[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Конечно все знают имя архитектора Григория Николаевича Васильева, который в 1901 году был назначен на должность городского архитектора Ростова-на-Дону.До вступления в должность в течение всего трех лет частной практики он уже успел спроектировать и построить несколько богатых купеческих домов в городе. Одним из них стал дом П.К. Массолитиной на Большой Садовой улице, бывшей тогда уже торговым центром Ростова. Его первыми постройками в городе стали: Школа домоводства и кулинарии в Думском проезде и корпус Средне-технического училища на Скобелевской улице (ныне ул. Красноармейская).Облик этих строений отличает разнообразие форм и оригинальность приемов. При проектировании фасадов своих зданий Васильев применяет элементы многих исторических стилей (классицизм, барокко, ренессанс, русское зодчество и др.) Помимо проектирования городских зданий Ростова, архитектор принимает активное участие в строительстве множества православных храмов. Недавно папа нашел у себя сохранившееся письмо архитектору Васильеву из города Коканда, в письме говорилось о постройке церкви, и я спешу поделиться с вами этой историей. Христианство впервые было привнесено в Среднюю Азию в III веке н.э. Просуществовав здесь более чем одно тысячелетие, оно было вытеснено, как и другие религии, исламом, который стал единственным государственным вероучением. Христианские общины вновь появились в Средней Азии в последней трети XIX века, что было связано с завоеванием Туркестана Россией и интенсивным строительством в крае "русских" городов и поселений. В Коканде - бывшей столице одноименного ханства - европейская часть сложилась не рядом, а на территории позднефеодального города, так как здесь администрация решила остаться в удобном для нее недавно отстроенном величественном и обширном дворце Худоер-хана, расположенном в центре шахристана. В каждом из этих "новых городов" в числе первоочередных сооружений - крепости, казармы, лазарета, тюрьмы, резиденции и правления уездного начальника и др. - предполагалось строительство православного храма. Позже, с развитием и ростом городов стали появляться и другие типы культовых сооружений. Поначалу, в походных условиях присоединения Туркестанского края, русские войска приспосабливали для церкви обыкновенную палатку. В период основания городов, до постройки специального здания, под церковь временно использовали существующие "туземные" сооружения. Например, в Коканде устроенная временно в тронном зале дворца Худоер-хана церковь святых Константина и Елены оставалась таковой в течение 32 лет, вплоть до 1908 года Проекты андижанской (во имя Сергия Радонежского, на 300 человек), наманганской (Михаила Архангела, на 300 человек) и кокандской (св. Константина и Елены, на 500 человек) церквей (они были снесены в 1934-1937 гг.) разрабатывались по единому типу (возможно, на основе проекта деревянного молельного дома) ферганскими архитекторами И.Р.Саковичем, С.В.Лехановым и О.Васильевым. Затем эти проекты дорабатывались по замечаниям экспертов - сначала епархиального начальства, затем - известного туркестанского архитектора В.С.Гейнцельмана. В 1905 году, после долгих запросов, ходатайств и переписки, в Коканде по проекту арх.Васильева, на частные средства и по смете на 75 тысяч рублей началось строительство церкви на 400 человек. Ее архитектура была более выразительной и цельной по объемной композиции, а размеры, возможно, более крупными, чем у андижанского и наманганского соборов. Над средней частью Кокандской церкви возвышались пять лучковидных вытянутых куполов - крупный в центре и меньшие по четырем углам. На оси главного входа выделялся отдельно расположенный, идентичный им по форме и размерам, купол высокой колокольни. Изящную архитектуру кокандской церкви дополняли вытянутые полуциркульные, в белых наличниках, проемы окон, дверей и арочной звонницы в колокольне. Творческий замысел Г.Васильева отражен в его пояснительной записке к проекту: "Церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери" спроектирована в духе "памятников русского деревянного зодчества XVII века, из коих наиболее типичные суть: церковь в селе Останкино, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, Иоанна Златоуста в Коровниках, с отделкою снаружи красным облицовочным кирпичом, фризы карнизов из майолики, пояски, наличники, колонки и цоколь из песчаника, пол из метлахских плиток, перекрытие железобетонное. Входные двери наподобие дверей Успенского собора в Москве". В процессе строительства "нижние и верхние подпружные арки, на коих установлен купольный парус", вместо железобетонных были сооружены кирпичными, в чем, как упоминалось, немалую роль сыграло мастерство узбекских каменщиков - усто. Для внешней отделки использовали привозной из России красный кирпич, а для второстепенных работ - новомаргиланский белый. В 1908 году изящное здание кокандской церкви было достроено и освящено. Но церковь не имела соответствующих колоколов. Еще в 1906 году священник кокандской церкви Венедикт Багрянский начал ходатайствовать о выдаче медных пушек из кокандского дворца Худоер-хана для отливки колоколов, но лишь в мае 1910 года через военного губернатора было получено разрешение взять медь пушек после снятия с них надписей для передачи последних в Туркестанский публичный музей. Из ханских пушек были отлиты 300-пудовый большой колокол, названный "Михаил Скобелев" (дабы при каждом ударе прославлять имя этого героя), и малые соответствующие ему колокола. Церковь снесена в 1934 году. нашла в интернете фото как сейчас выглядит оставшееся здание в Коканде Источники: интернет | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Дара (13.07.2017) | Автор: Оксана Мордовина | |
Просмотров: 2043 | Комментарии: 3
| Теги: | |
Всего комментариев: 3 | ||
| ||