[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Сегодня было закончено исследование одного из самых исторических мест нашего города, выполненное по поручению председателя ростовского отделения ВООПИК. Основное из найденного размещаю здесь. История прихода в г. Ростов на Дону первой железной дороги начинает отсчет с 1865 года, когда были заключены основные договоренности о намерении её прокладки сюда, однако, фактически оно состоялось в 1868 году. В описании этого события, состоявшегося 4 февраля, газета «Ведомости Ростовской н.Д. городской думы», сообщала: «… Раздается общий возглас: Поезд в Ростове! То, что было два года тому назад дерзкой мечтой, через пять минут станет приятной действительностью, свершившимся фактом… Восторг был всеобщий… Вот поезд минует завод Фронштейна (прим. - позже Пастухова, в советское время, «Красный Дон»)… Поезд подходит к платформе и первые официальные пассажиры (власти Войска Донского, граждане Нахичевана, взятые на пути, и строители) выходят из вагонов среди громкого «Ура!! И рукоплесканий. Генерал-адъютант Потапов благодарил городского голову за приветствие, осмотрел здание станции и тут же по телеграфу, сообщив Г.г. Министрам Военному и Путей Сообщения об окончании дороги, просил разрешения на открытие движения…». В ходе празднования события была выражена благодарность строителю дороги С.С.Полякову. В этот же день состоялось ещё одно событие вне города. Было открыто движение по Козлово-Воронежской дороге. Таким образом, возникла единая транспортная линия, соединяющая город Ростов не только с Грушевскими рудниками, но и проходящая далее в центральные районы Империи. К слову сказать, в пору, когда в Ростове существовала только эта, единственная дорога, на эту станцию приезжали и грузы и пассажиры, в числе которых в 1869 году дважды побывали представители царственного семейства - наследник императора, будущий российский царь, Александр второй и его брат, великий князь, Михаил Николаевич. Сегодня нам известно совсем мало подробностей об устройстве первой ростовской железнодорожной станции. Неизвестно ни одного фото сделанного специально на этой станции, а об её местоположении, размерах и прочих деталях мы теперь судим лишь по отдельным отрывочным сведениям из газетной хроники, планов и карт города старых выпусков. Место расположения станции: Место нахождения станции и её сооружений четко определяется при анализе сведений исторических справочных «Книг оценок недвижимых имуществ города Ростова …». Она располагалась на Береговой улице сразу за корпусами амбаров купца Максимова (сегодня это комплекс бывших складов с народным названием «Парамоны»). Далее, за станцией находились место Военно-Инженерного ведомства, которое длительно арендовалось, а с 1906 года стало собственностью, Общества пароходства по Дону, Азовскому и Чёрному морям. Следующим объектом были сооружения Ростовского водопровода и уже упомянутого завода Пастухова (ранее, в дни открытия движения по железной дороге, завод Фронштейна). Так же, в этой последовательности все названные объекты изображались на старых городских планах. Отличия были лишь в степени подробности этих планов. Но самым подробным из известных изображений этого места можно назвать рабочий план ростовского порта, опубликованный в своём отчете о работе за год, Комитетом Донских Гирл за 1911 год. Обращаем внимание на то, что сегодня география этого места отличается от показанной на этом плане. Все сооружения, показанные на старых планах, находились, практически, на самом берегу реки Дон. На этом же, плане показана линия проектировавшейся тогда границы набережной, выдвинутая от существовавшей береговой полосы на довольно серьёзное расстояние в пространство реки. То есть, гуляя сегодня по набережной Дона, мы фактически, проходим по насыпной площадке на территории бывшей акватории ростовского порта. Таким образом, определяется место и условная компоновка элементов железнодорожной станции. Более подробно это же место просматривается на детальном безымянном городском плане предвоенной поры, условно, 1930-х годов, фрагмент которого ниже приведен в качестве иллюстрации. Имеющаяся копия плана восточной части города имеет довольно низкое качество сканирования, тем не менее, всё главное на нём просматривается. Место станции к концу 1930-х г.г., похоже, ещё практически не поменяло своей планировки. Для облегчения понимания, мной на этом плане владение бывшей Юго-Восточной железной дороги с 3-х сторон очерчено красной линией, но с 4-й стороны линия границы остается сомнительной. Дело в том, что из фактических исторических данных известно лишь о том, что в станцию входили здания вокзала и нескольких подсобных и складских помещений, деревянные площадки перрона и погрузочно-разгрузочной рампы. Ни на одном из городских планов не прорисованы чёткие границы владений железной дороги и её соседей. Только представленный выше фрагмент рабочего плана от Комитета Донских Гирл выделяет территорию «Правления Волго-Донского (Пароходного) Общества», что, впрочем, не говорит о том, что вся остальная территория к западу от Пароходства принадлежала только дороге. Поэтому на конкретный размер границы дорожного ведомства мы можем лишь пытаться угадать по длине надписи «станция Ростов-пристань» на всех известных планах. Соседи станции «Ростов-пристань». Если западная сторона станции, где она соседствовала с территорией амбаров купцов Максимовых, имеет чёткую прорисовку территории, то восточная сторона станции имеет соседа, который и для старого Ростова был спорной территорией. Некогда в далёкие времена, распоряжением высшего руководства Империи, территория под Богатянским спуском длиной в 70 и глубиной в 20 саженей была закреплена за Военно-Морским ведомством, которое использовалось им до 1880 года. Можно полагать, что здесь находились пакгаузы (склады) военных со всем необходимым во время Русско-Турецких воин. Немногим далее находился чугунно-литейный завод Фронштейна, производивший, в том числе и пушечные ядра во время последней Крымской войны. Между заводом и местом военного ведомства в 1866 году были открыты первые сооружения ростовского водопровода. В 1880 году, по завершении использования своим участком, Военное ведомство передало участок в бессрочное безвозмездное пользование Волго-Донскому пароходству. Передача происходила с условием незамедлительного возврата участка военным, по первому их требованию, в случае возникновения в этом необходимости. И военное ведомство на долгие годы отошло от этой территории. Состояние, вероятно, стало привычным, и город сам стал посматривать на крупную городскую площадку, не приносящую ему дохода. Стали разрастаться и потребности ростовского водопровода, который уже переставал справляться с потребностями города. Требовалось место для новых насосных станций и фильтров с отстойниками и в силу того, что здесь уже располагались все главные входящие сооружения водопровода, город присоединил к нему ещё небольшой участок от военного ведомства. Притом, скорее всего, это было сделано без согласования с владельцем участка, так как позже, в исковом заявлении в Ростовский Окружной суд, Военное ведомство указывало и на это. Военное Ведомство опомнилось о пропавшем участке, только в 1911 году, когда и бывшее Волго-Донское пароходство (позже «Пароходство по Дону, Азовскому и Черному морям с притоками») обанкротилось и прекратило существовать, а его участок был разделён городом Ростовом на собственное употребление для водопровода и на часть, переданную в аренду наследниками купца Е.Т.Парамонова. Иск к городу Ростову на Дону. Ещё 5 октября 1906 г. «Приазовский Край» сообщал: «в 1903 г. ростовская городская управа через г. войскового наказного атамана и министра внутренних дел возбуждала ходатайство о передаче городу участка земли на берегу реки (в старых адресах, ул. Береговая №91), который морское ведомство считает своей собственностью. Морское министерство это ходатайство отклонило. В 1905 г. городская управа препроводила в штаб Черноморского флота окладной лист о причитающихся налогах (в пользу города) с этого участка за 1905 год. Тогда юрисконсульт при главном командире Черноморского флота и портов Черного моря обратился в управу с просьбой сообщить полную выписку из окладной книги, относящуюся к записи в ней вышеуказанного участка земли. Управа уведомила, что окладной лист был послан по ошибке, и просила возвратить его без исполнения, а на вторичную просьбу юрисконсульта о том же до настоящего времени не ответила. В виду этого главный командир Черноморского флота вице-адмирал Скрыдлов, недавно обратился к г.градоначальнику с просьбой о понуждении ростовской управы к скорейшему доставлению затребованных сведений. Из предоставленного г.градоначальнику объяснения управы по этому делу видно, что береговой участок городской земли, значащийся по Высочайше утвержденному плану под №№ 489 и 490, неизвестно кем и когда был отдан в пользование бывшего черноморского ведомства и находился в его пользовании до 1860 года, а потом за ненадобностью был передан морским ведомством в пользование Волго-Донскому обществу пароходства, в ведении и распоряжении которого, участок находится и доныне. С 1884 г. городское управление неоднократно предпринимало шаги к возвращению этого имущества в полное распоряжение города, как собственника, но результата не достигало так как морское ведомство заявляло, что надобность в береговом участке не миновала, а при последнем ходатайстве в июне 1904 г. уведомило министра внутренних дел, что имеет больше оснований считать себя собственником оспариваемого участка, чем ростовское городское управление, не предъявившее своего права в каких либо документальных данных….». Участок оценивается на 1905 г. городским оценщиком К.П.Малининым в 34.500 руб. Это предыстория вопроса, глазами газеты. А в 1911 году в думе был «заслушан доклад городской управы о предъявлении Военным морским Ведомством иска к городу Р.н.Д. о признании права собственности на участок, арендуемый у города наследниками Н.Е.Парамонова на берегу р.Дон и об изъятии этого участка со всеми постройками на наём из владения города. … Управа предложила городскому комиссару Мрозу при участии городских архитектора и техника и санитарного контроллера Абазы принять этот участок от арендаторов Парамоновых, а существующие постройки на нём подвергнуть сломке, произведя предварительно оценку их стоимости. …». В исковом заявлении Военного Ведомства сказано, что оно является долговременным владельцем этого участка. До 1880 года участок около 1.500 кв.саж. был занят адмиралтейством (по берегу 73 саж. и в ширину от берега более 20 саж. По упразднении Комиссионерства Черноморского Ведомства с 1.03.1880 был передан во временное безвозмездное пользование «Обществу Волжско-Донской ж.д.» («Пароходству по Дону, Азовскому и Черному морям»). Предпринятые попытки городского управления Р.н.Д. передать участок городу в ходе переписки с Адмиралтейством, успехов не дал. «Тогда Гор.Управа в 1908 году сдала этот участок в аренду ростовскому купцу Е.Т.Парамонову, заявив ему о принадлежности участка городу. В связи с этим, Ведомство просит Р.н.Д. Окружной суд признать за ним право собственности на этот участок, изъять его вместе с постройками из владения города Р.н.Д. и передать его Военному Ведомству…. При этом, на части участка с 1894 года уже установлены и т.н. английские фильтры водопровода. Думой постановлено: изъять из арендного пользования у Парамоновых названный участок и употребить его для установки новых английских фильтров. В думе возникло горячее обсуждение вопроса о дальнейших действиях. Гласные не были сильно озабочены той частью, что арендовало Товарищество наследников Парамоновых – возвратить и всё снести. Но большую проблему теперь представляло размещение здесь «английских фильтров» водопровода, и без того, обошедшихся казне города достаточно дорого. Как происходили судебные заседания и чем кончилась тяжба военных, неизвестно, но в книгах оценок недвижимости, это место, после того, как в 1908 году, оно было исключено из списков, «как не существующее в натуре», оно больше так и не появилось. Либо Окружной суд решил дела в пользу города, либо город сам выкупил свой участок у Военного министерства. Хотя и контора наследников Парамоновых там более не находилась. Их контора, судя по доступным телефонным справочникам (1913, 1914 и 1918 г.г.), теперь окончательно переехала и находилась только в их собственном доме на Малой Садовой улице. Где и что? В самом начале я заявил, что нам неизвестно ни одной фотографии, выполненной специально на ж.д. станции «Ростов-Пристань». Это так, но всё же, мы располагаем одним изображением, которое, хоть и не показывает нам конкретно, станцию, а отображает «панорамный» и достаточно разборчивый вид на набережную города видом от завода Пастухова и даже несколько дальше, приблизительно, до уровня Большого проспекта. Это фотография 1912 (или немного более раннего) года, где отдельные постройки станции нам видны. Снимок, к сожалению, газетного качества, зернистый. Он был опубликован в 1913 году в отчете о ходе постройки новой ростовской гавани, известной сегодня как «Ковш» на левом берегу Дона. Слово «панорама» я умышленно беру в кавычки, так как в начале 20 века ещё не было техники выполнения подобных снимков и картина, изображающая набережную исполнена искусной, хотя не без огрехов, склейкой ряда отдельных фотоснимков. А так как сейчас речь идёт только о железнодорожной станции, здесь, для лучшей просматриваемости деталей снимка, здесь размещена лишь восточная часть «панорамы». Как уже сказано, фотоснимки выполнялись с площадки наблюдательной башенки мореходного училища. Номером 1 на фотографии обозначена кровля этого здания. Кстати, здесь башня уже перенесена с первого учебного корпуса, что в створе Университетского (тогда Ткачевского) переулка, где ранее она находилась. В первом здании тогда обосновалось общежитие «мореходки». Оно отмечено номером 2. Естественно, справа по снимку мы видим реку Дон до самой стрелки Зелёного острова с его бесконечными пристанями и кораблями и даже, караванами кораблей, разных конструкций. Линия берега, к слову сказать, ещё старая, не перенесённая в тело реки. Теперь о сооружениях железнодорожной станции: - Номер 3 на картинке, косое сооружение, это та самая площадка перрона с навесом, что сразу бросается в глаза и на всех планах здешней местности. Перрон, как таковой уже давно утратил своё назначение, так как задолго до 1912 года станция перестала быть пассажирской. Все пассажирские поезда с середины 1870-х прибывали на единый ростовский вокзал, в то же самое место, где он стоит и сегодня. Но в любом случае, эта площадка, перестав быть перроном, обратилось в погрузочно-разгрузочную рампу для приёма поездов и перемещения грузов. - Номер 4, каменное здание в один этаж, стоящее на том же месте, что и на предвоенном плане. Назначение здания неизвестно. Возможно, это и было главное станционное здание, а может быть некое служебное помещение типа склада или бытовки для станционных рабочих. Время внесло свою лепту в «переквалификацию» построек. На предвоенном плане здание помечено как «каменное, жилое». Впрочем, «жилое», может быть и подразумевает собой то, что это жилище станционных работников, а не просто помещение куда были расселены люди после хаоса гражданской войны. Я знаю, что при отдельных ж.д. объектах были оборудованы домики, где с семьями проживали станционные смотрители, путевые обходчики и другие лица (от автора - мой собственный дед по материнской линии служил путевым обходчиком и вместе с семьёй с детьми и проживал в небольшой кирпичной, как тогда называли, «будке» при дороге на одном из разъездов Кубани). - Два деревянных объекта под номером 5. Они так же есть на плане. Тот, что побольше, амбар для хранения грузов, меньший, возможно сторожка или будка стрелочника или учетчика грузов. - Ещё одно здание под номером 6. На плане оно так же, как и номер 4, обозначено как «каменное, жилое». На этом снимке в силу плохого качества печати, уже не разобрать было ли оно тогда каменным, но, как видим, в те годы оно уже было. - По видимому, последнее станционное сооружение из тех, что мы можем здесь увидеть, это большой каменный дом, стоящий поперёк линии железной дороги, обозначенный номером 7. По серьёзности постройки, оно могло бы быть самым главным станционным сооружением – конторой дороги или товарного двора, но этого мы не узнаем, наверное, уже никогда. На позднем плане станции его нет. Вся местность станции и её соседей представляет сложный рельеф. По северной стороне высоты ростовских холмов, набережная Дона сильно внизу от станции. Сзади за домом, обозначенным как «7», находится ещё одно здание с двускатной крышей, но примыкает оно к нему или просто рядом расположено, не понять. Само здание на станции трудно определить в этажности. Оно очень похоже на массивное одноэтажное с мансардными помещениями, если сравнивать его с домиком «6», но если смотреть на двускатную крышу за ним, его можно счесть и двухэтажным, и одноэтажным, но стоящим намного выше последующего. Почему мы считаем эту постройку, возможно, последним сооружением на территории станции? Дело в том, что справа от него установлено нечто ограждающее территорию. См. позицию «8» - это или сплошной деревянный забор или ворота неких сараев на границе участка, обращенные воротами внутрь двора. Деревянный забор ограждает территорию станции и по склону холма в левой части снимка, обходя каменное здание а далее резко под прямым углом спускается вниз (на опускающуюся часть забора на картинке показывает отходящая вилкой от номера «8», стрелка. Это также косвенно подтверждает окончание станционной территории. Самым дальним объектом этого фотоснимка является здание «9», с высокой долей вероятности, здание конторы завода Пастухова (в советском варианте, завод «Красный Дон»). Это здание, надстроенное несколькими этажами в железобетоне, стоит и сегодня. Вся промежуточная территория - это владения, как уже выше было сказано, Военно-Морского ведомства и Ростовского водопровода. Известен исторический фотоснимок места набережной, выполненный на границе веков, нахичеванцем Е. Черепахиным из точки между заводом Пастухова и сооружениями водоканала. Здесь башенка находится ещё на первом корпусе мореходного училища, а новый будет выстроен только к 1909 году. На фото, ближайшие к нам каменные постройки, это насосные сооружения водопровода. Самое большое из этих зданий уверенно сопоставимо с вот этим рисунком, опубликованным в газете в дни его открытия. Сзади большого насосного здания стоит высокая кирпичная труба. Не думаю, что труба дымовая, так как дым из неё как раз и не идёт. Возможно, это простое вентиляционное устройство бассейнов. А дым мы видим выходящим из отдельного, небольшого машинного отделения подальше в кадре, по виду, напоминающего невысокую водонапорную башню. Далее за этим зданием с насосами располагались подземные бассейны тех самых «английских фильтров», о которых переживали в Ростовской Думе, по случаю, возможного возврата территории Военному ведомству. Территория водопровода огорожена собственным деревянным забором светлого тона, а следующий забор, тёмный, это уже периметр Военного ведомства с причалом Волго-Донского пароходства на берегу. К сожалению, деталей этой территории мы не видим, хотя там явно видны какие-то невысокие постройки, а кроме них, на возвышенности берегового холма, стоящие и сегодня, здания гирлового комитета. Сооружения железнодорожной станции «Ростов-Пристань» на этом фото видны, но, ввиду низкого качества имеющейся копии изображения, их уже невозможно распознать. Станция и дорога. Ключевые события. История сооружений станции «Ростов-Пристань» не очень богата, и отмечена всего несколькими «громкими» событиями, да несколькими событиями, знаковыми для самой станции. Как мы уже знаем, станция начала свою жизнь с 4 февраля 1868 года. Событие, более чем знаковое, так как это была первая вообще ж.д. станция нашего города, сюда в Ростов прибыл самый первый поезд, при этом, попутно пройдя и сделав остановку в городе Нахичевани. Второе и третье важные события, это посещение нашего города в 1869 году членами царской семьи. В августе, царевичем и будущим царём Александром 2-м с супругой, в ноябре, великим князем Михаилом Николаевичем, так же, с супругой. В обоих случаях они прибывали на ростовский вокзал станции «Ростов-пристань», правда, уезжали из Ростова другими путями. Осенью 1871 года ростовские «Ведомости» писали: «В ночь с 24 на 25 сентября произошел пожар на ст. ж.д. в г. Ростов, от которого сгорел устроенный при ней деревянный вокзал и часть платформы». Вот оно первое важное для нас сегодня сообщение. Из него мы узнаем, что первый вокзал Ростова на Дону не был капитальным сооружением. Сейчас трудно понять, почему так было. Поджимали сроки или станция воспринималась устроителями, как временная или не считалась столь важной, фактически, являясь лишь тупиковым продолжением Грушевско-Аксайской (в 1868 г., Козлово-Воронежско-Ростовской), дороги… Станцию, разумеется восстановили и она ещё несколько лет полноценно служила городу. В 1874 году в реестр ростовской недвижимости было включено «имение Кавказской железной дороги, заключающееся в вокзале с прочими постройками, как вновь выстроившиеся, близ реки Темерника …». А с апреля 1875 года началось сначала пробное, а затем, постоянное движение на юг. Вскоре после этого вокзал на набережной был закрыт, поскольку «по договору между тремя дорогами: Владикавказской, Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской, – с 15.1.1876 г. вокзал "Ростов-Владикавказский" стал общим для них всех». К этому времени, была проведена обводная линия железной дороги по северной стороне городов Ростова и Нахичевани. Станция «Ростов-пристань» утратила своё полное предназначение. Поезда этой железной дороги так же продолжали возить пассажиров, но прибывали они уже на центральный ростовский вокзал. На Береговой улице осталась лишь грузовая товарная станция. Несколько лет длилась тяжба дороги с ростовчанами – владельцами собственных мест на набережной, но в итоге линия дороги прошла по всей улице, превратив практически всю улицу сплошной погрузочно-разгрузочной площадкой. Очень характерное объявление было дано в «Ведомостях …» ростовским аукционистом А.В.Бочаровым. В апреле 1889 года он сообщал о назначенных торгах на продажу большой партии сухой рыбы. «Место для аукциона назначается на Богатом ист., где был вокзал…». И последнее о чём стоит сказать, это об изменении городского плана, последовавшего после упразднения пассажирского значения станции. Когда станция была построена, ввиду сложности местного рельефа, для удобства пассажиров, к ней был специально проложен мощеный спуск, получивший официальное наименование «Каменка». Работы по его прокладке и оформлению выполнялись за счет железной дороги. С упразднением пассажирского назначения станции, спуск был разобран и перекрыт, а его каменное покрытие было использовано при замощении одной из городских улиц. Использование камня от мостовой спуска, городом выполнялось с ведома дороги и его стоимость вошла в состав взаиморасчетов между городом и дорогой. Спуск Каменка не успел оказаться отраженным ни на одном из городских планов и о нём известно лишь из журналов заседаний городской думы и «Ведомостей …». По некоторым деталям этих записей о нём, можно предполагать, что проходил он там, где сегодня проложен тротуар с верхнего уровня к западу от мореходного училища вниз, к его же общежитию. В начале 1890-х гг. Козлово-Воронежско-Ростовская железная дорога, после слияния в единое целое Грязе-Царицынской, Волго-Донской, Орлово-Грязской и Козлово-Воронежско-Ростовской возникла общая, Юго-Восточная дорога. Станция теперь занималась оформлением, погрузкой и отправкой и приёмкой грузов. Нужды в вокзале как таковом, не осталось. Основные служебные помещения по сдаче грузов, приёму платежей, а так же служебные кабинеты администрации были расположены в черте города на территориях остальных двух ростовских дорог. Мной не отслеживались все городские адреса, использованные управлением ростовского отделения Юго-Восточной дороги, но вот то, что освещалось в 1913, 1914 и 1918 годах в телефонных справочниках ростовской телефонной станции: Городская станция Ю.-В.ж.д., 1913 - контора, Большой 18, т. 2.31 (30); 1913…14 – багажная касса, Большой пр. 18 , т.32.12 (Сегодня, Ворошиловский пр. 24); Депо паровозное, 1918 – Ю.-В.ж.д., контора, станция, вокзал, тел. 38.62; Дистанция 21-я, 1914…18 – контора Ю.-В.ж.д., вокзал, т.33.26; Коротенков Д.М., 1918 – начальник депо Ю.-В.ж.д., квартира, Н.н.Д., 13-я Линия 19, тел. 26.61; Ростов-пристань, товарная станция Ю.-В.ж.д., 1913 – на берегу (Богатый источник), тел. 5.63; Питательный продовольственный пункт ж.д., 1918 – станция Ростов Ю.-В.ж.д., тел. 32.61; 1918.07 – этот номер выбыл из справочника; Ростов-Екатерининский, станция Ю.-В.ж.д., 1913 – ст. «Ростов-Дон» Ю.-В. ж.д., Темерник, корпус 6, т 2.30; 1913…18 - кабинет дежурного по станции Ростов-Екатерининский, Гниловская т.9.19; 1914 - Темерник, корпус 6, т 2.30; 1918 – Пристань, техническая контора Ю.-В.ж.д., Береговая, тел. 41.43; Ростов-Пристань, товарная станция Ю.-В.ж.д., 1913…14 - Береговая, т.5.63; Захаров М.М., 1913 - начальник станции Ростов-Пристань, Ю.В.ж.д., В.Бульварная 16, т.17.87; 1914…18 - начальник станции Ростов-Пристань, Ю.В.ж.д., Нахичевань 3-я Линия 15, т.17.87; Кранцфельд, 1914…18 - врач участковый Ю.-В.ж.д., Никольская 83, т.17.31; Радлинский А.В., 1913…14 - начальник депо Ю.-В.ж.д., Ткачевский 1, т.38.85; Товарная контора Ю.-В.ж.д., 1913…18 - вокзал, т.6.58; 1914 - хлебный отдел, вокзал, т.23.90; И ещё был некий Орлов Иван Ефимович, внесённый в списки лиц, оплачивающих квартирный налог, с обозначением адреса проживания на станции Ростов, Юго-Восточной ж. д. Где теперь находится станция? На следующей иллюстрации показано сравнение участка Береговой улицы с интересующими нас сооружениями на плане 1930-х лет с современным видом того же места. Размеры обоих изображений приведены в равный масштаб, что можно видеть по изображениям промежутка от амбарных построек Максимова до здания заводоуправления завода Пастухова. Вся территория разделена на участки: - зона Богатянского спуска (восточный проезд); - участок Ростовского водопровода; - Военное ведомство, и, самое последнее, - место станции «Ростов-пристань». Между двумя последними остался участок, изначально, сомнительной принадлежности, который до 1911 года (вероятная дата выполнения «панорамного» фотоснимка) можно было бы отнести к любому из соседей, а так же, арендатору места Военного ведомства, Торговому Дому наследников Е.Т.Парамонова. По территории оно, вроде бы, не должно было входить в границы станции и принадлежало военному ведомству. Но это логично только по анализу показанного ранее фотоснимка – фрагмента панорамы. По всем городским планам, границ смежных владений этих соседей не показывалось, на рабочем плане Гирлового комитета показаны границы участка Военного ведомства, что не значит, что границы станции упирались в границу военных. На предвоенной «синьке» границ имений тоже на показано, но «Н»-образное здание, имеющее сегодня адрес по Береговой ул. 57, на этом участке показано стоящим при одной общей подпорной стенке с участком станции. Здание, находящееся сегодня на этом, кажущемся спорным, участке построено после 1912 года (мы его не наблюдаем на старом фотоснимке набережной), сегодня отделено от участка, где ранее находилась ж.д. станция, западным спуском от Богатяновского переулка. Но на предвоенном плане этого проезда так же, ещё нет. Но в любом случае, чьим бы это место не было ранее, с 1914 года оно было владением Юго-Восточной железной дороги. Береговая улица, дом №57. Здание с таким современным адресом, было построено железной дорогой, вероятно, в 1915 или следующем году. Об этом утверждают материалы Госархива Ростовской Области13), хранящие проект его постройки, отдельные листы которого помечены 1914 и 1915 годами. На листах проекта прописано назначение всех помещений этого здания, но следует отметить, что предусмотренное составленным в 1914 г. «Проектом товарной конторы» функциональное назначение нескольких помещений было изменено вскоре после постройки здания. Об этом свидетельствуют пометки на проекте, сделанные простым карандашом. Так, в помещении первого этажа, предназначавшемся для технической конторы, разместился телеграф, в предполагавшемся кабинете дежурного – техническая контора. Не избежал переделок и второй этаж: там, где должен был находиться архив, оказалась «комната для приезжающих», архив разместился в помещении, предназначавшемся для канцелярии, а кабинет был отведен под «комнату для жандарма». Последняя пометка не могла быть сделана после окончательного утверждения советской власти в Ростове-на-Дону – то есть, позднее января 1920 г. А поскольку все карандашные пометки явно были сделаны одной рукой и, очевидно, единовременно, то изменение функционального назначения ряда помещений произошло в период 1915 – 1918 гг. В книге 1963 г., написанной главным архитектором города Я.А.Ребайном, есть строки: «Первая железнодорожная станция в Ростове была построена на берегу Дона, примерно в двухстах метрах западнее Кировского проспекта. В 1958 году бывшее здание станции переоборудовано под жилой дом….». Очевидно, речь в книге шла именно об этом доме. По сведениям технического дела МУПТИиОН г. Ростова-на-Дону (БТИ), здание бывшей товарной конторы было переоборудовано в жилой дом и передано на баланс домоуправления № 1 СКЖД15). Таким образом, в советское время функциональное назначение здания изменилось. Вместе с изменениями, связанными с перестройками местности, происходили и изменения адреса этого здания. В 1966 г. оно входило в состав домовладения, имевшего адрес: ул. Береговая, 55-57-59. Позднее его адрес стал другим: ул. Береговая, 57-59. На фотоснимке 1993 года на нём виден номер 59. а на сегодняшних городских планах дом обозначается номером 57. Сегодня, кроме мореходного училища, все описанные выше учреждения не существуют. Время и современная ростовская администрация не пощадили этой, по истине, исторической территории. На месте построек водопровода стоят крупные дома, место пароходства, так же застраивается. Самым же первым из них была утрачена территория ж.д. станции. Крайний, самый длинный амбар из владений купцов Максимовых сильно укорочен в длину и на месте его снесенной части построено здание детского сада, а на месте площадки железнодорожной станции выстроено большое здание общежития мореходного училища и здесь же проведён западный съезд Богатяновского спуска, строится очередная высотка (см. иллюстрацию выше). Источники: Личный архив, ГАРО, ДГПб, собственная коллекция, подарки друзей | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (05.02.2022) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1565 | Комментарии: 5
| Теги: | |