[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Заранее прошу прощения у читателей, что статья в этот раз будет иметь очень ограниченное чмсло изображений. Я и их размещаю только лишь для того, что массив текста не стал утомителен для чтения. А мтериал, как я считаю, ранее не отображался на исторических сайтах. Ну судите сами. Одесса - мама, Таганрог – папа, а Ростов - их совместное дитя. Вероятно, так должна звучать известная фраза про Ростов и Одессу. Таганрог? Да. Интересная историческая цепочка просматривается, если сопоставить описание развития городов Одесса, Таганрог и Ростов н.Д. Итак, вот книги: "Историческо-статистический опыт о торговых и промышленных силах Одессы" (1839) А Скальковского; «Картины России и быт…» (1839), глава «Таганрог», П.И.Свиньина; «Ростов на Дону» (1847) А Скальковского. В первой говорится о том, что посетивший в начале 19 в. Лондон, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор граф М.С.Воронцов, передал тамошнему торговому сообществу о великолепных возможностях, начавшей стремительное развитие Малороссии, и района Одессы, в частности. Те, в свою очередь, являясь, довольно жадными до реальных дел, устремили свои купеческие армады в указанный город и в скорости, в самом деле, установили там довольно крепкие торговые контакты с местным купечеством. В числе местных торговых домов активно засветившихся в этих экономических сообщениях было несколько греческих, в том числе, купцов Ралли. И вот к 30-м годам, когда конкуренция на внутреннем, и тем более внешнем, рынке Одессы возросла до предела, а сильнейшая засуха этих лет усилила тяжесть торговых обязательств перед заморскими партнёрами, торговый дом Ралли (как, впрочем и несколько других), получает крупную финансовую поддержку англичан, и основывает своё представительство в г. Таганроге. Само торговое поле Таганрога было привлекательно и теперь уже встречное финансирование торговыми домами местных земледельцев, привело к росту зернового (и не только), производства уже здесь, в наших краях. Повышенные урожаи зерна, привели сюда крупные массы мигрирующих работников из других районов России. Здесь были не только земледельцы, но и все, кто мог найти себя в активно растущем городе и его окрестностях. Это уже были и разнорабочие (грузчики, портовые рабочие, …) и специалисты (строители, плотники, скотоводы, переработчики сельхозпродукции,…). Город начал расти. То, что было на месте города до этого, уже рассказано у нас на сайте - см. "Крепость" . Теперь о временах, когда военное значение города-крепости стало иметь более гражданский уклон, вернее даже не о городе вообще, а о том, какой ценой торговцы хлебом, кожами, ... и прочими товарами, сделали из крепости ГОРОД. Следующим этапом стало развитие нашего Ростова на Дону. Причина этого была в том, что охватив все местные угодья, и заключив торговые договора с местными производителями, купцы стали искать выход в большую Россию и путь туда нашли по Дону. Всё вновь повторилось. Купцы, даже из Самары, стали приезжать в молодой Ростов, сначала на ярмарки, потом за денежными авансами на посевы к следующему урожаю, … И всё так же как и в Таганроге, кипело и крутилось, но теперь уже в Ростове. Я намеренно обращаю Ваше внимание на фамилию Ралли. О ней сегодня сведений почти нет, а вот о появившемся в Таганроге, его партнере, греке Скараманга, у нас на сайте уже кое, что было - ЗДЕСЬ. Торговый дом Ралли, к концу 1830-х, стал именоваться как "дом Ралли-Скараманга". Второй из них, так же, бывший одессит, стал основоположником большой купеческой династии Таганрогских и Ростовских купцов. Стараниями именно этого торгового дома, на Дону появилась торговля шестью тонкорунных пород. Это они стали поощрять заводчиков скота к разведению такого рода скота, а сами устроили у Ростова и Нахичевани свои собственные шерстомойки... К 40-м годам 19-го века значительно вырос и сам торговый дом. Он уже имел свои отделения в Питере, Лондоне, Турции, Персии и Италии…. Значимость дел этого торгового дома не была сочинена г-ном Скальковским и мной пересказана. В подтверждение этих слов могу привести строки из общероссийских списков почетных граждан России(!): В 1840 г. Иван Ралли с сыном Степаном, одесский купец 1-й гильдии, кавалер золотой медали «За Усердие» (на Аннинской ленте) причислен к почетным гражданам; Скараманс (так писалась его фамилия первое время) Лука, Таганрогский купец 1-й гильдии, причислен к почетным гражданам в феврале 1841 года. Кстати, в Ростовских документах, ещё 60-х годов, к фамилии Скараманга добавлялось звание, «иностранный гость». Главное сказано, всё вышло почти по Ленину – Герцен разбудил кого-то, этот ещё кого-то, … и в конце концов все по просыпались. Так и у нас, началось Воронцовым, закончилось Ростовом. Теперь я прошу прощения у читателей за массивный пласт текста, но этот пласт очень хорошо иллюстрирует тот импульс, благодаря которому у нас сегодня есть наши города, Ростов и Таганрог. А теперь, что бы отдохнуть от долгого чтения, предлагаю взглянуть на пару гравюр Таганрогского происхождения: Я думаю, все знают о глубинах Азовского моря Начало Таганрогского порта. Живописно рассказывается об этих сценах в книге П.И.Свиньина - «Зрелище сие есть единственное, ни где более не повторяющееся. Надобно заметить, что стоит большого труда приучить лошадей брести по уши в воде, и везти ещё груз от 20 до 25 пудов! Для сего избираются только самые рослые лошади. Надлежит себе представить обозы, тянущиеся линией по морю так, что из воды видны бывают одни лишь лошадиные головы и намосты, устанавливаемые сверх телег на столбиках для обережения товаров от подмочки. Веселые извозчики, сидя на них беспечно, попевают песенки или забавляются плеском морских волн. В то же время мощные жилистые работники катят по морю огромные бочки с маслом, вином, водкой. Не редко случается, что ветер внезапно разведет столь большое волнение в море, что обозы должны бывают ворочаться с полдороги, а иногда стоят на берегу по несколько дней с грузом». Далее в примечании к тексту, автор приводит информацию: «Таганрогский рейд, не ближе как в 15 верстах от гавани имеет 14 футов глубины»(!). Это всего лишь около 4-х метров. Позже, для ухода от таких проблем, город устроил себе множество мостиков от берега к местам стоянки судов, а уже позже, уже в годы технических возможностей, были произведены полноценные дноуглубительные работы. Когда-то, очень давно, довелось мне листать книгу в которой листах на 200-х просто перечислялись различные познавательные факты из истории, географии и других наук. Мало, что память из неё задержала столь долго, как ту информацию, что в самом глубоком месте Азовского моря, глубина его не превышает 16 метров. Даже приводилась такая аналогия, что если умудриться поставить вертикально (ЗАЧЕМ? :-) ), самую длинную из известных рыб, китовыю акулу, то кончик её хвоста, будет выглядывать из воды. Запомнилось это, вероятно от того, что Азовское море, в те времена было единственным, на котором мне тогда доводилось бывать. Книги названные в начале статьи, желающие могут скачать и прочесть отсюда. . Изображения по тексту взяты из указанных и книги, имя которой к сожалению утерял, а так же с сайта "олдтаганрог.ру". Источники: личное + по тексту | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (03.03.2012) | Автор: Александр | |
Просмотров: 2981 | Комментарии: 5
| Теги: | |
Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||