[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
1 После отъезда в Москву режиссера Ю. А. Завадского художественный состав ростовского театра им. М. Горького, наполовину изменившийся к 1941 году, с первых дней работы начал формировать новый репертуар. Одним из первых спектаклей ростовской труппы стали «Дети солнца» по пьесе М. Горького и «Анна Каренина» Л. Толстого. К работе театра над репертуаром теперь старались привлечь зрителя: в декабре 1940 года в театре состоялась 1-я зрительская конференция, на которой публика обсуждала и критиковала уже поставленные спектакли, предлагала к постановке новые, в основном, советские. В мае 1941 года состоялся творческий вечер «Звезды нашего театра», любимого ростовчанами актера Григория Евсеевича Леондора, с одинаковым успехом, игравшего плутоватого Тристана в «Собаке на сене» и фельдмаршала Кутузова в одноименной постановке. Фото из газеты «Молот» 1941 года. Именно спектакль - «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьева, премьера которого состоялась 27 апреля, показывали для поднятия боевого духа уходящим на фронт солдатам почти каждый день в июле 1941года. В первые летние месяцы планировались гастроли театра в Сочи и Таганроге, но все изменила война. Немцы приближались к Ростову, и труппа ростовского театра была эвакуирована в Дагестан. С ноября 1941 года работала в городе Махач-Кала - так тогда писали его название. С первых же дней пребывания в городе, театр организовал художественные бригады со специальным репертуаром, обслуживавшие госпитали, стахановцев промышленности, бойцов, командиров и политработников Красной Армии. За пять месяцев пребывания в Дагестане театр, помимо спектаклей, дал 140 бесплатных концертов, в том числе 100 ночных для рабочих на заводах. После короткой, но кровопролитной оккупации Ростова в ноябре 1941 года, артисты стремились поскорее вернуться домой. Несмотря на бои в районе Театральной площади, здание театра не пострадало, и труппа по возвращении в апреле 1942 года, возобновила свою работу в Ростове, который к этому времени стал прифронтовым городом. В театр приходили из госпиталей выздоравливающие и уходящие на фронт, красноармейцы. И снова спектакль «Фельдмаршал Кутузов» был главным в репертуаре. Актер театра им. М. Горького народный артист РСФСР В. З. Шатуновский вспоминал: «Ростов вскоре стал прифронтовым городом. Мы играли для бойцов, приходивших к нам с передовой. Нередко среди них были тяжелораненые красноармейцы, которых доставляли из ближних госпиталей… Спектакль «Фельдмаршал Кутузов» 12 апреля 1942 года мы сыграли, как обычно, утром и вечером. Но вот за кулисы пришел начальник политотдела гвардейской танковой части и сказал: «Завтра утром наши танки уходят на фронт. Если можно, дайте еще один спектакль». И мы, конечно, играли снова, а в предрассветный час вышли проводить своих зрителей, от души пожелав им победы». Но когда фашистские захватчики снова стали угрожать нашему городу, все театры Ростова были эвакуированы. Опустевшее и закрытое, затянутое маскировочной сеткой, здание театра оставалось целым до второго прихода немцев в Ростов. Фото первой половины 1942 года. К сожалению, нет достоверной информации о том, что происходило внутри театрального здания во время второй оккупации немцами Ростова, известно только, что оно было разграблено. Это могли сделать, как оккупанты, так и местные жители. Но картины, украшавшие стены театральных фойе и гостиных, а это были подлинники, собранные из национализированных коллекций, были вывезены в Германию. Неизвестно и то, как использовали захватчики здание театра во время своего пребывания в Ростове, но трибуной пользовались для проведения своих торжеств. Фото 1942 года Несмотря на постоянные бомбардировки, надежно возведенное сооружение, устояло, пострадав лишь своей самой хрупкой частью – стеклами. После победы 2 февраля 1943 года в Сталинградской битве советские войска стали теснить врага на запад. В бессильной ярости фашисты старались разрушить в нашем городе как можно больше строений. Только этим и можно объяснить взрыв грандиозного здания, которое уцелело и могло быть легко отремонтировано. За несколько дней до отхода оккупантов город потряс мощный взрыв. Рухнули сценическая коробка и крыша театра, после чего начался пожар, видимый за многие километры. Снимок 1943 года Необычное продолжение эта трагедия получила спустя более двух десятилетий, когда здание было уже восстановлено. Неожиданно в театр пришла посылка из ГДР (бывшей Германской Демократической Республики). В ней находилась картина, на которой был запечатлен горящий на фоне зимнего неба театр. Из приложенного письма: «Коллектив Эльбе-Эльстер театра из города Лютерштадт-Виттенберг передает эту картину в знак дружбы народа ГДР с великим Советским Союзом. Она была написана Эриком Фивегером, работающим в настоящее время декоратором театра. Картина – результат тяжелого личного переживания художника в годы ужасной войны». Молодой немец, находившийся в 1943 году в Ростове-на-Дону в составе оккупационных войск, навсегда запомнил тот февральский вечер 1943 года, когда наблюдал гибель театра в пожаре. В книге «Культура южной столицы», где представлена данная история, указывается, что картина была передана в музей театра, где и хранится. Однако при восстановлении и реконструкции театрального здания, музей, хоть и намечался в проекте двумя помещениями по обе стороны зрительного зала в фойе, но как часто случается, осуществлен строительством не был. Вероятно, потому что в пожаре погибло все, что могло составить его экспозицию. Тот музей, который мы имеем возможность видеть сейчас в фойе на втором этаже театра, создан в приспособленной под него одной из курительных комнат, лишь в 1983 году по прихоти жены действующего на тот момент директора. Стоит отметить, что это была умная, энергичная, предприимчивая женщина и сотрудник театра, работавшая распространителем театральных билетов по предприятиям и организациям города. Музей был придуман для того, чтобы она могла возглавить его, повысив тем самым свой статус. Но надо отдать должное деловым и организаторским способностям Русановой Ирины Георгиевны - для создания музея она, подключив весь технический персонал, разыскала и заставила отреставрировать вещи, имевшие отношение к довоенному периоду, когда в ростовском театре работал режиссер Ю. А. Завадский. Вещи сохранились благодаря тому, что во время войны были эвакуированы вместе с труппой. В музей попали платье актрисы В. П. Марецкой и кафтан А. Д. Мордвинова из спектакля «Укрощение строптивой», предметы реквизита, фотографии из спектаклей, театральные буклеты и афиши. Фото музея 2021 года Имя создателя театрального музея И. Г. Русановой помнят теперь разве что, старожилы и ветераны театра, коих осталось уже немного. В конце 1980-х И. Г. Русанова, покинув театр вместе с мужем, переехала жить в Прибалтику. А музей, оставшись без должного присмотра, потихоньку редел предметами и фотографиями. Он существует и сейчас, но практически не пополняется экспонатами. Нынешних руководителей, управляющих театром из Москвы, он мало интересует. 2 «Немецко-фашистские мерзавцы, за время своего хозяйничания в Ростове, варварски уничтожили все театральные здания города. Они взорвали нашу гордость – театр им. Максима Горького, здание которого может быть отнесено к прекраснейшим памятникам советской архитектуры» - писала газета «Молот» 2 июня 1943 года. Видеосъемка 1943 года До сих пор не утихают споры о том, кем и как был разрушен наш театр: взорвали ли его немцы при отступлении или это сделали наши? Сгорел ли он от прямого попадания бомбы – немецкой или нашей? Писатель-краевед М. А. Вдовин писал в своей книге «Ростов-город, Ростов-Дон», как с августа 1942 года Ростов подвергался изнурительным ночным бомбежкам советской авиации, но при этом указывал на разницу в тактике между асами люфтваффе и советскими летчиками: «первые освобождались от своего груза последовательно, по одной-две бомбы по курсу полета бомбардировщика, вторые – сразу сыпали свои бомбы кучно в одно место, где потом оставалась огромная яма и гора битых кирпичей». У М. А. Вдовина, подростком остававшегося в Ростове во время оккупации, есть собственное мнение о пожаре в театре, отраженное в его книге: «…в одну из последних январских ночей один из советских ДБ-3 (дальний бомбардировщик (прим. И. Е.) сбросил свой «груз» на Театральную площадь, на здание Управления дороги, на театр им. М. Горького, которому были причинены не только большие разрушения – театр сгорел». Кстати, историю картины с горящим театром, он трактует по-своему. Немец, запечатлевший на холсте пожар театра, не прислал картину в Ростов, а сам приехал в составе туристической группы и, взяв ее с собой, подарил театру. По его словам, картина находилась не в музее театра, а в помещении ВТО (Всесоюзного Театрального Общества), а потом бесследно исчезла. Писатель считал, что «самим своим существованием эта картина противоречила утверждению советской пропаганды, что театр взорвала некая «немецкая зондеркоманда» перед отступлением оккупантов из Ростова». Все разрушенные и сожженные во время войны здания были осмотрены на предмет подсчета ущерба и возможности их восстановления, для чего были созданы специальные комиссии, в одной из которых участвовал архитектор Л. Ф. Эберг. В актах было запротоколировано, каким было здание со времени его постройки, и от каких именно действий пострадало во время войны. Полагаю, стоит напрямую обратиться к документам 1943-44 годов Государственного архива Ростовской области, приведенным ниже. Из дела Р-4133 оп. 1 д. 3 «Акт №1 от 10.07.1943 Театр им. Горького на Театральной площади. В начале февраля 1943 г. перед своим отступлением из Ростова, немецко-фашистские войсковые части взорвали зрительный зал на 2250 мест, концертный зал на 900 мест и сцену театра со всем ее оборудованием, а все остальные помещения облили воспламеняющимися жидкостями и подожгли. В результате взрыва и возникшего пожара были полностью разрушены зрительный и концертный залы со всем их оборудованием, была уничтожена сцена и все ее устройство за исключением стен. Значительно были повреждены огнем и разрушены взрывом все прилегающие к залам помещения, совершенно уничтожен огнем артистический корпус, за исключением стен и цокольного этажа, имеются повреждения также и всех остальных помещений и конструктивных элементов здания театра». Из дела Р – 4133 Оп.1 Д. 15 Материалы по восстановлению театров в Ростове и Ростовской области, разрушенных в период немецкой оккупации (11.01.- 4.06.1944) «Театр им. Горького. Восстановление. 20.02.1944 г. был произведен осмотр театра на предмет определения степени его разрушения немецкими оккупантами и возможности и целесообразности его восстановления. Обследованием установлено: театр является областным и построен в 1935 году. Основа конструкции – железобетон. Отделка фасада – естественным камнем, мрамором и штукатуркой. Лестницы мраморные и железобетонные, мозаичные. Переплеты металлические, частично деревянные, двери дубовые с зеркальными стеклами. Вся внутренняя отделка выполнена из дорогих материалов. Вместимость – 2.200 мест, концертного зала – 900 мест. Кубатура – 207600 м/куб. (л. 53) Здание разрушено в результате взрыва и пожара. Особенно серьезные разрушения имеют: сцена, подсобные помещения при ней, зрительный зал, концертный зал, где разрушена кровля, чердачное перекрытие, частично стены, полы и все внутреннее оборудование. Помещения: вестибюль, фойе, лестниц и других помещений зрительной части, а также фасада здания пострадали сравнительно мало и могут быть легко восстановлены. Общий средний процент сохранности здания и оборудования может быть определен в размере не выше 45%. Стоимость восстановительных работ – 15.000 000 руб. в ценах 1936 г. Здание целесообразно восстановить ввиду того, что оно расположено по центральной магистрали города в полном соответствии с проектом планировки города. Здание новой постройки, основные строительные конструкции, а также внешний вид здания находятся в удовлетворительном состоянии. Потребность города в этом здании театра – несомненная. Исходя из изложенного, здание должно быть восстановлено. Восстановление потребует большого количества остродефицитных материалов и значительного количества квалифицированной рабочей силы при самых благоприятных условиях, на что потребуется не менее 1-2 лет, вследствие чего признается более целесообразным отложить восстановительные работы на послевоенный период, а в настоящее время ограничиться лишь составлением проекта восстановления, чтобы к началу восстановительных работ, все необходимые работы были выяснены и уточнены. Разобраться в этом спорном вопросе могли бы помочь специалисты-подрывники, рассмотрев аэрофотосъемку и фотографии поврежденного здания театра. Но, видимо, до сих пор к ним никто не обратился. 3 Пока Ростов находился в оккупации, театральная труппа все это время работала в г. Коврове Ивановской области, полностью сохранив творческий коллектив. За период эвакуации он дал 300 шефских спектаклей и концертов. Из личных сбережений артисты театра внесли в фонд обороны 125 650 рублей, в фонд восстановления Ростова - 30 711 рублей, за что коллектив театра получил благодарность от Сталина. Узнав о разрушении своего театрального дома, артисты внесли 42 тысячи рублей на его восстановление. Но поскольку из-за высокой стоимости восстановительных работ, они были отложены на неопределенный срок, следовало подыскать в городе другое, не слишком разрушенное, подходящее для театра, здание. И оно было найдено. Выписка из дела Р – 4133 Оп.1 Д. 15 (11.01. – 4.06.1944) «А на данный момент для работы театра в настоящих условиях по решению Горисполкома начаты восстановительные работы в здании бывшего клуба работников связи на ул. Энгельса, 196. Здание каменное 3-х этажное с подвалом. В нем зрительный зал на 1000 человек, вестибюль, фойе. Стоимость реконструкции около 1.200 000 руб. К работам приступить, как можно скорее». Клуб связистов на ул. Энгельса – не что иное, как тот самый дореволюционный театр «Марс», о котором упоминалось в первой части. Здание клуба связи мало пострадало от военных действий, оставшись внешне почти целым, за исключением повреждения больших окон первого этажа, в котором немцы устроили гараж. В здании, построенном в конце 19-го века, до 1917 года размещались ресторан, театр и варьете. Первый этаж клуба связи был занят вестибюлем и гардеробной (в подвальном помещении). Второй и третий этажи были несколько путаной планировки, с узкими коридорами, образующими тупики (таким было первоначальное расположение помещений). Помимо главной лестницы, клуб имел еще две в угловых частях здания, одна из которых обслуживала запасной выход с балкона зрительного зала. Несмотря на то, что зрительный зал с балконом мог вместить до 1000 человек, театр имел примитивную маленькую сцену без колосников, вспомогательных помещений, с небольшой комнатой-уборной для артистов. В просторном двухсветном фойе помещалась маленькая открытая эстрада. Обширные подвалы под зданием, помимо гардероба, использовались под кухню и кладовые для бывшего ресторана. На момент осмотра строения, первый этаж был временно занят примитивным кинотеатром с символическим названием «Возрождение», остальная часть здания пребывала в крайне запущенном и антисанитарном состоянии, лишь в зрительном зале на потолке и барьере чудом уцелела лепнина. Технический проект для размещения в бывшем клубе связистов труппы театра им. М. Горького, а также проекты всех вспомогательных строений (электроподстанции и др.), расчеты всех конструкций по зданию: балок, перекрытий, механизмов для сцены и проч., практически полностью и в мельчайших подробностях произведены архитектором Л. Ф. Эбергом, остававшимся в Ростове во время оккупации. При реконструкции ставились две основные задачи: увеличить высоту сцены, с целью создания возможности подъема декорационных полотен в их полную величину и углубить двенадцатиметровую сцену на один метр. Работы велись в авральном режиме, так как театр торопились открыть уже в 1944 году. Стройматериалы: балки, кирпич, доски - добывались из других разрушенных строений. В здании была отстроена новая сцена, а также гримуборные и рабочие помещения. Поскольку война еще не окончилась, и даже в марте 1943 года немцы совершили налет на уже освобожденный Ростов, в подвалах оборудовали газоубежище. 17 мая 1944 года труппа театра им. М. Горького предстала перед зрителями, соскучившимися по любимым артистам и обеспечившими им аншлаги на каждом представлении. В эти дни 150-й раз был сыгран спектакль «Фельдмаршал Кутузов». В течение двух лет с 1945 года театром руководил замечательный артист Григорий Евсееич Леондор. В 1950-х годах Ю. А. Завадский и Г. Е. Леондор вели оживленную дружескую переписку. Московский режиссер не оставлял надежду переманить одаренного артиста к себе, в театр им. Моссовета. Однако Григорий Евсеевич навсегда остался верен Ростову. Он умер в 1959 году и похоронен на Братском кладбище недалеко от могилы архитектора Л. Ф. Эберга. Фото 2017 года С возобновлением театральной деятельности, ожила культурная жизнь нашего города. После значительного перерыва ростовский зритель вновь увидел на сцене театра бессмертную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», посвященную 150-тилетию со дня рождения великого русского драматурга. 27 марта 1945 состоялась премьера пьесы К. Симонова «Так и будет» (режиссер Г. В. Ливанов) В июле 1945 года театр уже гастролировал в Таганроге со спектаклями: «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Машенька» А. Афиногенова, «Без вины виноватые» А. Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега и «Горе от ума». Радуясь победе, освобождению страны от захватчиков, артисты еще не знали, что в здании наскоро перестроенного бывшего клуба, прежде чем они смогут вернуться в свой большой творческий дом, им предстоит провести почти двадцать лет. Фото из набора открыток 1954 года. 4 В послевоенном восстановлении фасады разрушенных домов часто претерпевали кардинальные изменения. Театр предполагалось восстанавливать с некоторой корректировкой. Перед главным фасадом было решено установить большой бронзовый памятник М. Горькому, но так и не было осуществлено. Реконструкция театра надолго застопорилась не только по финансовым причинам, руководители города не могли прийти к единому мнению, каким теперь быть театру: в строгом соответствии с конструктивистским проектом или в духе новой архитектурной моды - с непременными колоннами и парадными портиками. Первый проект, утвержденный в 1954 году, создан группой в составе архитекторов: В. В. Леонтьева, В. Н. Разумовского и Н. Н. Семененко. Авторы проекта рассказали, что «внешний облик нового театра, в отличие от существующего, коренным образом изменится. В основу разработки фасада здания положены классические архитектурные формы, свойственные архитектурному образу театров. Остекленные пилоны-лестницы и галереи, проходящие по боковым фасадам, подлежат разборке. Ровный лоб фасада будет архитектурно оформлен, на его фронтоне будут установлены большие скульптурные группы. Главный южный фасад украсится десятиколонным портиком с широкой парадной лестницей из гранита в центре. При этом сохраняются существующие подъезды к театру. Они будут оформлены колоннадами, охватывающими всю ширину прилегающей площади. По боковым фасадам проектируются легкие колоннады с террасами для зрителей. Фасады будут облицованы белым камнем, мрамором и гранитом. Изменится также театр и внутри. Для уменьшения объема здания сцену и зрительный зал намечено сместить в сторону главного входа. В северной части здания разместятся учебные заведения и учреждения культуры, ее предполагается восстановить во вторую очередь. Зрительный зал театра уменьшится до 1200 мест. Кроме партера запроектированы два яруса. Форма зала будет подковообразной. Центральную часть здания займут фойе с большими окнами-витражами, обращенными в сторону площади. Вестибюль и фойе соединятся двумя широкими мраморными лестницами. Фойе двухъярусное с балконом. Рядом с фойе располагаются просторные буфетные, гостиные и курительные помещения. Подсобные и служебные помещения для работников театра намечено разместить за сценой и над зрительным залом. Сценическая часть будет иметь все необходимые для работы помещения и мастерские. Предусмотрены также два репетиционных зала, просторный живописный цех. Театр будет обеспечен установками кондиционирования воздуха». Фото из газеты «Молот» 22.08.1954 года Однако в августе 1955 года местная газета «Молот» поместила окончательный проект, утвержденный Министерством культуры СССР, во многом отличавшийся от первоначального, разработанного теми же авторами, о котором сообщалось в «Молоте» в предыдущем году. Фото из газеты «Молот» 1955 года. «Значительно изменена лицевая часть сооружения. Здание будет красивым и монументальным, без нагромождений и излишеств в архитектурном оформлении. В то же время предусмотрено расширить производственные возможности театра. На его сцене можно ставить балет, оперные спектакли. Театр будет иметь зрительный зал на 1200 мест с партером, амфитеатром и двумя ярусами лож и балконов. Оркестровая раковина рассчитана на 70 музыкантов. Проектом предусмотрена самая совершенная вентиляция помещения. В летнее время в зрительный зал будет подаваться увлажненный и охлажденный воздух, а в зимнее время – подогретый. Просторный вестибюль с удобными гардеробными даст возможность быстро и удобно обслуживать зрителей. Здание будет иметь большое светлое фойе, обращенное к Театральной площади. Предусмотрено устройство двух буфетов, салонов, курительных комнат. Большое внимание уделено созданию удобств для актеров. Хорошие помещения отводятся под просторные залы для репетиций, гримировочные, комнаты отдыха. В верхней части здания будет создан кинотеатр на 500 мест с широким экраном и стереофоническим звуком. Кинотеатр будет иметь отдельный вход, вестибюль и фойе». Оба проекта, представленные на страницах газеты «Молот», были, конечно, красивы и даже помпезны, но оба они походили на Большой театр в Москве, лишая ростовское театральное здание его уникальности. Однако судьба подарила ему возможность остаться в прежних формах. Говорят, сохранению довоенного вида театр обязан заведующему отделом науки и культуры Ростоблкомитета КПСС Ю. А. Жданову, дескать, именно он настоял на восстановлении памятника эпохи. Возможно, так и было. Но главную роль в этом вопросе сыграло все-таки другое событие: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было опубликовано в центральной печати в ноябре 1955 года и послужило сменой курса в строительстве и началом нового архитектурного направления во всей стране. Восстановление такого большого объекта, как театр им. М. Горького, требовало огромных средств, а кардинальное изменение всего строения и того больше, поэтому было принято решение оставить зданию первоначальный вид, изменив лишь интерьер. Из прежнего сохранились только грибовидные характерные колонны в вестибюле первого этажа. Фото 2022 года Вопрос был согласован с одним из авторов изначального проекта - В. Г. Гельфрейхом (его соавтор В. А. Щуко умер в 1939 г.). Проект был выполнен и утвержден. Зодчие института Ростовгражданпроект под руководством Н. Н. Семененко (В. М. Аникин, В. Н. Разумовский, В. В. Леонтьев) и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха произвели полную внутреннюю перепланировку здания. Вдвое уменьшилась вместимость большого и малого залов (стало 1200 и 450 мест), ликвидированы диванные, буфетные, детский сад-ясли. Но зато улучшилась акустика зала, позволяющая теперь ставить оперные спектакли гастролирующим музыкальным театрам. В высвободившемся объеме северной части, по инициативе архитекторов В. М. Аникина и В. Н. Разумовского, был создан (с использованием сохранившихся стен и конструкций) летний Зеленый театр под открытым небом. Полноценно оснащенный, он вмещал 3000 зрителей. В его строгих и лаконичных архитектурных формах могли выступать большие хоровые ансамбли, демонстрироваться широкоэкранные фильмы, а также можно было проводить общегородские митинги и собрания, читать лекции и даже показывать спортивные выступления. Внизу под боковыми местами для зрителей в светлых высоких залах размещены буфеты-кафе и другие обслуживающие помещения. Открывшись 8 мая 1960 года, Зеленый театр органично увязал два театральных объема в единый комплекс. Фото 1960-х годов. Здание самого театра, оставшись надолго в консервации, было очищено от мусора и битых стекол и обнесено забором. Лишь его трибуна перед главным входом по-прежнему эксплуатировалась по праздникам, все так же проводившимся на главной площади Ростова. Фото 1950-х годов К полноценному ремонту приступили только во второй половине 1950-х годов. Конец третьей части Окончание следует Источники: Материалы ГАРО, газета "Молот" 1940-55 гг., М. А. Вдовин "Ростов-город, Ростов-Дон", фото из интернета и личного архива | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (31.03.2022) | Автор: Игнатова Елена | |
Просмотров: 1464 | Комментарии: 8
| Теги: | |