[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » В старину на Дону |
(и взгляд безбожника на происходящее (происходившее) вокруг). На нескольких Аксайских сайтах есть материал о легендарной иконе 19…20 веков, Аксайской иконе богоматери. Что бы не заставлять читателя листать все сайты «вперёд-назад», позволю себе некоторое эссе из них, оно будет не очень большим: В 1656 году, … во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в город Черкасск чудотворную икону Богоматери Виленскую «Одигитрию». В честь привезённой иконы Богородицы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Её икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть её туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось. В 1661 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окружённые со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасёт их от гибели, то они исполнят Её волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона Божией матери была отправлена с большой честью в Вильно. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся. Другая версия связывает происхождение Аксайской иконы Одигитрии с именем святителя Тихона, епископа Воронежского. Икона «Одигитрия» долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову. После смерти отца Василия икона «Одигитрия» исчезла из его дома. Какая из двух версий происхождения Аксайской «Одигитрии» ближе к истине, сказать трудно… Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. В то же время некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием пойти в один заброшенный дом, где взять находящуюся там икону «Одигитрия», которая и спасет всех от скорой и ужасной смерти. Прихожане обратились к священнику Тимофею Попову. Священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, из-за печи, и толстого слоя мусора, обрели драгоценное сокровище — икону Божией Матери «Одигитрия». Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим. Уже на третий день после явления иконы Божией матери не было ни одного смертного случая, и эпидемия прекратилась. В то же время в Новочеркасске холера свирепствовала. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый Донской архиерей, отправил священника Новочеркасской Михайло-Архангельской церкви отца Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона Божьей Матери была выставлена в Николаевской церкви и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась. В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, где в день умирало до 100 человек. С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви, где во имя неё был устроен в 1848 году придел. Вскоре эпидемия с ещё большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону взяли в Новочеркасск. На площади, где сейчас располагается сквер перед Атаманским дворцом, поставили палатку со сквозным проходом, и народ беспрерывной вереницей шёл на поклонение Аксайской иконе днём и ночью. 5 августа 1851 года Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрия из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением её в Аксай 1 октября. Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание её перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако сохранился сам собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала. Сайты дают ссылку на книгу С. Чибисова «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе». И наконец, наше, Ростовское. Не только Новочеркасск пользовал икону для своих интересов. Ростов тоже не терял времени. Хронология событий: Тот же 1866 год: 1-е Пребывание чудодейственного изображения в Ростове: Система ещё не сложилась. Это уже заметка из 1867 года (февраль): Май 1867 г.: Май-июнь 1867 г. Очередное покушение на жизнь царя. Не знаю, как это выглядело с точки зрения морали, но Ростов, возможно, превысив свои полномочия, изменил облик по-хорошему, говоря, не своей, чужой иконы: Подробности о служении при Аксайской иконе: Наконец, церковные бюрократические коридоры пройдены. Январь 1868 г.: Ежегодные крестные ходы «Аксай – Ростов – (Нахичевань) – Аксай», разрешены. Путешествие иконы по Ростову было расписано и публиковалось в газетах: Об участии иконы в важных городских событиях у нас уже были заметки (см. «Думские адреса или почти всё о доме Максимова»). При внешне пристойных событиях, у всего этого была и обратная сторона. Город платил за это её владельцам в Аксае. Образ исторической иконы, не смотря на то, что легенды говорят о её копировании художниками, до нас, наверное, не дошел. Сколько я не пытался в сетях найти конкретное, её изображение – безрезультатно. Вроде бы есть сообщения о находках, вроде бы многократно происходят сегодня разного рода крестные ходы с именно, Аксайской, иконой, ряженные под казаков люди, стоят в почетных караулах у «исторического образа», … но во всех этих случаях на сегодняшних изображениях используются совершенно разные, хотя и однотипные, образы. …. Вот мизерная часть показанных «Яндексом» вариантов. Тем не менее, оригинальное изображение, наверняка существует. Говорю об этом не голословно: Возможно, одно из тех изображений, что используются сегодня, и есть копия оригинала, только беда в том, что уже некому сказать утвердительно, «Да вот же она!». Забавно было листать Большую Советскую энциклопедию, попавшую как то в руки в нескольких случайных разрозненных томах. Мне повезло, и я заметил в 2-х из них небольшую историю с продолжением. Сначала внимание обратилось на картину, до этого ещё мне не известного, художника Савицкого «Встреча иконы». В старых газетах Ростова, Аксайская икона Божией матери, в своём описании, кроме того, ещё называется «Одигитрия». Смысл последнего слова, достаточно давно, мне пояснил один из товарищей по работе, когда я ему похвастался своим, тогда, последним приобретением, медалевидным изделием из бронзы, на одной из сторон которого было изображение дамы, весьма схожей чертами с Екатериной второй, а на другой стороне был образок. Вот он: Тогда мне и было сказано, что в иконографии есть несколько терминов, характеризующих её изображение. Именно эта версия, с младенцем в левой руке и лицом богоматери, обращённым к зрителям, и называется, «одигитрия». Честно сказать, мне эта терминология была тогда безразлична, но непонятно-необычное слово в память засело. И вот та самая одигитрия и на картине художника Савицкого. Народ, повстречавший «поезд» с иконой и окруживший его, с почтением рассматривает, вероятно, чудотворный образ и преклоняется перед ним. Мой личный взгляд на подобные события, двоякий. Я категорически не приемлю многое в религии - дикарские процессии с косточкой в коробочке, называемые «обретением святых мощей» (если вы чтите кого либо, ни когда не будете его раздирать на кусочки и носить в разных городах по частям), абсолютно не принимаю совсем недавнего, но ежегодного, события, про которое мужики на работе говорили: «сегодня большой праздник и работать грех», т.н. вербное воскресенье. Главным здесь я вижу только желание в этот день не работать, да может быть, предаться в очередной раз, зелёному змию. Когда я попросил рассказать, что это за «большой праздник», в честь чего он стал праздником, мне начали невнятно говорить, что то типа того, что в их молодости (детстве) «вербами баб хлестали по ногам». …Зачем!? И главное, что это за, опять же, дикарский «праздник» (???), в честь которого уже погублена вся верба в окрУге и в связи с которым, теперь она привозится уже в чемоданах и сумках из-за тридевять земель в Ростов, с единственной целью, наварить на этом себе некоторый капитал? … Не приемлю я этих нравов и обычаев. В отношении же картины и её сюжета, скажу совсем другое – раньше люди шли в религию, т.к. другого им было не дано, т.к. туда ходили их родители и родители их родителей, а без памяти о своих корнях, человек не может быть человеком. Поэтому к сюжету картины, и я отношусь действительно, с уважением. В энциклопедии картина была помещена в статью «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» в раздел о Российском искусстве. Комментариев нет, поэтому зрителю дано право рассматривать её, как одну из многих, объектом особого значения и качества. Однако, в конце того же тома возник казус. В статье об авторе этой картины К.А.Савицком, картина преподнесена читателю, как чуть ли не социалистический взгляд художника, жившего до революции. В комментарии говорится об угнетении народа, его безропотности и т.п…. Когда энциклопедия была искренней, не знаю, но мы, всё же, подошли к главному. Если заглянуть в биографию автора картины, то первое, на что обращаешь внимание, это то, что он родился совсем рядом от описанных мест, в Таганроге, и, что, возможно, картина была отображением не только его зрелых взглядов на жизнь, но и на детские воспоминания о Родине, где, возможно, имела своё место и чудотворная Аксайская икона... 2015.05.11. Дополнение: Думаю, действительно, случилось чудо. Я могу уверенно выложить картинку с изображением той самой Аксайской иконы. Вот она: Донёс её до нас сборник "местночтимых икон" составленный ещё в "те" годы. Источники: Личный архив | |
Категория: В старину на Дону | Добавил: Alex272 (04.05.2013) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3751 | Комментарии: 6
| Теги: | |