[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » В старину на Дону |
В первых же словах этой заметки сообщаю, что весь, выложенный далее материал является плодом совместного труда с Романом Бочарниковым, организатором группы активистов, целью которой является одно единственное – сохранение исторического облика города в его первозданном виде, группы известной многим ростовчанам по имени «МойФасад». Выкладываем в кратком обзоре весьма интересный альбом, а по сути, журнал событий, посвященный строительству достаточно солидного по тем временам сооружения, Маныческого гидроузла от 1935…36 годов. Это, конечно не Ростов, но описываемый далее фотоальбом был спасён от уничтожения при сносе старых домов города Ростова на Дону, где он был найден и в результате чего стал доступен и мне. К сожалению, в альбоме не так уж много видов станиц и нет видов неосвоенной природы, но даже на фото со сценами строек нет-нет, да видны дома станичников. Большим плюсом этого альбома, как я считаю, являются фото людей – участников тех событий. Итак, заручившись поддержкой всех причастных к этому, начинаю: Довольно солидный фолиант, совершенно характерный для сталинской эпохи, как мы в дальнейшем увидим и по содержанию тоже. Что касается обилия марок на фотоизображениях, прошу не взыскать. Совместная работа к этому обязывает. Альбом отслеживает сооружение всего лишь одного, наверное, географически самого первого к Дону гидроузла, состоящего из шлюзовой камеры с воротами, для пропуска судов из Дона в восточную сторону Ростовской области по р. Маныч и плотины водоспуска. На первой странице всего 2 фото, как делается часто – «до» (не мог не сделать кадрирование к этому снимку и попытаться рассмотреть двоих местных малолеток, с интересом наблюдающих за полётом аэроплана в родном небе - местное чудо тех лет): и «после» постройки. Для того, чтобы самому хотя бы немного «войти» в тему, пришлось немного «порыться в материале общепознавательного характера. Это кусочек современной карты с местом впадения Маныча в Дон. Статья названа «Манычстрой, 75 лет назад». При кратком изучении вопроса, с удивлением узнал о существовании сегодня поселка с именем «Манычстрой». Но, посёлок этот находится не в описанном месте, а несколько южнее Пролетарска. Удивительного размаха тогда начиналось предприятие. На первом фото мы наблюдаем восточную окраину станицы Манычской. Почему именно её? Об этом немного позже, а пока, как мы видим, Маныч островом делится на не длинных 2 рукава, которые далее вновь сходятся в общее русло, и на одном из которых строители и сооружали своё детище. Второй рукав, по окончании строительства, был запружен плотиной и таким образом было положено начало грандиозному сооружению, представляющему собой сегодня сплошную цепь водохранилищ по всей протяженности участка реки Маныч, проходящему по нашей области. Рассказ свой делать всеобъемлющим будет, пожалуй не очень то красиво, т.к. же сам я в этих краях ни разу не был, лишь только проезжал по сооружениям гидроузла гораздо дальше вверх по Манычу, у ст.Пролетарской, а поэтому, что бы не пересказывать материалы других сайтов, да ещё и делать дилетантских ошибок, буду в основном придерживаться конкретного материала из фотоальбома. На квалифицированный комментарий рассчитываю от своих товарищей и гостей сайта. Альбом не создавался в течение всего времени строительства гидроузла. Это был в своём роде отчет о строительстве. Об этом говорит приведенная выше пара страниц. В самом начале альбома говорится о колоссальных объёмах «перелопаченных» трудовым коллективом. Сам коллектив, вернее его трудовая элита и его руководители размещены, как то и велело время, так же на первых страницах альбома. Чёрный шрифт подписей на темных серо-зелёных листах альбома делают затруднительным прочтение подписей к этим фото, поэтому перечислю имена отдельно: Тракторист Чекмарёв; Кузнец Терский И.Н.; Плотник Сериков А.И.; Грузчик Павлов И.С.; Закопёрщик Климов Я.П.; Ст.механик Егоров И.С.; Драгер-экскаваторщик Пашков; Десятник Санько Н.Ф.; Это были стахановцы, теперь руководство: Начальник 2-го строительного участка инж-р Рыбчевский В.С.; Помощник по адм.-хоз.части Дарфман М.Б.; Зам.начальника по тех.части Львович А.М.; Прораб Ефимов А.Ф.; Старший бухгалтер Карпов В.С.; Парторг Заяц Н.И.; Прораб Воронов Д.И. Безусловно, существует мизерная возможность того, что кто либо из этих людей ещё жив, а перечислил я их с тем умыслом, что, если вдруг, кто то, попав на нашу страницу, обнаружит на ней имя своего предка или просто родственника, что бы он знал, что все эти портреты имеются в хорошем разрешении и люди могут смело обращаться к нам на сайт по этому поводу. Я с удовольствием поделюсь всем, чем располагаю сам (кстати, для Рыбчевских есть кое, что большее - неподалёку от сносимых домов, был найден их личный семейный фотоальбом). Дальнейшие страницы, представляют собой самый настоящий дневник строительства. Январь 1935-го: Февраль 35-го: Март 35-го: Первое фото здесь, это и есть одно из подтверждений конкретного места строительства объекта. Выставляю его отдельно в более крупном разрешении: Современное фото церкви, силуэт которой мы видим, здесь. Апрель 35-го: Нижнее угловое фото, это опять станица Манычская, которую я вновь показываю отдельным кадром: После апреля здесь сразу июнь. Судя по всему в эти пару месяцев шла обычная тяжелая работа без каких либо особых событий. Зато в июне началась большая работа. Был получен и введен в эксплуатацию чужеземный экскаватор «Мукаг» и стал использоваться водный транспорт (применено кадрирование). Пока идёт строительство, судя по всему, проход кораблей из Дона в Маныч, пока своим ходом не возможен, поэтому флот на руках переносится из одной акватории в другую (вновь кадрирование фото): Июль 35-го: Кругом работа, кругом новая техника: Август 35-го. Ещё один, третий заграничный экскаватор. Теперь по имени «Оренштейн Коппель»: На снимках часто видны колёсные трактора, однако не везде это именно они. Посмотрите на нижний правый снимок левого листа «откачка воды…». Это или вовсе не трактор или уже комбинированная система «трактор – локомобиль». Та самая техника из дореволюционных времён, когда не было повсеместного применения электроприводов, а была необходимость эксплуатации тяжелых агрегатов, т.е. двигатель или внутреннего сгорания, или на базе перовой машины, вращает так, как это сегодня делает электродвигатель, насосы, бетономешалки, камнедробилки,… любые другие самые разнообразные установки, включая и электрогенераторы. Более подробно этот агрегат будет виден далее в последующих листах. Сентябрь и октябрь 35-го: На трудовую вахту вышли «монстры» - «Землечерпательница «Субботник» ведущая дноуглубительные работы (справа нижний). Ноябрь 35-го и ещё одна «землечерпательница», теперь «Донская-3». Интересным выглядит также фото с передовым коллективом – бригадой экскаватора «Оренштейн Коппель» в составе 10-ти человек. Пусть там изображена бригада, состоящая из 2-х сменных звеньев, но даже 5 человек для обслуживания одной машины, это, как сейчас говорят – «круто». Здесь же и бетономешалка с механизированным приводом, о котором немного выше была речь. Декабрь 35-го. Возможно, добралась уже сюда безжалостная рука ГПУ. Десятник Малыхин И.Н. куда то исчез. Но, возможно, с ним всё не так и плохо. Фамилия человека осталась и не вымарана. Новый 1936-й год. Январь и февраль, не смотря на заморозки на грунте, не мешают строительству, в дело идут взрывные работы: Вновь на первом листе, уважаемые мной механизированные агрегаты. В этот раз, вероятно, вновь заграничная, «5-ти кубовая камнедробилка «Акмэ». ........................................................... Остальное смотрите во второй части статьи. Источники: Фотоматериал "МойФасад", собственная информация. | |
Категория: В старину на Дону | Добавил: Aleх272 (20.06.2011) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 6756 | Комментарии: 7
| Теги: | |