[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Старое ростовское фото работы г-на Петрыковского. Одно из самых кипучих жизнью мест, юго-западный угол нынешних Будённовского и Большой Садовой. Я не однажды задумывался над деталью внизу кадра слева. Нечто нечёткое, похожее на крышу-навес какого либо лёгкого сооружения типа киоска или наоборот, мостик через некую канавку, на деле скорее всего является крышей вагона старой ростовской конки – одного из самых первых видов общественного транспорта города. Долгая экспозиция старых фотоаппаратов не позволила чётко заснять движущуюся в кадре деталь. Перерыв всю свою коллекцию сканов открыток с видами Ростова, я, к сожалению, не смог найти ни одного полноценного и чёткого изображения этого транспорта. Нашлось только это (скорее всего из "Молотка"): Нахичевань, улица, по нынешнему, Советская, в самом её начале. Изображение трудно читаемое. Есть ещё пара кадров, где конку можно лишь вычислять, поэтому для представления об этом виде транспорта, размещаю ниже пару изображений не Ростово-Нахичеванских: Ростовский историк начала 20 века, Ильин А.М. в своей книге «История города Ростова на Дону», пишет: «Большая Садовая улица при нем (городском Голове Байкове), была шоссирована и стала самой оживленной улицей города. По ней стали ходить общественные омнибусы от Доломановского переулка до Нахичевани. При нем же было проведено шоссе из Ростова в Нахичевань, по которому было открыто движение в 1867 голу. В 1887 году, взамен движения омнибусов, сперва по Большой Садовой улице а потом по Таганрогскому проспекту, было открыто движение конно-железной дороги. Прочие линии были открыты в 1888 году….» Лошадёнки ездили по всему городу, таскали за собой многоместные кареты, а люди за это платили денежку, которая шла и в доход Бельгийскому акционерному обществу, запустившему конку в Ростове, и на жалование всем его служащим, и на прокорм этим самым лошадкам. Как бы то не показалось странным, но мысль о создании в Ростове конки, зародилась в соседнем городе, сегодня, являющемся его неотъемлемой частью, в Нахичевани. Всё дело в том, что во 2-ю половину 19 века произошел настолько серьёзный импульс к экономическому росту обоих городов, что каждый город по отдельности существовать уже попросту не мог. Ростовчане открывали свои предприятия на территории Нахичевани, Нахичеванцы в Ростове, рабочая сила из одного города в другой ежедневно перемещалась большими потоками, и хоть общественный транспорт всё же был ещё дорого для простого работяги, существовала масса других слоёв населения, для которого это было доступным и необходимым. К их числу можно отнести большинство представителей т.н. среднего класса – мелкие торговцы, служащие, инженерно-технический состав, прочие специалисты…. Однако, мысль о создании в городе и в пределах города-соседа конки, силами только одного города воплощена быть не могла в связи с огромными затратами на её создание. И Ростов не особенно спешил с решением этого вопроса. Он как раз только занялся мощением своих улиц. Решение вопроса постройки конки было чрезвычайно затратным. Да и жалко было уже истраченных средств на очередную переделку дорог. Таким образом, официальное предложение от Нахичеванцев к Ростовчанам, озвученное ещё в 1872 году, «дозревало» ещё десяток лет. В конечном счёте был объявлен конкурс среди желающих заняться воплощением этой работы, который выиграла иностранная компания, Бельгийское Акционерное Общество (иногда писали «Бельгийское анонимное общество», т.к. конкретного хозяина у организации не было, а руководил его работой назначенный или выбранный председатель, да представители общества, работавшие по найму в других городах). Широко известен факт о том, что Бельгийский стандарт сделал уникальным размер ширины трамвайной колеи (1435 мм.), больше ни где в России не повторяющийся, хотя в это не увязывается совсем другой факт. Говорят, что Ростов стал одиннадцатым городом в России, куда Бельгийское общество обратило свой взор. Естественно, возникает вопрос, почему эта самая «уникальная колея» существует только в Ростове? …Неувязочка(?). (фото из книги-фотоальбома «Образы Старого Ростова») «Пос. Темерник или Затемерницкое предместье отделяется собственно от города рекой Темерник, по берегам которой устроены бумажная фабрика Панченко И.С., кожевенные и другие заводы. Эта часть города соединена с городом через новоустроенный железный мост и новоустроенную конножелезную дорогу. Движение конножелезной дороги в первый раз по Большой Садовой улице открылось в воскресенье, 30-го августа в день тезоименитства Государя Императора. Все пущенные в действие вагоны были на этот день с утра до вечера переполнены катающейся публикой. Движение по улице было необычайное. Большая Садовая от Крепостной церкви (Покровская на углу с Богатянским переулком) до реки Темерника была полна народом». Сообщает «Исторический очерк о Ростове» 1891 г. …Шли годы. В той же книге Ильина: «в 1890 г. Бельгийское Акционерное Общество Ростовских на Дону конно-железных дорог заключило с Городскою Думою дополнительный договор, по которому дало обязательство устроить в городе Ростове на Дону на свой счет и риск сеть электрических железных дорог по указанным Городскою Думою линиям и с платой в пользу города известного процента с валовой суммы, выручаемой от продажи билетов, за проезд по электрическим дорогам. Срок окончания концессии определяется 23 ноября 1937 г. Электрический трамвай функционирует в., Ростове на Дону с 1901 г. Ныне разрабатывается другой дополнительный договор о проведении по городу новых линий электрических железных дорог»... Из этого можно у видеть, что Бельгийское Общество, хоть и вложилось в дело «в копеечку», тем не менее обязалось, к 1937 году отказаться полностью от претензий на свою собственность и передать её городу. Подобным образом работали многие крупные предприятия. Товарищество по водоснабжению городу, обязалось передать водопровод «Ростовскому Обществу», а телефонная контора г-на Зигеля, в 1910-х годах уже фактически и передала своё дело Ростову. Старый Ростовский вокзал. Один из известнейших и старейших его видов. Фото встречается в 2-х видах – собственно вокзал и вокзал и кусочек прилегающей площади с рельсовым путём и столбом-опорой контактной сети. (открытка, скан - подарок друзей) Город очень долго не мог довести трамвайный путь к зданию главного вокзала. Народ долго и почти безнадёжно «приставал» к городской администрации с пожеланием провести сюда путь, однако сложности, связанные с расположением вокзала через реку Темерник от города, тем, что земли у вокзала были официально переданы в собственность железной дороге, что железная дорога так же не шла навстречу городу и не соглашалась на пересечение ж.д. пути трамвайным, … Что в конечном счёте было сделано, я не знаю, но трамвай пошел к вокзалу. Вполне возможно, что та насыпь, под которую сегодняшний маршрут трамвая №1 заезжает для разворота, была обустроена как раз в те самые годы. На карте 1902 года трамвайный путь туда уже показан (выделено синим цветом). Для запуска электрического трамвая, Бельгийское общество организовало подписку на облигацию среди местного населения. (эта облигация, точно с "Молотка") Люди «вложились», "Общество" нагрелось на этом, а Ростов построил электрическую станцию для трамваев и получил новые, электрические вагоны. Я не знаю кто обеспечивал трамвайное общество электротехническим оборудованием. В то время здесь им торговали и все «пионеры» этого дела и простые торговые компании. К примеру, 1-я Городская Электрическая станция нашего города, ранее стоявшая на сегодняшнем пер. Семашко, принадлежала Центральному (Московскому) электротехническому обществу. Вот его реклама размещавшаяся в центральной прессе и на ней, вполне вероятно, образцы той самой техники, что освещала старый Ростов, а возможно и возила его трамваи: Сегодня мы вагоны первых трамваев можем видеть уже лишь на открытках и фотографиях. А вагоны, что ни говори, симпатичные. На верхнем фото ниже, тот же юго-западный угол на пересечении нынешнего Будённовского и Б.Садовой насколько лет спустя после его фотографирования Петрыковским: Что ни говори, но тогда люди делали не просто аппарат для перемещения пассажира. Красивы были как сами трамваи, так и ажурные столбы с консолью для контактной сети и расширенным основанием с клеймом фирмы завода Нитнера. К сожалению, время не щадит наш город. Даже этот небольшой кусочек столба, что мы раньше могли видеть на углу Газетного и Горького, уже не существует. Сколько ещё простоят остатки стен электростанции первого трамвая, не известно, но город для их сохранения не делает абсолютно ни чего. Они пока ещё стоят в самом начале Державинского переулка напротив территории Парамоновской мельницы. Встречаются в городе и люки-свидетели поры электрификации городского транспорта: Впрочем, утверждать о «древности» этого люка не могу. Могу лишь предполагать, сравнивая его формат и стиль оформления с другим люком, именно, дореволюционных лет. Трамвай постепенно вживался в понятие городской привычной необходимости, проезд его дешевел, … и конечно же его стало катастрофически не хватать. Ниже привожу двойное фото на один и тот же сюжет. Фото достаточно известны, но казус в том, что в музее СКЖД подпись к ним сделана примерно такая: «Мобилизация Ростовчан первые дни 1-й Мировой войны». Это не дословно, но смысл в этом. Идеологи советского времени оформлявшие эти фото, как то не утрудились пояснить, почему народ мобилизуется на войну посредством трамвая. Или это массовый вояж добровольцев в тогдашний военкомат, или отъезд «косящих» от армии? Странная подпись. На мой взгляд, самые обычные сцены транспортного коллапса. Или все едут на работу в начале дня (или с работы) или нечто другое. В подтверждение могу привести примерно такое же фото, но с несколько большим обхватом кадра: Кадр из неизвестной мне современной книги - подарок друзей. На улице или вечер, или, что наиболее возможно, выходной день. Толпа пришла в кинотеатр «Солей» на Большой Садовой. А может быть, наоборот, вышла с очередного киносеанса. И обратите внимание на то, что происходит в правой части кадра. Та же толпа, штурмующая трамвай. Трамвай, как настоящий свидетель истории, не мог существовать, не подстраиваясь под эпоху. В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от многих других предприятий города, работы не останавливал. Одним из шагов трамвайного общества на поддержание своей работоспособности стало следующее: В 1918 году, уже после введение в денежный оборот «керенок», в ходе массового обесценивания товаров, когда люди уже привыкли всё исчислять на «лимоны», метры денег и прочие астрономические, которые при этом, совершенно ни чего не стоили, суммы, трамвай продолжал держать низкий уровень цен. Он принимал твёрдую монету, а вместо сдачи, выдавал свои собственные бумажные чеки, которые могли реализовываться здесь же, как знак оплаты за проезд. (материал с изображением Ростовских трамвайных денег взят здесь . Шло время дальше, трамвай расползался всё дальше и дальше по Ростову, который, так же рос. Он пришёл на Сельмаш, появился на поселке Темерник (теперь Лендворец), и депо конно-железной дороги в Ростове и Нахичевани, уже давно ставшие депо электрического трамвая, обрели собственные электростанции. К уже существовавшей станции в 1931 году добавились сразу 2. Вторая и третья. Любопытно, но отчего-то ваятель подписей на этих электростанциях, одну из них назвал «Подстанция Ростовкого трамвая», а другую «…Ростовскаго…». Какой такой тайный был в этом смысл? Честно, не знаю. Либо дореволюционная орфография всё ещё крепко сидела в головах людей, либо обе надписи должны были выглядеть как "Ростовскаго", но написав это в Нахичевани,... получил "по шапке", и 2-ю сделал уже в духе новых понятий. В любом случае, любопытно. Отрабатывала своё старая техника и заменялась новой, уходили люди. В общем, шла нормальная жизнь. Потом была война и трамвай Ростова ужасно пострадал в ней. Правда, и на дело Победы он успел послужить. Трамвай возил раненных. Потом, после освобождения города, лечили и его. Слева фото из «Молота» 1945 года, слева кадр из кинохроники, полагаю 1943 года. Трамвай бегает по улицам и сегодня… На этом почти всё. Мне очень бы не хотелось, что бы заполонившие улицы маршрутки довели до конца своё "чёрное дело" по устранению своего прародителя и конкурента. Наверное уже не одна тысяча маршруток отравляет наш воздух, создаёт нервозность на дорогах, и перевозит по 2..3 десятка пассажиров за раз, в то время как электрический работяга, с легкостью способен загрузить в себя много более сотни народу, да ещё и с вещами и везти их всех хоть на самый дальний край города. (фото до 1917 года, работы И.Парфиановича) В одной из песен Макаревича звучит почти та же мысль о ж.д. вагоне с одной оговоркой, что он едит "лишь там, где проложен путь…". А пути в городе ещё пару десятков лет было, наверное, вдвое больше. Пару слов ПОЧТИ не в тему: Не так давно попалась на глаза заметка о принятии решения администрации города Лондона о том, что новые двухэтажные автобусы, вновь возрождаемые в городе, обязаны иметь внешний вид в стиле ранее работавших на улицах Лондона, машин. Имеется ввиду именно внешний вид автобуса, а не его раскраска или нечто другое, второстепенное. Лондон давно известен своим поддержание парка такси, обязательно состоящего из высоких внешне неуклюжих машин, так же в стиле традиционных машин конструкции наверное ещё довоенной поры. Вот где поучиться бы… А мы говорим, «давайте сохраним исторический центр нашего Ростова», при этом дело в абсолютном числе случаев, не доходит даже до внешнего содержания старых домов, уж, не говоря о том, что условия, в которых живут здесь сегодня люди, вообще, во многих странах мира, показались бы просто неуместными для центра миллионного города. Источники: по тексту, современные фото - личный архив и Р.Бочарникова | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (18.09.2012) | Автор: Александр Овчинников | |
Просмотров: 4266 | Комментарии: 5
| Теги: | |