. Однако, несмотря на то, что театр открылся, в нем остались недооборудованными сцена и зрительный зал, не полностью установлена осветительная аппаратура. Были и другие недоработки. Еще целый год отсутствовали два крупнейших лифта, которые могли поднимать каждый по 18 человек в концертный зал. Театр приняли в эксплуатацию с условием, что в течение ближайшего времени все недоделки будут устранены, но и за два года полностью устранить их не удалось. Дело, как оказалось, снова в отсутствии средств. Из ведения Горсовета театр как введенное в эксплуатацию здание перешел в ведение отдела культуры. Но в бюджет отдела не заложили необходимую для завершения работ сумму. Выделенных денежных средств, а они составляли лишь часть необходимой суммы, хоть и использованных по назначению, не хватило на устранение всех недоработок. Лишь ко второму театральному сезону, в сентябре 1936 года, был полностью закончен монтаж сложного светового хозяйства театра, с богатейшими возможностями и специальной будкой управления. Завершены также все работы по механизации сцены. Несмотря на то, что еще на стадии обсуждения проекта, уточнялись необходимые условия для хорошей прослушиваемости зала, она оказалась недостаточной, и пришлось изготавливать специальные акустические потолки и ширмы на сцене. Также к началу второго театрального сезона, после разборки рабочих мастерских и цехов, сооруженных для строительства театра, завершилась, заранее описанная в книге о театре, разбивка цветника западного партера Театральной площади, одновременно называвшейся площадью им. Горького. Газета «Молот» от 1.09.1936 года красочно описывала достоинства нового сквера: «К партеру спускаются широкие каскады, усаженные зеленью. Между ними по узким бетонным ступеням скоро польется прозрачная вода. В центре уже закончено сооружение громадного четырехугольного бассейна и кипит работа на стройке круглого острова-пьедестала для грандиозного скульптурного фонтана. Совсем по-весеннему зеленеют травяные ковры, пересеченные асфальтовыми дорожками, стройные ели прекрасно чувствуют себя рядом с остролистыми пальмами. На металлических столбах установлены изящные четырехламповые фонари. Зрителю театра приготовлено чудесное место для прогулок во время антракт 2 Несмотря на заслуженные награды и премии, находились люди, недовольные их распределением. Они уверяли, что материалы со стройки театра расхищались, незаконно продавались на сторону и использовались для личных нужд. Отчасти, они были правы, и материалы действительно расхищались. Единственный сторож-старичок на стройке не мог их защитить. Однако доносчики писали письма в разные инстанции, рассказывая о том, как А. М. Стамблер и Г. Ф. Перкун продавали стройматериалы, как использовались они для ремонта квартиры и постройки дачи второго секретаря Крайкома ВКП(б) М. М. Малинова, курировавшего строительство театра. Письма-доносы требовали ответных действий от советских органов власти, поэтому Комиссия Советского Контроля (КСК) занялась тщательной проверкой того, сколько было выделено средств и материалов, и как они были израсходованы. Факты продажи стройматериалов имели место, поэтому в декабре 1936 года главному снабженцу Н. М. Якиру и прорабу Г. Ф. Перкуну пришлось писать объяснительные. Они называли одной из основных причин продажи материалов - их некондиционность, затем продажу материалов не срочной необходимости, во избежание невыплат зарплаты, и покупку иных - нужных материалов – остатков от ликвидации других строек. При этом поясняли, что все сделки совершались только с государственными организациями и оформлением соответствующих документов. Комиссия, проверив всю документацию и отметив высокое качество произведенных работ, не нашла серьезных нарушений в расходовании средств. Но поскольку на «сигналы» следовало реагировать, то начальнику стройки А. М. Стамблеру, прорабу Г. Ф. Перкуну и снабженцу Н. М. Якиру были объявлены выговоры, а остальным устно указано на упущения. Однако дело все-таки было отправлено в Москву на рассмотрение Главной Прокуратуры, где даже Генеральный Прокурор СССР А. Я. Вышинский не нашел состава преступления и закрыл дело. Казалось бы, можно на этом поставить точку, но находились жалобщики, не унимавшиеся до тех пор, пока объект их жалоб не был наказан. Если местные структуры не находя причин для наказания, не реагировали на донос, тогда жалобщиками предъявлялся главный аргумент – письмо будет послано товарищу Сталину, и становилось понятно, что не наказать объекта жалоб нельзя, так как вместо одного накажут уже нескольких. Именно так подстраховался один из доносчиков, написавший в письме в Комиссию Советского Контроля Азово-Черноморского края: «Для сведения, сообщаю, что на днях я отправил спешное письмо на имя т. Сталина с подробным изложением существа дела. Причем письмо передаю с товарищем, едущим в Москву». В данном письме главным объектом жалоб был начальник строительства и первый директор театра А. М. Стамблер. Ему вменялось в вину и хищение материалов, и использование средств на постройку театра в нецелевом назначении и даже выстроенный Дом актера в форме буквы «З» как намек на любовную интригу с актрисой Зинаидой Зорич. Доносчик писал: « Но шило в мешке не утаишь, тем более, почти весь Ростов знает о похождениях Стамблера и его связи с артистками, Зорич и др.» А. М. Стамблера арестовали в январе 1937 года по обвинению в «подхалимстве, карьеризме и сокрытии, при обмене партийных документов, своей связи с братьями-троцкистами», затем исключили из партии. Следствие длилось более полугода. Это довольно долго, если учесть, насколько быстро и легко решались судьбы людей в то время. У Аркадия Михайловича – члена ВКП(б) с 1917 года, награжденного орденом боевого Красного Знамени - было много заслуг. Он справлялся с любыми поручениями, являлся начальником одновременно нескольких строек, умел доводить любое дело до конца. Терять талантливого организатора и исполнителя советская власть не хотела, но все-таки приняла решение, какое часто в то время озвучивалось негласным лозунгом: «Нет человека – нет проблемы». В августе 1937 года А. М. Стамблер военной коллегией Верховного суда СССР был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Он умер в лагере в 1941 году перед началом Великой Отечественной войны. В том же 1937 году арестовали и прораба Г. Ф. Перкуна, проработавшего на ряде строек свыше 35-ти лет. Президиумом Азово-Черноморского Крайисполкома был отмечен как хороший организатор на строительстве театра, за что и премирован деньгами. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, кроме того, что из домовой книги здания, в котором он жил, были начисто вырваны все страницы с упоминанием всех членов его семьи. Жильцы для себя решили, что семья Перкун внезапно уехала за границу. После ареста двух главных строителей театра: А. М. Стамблера и Г. Ф. Перкуна, в театре оставалось еще много недоделок, и главный инженер Н. И. Каныгин, окончивший ВТУЗ в 1924 году, работавший на крупнейших стройках Сталинграда, на которого теперь была возложена ответственность по их устранению, в отчаянии написал заявление в Комиссию Советского Контроля (КСК): «Ростовский театр вступил в эксплуатацию в 1935 году с недоделками на 731000 руб., при условии приемочной комиссии, устранить недоделки за 2 месяца. Во второй половине 1936 г. на половину отпущенных средств (363000 руб.) недоделки были устранены, а остальное кредитование перенесено на 1937 год. Здание два года находится в эксплуатации и нуждается в текущем ремонте. Это отопление, крыша, сантехника, электрооборудование. В театре работают 600 работников, не всегда бережно относящихся к его имуществу, а иногда подворовывающих его. Но отсутствие денег не дает возможности исправить положения. Такое положение не может оставаться на 1937 г., поэтому необходимо: 1. Выделить средства на доделки и противопожарные мероприятия. 2. Выделение кредита на текущий ремонт. 3. Образование в театре рабочей группы по ежедневному уходу за зданием по мелкому ремонту. Просьба Комиссию Советского Контроля оказать содействие в решении этих вопросов. 27.02.1937 Каныгин» В заявлении главного инженера читается растерянность и желание привлечь Комиссию Советского Контроля к выполнению задач, ранее успешно решаемых А. М. Стамблером, из боязни с ними не справиться. К сожалению, неизвестна дальнейшая судьба инженера Н. И. Каныгина, но хочется верить, что его обошел стороной злой рок, настигший тех, с кем он вместе работал на эпохальной стройке. 3 Параллельно с постройкой театра, возводился четырехэтажный дом-общежитие для артистов, выходящий парадным фасадом на улицу М. Горького, за которым закрепилось название Дом актера. Это здание тоже можно считать уникальным, прежде всего, из-за его формы. Выстроенное в стиле позднего конструктивизма, оно имело форму буквы «З», что особенно видно с высоты. До сих пор существует легенда, что архитектор Леонид Федорович Эберг, проектировавший это здание, придал ему такую форму из-за нежных отношений с актрисой Зинаидой Зорич. Однако старожилы утверждали, что такие отношения были у З. Зорич не с архитектором, а с начальником строительства А. М. Стамблером, который мог повлиять на будущий облик здания, предложив создать такой проект архитектору. Так это или иначе, но нашему городу в наследие достался еще один неповторимый дом со своей историей. Возведение Дома актера началось в 1932 году и растянулось на долгие семь лет. Строился он в две очереди: южная половина здания, выходящая фасадом в парк Революции, была закончена в 1936 году, а северная, главным фасадом на ул. Горького – только в 1938. Здание своей сложной конфигурацией образовывало два внутренних двора, а торец отделявшей их друг от друга, средней части, использовался как экран для собственной летней киноплощадки. Приезжавшая вечерами кинопередвижка, позволяла жителям бесплатно смотреть фильмы у себя во дворе. В северной части строения располагались отдельные квартиры, а в южной, с круглым вестибюлем и трехмаршевой лестницей - общежитие для своих и гастролирующих актеров. Предполагалось запроектировать в Доме актера, домовую кухню, чтобы вернувшиеся с вечернего спектакля артисты, могли поужинать; разместить в Доме актера ресторан, детские ясли и даже солярий на крыше. Особенностью этого необычного дома, по словам жильцов, было то, что его можно было пройти из одного конца в другой, не выходя из здания. По крайней мере, его большую часть. Ныне двери-переходы закрыты. Фото 2015 года. Раньше других, за счет средств, выделяемых на строительство театра, в 1934 году был построен пятиэтажный дом для инженерного состава строителей. Это здание, как и Дом актера, возводилось на улице М. Горького. Оно занимало территорию сразу двух небольших строений. Одно, вероятно, ввиду его ветхости, было снесено, и на его месте был выстроен новый корпус, а второе – купеческое, двухэтажное с цокольным этажом - надстроено до пяти этажей. Фото 1932 года. Эти здания, уцелев во время войны, ныне выглядят единым целым, и только очень внимательный взгляд сможет разглядеть в правой части приметы некогда красивого купеческого дома. Они долго сохраняли двойной номер (157-159), а в связи с послевоенной перенумерацией домов Ростова, получили номер 147 с литерами «А» и «Б». Фото 2016 года. Проектировал здание для строителей театра - молодой специалист - архитектор Лев Леонидович Эберг (сын Л.Ф. Эберга), работавший после окончания строительного института, под началом отца в проектном бюро на постройке театра. Как автор проекта он получил в этом доме квартиру, в которой прожил с семьей всю жизнь. Здесь же получил жилье и начальник строительства А. М. Стамблер. До нынешних дней в его квартире, где живут уже совсем другие люди, не связанных с ним родственными отношениями, сохранились некоторые, принадлежавшие А. М. Стамблеру, вещи. И в этом же доме, на одной лестничной площадке с Эбергом-младшим, находилась квартира инженера-строителя, по доносу которого были арестованы А. М. Стамблер, Г. Ф. Перкун и другие. 4 Говоря об уникальном здании театра, нельзя не рассказать об одном, знаковом периоде его творческой биографии. Несмотря на существенные недоделки в механизме сцены, в освещении и другом оборудовании, труппа начала работать, открыв первый театральный сезон спектаклем по пьесе Д. Фурманова «Мятеж». Трудности освоения сцены начались с первых же репетиций. Художественный руководитель театра В. Б. Вильнер дипломатично признавал, что «сценическая площадка и закулисная часть настолько своеобразны, настолько необычны, что не могут не перестроить весь ход творческой мысли не только режиссера, актера, художника, но и осветителя, техника». На деле это означало: придется поломать голову, чтобы актеров было и видно и слышно. Но зрители, с таким нетерпением ожидавшие открытия нового театра, премьеру приняли очень тепло. Яркой, ставшей легендой, страницей в истории ростовского театра является приезд в наш город Юрия Александровича Завадского - московского режиссера, впервые посетившего со своей труппой Ростов за год до окончания строительства здания театра. В июле-августе 1935 года гастроли труппы под руководством Ю. А. Завадского состоялись в летнем театре «Арс». Артисты и режиссер наблюдали постройку театра-гиганта, не подозревая о том, уже в следующем году им придется переехать в Ростов. Такому грандиозному и величественному сооружению нужны были достойные режиссер и артисты, поэтому Всесоюзный Комитет по делам искусств решил направить труппу московского театра под руководством Ю. А. Завадского на работу в Ростов, не поскупившись на обещания превратить ростовский театр в театр всесоюзного значения, обеспечить исключительное внимание, заботу о его дальнейшем развитии: ежегодные поездки в Москву с творческими отчетами и прочие «золотые горы», включая, специально построенный для театральных работников, Дом актера. Местная пресса писала: «3 июня 1936 года в Крайисполкоме состоялся прием московских артистов театра им. Горького, вошедших в театральный коллектив Ростова, который начинает свою работу под руководством заслуженного артиста Республики Ю. А. Завадского. В Ростов приехали известные киноартисты: Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Анатолий Мордвинов. В основе будущего театра оставалась и ростовская труппа. Это: заслуженная артистка Республики - З. Зорич, Г. Леондор, Белоусов, А. Смиранин, Федоров, Гарин, Саладина, Гронский». Ростовские артисты заявили о своем искреннем желании совместно работать над созданием театра, достойного столицы Азово-Черноморья. Газеты утверждали, что слияние двух трупп: московской и ростовской, составивших 150 человек, прошло успешно. Но перед режиссером и актерами встала всё та же труднейшая задача – освоение огромного сценического пространства. И хотя, еще в ходе обсуждения проекта, будущий начальник стройки А. М. Стамблер и актеры ростовской труппы Зинаида Зорич и Анатолий Смиранин высказывали опасение, что такая большая сцена, скорее, послужит отказом от искусства, чем поможет ему развиться в полной мере, им возражали, говоря о том, что для постановки идеологически выдержанных спектаклей, сцена должна иметь возможность пропустить конницу или даже демонстрацию. И теперь она походила на целую площадь. Возможно, именно по этой причине страдала акустика в зрительном зале. В своих воспоминаниях о Ростовском творческом периоде актер Ростислав Плятт писал: «Что касается помещения, беду мы почувствовали сразу: непомерно широкие коридоры, колоссальные фойе, зрительный зал на 2300 мест, больше, чем в Большом театре, ну и соответственная сцена! Мрамор, бархат, плюш – полный «шик-модерн». Все это было как-то «не по делу» и складывалось впечатление, что задача строителей – не создание удобного драматического театра, а желание щегольнуть размахом – глядите, мол, какой мы в Ростове театр отгрохали, а? Когда мы уже обжились, и дело дошло до капустников, я организовал комический хор и написал для этого хора комический номер, в котором пелись на мотив «Широка страна моя родная» такие слова: «Широки партера пол и стены… Рампы, как велосипедный трек, Мы другой такой не знаем сцены, Где так плохо слышен человек!!!» Сценическое пространство приходилось искусственно сокращать с помощью декораций и кулис, но все равно оно оставалось необъятным. А если актеры находились на разных концах сцены, чтобы расслышать друг друга, им приходилось жестами предварять реплики. Для них это было мучением. Первой постановкой режиссера Ю. А. Завадского в обновленной труппе стал спектакль по пьесе К. А. Тренева «Любовь Яровая», которым планировалось открыть новый театральный сезон в сентябре 1936 года. На премьеру приехал сам автор пьесы К. А. Тренев. Он рассказал о том, что в ростовском театре его пьеса подверглась значительным изменениям в сравнении с первоначальным вариантом десятилетней давности. В новой трактовке пьесе придается большая психологичность, отчего глубже раскрываются образы героев. Премьера прошла триумфально, с московскими гостями, с широкой прессой. В этот день режиссера Ю. А. Завадского с радостным событием поздравили известные театральные деятели: К. С. Станиславский, В. И. Качалов, А. В. Нежданова, М. М. Блюменталь-Тамарина, Б. В. Щукин. И, конечно, ростовские зрители были рады видеть любимых киноартистов на своей сцене. В дальнейших планах театра были намечены к постановке пьесы русской и зарубежной классики: А. Н. Островского, М. Горького, У. Шекспира, Б. Шоу и др. Началась подготовка к двадцатой годовщине Октябрьской революции с поиском у лучших советских драматургов пьесы, достойной нового театра. Театр Ю. А. Завадского, переехав в Ростов, несомненно, выиграл в репертуаре, имея значительно большие постановочные возможности, чем в небольшом помещении театра в Москве. Плодотворным и разносторонним явилось творчество двух коллективов, но очень скоро в труппе стало нарастать недовольство. Помимо трудностей в освоении большой сцены, в театре сложилась обстановка, при которой ростовская часть труппы чувствовала себя незаслуженно обойденной. Главные женские и мужские роли доставались, в основном, москвичам: В. П. Марецкой, и артисту Н. Д. Мордвинову. Фото из интернета. В конце концов, состоялось собрание, длившееся с вечера до утра, на котором актеры высказали Ю. А. Завадскому все свои претензии, закончившееся, однако, мирно. Ю. А. Завадский, выстраивая репертуар театра, во многом рассчитывал на драматургию М. Горького. В марте 1937 года состоялась премьера спектакля «Враги», а шесть месяцев спустя, театр показал «Мещан». За скупыми сведениями об этих спектаклях, сохранившихся в газетных заметках, перед нами встает творческий подвиг режиссера и его актеров. «Горького играть трудно, потому что он показывает людей, обнажая их глубочайшие, сокровенные переживания… - писал Ю. А. Завадский. – От актера он требует настоящей, глубокой, духовной культуры. Русская классическая литература всегда волновала Ю. Завадского. В конце 1930-х годов, поставив спектакль «Горе от ума», режиссер сам сыграл в нем главную роль – Чацкого. К сожалению, Комитет по делам искусств очень скоро забыл не только о своих обещаниях – сделать театр лучшим в Азово-Черноморском крае, но и о существовании самого театра. Местные руководящие органы мало интересовались его жизнью и работой. Несмотря на то, что творческая жизнь в театре кипела, местная пресса больше уделяла внимание театру музыкальной комедии. К тому же московские артисты были недовольны тем, что Дом актера был сдан только первой очередью, а вторую никак не могли достроить. Впервые театр выехал с творческим отчетом в Ленинград и Москву только в июне 1938 года, подготовив к показу пять постановок: «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Тигран» ростовского автора Ф. Готьяна. За два месяца гастролей театр дал более 100 спектаклей, прошедших с большим успехом. Было отмечено, что труппа прекрасно справилась с классическим русским и зарубежным материалом, но советские пьесы оставляли желать лучшего. В те годы СССР еще не вырастил собственных драматургов, способных достойно отразить в своих пьесах социалистическую действительность. Директор театра им. М. Горького Борис Фателевич сообщил прессе: «Гастроли продемонстрировали, что при нынешнем количестве актеров неизбежно распыляются роли, отдельные одаренные товарищи недостаточно загружены работой. Сокращая состав, мы обеспечим пополнение периферии значительной группой высококвалифицированных, знающих систему МХАТ, актеров, остающихся в театре, обеспечивая их творческое участие почти во всех пьесах». Вряд ли ведущих артистов обрадовало то, что им, если они не заняты в главной роли, предлагают играть в массовке. По этой или другой причине, но уже в августе несколько артистов московской труппы, покинув ростовский театр, вернулись в Москву. После похвал, возданных новому зданию ростовского театра, а потом и сетований на неудобства его гигантской сцены и других помещений, интересно было взглянуть на театральное здание города Сочи, в котором ростовская труппа гастролировала весной 1939 года. В беседе по телефону с журналистом газеты «Молот» заместитель директора А. М. Луковский, не без зависти, отозвался о здании сочинского театра: «Мы играли в одном из лучших и красивейших театров Советского Союза, выстроенного с максимальными удобствами для зрителя и актера». Здание сочинского драматического театра (зимнего), построенного в 1937 году, всего лишь спустя два года после нашего, по проекту архитектора Чернопятова К. Н., действительно впечатляет. Поставленное на высокий цоколь с восходящей к подножию театра, широкой лестницей, своей колоннадой оно напоминает Парфенон как храм искусства. Интерьеры фойе и зрительного зала красивы, рациональны и уютны. Всё подчинено логике, продумано и великолепно выполнено. Неудивительно, что сочинский театр так понравился нашим артистам. Фото из интернета. Закрытие сезона в 1939 году ознаменовалось премьерой спектакля «Отелло» по пьесе У. Шекспира. И теперь газета «Молот», после критики в ее адрес, уделила целую страницу ростовскому драматическому театру, на которой был помещен творческий разбор спектакля и его главных героев, а также два профессора хвалили театр за профессионализм, называя его «театром высокой культуры». Фото из газеты «Молот» 9.05.1939 г. Однако сам режиссер Ю. А. Завадский признавал, что уровню культуры ростовского театра нужно стремиться к московскому, от которого он значительно отстает. Режиссер предлагал совместно с Всероссийским Театральным Обществом организовать учебу внутри театра: проводить консультации, семинары, конференции, диспуты по всем направлениям театрального искусства, создавать специальные курсы повышения актерского мастерства. При условии, что в этом будет задействована вся театральная общественность Ростова. Считал заслугой театра воспитание новых театральных кадров. Несмотря на то, что театральное училище находилось в ведении Комитета по делам искусств, фактически им руководили и пестовали молодую смену актеры и режиссеры театра им. Горького. В планах нового сезона, в ознаменование лермонтовской годовщины, один из спектаклей был посвящен творчеству М. Ю. Лермонтова, объединив в себе драму «Два брата» и поэму «Демон». Композицию спектакля составил еще молодой ростовский писатель Виталий Александрович Закруткин. Актер Н. П. Мордвинов выступил в качестве режиссера, а главный режиссер театра Ю. А. Завадский - в качестве актера. В ноябре планировалось отметить пятнадцатилетий юбилей со дня зарождения в Москве театральной студии под руководством Ю. А. Завадского. Но в труппе начался разброд, и из нее снова, по разным причинам, стали уходить артисты как московские, так и ростовские. А в начале 1940 года, получив приглашение на работу в Москве, покинув труппу, тихо уехал сам главный режиссер. 21 февраля 1940 года в газете «Молот» была опубликована крошечная заметка о назначении нового художественного руководителя театра им. М. Горького Е. А. Брилля в связи с отъездом Ю. А. Завадского в Москву. Отъезд Ю. А. Завадского стал неожиданностью для большей части труппы, и вскоре москвичи один за другим тоже потянулись в Москву. Вероятно, непросто было одновременно поднимать культурный уровень театра, бороться с несовершенством сцены, акустики и местным чиновничьим невниманием к театральным проблемам и нуждам. На том и закончилась четырехлетняя эпопея московского театра в Ростове, оставив яркий и незабываемый след в театральной истории нашего города. Конец второй части Продолжение следует Источники: материалы ГАРО, Газета "Молот" 1936-1940 гг., фотографии из открытых источников интернета и личного архива | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (13.11.2021) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 1388 | Комментарии: 3
| Теги: | |