[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Шестидесятые и семидесятые годы 19 века. Нелёгкий период в жизни России. Впрочем, а, когда было легко? Крымская и Балканская войны, походы на Кавказ, … Ростову в этих событиях досталось быть снабженцем русской армии, комплектуя и направляя в районы боевых действий оружие, фураж, амуницию и прочее. Ростов, как сегодня америка, зарабатывая на войнах, преображается и уверенно выполняет свой экономический подъём. Работали на фронт и кое-кто из ростовчан. Мы знаем о «пищепроме Чурилина», снабжавшего армию галетами и макаронами, о мельнице Посохова, по заказам армии производившей муку и даже выпекавшей хлеб и делавшей сухари. Были и заводы металлических изделий, делавшие продукцию для войны. Заводы бывшего городского головы Ященко и Санкт-Петербургского купца Фронштейна, отливали ядра для артиллерии. Завод Ященко со временем перешел в руки купца Кекишева, а от него к Николаю Алексеевичу Панину. Сегодня мне хочется немного больше уделить внимания второму из названных заводов, Исаака Григорьевича Фронштейна. Это имя сегодня почти не вспоминают, а многим оно и вовсе неизвестно, как, в том числе, и место этого завода в городе. Не представляю, каким образом судьба привела в Ростов на Дону питерского купца, но старые книги говорят, что в 1863 году его завод уже работал «на всех парах». Основан же он был в 1859 году. Среди старых «громких» новостей автору этого материала имя завода Фронштейна, не считая его собственных объявлений, встретилось лишь однажды. Это «Ведомости …» от февраля 1868 года с сообщением о прибытии первого поезда в город Ростов на Дону. Этой новости было посвящено, по меньшей мере, два номера этой газеты, а в первом из сообщений говорилось: «В понедельник утром получено было известие, что пробный поезд прибудет на Ростовскую станцию к часу…. Народ и рабочие стояли вдоль полотна дороги. Около часа из-за мельницы Посохова показался поезд. Локомотив выпускал равномерно белый пар, поезд шел медленно. Все засуетились… Раздаётся общий возглас: поезд в Ростове! … Восторг был всеобщий. Вот поезд минул завод Фронштейна… раздаётся громкое Ура в народе… Поезд подходит к платформе и первые официальные пассажиры (власти Войска Донского, граждане г. Нахичевани, взятые на пути и строители), выходят из вагонов среди громкого «Ура!» и рукоплесканий…. Сегодня поезд впервые прошел по Аксайско-Ростовской дороге». В этой «громкой новости» завод Фронштейна был назван, как всем ростовчанам понятный объект на берегу Дона, то есть, прочтя эту строку, люди, безусловно, понимали где конкретно проехал поезд. Разумеется, предприятие, давшее работу нескольким десяткам тогда ещё совсем небольшого города, было очень значительным. В период своей активной, уже послевоенной, работы, хозяин завода дает в местных «Ведомостях …» следующее объявление: «Чугунно-литейный и механический завод И.Г.Фронштейна в Ростове н/Д у Богатого источника, оканчивая заказы Военного Министерства, может теперь вновь принимать всякого рода срочные частные заказы на механические изделия, чугунные отливки, котельные и кузнечные работы, о чем контора завода имеет честь объявить для г.г., имеющих надобность в таких заказах». Два десятилетия работал в нашем городе этот завод. К концу 1870-х его дела, похоже, перестали быть стабильными. А может быть, всего лишь его владелец, к этому времени, уже ставший почетным гражданином, достиг почтенного возраста, … В 1875 году он был вынужден дать в газету такое объявление: «Вновь доходят до меня сведения, что сын мой, потомственный почетный гражданин Герман, он же Григорий Фронштейн, продолжает делать долги, почему считаю нужным вновь довести до общего сведения, что означенный мой сын, никакого участия в моих делах не имеет и ни каких его капиталов или имущества в моем распоряжении нет и, что я ни каких долгов за него платить не буду, за которыми, ко мне прошу и не обращаться. Он служит на моём заводе за известное ограниченное жалование, не имея никакого распорядительного права. При этом долгом считаю присовокупить, что по известным мне причинам, я по законно-совершенному мною духовному завещанию, на случай моей смерти, отстранил его, Германа Фронштейна от наследства и всякого в нём участия. /Потомственный Почетный Гражданин, Исаак Григорьевич Фронштейн». К 1880-му он продал завод другому владельцу. Новым его владельцем стал Дмитрий Александрович Пастухов. Тот самый Пастухов, что построил свой литейный и механический завод в Сулине. Трудные и неоднократные его попытки запустить литейное производство на Донском антраците, похоже, сильно истрепали собственный капитал. Он сам, продав своё детище брату, переезжает на постоянное жительство в Ростов, где и приобретает завод, бывший Фронштейна и серьёзно расширяет производство на своём новом предприятии. Если раньше Фронштейн предлагал в своих рекламах лишь услуги литья и скромной механической обработки, то теперь Пастухов, рекламируя своё предприятие, заявляет - «Механико-литейный завод (бывший И.Г.Фронштейна) Д.А.Пастухова в Ростове н.Д. принимает заказы на машины и механизмы, устройство фабрик, котельные работы, литьё, архитектурную отливку, газо- о водопроводы, отопление и проч. Кроме того принимает заказы на железо- и железные изделия; рельсы типов конных, шахтных и фабричных дорог. Железнодорожные скрепления. Мосты и строительные сооружения, в так же огнеупорный кирпич всех видов, изготовляемый Обществом первого антрацито-чугуноплавильного и железоделательного завода Д.А.Пастухова в Сулине по Козлово-Воронежско-Ростовской ж.д….». На «Ростовбереге» кое-что о заводе Пастухова уже писалось. В конце материала по указанной ссылке показан фирменный бланк завода. Предлагаю ещё раз взглянуть на него. Чего там только нет – судостроительная верфь с отделениями в ещё двух городах, водопровод города Херсон, грузовые пароходы в Чёрном и Каспийском морях. Каким образом он отправлял пароходы в Каспий? Ведь в те годы о Волго-Донском канале были лишь только одни разговоры! Сегодня завод закрыт. Несколько оставшихся до сегодняшних дней бывших заводских корпусов, включая надстроенное современной «шапкой», здание конторы, это всё, что пока ещё можно увидеть. В ростовской истории завода Пастухова были работы разные. Иван Степанович Кошкин заказывал у него изготовление пароходом. Делал он пароходы и другим заказчикам, в том числе оснащая их собственного же производства, паровыми машинами. К его заслугам относится полностью металлическое оформление Рождественского рынка, от которого до сегодня, к сожалению, не осталось и следа. Это было множество колонн, ограждение и навес над всей территорией рынка, а кроме того и множество торговых ларей. Почти не сохранились фотографии завода старых лет. «Почти», это потому, что некоторое время назад, по «сетям» стали кочевать несколько фотографий из личного «живого журнала» некоего Батыра Моргачева. Он, считая своих предков самих, владельцами судостроительной верфи в нашем городе, так и подписал свои фото. Я, пытаясь пообщаться с ним с целью уточнения информации и поправки его мнения о фото, написал автору этой страницы письмо, но ответа на них не получил. Для нас же эти фото бесценны. Вот они: Почему я уверен в том, что это завод Пастухова? Во первых, конечно, по тому, что старые справочники нам имен его предков, как владельцев предприятия, не дают. Во-вторых, по самим изображениям (рельеф здешней местности, широкие берега Дона, …), а главное, по четвертому снимку из этого пакета. Вот он: На столе, вероятно, управляющего предприятием, а может быть, его канцелярией, бухгалтер, ..., лежат толстые служебные журналы подписанные именем Д.А.Пастухова… После революции владелец завода был вынужден выехать за рубеж, а завод продолжал свою работу на благо ростовского порта, став на многие годы заводом «Красный Дон». И снова можно только посетовать, что после столь активной истории предприятия мы сегодня можем видеть лишь вот это: О совсем уже подзабытом заводе Фронштейна, казалось бы, можно уже и не вспоминать. Ведь свидетельства о нём сохранились лишь на бумаге…? Но нет! Я был мало сказать, поражен. Ошарашен (!), если этим словом можно назвать ощущение удивления и нескрываемого восторга. Совсем недавно, при посещении Старочеркасска, я впервые обратил внимание на один небольшой, но заметный и необычный, объект. Неплохой сохранности чугунного литья, собранный на специальных винтах обелиск в память посещения станицы несостоявшимся престолонаследником. Это старое фото конца 1860-х, запечатлевшее этот обелиск. Кстати, работа фотографа Антонопуло, который в эти же годы тоже был жителем города Ростова на Дону. Через неполных два года после его приезда на Дон, наследник скончается. Но, теперь о главном. В постоянных попытках увидеть хотя бы где нибудь исторический след нашего города, было бы не простительной ошибкой не обратить внимание на памятные отметки на углах обелиска. Вот она, память о господине Фронштейне, почти 160 лет спустя! Теперь она не только на бумаге …А знали бы Вы, уважаемый Читатель, насколько не интересным после этой находки сразу стало всё остальное во всём Старочеркасске …. Источники: Домашний архив, ДГПб, интернет, сайт ГИМ | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (25.06.2022) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1125 | Комментарии: 2
| Теги: | |
Всего комментариев: 2 | |
| |