[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Наши путешествия » Дальние дороги |
На сайте ростовского областного музея есть заметка, которую, что бы не бегать по ссылке, я полностью перекачал сюда: «На выставке "Серебряная кладовая" Вы можете увидеть золотой наградной перстень, созданный российскими ювелирами в память Бородинского сражения и поступивший в коллекции Ростовского областного музея краеведения в 1961 году. Перстень золотой, с круглым медальоном, покрытым синей эмалью, изображением на медальоне 8-конечной звезды и профильным изображением императора Александра I Благословенного. На медальоне по окружности надпись: "26 августа. 1812. с: Бородино". Слева и справа от медальона, на щитке перстня, рельефное изображение монумента на Бородинском поле, открытого в 1839 году. На памятнике изображение иконы, предположительно святого Николая Чудотворца. По краям шинки выпуклыми буквами надпись: "1838-го. Благодарное Отечество живот положившим на поле чести 26 августа". Судя по всему, данная Высочайше жалованная награда предполагалась для ветеранов Бородинской баталии, чином не ниже генеральского, присутствовавших при открытии Бородинского памятника с участием императора Николая I в августовских торжествах 1839 года. Аналогичный перстень, с вкраплением частицы земли с Бородинского поля, принадлежал императору Александру III. Вопросами изготовления, хранения и выдачей подобного рода жалованных наград занималось Камеральное отделение Кабинета Его Императорского Величества. Кому мог быть пожалован перстень из коллекции нашего музея, сколько их могло быть изготовлено и в каких ювелирных придворных мастерских, откуда на перстне взялся образ Николая Угодника - вопросы, точных ответов на которые пока нет. Есть лишь интересные предположения и версии, о которых рассказывают». Кроме небольшой заметки на тему кольца музеем так же, снят хороший видовой и более информативный киноролик. Кольцо очень интересное, необычное, и, главное, хранящее с собой, сразу несколько тайн, ответов к которым пока не найдено. Я не знаю, откуда оно в музее появилось, возможно, источник его получения, сам по себе уже дал бы ответ хотя бы на имя его владельца. Впрочем, музейным работникам виднее. Они люди, научные, и раз этот путь изучения кольца не пройден, видимо, и путь появления перстня случаен либо, почему-то, ни как не зафиксирован. А раз этот экспонат смог привлечь к себе внимание, то кто же запретит теперь поразмышлять и мне на темы загадок перстня. Поэтому, позвольте, Читатель, озвучить и мой личный, сторонний, взгляд на некоторые из тайн кольца. 1. Специалисты музея отыскали ещё пару изображений подобного изделия, но при этом в киноролике от музея с хорошим качеством мы можем осмотреть лишь два варианта колец – наше ростовское и, если я правильно понял, стокгольмское. Ростовское сразу для себя определим по заметному на фото маленькому сколу эмали. Вот он: Стокгольмское практически такое же, но не без отличий. Сразу, как технарь по специальности, оговорю своё видение того, как эти кольца делались. Это будет важно для понимания конструкции и происхождения перстней. На мой взгляд, основная деталь перстня, кольцо, это литой брусок металла с нанесенными на нём литьевым же способом, изображениями и литой так же, как и основная деталь, эллипс с медальоном – портретом царя. После отливки заготовка кольца зачищается от шероховатостей и неровностей и затем сгибается и спаивается в кольцо. Примерно, так: (Для простоты изображения, все надписи на теле кольца, на эскизе заменены единичками). После спайки следует зачистка места стыка, для маскировки места спая, насколько возможно, восстановление рельефных рисок по телу кольца и общая его полировка. Стык на готовом кольце вот он: Затем делается заготовка ободка для установки медальона. Это всего лишь гнутая полоска металла нужного профиля, так же спаянная в кольцо и так же, пайкой, закреплённая на основной детали перстня – кольце. Место спайки ободка перед нами: А теперь вспомним строку из музейной заметки: «Аналогичный перстень, с вкраплением частицы земли с Бородинского поля, принадлежал императору Александру III» (кстати, вопрос к авторам материала – а откуда это стало известно?). Куда можно было бы поместить эти частицы Бородинской землицы? На мой взгляд, как раз туда, под медальон. Припаянный ободок – опора медальона к телу кольца, таким образом, образовал небольшую под ним полость. Далее всё понятно. Ободок накрывается медальоном, как крышкой, и запаивается. Опять, зачистка мест пайки, и заливка медальона эмалью с окончательной полировкой всего изделия. Теперь поясню, для чего это было сказано. Если всмотреться в оба этих кольца, мы видим полное тождество изображений, пропорций, и прочих, в том числе, самых мелких деталей, … всё, кроме одного. Обычно, литейная форма, это некий материал, в котором заготовленной моделью предстоящего изделия сделан отпечаток, в который после заливается расплавленный металл. В крупном литейном производстве это обычно грунт или склеенный песок. Для столь тонкого изделия, форма, скорее всего, была выполнена из чего-то жаростойкого, склеивающегося, но очень мелкодисперсного, к примеру, глины. После извлечения отливки №1 из формы, обязательно делается ревизия литейной формы. При извлечении готовой детали могли произойти выкрашивания (отслоения) мелких элементов рельефа, осыпание острых кромок и т.п. Чтобы эти дефекты не проявились на следующей отливке, рисунок формы подчищают восстановлением углов, выпавших рисок рельефа и так далее. Но дело в том, что этот ремонт формы задаёт изменения мелких элементов последующих отливок. Сравните два доступных нам к сравнению, перстня: Налицо дефекты одного перстня и их почти полное отсутствие на другом. Нижний перстень, стокгольмский, явно, не первая отливка из одной и той же формы. Это на большом экране буквы по контуру эллипса выглядят вполне хорошо читаемыми с хорошими формами. Но в реальном размере, это ведь сопоставимо с микрорельефом, образованным глубокими царапинами толстой иглой по телу литейной формы. Вот эти тонкие детали формы, похоже, и обкрашивались при снятии с формы предыдущей отливки. Буквы поправляли, расширяя их контуры. И вот, после нескольких снятий с формы литых деталей, мы видим уже жирный шрифт надписей очередного, стокгольмского, кольца. На этом перстне есть и дефект самого кольца – скол формы на изображении под пяткой одной из малых колонн «столпа» слева от медальона. Там имеется небольшое искажение рельефа. Но надо сказать, и на ростовском кольце есть небольшой изъян – брак пайки примерно там же, между двумя средними пятками, таких же, колонн. Но в целом, ростовское кольцо выглядит более полноценным, более ранним по очереди изготовления. 2. Один из вопросов, которым задались в музее – что за икона изображена на колонне и почему она отличается от иконы на реальном памятнике на Бородинском поле? Давайте сравнивать: Мы видим часть памятника, что стоит сегодня на поле Бородина с выделением из него образа иконы и та же икона с перстня. Я, как лицо антирелигиозное, не знаю, кого из изображенных на этих иконах персонажей как звать, но в целом согласен, если учитывать фон, на котором размещено бюстовое изображение, то они, в самом деле, разные. Но вот незадача – а, с чем мы сравниваем лик с перстня? Если порыться в сетях, можно узнать, что бородинский памятник, новой властью, «как не представляющий исторической ценности», в 1930-х был полностью уничтожен и только относительно недавно, восстановлен. По всей России в 19-м веке было установлено их, подобных, несколько, но все, кроме лишь одного, смоленского, были уничтожены. В своё время, утверждают «сети», все обелиски были сделаны по единому проекту итальянского архитектора и по нему же памятник на бородинском поле был восстановлен. И, как на удачу, этот чертёж мы можем видеть: Но где же на нём икона? Не исключаю, что на других листах проекта она была, но в таком случае, за неимением другого, у нас остаётся лишь два пути – сопоставить обелиск с сохранившимся Смоленским или сравнить его с другими изображениями реально существовавшего памятника на Бородинском поле. Вот он, смоленский: Здесь он в новом и старом видах. Что здесь сказать? Видно совершенно всё плохо, но как мне кажется, и на этом обелиске икона новая совершенно не та, что старая. Изображение на сегодняшней, силуэтно, мне представляется похожим образ на богоматери с ребёнком. А вот на старой, за изображением персонажа, явно просматривается прямоугольное поле и поднятая под 45 градусов к центру правая рука. Впрочем, повторюсь, я в этих вещах не специалист и вижу я это или только хочу видеть, не уверен. Хорошо, а сохранились ли подобные исторические изображения настоящей, старой Бородинской колонны? Разумеется сохранились и вот они перед нами: Гравюрное из неизвестного мне издания Два фото работы «ещё тех лет», знаменитого русского фотографа, Прокудина-Горского И, наконец, изображения штампованные, вот такие: На фото, так и на монетных, икона, это некое погрудное изображение, что, в принципе, соответствует тому, что есть на перстне. Детали, разумеется здесь не в счёт, т.к. в такой миниатюре, да ещё изготовленной методом отливки, вообще хорошо, что хотя бы различима сама по себе икона. А вот то, что я бы отнёс к загадкам на все 100 процентов: 1. Если все обелиски исполнялись по одному проекту, почему бородинский и смоленский, разные? На одном малые колонны круглые большего диаметра, а на другом сдвоенные, малого диаметра, на бородинском между колонн арочки – кокошники, а на смоленском гранатного вида купола с орлами? 2. если считать, что лишь сама колонна была единым центром для всех колонн и не учитывать названные выше отличия, то, в таком случае, куда делся главный центральный купол на колонне с перстня и почему на колонне с перстня, крест не православного вида, а католического? 3. и ещё вопрос – если этот перстень был исполнен, как наградной, почему он не известен по перечням российских наград? Ведь, широко известны особо редкие высочайшие награды, такие как, к примеру, наградной портрет царя. В музейной или коллекционерской среде только единицы могут похвастаться их обладанием, но знают о них большинство интересующихся. Не было ли это кольцо быть единично изготовленным в подарок, к примеру, императору (или может быть, тогдашнему военному министру, строителю памятника, ещё кому-то…), но позже, повторенным теми же, мастерами по частным заказам «особ приближенных к императору», как своеобразный знак причастности к великому, или просто знак моды? И смущает меня главный девиз этого перстня: «Благодарное Отечество живот положившим на поле чести 26 августа». Он разумеется, повторяет эпитафию самого памятника, но уместен ли он на перстне – подарке живому человеку? Не подарок ли это вдове некоего павшего героя? Хотя, безусловно, наш, ростовский музейный экспонат, мог ранее принадлежать и кому-то из генералов, воевавших при Бородине, и мог быть собственностью одного из наказных атаманов – членов императорского семейства. И последнее. Я уже задавался вопросом об источнике информации о подарке такого перстня Александру 3-му. А когда это происходило и по какому случаю? Сам этот будущий император был внуком Николая 1-го и родился в 1845 году, поэтому на торжестве 1839 года присутствовать не мог. На самом перстне кроме упоминания года заложения памятника нет ни каких связей с императором Николаем, так может быть, это и работа не 1838…39 года, а более поздняя, к примеру, к 50-летию установки памятников? В общем, загадок здесь очень много, но это и возбуждает интерес к истории и отдельных вещей, таких, как этот перстень, и к истории отчества вообще. Не знаю, кому как, но для меня понятия краеведения или интереса к истории и патриотизм, это абсолютные синонимы. А поиск ответов на вот такие трудные вопросы, только усугубляют этот интерес. 17 Апреля вечером, в 16 часов, в музее состоится живая лекция на тему этого интересного объекта. Не знаю, смогу ли я сам там присутствовать, но побывав на одной из лекций прошедших дней, посвященных ростовскому итальянцу Тонитто, думаю, материал лекции ожидается интересным. Приглашаю всех, кто успеет прочесть написанное здесь. Источники: интернет, РОМК, ДГПб, личная коллекция | |
Категория: Дальние дороги | Добавил: Alex272 (15.04.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1284 | Комментарии: 3
| Теги: | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||