[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » История Донского края » Люди, известные и не очень. |
Сегодня профессия лётчика-испытателя довольно редка в массе всех летающих людей. Она рискованна, почетна и конечно, же, недурно оплачиваема. В дни появления авиации, практически каждый летчик был испытателем. Машины были очень не надёжны, строились больше «как на душу легло», чем по науке. И только благодаря тому, что лётное дело было необычным, романтичным и, наверное, ещё и очень способным «пощекотать нервы» не только зрителю, но в большей мере и самому летчику, оно и развивалось. Только благодаря стремлению людей к обузданию воздушной машины и самопреодолению авиация сегодня, это то, что мы знаем, а не дорогая игрушка или аттракцион для показа публике. Началось 2-е десятилетие 20-го века. Авиация в массовом понимании всё ещё находилась в состоянии зарождения. Всего 8 лет назад был совершен самый первый в истории полёт знаменитых бр. Райт. Кстати, их взлёт происходил не стандартно, в нашем понимании, а с разгоном за счет падающего противовеса. И вот уже середина 1911-го. В отношении безопасности полётов, пресса изображает вот такие сюжеты: Кстати, у нас, на «Берегу» уже был один материал о гибели ростовского юноши – авантюриста, взлетевшего над городом и Доном для прыжка вниз с парашютом. Это была ещё не авиация и не самолёт, но как бы там не было, юноша, безрассудно шагнул в корзину аэростата, ни разу до этого, не поднявшись в небо. Наверно, такими были и все первые лётчики… В пасхальные дни 10 апреля 1911 года все массовые газеты напечатали для ростовчан предложение от Императорского Всероссийского аэроклуба посетить в 11 и 12-го числах этого месяца ростово-нахичеванский ипподром Скакового Общества, где должны были состояться показательные полёты «члена местного аэро-клуба» и просто «известного авиатора» г-на Адама Габер-Влынского. «Приазовский Край» дал наиболее содержательное объявление, показав, что полёты предстоят на «самом усовершенствованном биплане «Фарман» с мотором «Гном» в 50 сил. Полёты будут совершены с пассажирами. Лиц, желающих совершить лететь пассажирами, просят записываться в магазине «Абачин и Орлов». Количество полётов с пассажирами ограничено. Плата за полёт по соглашению. Билеты продаются в магазине «Абачин и Орлов», в магазине «Эдельберг» (городской дом на Б.Садовой ул.) и в «Швейцарской» кондитерской. Полёты состоятся между 4.30 и 5.30 часов дня….». Пока авиация для массового обывателя была в диковинку, организация полётов происходила приблизительно по следующей схеме: лётчик – человек, научившийся не бояться полётов и освоивший какой либо конкретный самолёт (как тогда говорили, аэроплан), проявляя завидную удаль и мастерство, совершал показательные полёты на машине, которая принадлежала некоему владельцу (или группе владельцев). А все организационные вопросы, маршруты и рекламу обеспечивал третий соучастник группы – назовём его, антрепренёр (ну а почему бы и нет, если сами полёты, по сути, были цирковым представлением или чем-то наподобие этого?). Техническое обеспечение полётов обеспечивал механик, знающий аэроплан. Он его обслуживал, заправлял и при необходимости, ремонтировал. Аэроплан – штука дорогая и ненадёжная, и гонять её по междугородним маршрутам было крайне не выгодным, но делать это было нужно, поэтому на крупные расстояния он перевозился будучи упакован в ящики в разобранном виде на поездах или водном транспорте. Вот такая «артель» прибыла в апреле месяце 1911 года в Ростов. Полёты начались на ипподроме ростово-нахичеванского скакового общества 11 апреля. Затем, полёты продолжились в Новочеркасске. Газеты описывают эти полёты воодушевлённо: 1911.04.19 – «Полёт Габер-Влынского. 17 апреля в ожидании прибытия в Новочеркасск авиатора Г.-В. Целые толпы народа двинулись за город: тут были и велосипеды, и экипажи, и автомобили, грациозно на амазонках подъезжали дамы, но более всего, за неимением извозчиков, невероятно вздувших цены, было пешеходов. К 5 часам вечера почти все трибуны на скаковом ипподроме были заняты публикой. Целая масса пристроилась на холмиках и на деревьях Краснокутской рощи. Был чудный день, на горизонте почти ни одного облачка. В воздухе еле-еле заметный скользил ветерок. Вскоре было сообщено по телефону из Ростова, что Г.-В. полетел в Новочеркасск. Трибуны оживились, множество биноклей были направлены на юго-запад, выискивая в воздухе авиатора. Спустя несколько минут на горизонте ясно стали обрисовываться контуры биплана, а ещё спустя три минуты, Г.-В. Плавно парил над ипподромом. Приблизившись к Краснокутской роще, он перевёл биплан налево и, сделав, таким образом, полукруг, стал плавно спускаться на землю перед трибунами. Со всех концов раздались приветствия, аплодисменты. Овациям не было конца. Торжество было полное. Публика увидела, действительно, невиданное в Новочеркасске, по красоте, зрелище. К сожалению, устроители полётов в Новочеркасске не соорудили достаточно утрамбованной площадки, и в следствие этого незнакомый с местными условиями, авиатор попал колёсами биплана в рытвины непаханой земли, вследствие чего и произошли повреждения правого колеса и пропеллера. Пропеллер, надо полагать, сломался от соприкосновения с почвой, т.к. оконечности его покрыты комьями только, что взрытой земли. По словам авиатора, он вылетел из Ростова в 1 час. 55 мин.. Пролёт между Ростовом и Новочеркасском ничем не сопровождался необычным. Единственное, что смутило г. Г.-В., это несколько станиц, и вообще, поселений, из которых одно он принял с высоты от 400 до 500 м. за Новочеркасск, но отсутствие на храмах золотых куполов, убедило его, что это не Новочеркасск. Вскоре авиатор заметил златоглавый новочеркасский собор и полетел по направлению к нему. Ему только по рассказам был известен новочеркасский ипподром и поэтому он уже на месте ориентировался с расположением скакового круга. Пролетая ипподром, он увидел несколько торчащих столбов, которые наводили на неприятные размышления, а дальше, вспаханная земля. «И вот Вам результаты!», энергичным жестом указал на биплан Г.-В.» («Приазовский Край»); Начало новочеркасской эпопее было положено неудачно. Как видим, залог успеха полётов это мастерство лётчика. Навигация по наитию, взлёт и посадка на поле безо всякой тонкой подготовки площадки, … Главной задачей коллектива организаторов полётов было продать всей массе народа, как можно больше билетов, если устраивать ещё и индивидуальные катания на самолёте, то это, безусловно, дополнительные сборы, и судя по афишным «оплата по договоренности» и «число полётов ограничено», сборы хорошие. Но есть ещё одно лицо, от которого не в меньшей мере, чем от самого летуна зависел успех дела, и это механик. Когда показательные полёты в Новочеркасске окончились, самолёт направился назад в Ростов, куда … не прибыл. Газеты в течение нескольких дней следили за происходившими здесь событиями. Суть их была в следующем: «Вскоре после отлёта из Новочеркасска, авиатор услышал перебои в моторе своего «Фармана», но после некоторых манипуляций, имевших целью прибавить бензина в цилиндры, перебои прекратились. Через несколько минут, когда аэроплан находился на высоте около 350 метров, авиатор неожиданно услышал позади себя (в «Фармане» мотор помещается сзади) два взрыва в моторе, и тот же момент последний перестал действовать, а аэроплан стремительно ринулся вниз. Не потеряв присутствия духа, авиатор прибег к приёму парящего спуска, отличающемуся вообще, трудностью и рискованностью. Управляя рулями глубины, он удачно выровнял аппарат в горизонтальной плоскости и благополучно спустился к земле, причём, заметив под собой только, что вспаханную полосу земли, пытался поставить аппарат на нетронутой степи, но задняя часть аппарата села на распаханном месте. Спуск был настолько удачен, что ни одно колесо повреждено не было и пропеллер, оставшийся в момент остановки мотора в горизонтальном положении, оказался совершенно целым. Г.Габер-Влынский пережил страшное нервное потрясение, но не оставлял намерения добраться до Ростова воздушным путём и с немедленно привезенным механиком приступил к определению порчи мотора….». «Оказывается, что авиатор, пролетев 15-20 верст от Новочеркасска, заметил нечто необычное в работе мотора. По словам администрации, в механизм влито было более масла, чем следовало (а говорят, что кашу маслом не испортишь. авт.), вследствие чего и стали обнаруживаться в пути кое-какие дефекты. Мотор, как утверждают, стал быстро нагреваться, а вскоре так накалился, что Г.-В. нашел нужным спуститься на землю, в открытом поле, вдали от поселений…». Нам не известно, сколько уже аварий нашему лётчику пришлось пережить до описываемых событий, но его мастерство в сложной ситуации ясно показывает, что во первых, школа на заводе «Фармана» была сильна и, что видимо опыт аварийного поведения лётчику уже был знаком. Посадив машину на поле, Адам прошел в поле к артельщикам, пахавшим поле рядом с местом его приземления. Он договорился с пахарями об охране машины во время его отсутствия и сам вышел к ростово-новочеркасскому шоссе в ожидании попутки. … «Когда, спустя почти час, с нетерпением ожидавшими авиатора зрителями не было обнаружено на горизонте ничего похожего на клетку «Фармана», а на телеграфный запрос начальника почтово-телеграфного округа в Аксай получился неудовлетворительный ответ, секретарь местного отдела всероссийского аэроклуба В.Ф.Задонский, вместе с членом отдела Н.П.Астафьевым и двумя владельцами аппарата, на котором совершает полёты г. Габер-Влынский, отправились на автомобиле в Новочеркасск. В виду предположения о несчастном случае с авиатором, автомобиль был пущен в предельной скоростью – до 70 вёрст в час. Не доезжая до Новочеркасска около 12 вёрст, выехавшие увидели в расстоянии 40…50 саженей от столбового Новочеркасского шляха, в степи, стоящий и, по-видимому невредимый аэроплан, а вблизи него что-то, прикрытое какой-то одеждой. Появилась уверенность, что с авиатором случилось несчастье, и именно он лежит под покрышкой в бесчувственном состоянии, ни как не реагируя на подававшиеся автомобилистами звуковые сигналы. Лишь по приближении к аппарату выяснилось, что под лежащим на земле полушубком находятся какие-то пожитки казаков, работавших невдалеке по посеву хлебов. От этих же казаков автомобилисты узнали, что спустившийся с большой высоты после двух сильных выстрелов, авиатор оставил на их присмотр свой аппарат, а сам проезжавшем по направлению из Ростова автомобиле, возвратился в Новочеркасск. Как потом выяснилось, это был наёмный автомобиль, вышедший из Ростова минут на 20 раньше аэроклубистов, с кинематографическими лентами от местного коммерсанта г. Боммера для Новочеркасских электробиографов. Так как г. Габер-Влынский обещал казакам очень скоро вернуться к своей машине, то ростовские разведчики решили обождать его на месте, тем более, что уже приближались сумерки. Спустя не более получаса, на том же автомобиле из Новочеркасска прибыл Габер-Влынский с механиком-французом и рассказал подробности произошедшего с ним…». Габер-Влынский не оставил намерения добраться до Ростова воздушным путём и немедленно с привезённым механиком приступил к определению порчи мотора. Однако, скоро стало очевидным, что мотор тотчас исправить невозможно. Аппарат был оставлен под охраной казаков, а оба автомобиля направились со своими пассажирами в Ростов, напутствуемые криками землепашцев привезти им на утро в награду побольше казённого напитка. Вчера утром смелый и счастливый авиатор с механиками и запасными частями к мотору выехал к своему аппарату, на котором, по исправлении, рассчитывал вчера же прибыть в Ростов. Аэроплан поутру отремонтировали, но как оказалось, неудачи этого перелёта ещё не закончились. Помните, уважаемый читатель, в начале всего рассказа было сказано, что в рекламном объявлении о предстоящих полётах о летчике было сказано – «член местного аэро-клуба»? Мне искренне не понятна эта формулировка. Почему русский поляк, родившийся и выросший в Польше, назван нашим, местным лётчиком, но вот ещё одно – 22 апреля, в эти самые дни полётов, в «Приазовском Крае» был напечатан фельетон, посмеивающийся над новой модной страстью ростовчан, «Аэромания». Мягко говоря, фельетон какой-то не очень понятный и смешной, хотя и большой. Он не о ком-то конкретном, но о Габер-Влынском здесь несколько строк есть и при этом явно чувствуется тёплое и уважительное отношение автора к нему и это даже несмотря на неудачный перелёт от Новочеркасска до Ростова. Желающим, предлагаю прочесть фельетон самим. И вот конец всей ростово-наовочеркасской истории: 1911.04.22 - «Приключения Габер-Влынского. В дополнение ко вчерашним сведениям о неудачном перелёте А.В.Габер-Влынского из Новочеркасска обратно в Ростов можем сообщить следующее: Третьего дня, около 1 часа пополудни, авиатор, по исправлении мотора, поднялся на своём «Фармане» с аксайских полей и полетел в Ростов. Дувший довольно свежий восточный ветер незаметно для него, но скоро, довольно сильно отклонил его от первоначально принятого им направления, что пролетая над лежащими на значительно более низком уровне полями армянских поселений ростовского округа, а так же, благодаря особенностям конфигурации местности, авиатор проглядел Ростов и промчался мимо. Достигши армянского селения Кошкино (близ Чалтыря), Габер-Влынский пришел в смущение, не будучи в состоянии даже приблизительно определить где он находится, и пролетев ещё некоторое расстояние, ввиду показавшихся строений хутора Синявского и Азовского моря на горизонте, решил спуститься в степи недалеко от Синявского, что и исполнил благополучно. Между тем, автомобиль, последовавший за аэропланом с места его подъёма и, вскоре, потерявший его из виду, прибыв на ростовский ипподром, узнал, что авиатора в Ростове ещё не видели. Немедленно была снаряжена экспедиция для поисков его. Почти до ночи два автомобиля блуждали по просёлочным дорогам, но благодаря, полученным от некоторых очевидцев пролёта сведениям, нашли, наконец г. Габер-Влынского с его аппаратом. После переговоров между устроителями полётов и владельцами аэроплана, было решено отказаться от мысли спустить аппарат на ростовском ипподроме, на котором оставались приспособления для его разборки на части и укупорки в ящики, а лететь от Синявки прямо в Таганрог, где отважный авиатор намерен продолжать демонстрации своих полётов. Г.Габер-Влынский на автомобиле возвратился в Ростов и сегодня-завтра доставит свою машину воздушным путём с синявских полей в Таганрог. Таким образом, г. Габер-Влынский, хотя и невольно, сделал один из рекордных полётов в России, на расстояние не менее 70 вёрст» («Приазовский Край»); Это пока всё, что встретилось в ростовских газетах о злоключениях русско-польского лётчика в наших краях. Прочтя этот материал в газетах я, было, посомневался в мастерстве авиатора, но всё же, нет – это был мастер своего дела. По поводу несчастных случаев с другими лётчиками тоже материалов было найдено не мало, включая и гибель многих из них (вспомните самую первую картинку в этом материале). Что был за человек Адам Габер-Влынский? Неплохо его жизнь описана в «Википедии». Будущий лётчик родился в 1883 году. Ещё мальчиком Адам увлекался велоспортом. Возможно, он приучил юношу к жажде скорости, риску и интересу к технике. В довольно зрелом возрасте, в 1910 он начал курс в одной из французских школ летчиков, а затем в школе при заводе «Фарман» (Farman), где летом 1910 года получил диплом пилота. В период 17-23 мая 1911 занял первое место среди 7 пилотов в конкурсе авиа в Санкт-Петербурге, выиграв награду 1075 рублей. 29 мая на слёте в Москве занял третье место в соревнованиях по высоте и продолжительности полета. Всего-то через год после окончания всех лётных школ, произошли описанные выше события. Дальше были новые полёты, и к сожалению, новые аварии. Во 2-й половине того же года Адам уже инструктор московской воздушной школы: Интересно, что в самой Википедии о ростовских злоключениях польско-русского лётчика нет ни слова, хотя этот факт, в общем, был довольно известен в своё время и освещался не только в ростовской прессе. В 1912 г. польский журнал «Мир» (Świat) (название без уверенности) дал небольшую заметку о лётчике. Я не силён в подробностях перевода с польского на русский, но там, под конец заметки, и без переводчиков, явно читается: «Весной 1911 г. Габер-Влынский … перелёт из Ростова до Новочеркасска и обратно до Таганрога…(75 вёрст)», «умение лётчика … главного российского военного управления, … в военной авиационной школе в Москве». Работая инструктором, Габер-Влынский, по настоящему занимался и работой лётчика-испытателя. Посмотрите на вот эту заметку из приложения к «Южному Телеграфу» от 1913 года: Мы видим прообраз первого в мире самолёта – истребителя. Бронирование, 100-сильный мотор (вспомните полёты нашего героя в Ростове на усовершенствованном «Фармане» с мотором в 50 сил!) и наконец, пулемёт. А ведь сегодня пишут, что ещё через год, в 1914-м, в воздушных боях летчиков 1-й Мировой, лётчики нередко перестреливались между собой из личного оружия – «Наганов», да «Маузеров». Лётчик испытывал новые машины, явно не однократно. Слышал ли кто ни будь из Вас, уважаемые читатели, о самом мощном бомбардировщике первой Мировой войны? Да, это самолёты Сикорского «Русский витязь», а позже, его модификация, «Илья Муромец». Как бы это не выглядело иронично, но хотя «Витязей» Габер-Влынский не испытывал, но отношение к одному из них имел самое прямое Продолжались и коммерческие полёты: Скажу, правда, что мной не найдено информации о возвращении лётчика в Ростов, поэтому не в курсе, было ли оно и на сколько безаварийно прошло. Аварии, однако, ещё впереди. В 1913-м году русский лётчик Пётр Нестеров выполнил первым в мире, им же расчетно-обоснованную, фигуру высшего пилотажа, «мертвую петлю». Говорят, он, на столько был уверен в расчетах, что не стал пристёгиваться к сиденью машины, и как мы знаем, при выполнении этой фигуры, он из самолёта не выпал и не погиб. В эти же дни француз Пегу совершил тоже самое. У Габера-Влынского с первого раза фигура «пошла» не сразу. В мае 1914 г. в Москве встретились Пегу и Габер-Влынский. Детали встречи в журнале «Искра»: Через ещё некоторое время в «Искрах» №15 от 1914 года портрет Адама Г.-В. на первой обложке. Текст на этой картинке довольно не чёткий, поэтому я перепишу его специально для статьи: «Русский дьявол». Так назвали французские газеты А.М.Габер-Влынского, делавшего в день по нескольку «мертвых петель» в Париже, куда он отправился в марте в школу Морана. После нескольких дней обучения он сделал на высоте в 600 метров свою первую «мёртвую петлю». Очутившись в воздухе вниз головой, - говорит авиатор – я совершенно обалдел. Теперь, делая мёртвые петли, я не испытываю ничего особенного, но не скрою, что в первое время самое положение меня пугало. Висеть вниз головой на громадной высоте, инстинктивно, сжимая руль, бесполезный в этот момент, когда бензин хлещет в лицо через отверстия баков, и думать, что аппарат не выдержит, что мотор может сорваться вниз, что аэроплан не примет больше нормального положения, и что, быть может, не выправишься и погибнешь – страшно. Меня всегда тянуло книзу. Я боялся взглянуть туда и упорно смотрел в голову аппарата. Но теперь я свободно гляжу вниз и ни на секунду не теряю расчета». И восторженный репортаж о «петлях» Габер-Влынского внутри журнала: «После авиатора Пегу, проделавшего первым мертвую петлю во Франции, многие стали подражать своему смелому французскому товарищу. У нас первую мертвую петля сделал в Киеве военный лётчик поручик Нестеров, но это видели немногие, т.к. Нестерову нельзя было выступать публично. Поэтому выступления авиатора А.М.Габер-Влынского на московском аэродроме с целью продемонстрировать перед публикой мертвые петли вызвали сенсацию. Московский аэродром не помнит такого скопления народа. Прошлое воскресенье там было до 200.000 человек. Переполненные трамваи, собранные чуть не со всех линий, двигались сплошной лентой. Бесконечной вереницей медленно двигались автомобили, собственные экипажи, извозчики, велосипеды, мотоциклы, наконец, настоящая волна пешеходов. На петербургском шоссе творилось нечто невообразимое. Самый аэродром имел праздничный вид. Трибуны переполнены нарядной публикой. Когда поднялся в воздух А.М.Габер-Влынский, громадная толпа заволновалась. Все замерли, даже говорят шепотом, когда аппарат стал на дыбы, опрокинулся на спину, колёсами вверх и камнем пошел к земле. Аппарат снова выпрямился и пошёл по кругу. Так смелый авиатор проделал 12 раз, кувыркаясь в воздухе, как птица. Габер-Влынский побил рекорд, т.к. до сих пор подряд делали только 11 мертвых петель. Авиатору устроили шумную овацию. Его несли на руках»…. Википедия говорит, что авиатор Адам Габер-Влынский прожил очень сложную жизнь. Он летал сам, преподавал, его дочь во время войны служила в Русском Императорском флоте (что, впрочем, не однозначно. Есть версия о её службе в Британском флоте), после революции Адам продолжал учить лётчиков, затем, при распаде территорий бывшей Империи, когда Польша стала самостоятельной республикой, вернулся в Варшаву и там вновь обучал лётчиков…., в марте 1920 уехал в Париж в качестве главы Польской Военной Миссии. Потом опять летал и опять обучал, и опять и опять …падал. 15.07.1921 Адам прибыл на Люблинский аэродром для испытания машины №1 выпушенной местным заводом по лицензии французской фирмы. Во время этого полёта, при совершении манёвра на малой высоте, машина задела землю. Так закончилась жизнь пилота – фаната…. Польша страна, в сравнении с Россией, маленькая, но что нам на зависть, Поляки могут хранить о своих героях. Адам М.Габер-Влынский похоронен на одном из Варшавских кладбищ и несмотря на все исторические перипетии, прошедшую страшную войну, неоднократную смену режима в стране, его могила сохранилась, ухожена и ещё долго будет напоминать о том, кто лежит под камнем. П.С. На странице Википедии сказано (не знаю факт ли это или домысел) - «Адам Haber-Włyński летал всегда со своей кошкой. Кот был с ним также в момент аварии 8 мая 1914 года и выжил». Интересно, дожил ли кот до лета 1921-го? Был ли он на борту в тот день и выжил ли…? П.С.2.: Выражаю сердечную благодарность своей коллеге - историку из Польской республики, Ирине Погоржельской, знакомой мне, к сожалению, лишь по переписке и познакомившей меня с первыми материалами о лётчике, впрочем, как и со многими другими материалами о поляках в Ростове и ростовчанах в Польше. Два последних фото - тоже её работа. Ещё раз спасибо! Источники: Ирина Погоржельская, личный архив, ДГПб, интернет | |
Категория: Люди, известные и не очень. | Добавил: Alex272 (08.02.2019) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2133 | Комментарии: 1
| Теги: | |