[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
1 16 марта 1963 года состоялся большой праздник в культурной жизни Дона – торжественное открытие восстановленного здания драматического театра им. М. Горького, совпавшее с двадцатилетней годовщиной освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Артисты театра представили пьесу М. Горького «Варвары» в постановке режиссера Э.М. Бейбутова. К премьере московский режиссер Юрий Александрович Завадский, возглавлявший ростовский театр в 1936-1940 годы, прислал телеграмму, в которой говорилось: «Мой сердечный привет чудесным ростовским зрителям, поднявшим из руин это монументальное произведение архитектуры, творческому коллективу театра». В мае 1973 года теперь уже главный режиссер театра им. Моссовета Ю. А. Завадский приехал со своей труппой на гастроли в Ростов. Став к этому времени Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской премии и Народным артистом СССР, он выступил перед зрителями с волнующей речью: «Вы понимаете, что вернуться в город, в котором прожил три года, откуда уехал незадолго до войны, - это не так-то просто. У меня впечатление, что приехал совсем в другой город. Я вижу знакомые здания, а город стал иным… Тот Ростов, который я знал, был будничным городом по сравнению с сегодняшним - удивительно праздничным и нарядным. В чем тут, пожалуй, дело? Появились новые прекрасные здания, зелени стало больше… Но главное – тонус жизни другой, ростовчане другие!» Юрий Александрович был рад встрече не только с ростовским зрителем, но и со старейшим сотрудником театра - костюмером Воротынцевой Варварой Георгиевной, работавшей с ним еще до войны. Будучи в весьма преклонном возрасте, и, продолжая преданно служить театру, она берегла сундуки с хранившимися в них костюмами легендарных артистов Г. Е. Леондора и Р. Я. Плятта. Вернувшись в родные стены, драматический театр им. М. Горького зажил жизнью, без особых творческих взлетов и падений. Менялись режиссеры, менялся репертуар, но большой любовью театр у зрителей не пользовался, а аншлаги видел только на премьерах. В репертуаре тех лет, помимо русской и зарубежной классики, преобладали современные пьесы таких драматургов, как: А. Арбузов, В. Розов, Л. Зорин, В. Распутин, В. Шукшин, М. Рощин, Б. Васильев, обращающие внимание зрителя на социальные и моральные проблемы общества, заставляющие его размышлять над ними. Но спектакли, поставленные разными режиссерами по произведениям этих известных и любимых зрителями авторов, почему-то не имели особого успеха. В 1975 году состоялась одна из первых постановок на театральной сцене «Тихого Дона» по роману писателя М. А. Шолохова. Спектакль, удостоенный Государственной премии им. К. С. Станиславского, поставил главный, на тот момент, режиссер театра Ян Станиславович Цициновский, о котором, несмотря на столь громкое событие в театральной жизни города, не осталось воспоминаний. Однако была в судьбе ростовского драматического театра страница, всколыхнувшая многолетний творческий застой. Как нельзя было не коснуться творческой биографии театра под руководством режиссера Ю. А. Завадского в 1936-1940 годах, так невозможно обойти вниманием работу в ростовском театре талантливого режиссера, Заслуженного деятеля искусств, Народного артиста России – Юрия Ивановича Еремина – в 1978-1981 годах. В Ростове прошло его становление как режиссера, входящего сегодня в число ведущих мастеров этой профессии в нашей стране. Ю. И. Еремин – уроженец г. Коломна Московской области, окончив в 1971 году актерский факультет ГИТИСа, два года проработал в московском ТЮЗе. С 1973 года началась его творческая деятельность в ростовском Театре Юного Зрителя на площади Свободы (ныне молодежный театр), куда Ю. И. Еремин пришел уже в качестве главного режиссера. Через пять лет, он был приглашен на ту же должность в театр драмы им. М. Горького. Это серьезное предложение не только повышало статус режиссера Ю. И. Еремина, но и налагало на него большую ответственность. В обязанности главного режиссера областного драматического театра вменялась постановка масштабных, идеологически направленных спектаклей, имеющих психологически-воспитательное значение для зрителя. В репертуаре непременно должны быть пьесы писателя Максима Горького, чье имя носит театр, широкий спектр зарубежной, исторической и современной классики, а также пьесы донских писателей и драматургов, выявляющих недостатки и отражающих достоинства социалистической действительности, а главное - руководящую роль партии. В первый же год работы в театре драмы Ю. И. Еремин ставит четыре спектакля, три из которых основаны на конфликте поколений, раскрывающем нравственную сущность героев, дающем понятия о чести и долге: «Последний срок» В. Г. Распутина, «Мгновение над пропастью» Н. И. Мирошниченко, «Жестокие игры» А. Н. Арбузова. Четвертый спектакль стал обращением к современному зарубежному бестселлеру американского писателя А. Хейли - «Аэропорт» - остросюжетный детектив, сразу ставший одним из самых кассовых в городе. Ростовского зрителя требовалось разбудить после долгой спячки и потери веры в состоятельность театра. И этот ход удался. Неизбалованный и заскучавший зритель с любопытством снова пришел в театр. В 1979 году Ю. И. Еремин снова создает четыре спектакля, один из которых поставлен по пьесе М. Горького «Последние», два чеховских – «Дом с мезонином» и «Лебединая песня» (на малой сцене) и один - по пьесе популярного современного драматурга А. И. Гельмана - «Мы, нижеподписавшиеся…» - на злободневную тему о глубоких противоречиях социалистической системы производственных отношений и нравственных ценностей. Режиссер в своих спектаклях стремился представить драматические конфликты максимально остро, тщательно прорабатывая характеры героев, рисуя их психологические портреты, заставляя их делать решающий выбор в сложной жизненной ситуации. Ю. И. Еремин говорил: «Для актера современного театра уже недостаточно профессионально или даже блистательно сыграть роль, характер – он обязан играть проблему». Постановки привлекли внимание, вызвали споры, зритель снова поверил и потянулся к театру, возвращаясь и возвращая ему роль идеолога, воспитателя и учителя. Сам режиссер при переходе из ТЮЗа в театр им. Горького, волновался о том, что его не примут актеры старшего поколения, но именно они стали его верными соратниками и помощниками в творчестве. Это прекрасные, народные во всех смыслах, артисты, перенявшие эстафету у корифеев театра Ю. А. Завадского, и навсегда вошедшие в историю Ростовского драматического театра золотыми именами: Михаил Ильич Бушнов, Ангелина Агеевна Кржечковская, Елена Архиповна Кузнецова, Сергей Григорьевич Хлытчиев и другие. В эти годы театр переживал высокий творческий подъем, оставшийся навсегда в памяти людей, имевших счастливую возможность созидать в нем или наблюдать за ним, а Ю. И. Еремин, признавая ценность любого работника, создающего спектакль, снискал любовь и уважение всего творческого и технического персонала. Эпохальными для театра в 1980 году стали три спектакля: «Оптимистическая трагедия» В. И. Вишневского, «Судьба человека» М. А. Шолохова и «Закон вечности» Н. В. Думбадзе. Эту трилогию режиссер посвятил ХХVI съезду КПСС, состоявшемуся в марте 1981 года. В основе таких разных постановок лежит история становления коммунистической партии: ее рождение в муках революции, испытание большой войной и, наконец, ее роль в каждодневном строительстве современного общества. И всегда на первом плане - люди, без которых не может продолжаться жизнь и судьба страны, те, чьи помыслы и действия творят историю. «Закон вечности» - последнее произведение советского грузинского писателя Нодара Думбадзе. Это почти биографическая повесть, в которой он призывал людей «…стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга, дабы смерть человека не обрекала нас на одиночество в жизни…» К этому произведению обращались разные театры страны, а соотечественники автора даже экранизировали роман. Но концепция, избранная Ю. И. Ереминым в постановке спектакля «Закон вечности» была более яркой, образной и емкой, чем у других режиссеров. Он показал формирование характера героя, проводя его через испытания, неоднократно ставя его перед непростым выбором в критических ситуациях, повлиявших на его мировоззрение и воспитавших его личностью. Этот спектакль стал настоящим явлением на сцене театра им. Горького и завершающей яркой точкой в работе Ю. И. Еремина в Ростове. Его трилогию высоко оценили в Москве, и 1 марта 1981 года ростовскому театру драмы было присвоено звание Академического, а режиссеру Ю. И. Еремину предложено возглавить московский театр им. Советской Армии. Нетрудно догадаться, что он согласился. Так была перевернута неповторимая страница в творческой жизни ростовского театра, оставшись еще одной знаковой, незабываемой вехой в его летописи. На этом прощальном снимке, в последний рабочий день перед отъездом главного режиссера Ю. И. Еремина в Москву, запечатлена почти вся труппа в память о работе с талантливым режиссером и хорошим человеком. Появлялись в ростовском театре и другие режиссеры, постановки которых, пользовались вниманием и успехом у ростовских зрителей. В 1979 году в театре им. М. Горького свой дипломный спектакль «Я пришел дать вам волю» по роману В. М. Шукшина о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина создавал Геннадий Рафаилович Тростянецкий – талантливый уроженец нашего города, начинавший свою театральную карьеру на ростовских студийных подмостках. Наверное, поэтому его дипломная работа состоялась именно в Ростове-на-Дону. Получив признание зрителей и творческой элиты, Г. Р. Тростянецкий возглавил в 1980-е годы драматический театр города Омска и так же, как и Ю. И. Еремин, поднял его уровень до звания Академического. Через двадцать лет, в 1999 году Г. Р. Тростянецкий, будучи уже известным режиссером, профессором театрального института (ЛГИТМиК), лауреатом всевозможных номинаций и премий, снова побывал в Ростове с творческой миссией. Его спектакль по пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги», поставленный как «театр в театре», имел большой успех у ростовской публики и надолго запомнился зрителям. Эта программка мне дорога как память о совместной работе с блистательным режиссером. Отдельно необходимо сказать о грузинской странице в летописи нашего театра. Три года подряд с 1994 по 1996 годы на ростовской сцене театра им. М. Горького ставил свои спектакли известный грузинский актер и режиссер Георгий Георгиевич Кавтарадзе. Три трагедии вышли в Ростове одна за другой: «Король Лир» У. Шекспира (1994), «Бесы» Ф. М. Достоевского (1995) и «Ричард III» У. Шекспира (1996). В них нашла выход не утихшая боль за нашу, некогда общую, страну. В 2018 году Г. Г. Кавтарадзе снова приехав в Ростов, неожиданно обратился к русской классике. Спектакль «Три сестры» А. П. Чехова стал подведением итогов его жизни в искусстве. Через год режиссер умер. Мне же на память снова осталась программка с автографом Георгия Кавтарадзе. Многолетняя традиция благодарить всех сотрудников, создававших спектакль, подписывая на память о совместной работе программки, в новом двадцать первом веке была утрачена в ростовском театре. 2 Но вернемся к зданию театра. После окончания его реконструкции оно оставалось одной из главных достопримечательностей Ростова, и Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 264 театр был включен в список объектов Федерального значения. В середине 1970-х годов вблизи театра были построены два больших строения, нарушивших и без того зыбкое равновесие грунтовых вод в этом районе – новый девятиэтажный корпус медицинского института и шестнадцатиэтажное здание Атомкотломаша, из-за чего подвалы театра многие годы были залиты водой по самые ступени спуска в него. Поговаривали, что исчезнувшие в конце 1960-х годов черепахи и лягушки, украшавшие фонтан западного партера, хранились именно там. Но, скорее всего, их утрата явилась результатом борьбы с архитектурными излишествами по Указу Н. С. Хрущева в 1955 году. Вернулись они на свои места, воссозданные по фотографиям прошлых лет, лишь в середине 1990-х, когда в течение целого года проводились реставрационно-восстановительные работы всего западного партера с фонтаном и его скульптурами. Из-за воды, подмывавшей фундамент огромного театрального сооружения, в нем стали появляться трещины. И, как следствие, фасад театра тоже стал приходить в аварийное состояние - осыпалась штукатурка с галерей, отваливались куски «лба» главного фасада. В 1990-е неоднократно выделялись деньги на ремонт здания снаружи и внутри, но, то ли денег было недостаточно, то ли тратились они не всегда по назначению, все действия сводились к косметике: подлатать и покрасить. Внутренняя планировка с 1963 года долгое время не претерпевала изменений. В 1980-х были заменены лишь кресла в партере, амфитеатре и бельэтаже. На балконе еще оставались старые. Новые кресла выглядели солиднее прежних, но были недостаточно удобны. В бельэтаже обустроили новое помещение для работы осветительного цеха, оснащенного современной, на тот момент, аппаратурой «Старт». Со второй половины 1980-х годов изменения экономического развития страны, приведшие к расцвету коррупции, сутяжничества и неприкрытого, бессовестного воровства, не могли не сказаться на жизни и творчестве нашего театра. Его внутреннее переустройство в те годы касалось не столько зрительской части, сколько закулисной, но не столько обусловленное необходимостью, сколько прихотями очередных хозяев театра, когда деньги, к примеру, широко тратились на увеличение и помпезное убранство кабинета главного режиссера, к слову, не оставившего о себе у ростовского зрителя доброй памяти. Нет возможности перечислить все ремонтные работы, проводившиеся на протяжении последних десятилетий в ростовском драматическом театре, все они были косметическими и бесполезными. В 2004 году даже ставили леса, чтобы в очередной раз привести в порядок фасад, но кардинального обновления снова не последовало. В это время местные газеты писали о финансовых скандалах в среде театрального руководства. Очередным обновлением фасадов в 2010-2011 годах занималась группа инженеров-архитекторов из «Ростовгражданпроекта». Можно предположить, что новый облик театральному зданию, сыграв на контрасте белого камня и черного остекления галерей, придали специально, исходя из творческого замысла. Но оказалось, никакого дизайнерского решения в этом не было, а главным критерием оформления театра темными стеклами явилась их дешевизна. Они зрительно утяжелили конструкцию всего здания, придав ему уже настоящее сходство с трактором. Довоенный театр парил над площадью белизной камня, хрупкой прозрачностью выносных пилонов и стройной колоннадой галерей, нынешний же прочно стоит, опираясь на, словно врытые в землю, тяжелые опоры. Свежевыкрашенные горельефы С. Г. Королькова неожиданно явственно обнажили, не замечаемую на протяжении многих лет, интересную деталь – в неистовой схватке бойцы держат в руках невидимое оружие. Можно было подумать, что оно исчезло при послевоенном восстановлении здания. Но нет. Снимок, сделанный в 1935 году, показывает, что оружия и не было. Смертельная схватка голыми руками? Возможно, кто-то знает ответ на этот вопрос. Переустройство 2014-2015 годов зрительской части здания от автора - профессора архитектуры - В. В. Пищулиной - изменило облик интерьеров попыткой придать им некоторое сходство с довоенными. Темным цветом боковых порталов сцена зрительно уменьшалась и одновременно выдвигалась на первый план. Снова были заменены кресла, лишь их цвет на протяжении всей жизни театрального здания оставался красным. В центральной части бельэтажа, прямо перед окном помещения осветителей, выделили специальную директорскую ложу (ранее она находилась в левой крайней части амфитеатра). Холодное освещение ламп дневного света в зрительном зале заменено на светодиодное, помещенное в двухрожковые бра. В нижнем большом фойе пространство высоких стен было преобразовано, за счет широкого фриза, делившего их по принципу «золотого сечения», и размещения в нижней части фотографий артистов труппы. На маленькой эстраде установлен рояль, за которым приглашенные музыканты дают мини-концерты, развлекая публику перед спектаклем. Стали ли уютнее интерьеры театра, по сравнению с огромными светлыми, ничем не заполненными, пространствами, спроектированными в период послевоенного восстановления? Наверное, у каждого зрителя на этот счет сложится собственное мнение. В руководстве театра тоже происходили изменения. После скандального увольнения одного из директоров, в 2004 году на эту должность был назначен бывший чиновник от министерства культуры Ростовской области. Он сделал то, что даже не приходило в голову никому из его предшественников: руководствуясь благими намерениями - навести порядок в театре, - велел выбросить костюмы, фотографии, афиши, буклеты спектаклей прошлых лет как старый ненужный хлам. Всего за два года этот директор успел уничтожить, чудом сохранившуюся, частицу истории театра Ю. А. Завадского, а также всю послевоенную, охватывавшую полвека творческой работы режиссеров и актеров. В режиссерской работе больше не случалось громких имен и спектаклей. Долгое время руководство театром осуществлялось человеком, хоть и радевшим за него душой, но не открывшим новых режиссерских имен, сравнимых по высоте с Ю. И. Ереминым и Г. Р. Тростянецким. Даже возрожденный через 70 лет (в 2011 г.) спектакль «Фельдмаршал Кутузов» в постановке режиссера Н. Е. Сорокина не имел довоенного успеха. В нынешнее время главному режиссеру, чтобы руководить театром, необязательно жить в Ростове. Это современный подход к творческой работе. Как говорил один из чеховских персонажей: «Нужны новые формы!» Теперь они дистанционные. Не фрагментарный, не на скорую руку, ремонт уникального театрального здания требует огромных денег, которые администрация города обещала дать в размере более 300 миллионов рублей. Как они будут использованы, и хватит ли их на действительно капитальный ремонт, покажет время. В настоящее время уже несколько лет продолжается реконструкция закулисной части, постепенно преображая театр изнутри, делая его краше. Неудобство состоит в том, что она производится параллельно с работой творческого и технического персонала над постановками спектаклей. Летом, во время творческого перерыва 2024 года планируется переустройство сцены. 3 Наш ростовский театр им. М. Горького считает 1863 год - годом своего рождения, потому что в этом году в городе открылся один из первых театров, созданный К. М. Гайрабетовым. Но первое время этот театр не имел собственной труппы, и в нем гастролировали заезжие коллективы. Позже, когда была образована своя труппа, она показывала больше музыкальные спектакли, нежели драматические. Ростовцы, так в то время назывались горожане, предпочитали оперетты и водевили. Но, вероятно, наш театр ведет отсчет от выступления летом 1863 года на гайрабетовской сцене в спектакле «Ревизор» известного актера М. С. Щепкина, проезжавшего через Таганрог и Ростов на лечение в Ялту. Но поскольку сам театр открылся только в июне 1863 года и еще не имел своей труппы, то и спектакль был представлен гастролировавшим таганрогским театром с участием в нем актера М. С. Щепкина. По-настоящему драматическим театр стал, когда в Ростове появилось новое театральное здание, построенное фабрикантом В. И. Асмоловым в 1883 году. Но это другая история, заслуживающая отдельного повествования. На здании театра, кроме оповещения о юбилейном сезоне, есть памятные и мемориальные доски. Одна, едва заметная после шлифовки, посвящена автору знаменитых горельефов Сергею Григорьевичу Королькову. Рядом мемориальная доска в память о многолетнем руководителе театра Николае Евгеньевиче Сорокине. Но жаль, что нет мемориальной доски, которая увековечила бы память Народного артиста СССР (1985), фронтовика, почетного гражданина Ростова-на-Дону (1997) и Ростовской области (2012), лауреата Госпремии им. К. С. Станиславского (1976), лауреата национальной премии «Золотая маска» (2000) и просто достойного человека – Михаила Ильича Бушнова (1923-2014). Его жизнь была посвящена ростовской сцене, где им было сыграно множество ведущих ролей. Он не изменил ей даже тогда, когда его маститые московские друзья М. А. Ульянов и М. И. Царев приглашали его в свои театры. Многие годы он преподавал актерское мастерство, и Н. Е. Сорокин был среди его учеников. До настоящего времени в театре еще не появилось актера, сопоставимого, по уровню мастерства, с М. И. Бушновым. На одном из пилонов театра им. М. Горького более полувека назад были замурованы «Капсулы времени» с «Посланием потомкам» от пионеров и комсомольцев века двадцатого - нам - в двадцать первый. Они были уверены, что мы будем жить уже при коммунизме. «Капсулы» были вскрыты, послания прочитаны. В них округлым каллиграфическим почерком было написано о руководящей роли КПСС в развитии нашего города и пожелание сохранить и приумножить достигнутое. Три строчки вызвали горькую усмешку. О театре драмы им. М. Горького, можно написать многотомную летопись, в которой отразится и его эпохальное строительство, и дома, возводившиеся параллельно, но неразрывно с ним связанные, и люди, чьи жизни и судьбы тесно переплелись с его земной и творческой судьбой. Наш ростовский театр драмы еще уникален не только тем, что имеет неповторимый облик, но и тем, что стал первым театром, построенным в СССР. Были потом и другие, вновь выстроенные театры, красивые, удобные (как тот же сочинский в 1937 году), но ростовский драматический театр им. М. Горького стал самым большим театральным зданием в Европе, получившим мировую известность. Послесловие На этом я закончу, неожиданно для самой себя, столь продолжительное повествование о неповторимом здании нашего Ростовского Академического театра драмы им. М. Горького. О нем уже столько написано, что, казалось, и добавить-то нечего. Но при более внимательном взгляде на его историю, становится ясно, что многое навсегда останется за ее «кулисами». В музее театра вся экспозиция, в основном, посвящена недолгой работе в Ростове московского режиссера Ю. А. Завадского, и лишь перекидные, заключенные в стекло, стенды, со случайными фотографиями из спектаклей, говорят о том, что в театре работали и другие режиссеры. Поставив своей задачей рассказать о судьбе именно здания театра, я не могла обойти людей, чье участие оставило памятную зарубку на его творческом пути, но умышленно не касаюсь работ режиссеров последнего десятилетия. Как и когда-то до войны, кем-то решено, что поднимать культуру в Ростове-на-Дону должны столичные режиссеры, поэтому были приглашены Александр Иванович Пудин и Геннадий Викторович Шапошников. Они вполне справедливо обратились в своих постановках к донской и русской классике. К примеру, ими создана трилогия по произведениям донских авторов: «Матерь человеческая» В. А. Закруткина (2014), «Тихий Дон» А. М. Шолохова (2015),«Цыган» - А. Калинина (2016). Интернет пестрит хвалебными отзывами о деятельности обоих московских режиссеров, поднявших имя ростовского театра на федеральный уровень, но, думаю, свою оценку даст зритель, а также время. Сейчас театр много гастролирует по городам России, везде встречая теплый прием. Это не может не радовать. Причастные к судьбе театра люди, могли бы что-то вспомнить о ней, каждый со своим взглядом, но с годами их становится все меньше. Некоторые, словно боясь чего-то, неохотно идут на контакт, другие, в силу молодости, вовсе не знают его историю, поэтому особо хочу поблагодарить за помощь многолетнего и преданнейшего сотрудника, ростовского театра - Васьковскую Лидию Владимировну – удивительного человека, посвятившего ему всю свою трудовую жизнь. Более полувека она ведет театральную летопись, записывая дату каждой премьеры или важного события в заветную тетрадь, что уже является подлинным и уникальным документом. Я, проработав в театре им. М. Горького двадцать лет, любила это здание, однако в то время мало интересовалась его историей, и теперь, закрывая гештальт, словно возвращаю долг тому, что два десятилетия служило мне вторым домом. 2022-2023 гг. Источники: Л. Браиловский "Театр вчера, сегодня и всегда", фотоматериалы из открытых источников интернета и личного архива | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (15.01.2024) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 551 | Комментарии: 6
| Теги: | |