[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Некогда довелось мне услышать о происхождении художественного течения «импрессионизм». Якобы в Париже, в конце 19 века возникли группы художников, которые не могли изображать мир в традиционных манерах, существовавших до сих пор. В самом деле, если рассматривать картины старого времени, то не редко возникает ощущение, что рассматриваешь фотографию. Плавные линии, мягкие переходы цвета, чёткие контуры деталей, и прочее. Но были художники, которые, не то, самоучками ставшие изображать мир, но так и не научившиеся его изображать тонко и точно. Их выдавали грубые мазки, сама картина выглядела словно раскрашенная чешуя, на которой нанесено изображение. Одним из наиболее характерных таких творцов был Ван Гог. Но он был не один, их было довольно много и они создали свой особый круг, и со временем, те, кто не мог платить за качественно нарисованные работы, стали покупать их работы. Так постепенно возникла мода на них. Новому течению сразу придумали собственный термин – импрессионизм, но как бы то ни было, суть осталась простой – не умеешь хорошо делать, становись импрессионизмом. Подобное было и в поэзии. Если не говорить о стихах на темы революции, а просто, об окружающем нас мире, то есть творения Есенина, которые, и мне слышать приятно, а есть такие, как Маяковский... Казалось бы, люди из одной эпохи, но какие разные у них работы. Объяснение тому, я полагаю в их житейском опыте. Есенин писал о том, что он впитал в себя ещё в детстве, а Маяковский, городской житель, росший в среде людей, и с молодости, искавших свои формы протеста против того, что людям того времени было не по душе. Он входил в круг людей, показно, бросавших вызов обществу. Не то, что бы они добивались чего то конкретного. Просто противопоставить себя общей массе, как мне кажется, было достаточно. Отсюда и появились их жёлтые рубахи и причёски на по нормам общества и многое, многое другое. Апофеозом таких людей начала 20 века был футуризм. Я не знаю, для чего эти люди творили свою поэзию. Вполне, похоже, что многие из них были по настоящему талантливы, но вместо того, к примеру, что бы написать собственное творение, они создавали новые версии уже имевшегося. К примеру, вот такое: «Бланшит вуаль солютодитный В обскуре моря голубом... Что шершит он в стране лонгитной, Что обронил в краю родном? Симфонят нимфы, фордвинт свищет, В грот-мачте слышен шантеклер. Увы! Фортуны он не ищет И не от счастья он курьер! Пол ним флюиды - цвел лазури, Над ним луч Феба златодней, А он, повстанец, просит бури, Как будто в бурях есть Морфей! Я думаю, Вы догадались, это «Парус» Лермонтова, в переводе с классического русского на футуристический. И надо сказать подобные чудачества расползались по всей стране и всему миру. Почти как сегодня классическое пение подменяется бормотанием, называемом «рэп». Сразу прошу прощения у тех, кто видит в нём нечто талантливое, но о вкусах не спорят. Были футуристы и в Ростове. Полагаю одного из них мы уже на «Ростовбереге» встречали. Это тот самый Иван Фёдорович Старков, придумавший оставить своё послание потомкам, зарыв у себя во дворе бутылку с посланиями будущим поколениям. Этот человек не проявил гласности, ни кого не заставлял играть с ним в его игру. Он был самодостаточен, и в тоже время, совершенно не представляя, как будет встречено будущими жителями его дома его послание, взял да и сделал своё дело. Но была в Ростове другая личность. Этот человек уже не был замкнут сам в себе, действовал на показ. Знакомьтесь - Скляров Леонид Яковлевич. Увы, я не могу показать ни одного его портрета. Просто их не имею, но то, что он творил, пожалуйста: Вероятно, он начал с того, что заказал собственную именную печать, да ещё и не только с именем, а потом, либо устроился работать на почту, либо, просто стащил почтовый штемпель и стал сам себе слать открытки «со всего мира». Вот одна из таких. Как видим, человек обозвал себя журналистом, и, вероятно, для придания собственного веса в глазах окружающих, стал «получать» эти открытки. Честное слово, я совершенно не помню уже, откуда у меня появилось это изображение. Самой открытки у меня нет, вероятно, где-то когда-то скачал. В отношении же самой открытки и её авторства, нетрудно понять, что это не просто самоделка, а ещё и самоделка бездумная. На стороне, где пишется адрес получателя, написан адрес в Нью-Йорке, но вся открытка испещрена печатями ростовской почты. Почему я пишу, что автор послания «обозвал себя журналистом»? Ответ есть. В исповедальной книге Покровской церкви за 1911 год есть сведения о семье его родителей: отец, Яков Скляров, 37 лет от роду, мать Анна Захаровна, 32 лет и единственный сын Леонид, 17 лет. Объявленный Леонидом на открытке, адрес, вполне соответствует его приписке к Покровской церкви. Пушкинская 234, это второй дом от угла с Богатянским переулком вверх на восточную сторону по чётной стороне. Дом официально числился за его отцом, мещанином, Скляровым Яковом Кирилловичем. Сегодня его уже нет, угол, где он стоял, выглядит сегодня так: Впрочем, вид их дома чудом сохранился на фото: Итак, Леониду в год отправки этой открытки было всего лишь 18 лет от роду. Где бы он, скажите мне, пожалуйста, мог получить журналистское образование? Я не настаиваю, возможно, в это время и не требовалось его иметь. Просто, отправь в газету пару статей, достойных публикации и ты уже мнишь себя журналистом(?). Возможно. Что ещё можно рассказать об этом чудаке? Разумеется, одна лишь открытка не дала бы мне права его считать таковым. Но одной лишь открыткой он и не ограничился. Посмотрите на его 2-ю «открытку». Простая картонка с наклеенной на неё, похоже, газетной юмористической картинкой, и те же печати, марки и опять, только ростовские печати. Я не думаю, что такое творение смогло бы, в самом деле, пройти почтовые инстанции, да ещё и зарубежные. На официальных почтовых карточках, это видно по самому первому изображению на этой странице, есть типографская надпись, «Всемирный почтовый союз», что говорит о том, что именно такой вид письма является стандартным и допустимым к международным отправлениям. А это, с позволения сказать, «открытка», адресовалась в Голландскую Ост-Индию, на остров Ява. Сюжет картинки был выбран самый, вероятно, модный в то время. Во всю начиналась авиация. Уже в Ростове на ипподроме местного скакового общества выполнялись показательные полёты, а воздушные шары для обывателя, уже стали обыденностью. Великолепный сюжет! И всё же, чем ещё был славен наш, сугубо ростовский, футурист. А он сочинял и печатал книги своих очень особенных стихов. В принципе, я его стихов найти не смог, но попытки найти их в мировой «паутине», дали такой результат: В 1913 году им издана книжечка в формате брошюры под названием «Призраки. (Эстетические стихи)» Сама книга на одном из аукционов продаётся «всего-то» за 25.000 руб. (!!!). К сожалению, ни одного разворота её страницы фото не показаны, а о содержании его поэзии сети мне выдали такое: «Эстетика прекрасна в мелочах... От кончиков ресниц и до изгибов, От вереницы солнечных мотивов, До искорки сияющей в глазах, От жестов, фраз, и да, пожалуй взглядов, Таких, что не нуждаются в словах, Таких, что пробуждают в головах Хитросплетенье пламенных разрядов... Эстетика прекрасна в мелочах, Тех, от каких теряют дАры речи В минуты редкой, но приятной встречи, В чудесных чисто питерских дворах. От ярких звёзд и до рифмовки мыслей, От классики, не тлеющей в веках, До новых жизней в трёх-семи строках, От чашки кофе до хрустальных смыслов. Эстетика прекрасна в мелочах, В воспоминаниях былых эмоций, В достойном сочетании пропорций И в тёплом летнем ветре в волосах. В полёте белых чаек городских, В улыбках самых близких и родных, От снега и до капельки дождя, Как, в прочем, от меня и до тебя… В реальности, или чужих мечтах — Эстетика прекрасна в мелочах». Не знаю. Наверное, это красиво ))). Дальше больше. В 1914 году он издаёт другой свой труд, «Откровения Южного Футуриста». Эта книга доступна для просмотра и прочтения на сайте «Национальной Электронной Библиотеки». А раз возможно, то я её целиком показываю здесь. Книга – самый настоящий манифест, с самовеличанием на «Вы», с описанием своей непревзойдённости на века и прочими штуками, заставляющими задуматься по настоящему, … о здоровье автора. Обратим внимание на два фактора. Ранее показанная книга, «Призраки», автором оценивалась в 65 копеек, а позже её цена была пересмотрена до 1-го рубля. Эта книжечка оценена всего в 10 копеек. Т.е. автор надеется, что она будет прочтена максимально большим числом людей. И второй факт – как бы не было удивительно, но на книжке, совсем не анонимной, подписанной её редакцией, нет отметки о дозволении к печати со стороны цензуры. Движение футуристов в стране росло и развивалось. В силу входили новые мало кому понятные авторы. Вот тут уже можно вспоминать и о Маяковском и о Бурлюке и Волошинове… Наш, южный Футурист, наверное почувствовал конкуренцию и через 10 дней после выхода в печать последней книги решил озвучить себя в ещё большей мере. Он пишет свой меморандум редактору газеты «Южный Телеграф», который не смог проигнорировать этот столь «сильный», и видимо, забавный, документ. И вот, 31 января появляется в газете такая заметка: Ультиматум чужеземным Футуристам выдвинут! … Как складывались дела дальше? Тонкостей этого известно не много. Мы прекрасно знаем, что в Ростов со своей миссией приезжал и даже выступал на больших сценах один из виднейших конкурентов Склярова, Маяковский. Но тут уже ничего не поделать. Конкурент прибыл с миссией от более сложного и могучего органа – революции. На сколько это задело Склярова, не знаю, но вероятно, он был вынужден принять правила новой игры. Об этом говорит и то, что в 1937-м, он противник проникновения чужих на свою территорию, сам публикуется в книжке – сборнике стихов, «Молодой Ленинград». Увы, это всё, что сегодня известно о столь яркой и неординарной личности из Ростова. Жил он здесь и далее или переехал в тот же «Питер»? Хорошо закончил свою жизнь или не очень, есть ли сегодня в Ростове его потомки, …? Но и не заметить такого «героя» тоже было нельзя. А оценит же его, наверное каждый сам по-своему. Спасибо за внимание! Источники: личные архивы, коллекция, интернет и собственные суждения | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (06.11.2024) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 273 | Нравится: 1 | Комментарии: 5
| Теги: | |
Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||