[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Фамилия «Эберг» хорошо известна ростовским архитекторам и краеведам, знают ее и работники средств массовой информации, в чьих материалах она упоминается. Но большинству ростовчан она не знакома, несмотря на то, что каждый день они проходят мимо зданий, построенных по проектам архитекторов Эбергов – отца и сына. Приехав в Ростов в начале прошлого века, они остались в нем навсегда и подарили нашему городу свой талант, свою любовь и свое сердце. Этот рассказ о двух архитекторах, двух выдающихся личностях - всего лишь канва, на которую нанесены основные события их жизни. О них, их судьбах, о том, что ими создано, можно написать целую книгу. Если идти по центральным улицам Ростова, то на каждой из них обязательно встретится один или даже несколько домов, возведенных архитекторами Эбергами. Рассказать о каждом из них непросто, так как на двоих ими построено порядка двухсот зданий разного назначения. Об одних домах можно написать целую историю, а о других, кроме авторства и года постройки, почти ничего неизвестно. Я буду рассказывать о жизни архитекторов Эбергов Леонида и Льва и судьбах, созданных ими домов отдельными рассказами, глядишь, и книга соберется. Уже есть «История двух домов» - о доходных домах купца В. К. Чирикова и Э. Л. Рецкера и Б. Е. Хосудовского, «Дом кооператива «Задруга» - история дома, построенного Л.Ф. Эбергом с пятью пайщиками. Будут и другие истории. Часть первая ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ ЭБЕРГ Леонид Федорович Эберг родился 6 августа 1882 года в уездном городе Бронницы Московской губернии. По семейному преданию, скандинавские корни его фамилии в России берут начало еще в восемнадцатом веке от пленных шведов, разбитых Петром Первым под Полтавой. И настоящее имя Леонида Эберга - Леон, а первый гласный звук фамилии произносился как сочетание в одном звуке двух: «О» и «Ё», трансформировавшись со временем в звук «Э». Отец Леонида Федор Федорович Эберг был мещанином и служил частным поверенным при съезде мировых судей, носил звание – Личный Почетный гражданин. В отличие от Потомственного Почетного Гражданина, не передавалось по наследству. Семья Эбергов жила в небольшом собственном доме (три комнаты и кухня). Мать Леонида и его старшая сестра Барбара занимались домашним хозяйством. Начальное образование Леонид получил в городском училище города Бронницы, затем в 1900 году в возрасте 18-ти лет поступил в подготовительное учебное заведение при Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества. По окончании его в 1904 году, был зачислен на первый курс архитектурного отделения. С первого года обучения Л. Ф. Эберг работал в строительной конторе или архитектурной мастерской, на практике постигая основы зодчества, и окончил его в 1911 году со званием архитектора и высоким чином – 12-го класса. За время учебы Леонид Федорович женился на сестре своего приятеля Марии Георгиевне Спесивцевой. Один за другим в семье родились два сына Марк (1907 г.) и Лев (3.08.1908 г.) На фото Лев слева. Но через несколько лет семья распалась, и в 1911 году, окончив учебу, Леонид Федорович уехал в Ростов-на-Дону. Однако Марии и Леониду удалось сохранить добрые отношения, и дети часто гостили у отца все лето. Леонид Федорович приехал в Ростов по приглашению на возведение частной постройки и поселился в небольшой квартире двухэтажного дома, принадлежавшего купцам Чириковым на углу Таганрогского проспекта (ныне пр. Буденовского) и ул. Пушкинской. По семейной легенде, Леонида Федоровича пригласил в Ростов Н. Е. Парамонов для строительства своего особняка. Но в 1911 году Николай Елпидифорович находился под следствием за выпуск запрещенной царским режимом литературы, и его особняк был возведен только в 1914 году. Приехав в Ростов в самый разгар «строительного бума» Леонид Федорович не вернулся в Москву, а остался в нашем городе навсегда и построил в том же 1911 году 4-х-этажный доходный дом на улице Никольской (ныне ул. Социалистической) для А. К. Калмыковой – владелицы писчебумажного магазина. Через год он снял квартиру в двухэтажном доходном доме в Николаевском переулке (ныне пер. Семашко), принадлежавшем на тот момент лесопромышленнику В. Д. Аронскому. Это старинное здание, построенное в конце XIX века, по-прежнему, находится на своем месте - на перекрестке пер. Семашко и ул. Горького. В справочниках «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» за 1912-1914г. есть запись: «Городской архитектор Эберг Л. Ф. пер. Николаевский 78 тел. 20-37». Однако городским архитектором он не был, так как занимался только частными постройками. В 1912 году Л. Ф. Эберг построил четырехэтажный с мансардой жилой доходный дом для купцов Чириковых на улице Пушкинской и пятиэтажный доходный дом на улице Большая Садовая для банкира А. М. Штрома. Тогда же было начато и окончено в 1913 году возведение четырехэтажного здания на улице Казанской (ныне ул. Серафимовича) для известного ростовского врача И. Г. Рындзюна. В облике этих зданий в полной мере отразились черты неоклассического направления, приобретенные архитектором во время обучения. В декабре 1913 года Л.Ф. Эберг для ознакомления с шедеврами мировой архитектуры, совершил вояж по городам западной Европы, посетив: Вену, Венецию, Виченцу, Болонью, Флоренцию, Рим. Неаполь, Милан, Геную, Париж и Берлин. В том же 1913 году газета «Приазовский край» написала о возведении архитектором Л. Ф. Эбергом сразу двух доходных домов на пр. Таганрогском (ныне пр. Буденновском) - для торгового дома братьев Дутиковых и владельца кондитерской фабрики В. К. Чирикова. Эти здания и поныне являются украшением нашего города. В течение трех лет почти одновременно были построены доходные дома купцов М. Ф. Яндоловского на ул. Темерницкой, жены строительного подрядчика М. В. Перкун на ул. Пушкинской, владелицы магазина музыкальных инструментов Т. К. Гершкович, братьев Николенко на ул. Большой Садовой, М. И. Мессароша на пр. Малом (нынеул. Чехова). Это были четырех- и пятиэтажные здания в популярном на тот момент стиле «модерн», расположенные на центральных улицах города, с активной пластикой фасадов, с использованием многоярусных эркеров, арочных ниш, стилизованных классических и ренессансных форм, разнообразием декоративной отделки. Талант архитектора Л. Ф. Эберга особенно ярко проявился в разнообразии стилей трех особняков, построенных в эти же годы: на улице Пушкинской для Н. Е. Парамонова в «греческом» стиле (ныне библиотека ЮФУ), для П. И. Крамера в стиле «итальянского возрождения» (бывш. Дом писателей и композиторов) и особняк Н. П. Хахладжева на пр. Таганрогском (ныне пр. Буденновском) в стиле «палладио» (здание не сохранилось). В июне 1914 года Л. Ф. Эберг, вместе градоначальником В. И. Зворыкиным и городским головой Е. Д. Хмельницким участвовал в закладке памятной таблички на месте будущей стройки Народного дома по проекту питерского архитектора Н. В. Васильева, за строительством которого архитектор Л. Ф. Эберг был назначен вести надзор. В 1916 году владелец литейно-механического завода в пер. Покровском (ныне пер. Журавлева) Ф. В. Нитнер получил разрешение Городской управы на постройку четырехэтажного жилого дома рядом с заводом по проекту Л. Ф. Эберга. Был ли осуществлен проект, неизвестно, т. к. уже шла первая мировая война, и финансовое положение заказчика могло ухудшиться. Одно из самых ярких и значимых зданий Ростова - великолепный семиэтажный доходный дом Э. Л. Рецкера и Б. Е. Хосудовского (торговцев табачными изделиями) на Таганрогском проспекте (ныне пр. Буденновском) - Л. Ф. Эберг возводит буквально накануне революционного переворота 1917 года. Это здание, выстроенное в стиле «модерн», остается самым высоким и величественным в Ростове до начала Великой Отечественной войны. Во время Первой мировой войны Л. Ф. Эберг состоял на военном учете как специалист по строительству, а потому от призыва в армию освобождался. С переводом в Ростов Варшавского университета в 1915 году состоял в нем на службе в должности архитектора. В 1917 году в Ростов, спасаясь от революционных событий, из Москвы приехала Мария Георгиевна – мать Марка и Льва. Она окончила в Москве фельдшерские курсы. Будучи наполовину дворянского, наполовину купеческого происхождения, она надеялась переждать смутное время в Ростове, где советская власть была еще формальной. Первое время она снимала квартиру в новом доме на Большом Столыпинском проспекте (ныне пр. Ворошиловском). Этот дом больше известен ростовчанам как гостиница «Южная» (ныне здание Газпрома). Марии Георгиевне удалось устроиться фельдшером в больницу на улице Никольской (ныне ул. Социалистической), где она проработала всю жизнь и вышла на пенсию в 1955 году. Незадолго до революционных событий Л. Ф. Эберг переезжает в более престижный, четырехэтажный доходный дом купца И. С. Великанова на углу ул. Никольской (ныне ул. Социалистической) и пер. Соборного. Несмотря на затишье в строительстве в связи с военным временем, у Леонида Федоровича есть заказы на постройки и не только в Ростове. В 1915-1916 годах он возводит два особняка в г. Нахичевани-на-Дону, здание армянской гимназии (ныне библиотека им. А. с. Пушкина) и несколько корпусов табачных складов в г. Краснодаре, двух- и трехэтажные дачи в фальшивом Геленджике (ныне п. Дивноморск), корпус главной конторы шахты «Елъпидифор» в Александровске Грушевском и два доходных дома в г. Юзовка (ныне г. Донецк (Украина)). Октябрьская революция 1917 года изменила привычный уклад жизни ростовцев, так тогда назывались жители Ростова. Город был наводнен беженцами, все доходные дома, гостиницы и меблированные комнаты были переполнены. Несмотря на то, что жизнь какое-то время в Ростове текла прежним руслом, строить доходные дома никто не отваживался. В это время Л. Ф. Эберг работает в частной фирме «Донское Технико-Промышленное Товарищество», занимавшееся строительством гражданских сооружений. С момента окончательно утвердившейся советской власти Леонид Федорович с конца 1920 до 1922 года работал в Управлении краевого лесного комитета, а затем в различных советских учреждениях: в Донском Областном Строительном Отделе в должности старшего архитектора, в подотделе благоустройства Ростовского коммунального хозяйства. После Гражданской войны в короткий период НЭПа архитектор Л. Ф. Эберг и инженер Г. Ф. Перкун, с которым он подружился на строительстве дома для его жены, создает частную фирму по проектированию и строительству индивидуальных домов, которая так и называлась «Перкун и Эберг». Разразившийся в 1920-е годы жилищный кризис поставил перед советской властью вопрос о новом масштабном строительстве жилья, ибо муниципализация доходных и частных домов, их заселение и уплотнение не решило этой проблемы. Более того, неумелое и неумное использование гражданами даром доставшихся жилищ, привело к тому, что некогда добротные дома стали приходить в настоящий упадок. Тогда советская власть призвала горожан брать в аренду свои дома, создавать жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы), объединяться, чтобы ремонтировать их за собственный счет. Зачастую товарищества возглавляли бывшие домовладельцы как более опытные в ведении домового хозяйства люди. И, если некоторые их них добросовестно расплачивались за аренду и коммунальные услуги собранными с жильцов деньгами, то находились такие, которые просто клали их в свой карман, вызывая у жильцов классовую ненависть. Отчего отовсюду раздавались призывы навсегда изгонять из арендаторов бывших домовладельцев. Леонид Федорович Эберг, хоть и не был домовладельцем, но являлся арендатором части большого дома, принадлежавшего до 1917 года купцу И. С. Великанову. Однако в 1926 году, попав под всеобщую волну негодования, он был лишен избирательных прав. В поданном тотчас же ходатайстве о восстановлении в правах, ему было отказано. Лишение избирательных прав можно назвать репрессиями по закону: человек мог лишиться работы с «волчьим билетом», могла подвергнуться гонениям его семья, включая детей, его просто могли выселить из квартиры. Поэтому Леонид Федорович, узнав, что его обвиняют только в том, что он является арендатором дома в пер. Соборном, 17 (он же на ул. Никольской, 74), тотчас написал отказ от арендаторства в пользу жилтоварищества, собрал все документы, подтверждающие, что он работает исключительно в советских учреждениях и не имеет никакого другого дохода. Л. Ф. Эберг был полностью восстановлен в правах 1 февраля 1927 года. Советская власть нуждалась в строителях новых зданий, и ей приходилось обращаться к специалистам старой формации, ибо своих она еще не воспитала. Несмотря на поражение в правах, талант архитектора Л. Ф. Эберга оставался востребованным: он состоял «на службе в Государственном Банке в должности архитектора краевой конторы, на постройке Штеровской электростанции (Донбасс 1923-27гг.) в качестве ответственного консультанта по постройке всех гражданских сооружений на строительстве, а также в качестве члена Рабочего бюро по переустройству города Ростова при Краевом Управлении Коммунального Хозяйства». В это время в архитектуре появляются новые стили и направления, отражающие состояние и настроение общества и времени. Архитектору удается синтезировать неоклассику с новыми тенденциями в формообразовании. Л. Ф. Эберг возводит здания разного назначения в популярном в годы первых пятилеток стиле «конструктивизм». Среди них: квартал и поселок трамвайщиков, несколько трамвайных подстанций и ремизов (1925-1931г.), жилые дома для рабочих трамвайного депо в Ленгородке (1932г.) Дворец Труда в Ленгородке (1928г.), Ряд жилых домов (1927-1938), среди которых дом ЖСКТ «Новый быт»(1-й корпус 1929г.) на Среднем пр. (ныне пр. Соколова), дом для сотрудников Госбанка (1929г.) на углу ул. Садовой и пр. Кировского, дом кооператива «Задруга» (1928г.) на ул. Книжной (ныне ул. Серафимовича), который Л. Ф. Эберг, на совместные средства, с другими пайщиками, построил для себя. А также много других строений. С начала 1930 по 1935 год архитектор Л. Ф. Эберг был назначен и возглавлял проектное бюро строительства нового большого театра в Ростове (театр им. М. Горького), следом был возведен Дом актера с общежитием для артистов в форме буквы «З». На фото проектное бюро театра им. М. Горького: Л. Ф. Эберг - в центре, в верхнем ряду третий слева – Л. Л. Эберг, в центре верхнего ряда – скульптор горельефов С. Г. Корольков. В Ростове бытует легенда, что Леонид Федорович построил такой формы дом для своей возлюбленной - актрисы Зинаиды Зорич. Однако старожилы Дома актера утверждали, что личные отношения связывали актрису не с архитектором, а с начальником строительства театра А. М. Стамблером, а уже он мог уговорить архитектора создать проект дома, в форме буквы «З». В одном из архивных дел сотрудники архива нашли донос сотрудника театра на ставшего первым директором театра им. М. Горького А. М. Стамблера о том, что он построил дом для своей любовницы артистки Зинаиды Зорич в форме буквы «З». Как бы там ни было, а город получил уникальный дом с неповторимой конфигурацией. Когда началась Великая Отечественная война, Л. Ф. Эбергу было 59 лет. В эвакуацию были отправлены заводы, медицинские и другие учреждения, но об «Облархпроекте» - организации, в которой он работал, забыли или не посчитали нужным эвакуировать. На вопрос в личном деле: «оставался ли в оккупированном немцами Ростове? Если да, то, почему?» - архитектор написал, что «оставался в г. Ростове по причине преклонных лет и болезней». Все члены кооперативного товарищества «Задруга», в котором состоял и жил Леонид Федорович, эвакуировались, а он и его жена Анна Николаевна оставались в Ростове. Трудно представить, сколько мужества понадобилось уже немолодому архитектору делить кров с оккупантами, заселившими опустевшие квартиры. Но судьба была благосклонна к семье Эбергов, спасаясь от бомбежек в подвале собственного дома, они выжили в разоренном и разрушенном Ростове. Тяжело архитектору, всю жизнь занимавшемуся возведению домов, видеть, как они гибнут под бомбами. Одно из самых лучших его творений – семиэтажный доходный дом, переустроенный в 1930 году в гостиницу «Дон», был разобран и использован в качестве насыпного материала, выравнивающего спуск Буденновского проспекта для возведения немцами капитального моста. В 1944 году в освобожденный от немцев Ростов стали возвращаться из эвакуации его жители. Город постепенно начал отстраиваться. В послевоенные годы из участвовавших в восстановлении разрушенного Ростова архитекторов, Леонид Федорович Эберг был самым старшим. В конце 1940-х начале 1950-х годов он занимался восстановлением, в основном, дореволюционных построек: здания Исполкома (позднее – Обком КПСС), Дворца пионеров, особняка на ул. Пушкинской, построенного им же в 1914 году (переданного библиотеке ЮФУ), но и создавал проекты новых зданий. Реализовать не успел, это сделал сын. В 1949 году Ростовская епархия поручила Леониду Федоровичу разработку проекта восстановления разрушенной колокольни Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор выполнил эскизный проект, но по запрету городских властей он так и не был воплощен в жизнь. Однако в 1954 году Л. Ф. Эберг выполнил проект среднего иконостаса Ростовского кафедрального собора, утвержденный митрополитом Вениамином 10 марта 1954г. Иконостас был исполнен в виде часовни и аналогичен иконостасу в храме Христа Спасителя. Это последнее творение мастера, воплощенное и дополненное боковыми иконостасами, и поныне является духовным эпицентром храма. В книге ростовского историка и краеведа Ф. И. Поташева есть эпизод о мимолетной, но навсегда запомнившейся, встрече молодого выпускника Архангельского педагогического института Федора Ивановича Поташева, получившего направление в аспирантуру в Ростов-на-Дону, с архитектором Леонидом Федоровичем Эбергом. Встреча произошла в поезде - они ехали из Москвы в одном купе. Леонид Федорович с такой любовью и теплом рассказывал о Ростове, что молодому выпускнику Ростов представлялся очень красивым и гостеприимным городом, в котором все ростовчане такие же добрые, открытые, влюбленные в свой город, люди. На доме жилищно-строительного кооператива «Задруга», где Леонид Эберг прожил 27 лет установлена гранитная доска памяти замечательного архитектора. Леонид Федорович Эберг умер 24 октября 1954 года. Похоронен на Братском кладбище в четвертом квартале недалеко от Вознесенской церкви. На его могиле был установлен ажурный металлический крест с табличкой. В 2017 году от благодарных ростовчан было установлено гранитное надгробие с сохранением оригинала креста. Многие годы отец и сын работали рядом, плечом к плечу, каждый в своей манере, каждый делал свое дело. В разное время в разных стилях, каждый отвечая своему времени и требованиям, упорно работали, создавая проекты новых и новых домов. Отец и сын Эберги приехали в Ростов из Москвы и, полюбив его, остались в нем навсегда. Их с полным правом можно назвать донскими архитекторами. Они подарили нашему городу уникальное архитектурное наследие. Даже война, принесшая Ростову огромные потери и разрушения, не смогла уничтожить всех их творений. Значение архитектурного творчества двух мастеров – отца и сына не до конца оценено потомками. Ростовчанам еще предстоит открывать для себя удивительный и неповторимый архитектурный облик города, подаренный нам этими выдающимися зодчими. Источники: материалы ГАРО, справочник 1913 и 1925 гг., газета "Молот", фото:из архива Эбергов, Ю. Рудика, М. Соколовой, личного и | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Helen (03.08.2018) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 4070 | Комментарии: 6
| Теги: | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||