[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Настоящая старая история сегодняшнего города Ростова на Дону, к сожалению очень сильно опутана тайной. Не зная истинного хода истории, одни слушают и внимают т.н. «легендам», а по сути домыслам и сплетням, другие сочиняют эти «легенды». Легенды тоже бывают разные – есть сочинённые из неизвестно откуда взявшихся «фактов» или домыслов, носящие характер сплетен и создаются большей частью для облачения своих историй в оболочку привлекательности, другие, сплетнями не назвать, но они создают догмы, которым многие верят, но они фактически являются простым «латанием дыр» в истории, тех «дыр», что пока не нашли обоснованных информационных подтверждений. Сегодня хочу представить для Вашего обозрения, уважаемый читатель, истории двух домов и по возможности, сопоставить их. Первый из них – уже известный Вам и лично и по сплетням и по материалам нашего сайта, т.н. дом Черновой. См. здесь. Большая Садовая, сегодня, №27. Давайте сейчас ни слова не говоря просто его осмотрим. Теперь обратимся и к официальному документу с очень длинным названием – «Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны культурного наследия регионального значения, «Особняк М.Н.Черновой, 1899, арх. Дорошенко» (г. Ростов на Дону, ул. Б.Садовая, 27/47, пер. Халтуринский, литер А)» (для простоты, буду далее его называть просто «Акт…» или «Труд»). Этот документ доступен к скачиванию на сайте нашего областного Управления Культуры, гордо называющего себя «Министерством Культуры». Я сейчас не упоминаю о том, что сегодня на этом доме стоит не оригинал конца 19 века, а современная его копия, т.н. новодел. Ладно, пусть. В конце концов этот документ хотя бы обозначает то, что даже современную красивую постройку «под старину», даже при большом желании современного владельца, теперь не просто будет вывести из строя. Согласитесь, ув. Читатель, в городе красоты катастрофически не хватает, да и с каждым годом её становится всё меньше и меньше. Начнём из далека, как и в этом «Труде» – для описания истории дома в названном труде «Минкульта», описана вообще краткая история всего города и улицы Большая Садовая. Первым заметным при лёгком просмотре этого материала замечанием к этому могу назвать реплику на фразу: «До середины 19 века Большая Садовая, это загородняя улица, на неё свозили мусор, сваливали нечистоты. На генплане 1811 г. она (Б.Садовая) называется ул. Загородней». Да простят меня авторы, но если им такой план города известен, то почему бы его не опубликовать? Дело в том, что все известные варианты плана 1811 г., в т.ч. и самый главный из «Свода Законов Российской Империи», полностью обезличены по названиям улиц. Не буду голословным и покажу свой вариант: Он, кстати, хоть и носит наименование утвержденного в 1811 г., но был размещен в сборнике законов в 1839 г. Располагая, и более поздними планами, а следующие из них по возрасту относятся к 1845 и 1850-му г.г., заявляю однозначно, что в них эта улица уже значится Большой Садовой и на них она уже далеко не окраинная. Так, что мусор, если и возили куда, то это от силы в Генеральную балку, что на Пушкинской, которая на этих планах уже прописана (правда под другим именем). Кстати, пока мы далеко не ушли от картинки с титульным листом «Акта…», вернитесь, пожалуйста ещё раз к нему и прочтите, ув. Читатель жирный текст пункта «6» в документе, где составители его названы экспертами и где оговорено, что они полностью берут на себя ответственность за достоверность всего в «Акте…», изложенного. Но вот и следующий «пунктик». Он обратил на себя внимание только потому, что мне самому не так давно довелось «покопаться» в истории предприятий И.С.Панченко. Фраза из «Акта…»: «По Б.Садовой 1 находилась писчебумажная фабрика….Панченко, основанная в 1879 г., когда он купил здание пивного завода и оборудовал его для производства бумаги». Простите, уважаемые, но подлинная история этого места и фабрики Панченко под номером 2, здесь , и она существенно отличается от документально утверждаемой. И, наконец, последнее замечание (повторюсь, я «Труд» прочёл без подробного анализа, поэтому, возможно, замечания нашлись бы и ещё). Он уже касается самого дома, вокруг которого я сейчас и затеял этот материал: «В 1899 г. на пересечении ул. Б.Садовой и Никольского пер. (ныне Б.Садовая 27/47, пер. Халтуринский) по проекту городского архитектора Н.А.Дорошенко был построен особняк М.Н.Черновой… Заказчиком строительства этого дома был Николай Карпович Чернов, состоятельный ростово-нахичеванский купец, совладелец торгового дома Н. и Н. Черновы». Напомню ещё раз показанный выше имеющийся на сайте «Ростовберег», материал – заказчиком постройки дома был всё таки купец Форович Николай Фёдорович, тогдашний крепкий купец из области пивной торговли, а Черновы его уже приобрели позже. Не исключаю, что и продажа дома была обусловлена самим фактом его строительства. Не зная многих подробностей, замечу, что многие из ростовских купцов обанкротились, став «несостоятельными должниками» по окончании грандиозных построек. Кроме Форовича, это купцы Резанов, Нагорный, Авсюков, … И добавлю, что разрешения на постройки городская дума выдавала сроком на 2 года, а если заявитель не управлялся в отведенный срок, он вновь заявлял о своём намерении строиться и тогда это разрешение вновь публиковалось в ростовских «Ведомостях…». Такого повторного замечено не было, поэтому можно полагать, что дом построен был к 1896-му. Так ли было или нет, но в любом случае, год постройки здания был не 1899, т.к. в одной из книг серии «Спутник пассажира …железной дороги» за 1899 год (разрешено цензурой 7.10.1898 г.) размещено вот это фото: Если учесть, что вёрстка книги тогда совершалась вручную, фотографии в книгах выполнялись так же не простой компьютерной печатью, …, в общем можно считать, что самая поздняя дата ввода дома Форовичей в эксплуатацию, не позже начала 1898 г., а ранняя – 1896-й. Авторство проекта этого дома, сегодня пишут, принадлежит архитектору Дорошенко (откуда это известно – вопрос). Но тут я спорить не стану, т.к. не знаю действительного автора, но опять же, судя по материалам «Ведомостей…» ход строительства контролировали городские архитекторы Дорошенко и Соколов, которым, в принципе запрещалось самим заниматься частной практикой проектирования. Если источник знания, эти слова, то, простите, не факт, что один из надзирателей был и автором дома. Далеко не факт. К слову не будет лишним сказать, что при найме городом архитекторов в состав городской управы, к кандидату предъявлялись довольно чётко оговоренные требования: «Ростовская н.Д. городская управа объявляет об открывшейся вакансии на должность второго городского архитектора с жалованием 2.400 руб. в год с однопроцентным вознаграждением с производимых под его руководством городских построек, но без права частной практики. Заявления просят представлять не позднее 15 января». Это из журнала «Зодчий» 1914 года. Ну последнее по этому дому: «Здесь размещались аптека Шамковича и «Торговый дом Юлиуса Гарохова». Вновь верну Вас, читатель, к вышеназванному материалу, а чтобы не копать далеко, дам краткую справку: Гартох Юлиус, 1909 – Торговый Дом по продаже силового оборудования (двигатели, паровые машины, …); главный склад и контора – Мск.; отделение в Р.н.Д. на ул. Б.Садовая 25 (старый адрес дома Черновых). Это из реклам того времени. Теперь рассказ о доме №2. Дом, состоящий из 2-х составленных в единое здание, на Большой Садовой 113, угол Кировского пр. 35 и 37. Об этом доме тоже на сайте материал уже был – это здесь. Интересен документ под названием «Охранное обязательство собственника или иного законного владельца….»Доходный дом К.А.Ворожеина». Я потружусь показать из него 2 первые страницы: Интересен он тем, что здесь вообще нет исторической справки (хотя документ ссылается на т.н. «Паспорт…» объекта, в котором она, возможно имеется. Но самое интересное, авторы вновь не утрудились поиском реальной истории дома. Выражение «Дом Ворожеина», при том, что и после него у дома была ещё одна владелица, видимо, в словах авторов отражает то, что дом Ворожеиным был построен. Дату постройки они взяли, разумеется с этого куртуша на крыше дома: Но только в таком случае, что при этой дате означают буквы «И.А.Д.»? Расшифровка этих букв почти полностью была приведена в указанной статье на «Берегу». Неясность была лишь по первой букве. При разработке того материала я ещё не был уверен, что буквы «И.А.Д.», это действительно, инициалы первого строителя и владельца этого дома. Теперь же, расшифровка буквы «И» оказалась довольно проста – в ростовских «Ведомостях», в перечне разрешений на ремонты и строительства, прямо так и записано «Долганову Ивану (Ованесу), разрешено …». И теперь по этому дому мы располагаем следующими сведениями: 1890.08.24 – Долганову разрешена постройка 2-х 2-этажных каменных домов и 2-х 2-этажных каменных служб; 1894 – Оценка повышена относительно прошлого года по появлению новых построек (это уже из книги оценок); 1898.05.01 – Разрешена установка нового железного балкона; 1899.05.20 - Разрешена перебивка дверных и оконных отверстий в нижнем этаже 2-этажного каменного дома. 1901…04 год. (это опять из книги оценок) - в этот период владельцем дом стал Константин Александрович Ворожеин. Я понимаю, почти во всех современных исторических описаниях города, старые дома описываются по принадлежности к последнему известному его владельца. Видимо, эта практика и тормозит всех исследователей судьбы того или другого места в дальнейших глубоких изысканиях. В случае с этим домом, его в самом деле, приписывают к последней владелице Масалитиной Прасковье Константиновне, которая далее вглубь истории легко вычисляется, как дочь Ворожеина, т.к. он носил имя Константин, хотя и это утверждение, далеко не факт подтверждения истории – Массалитина могла просто иметь отца с тем же именем, что и предыдущий хозяин этого дома. А вот имени первостроителя дома, г-на Долганова, в современных «скрижалях истории» вообще нет. Теперь, хотя полагаю, многие уже и сами догадались о причинах, раскрою свой тайный умысел совмещения в этом материале этих 2-х домов. Известные исходные данные по ним следующие: Б.Садовая 27 – реальный год постройки не известен, но вилка времени по его вводу – 1896…1898. Архитектор, автор проекта дома, не факт, но вроде бы, Дорошенко. Б.Садовая 113 – год ввода в эксплуатацию – 1896-й, архитектор дома документально, пока нигде не подтверждён, но современные авторы как один таковым называют Г.Н.Васильева. Сравним вид этих домов ещё раз: Безусловно, сказать, что они одинаковы, категорически нельзя, но: Мы видим купол – луковицу с маленькой главкой, украшенный не высоким шпилем над ним, чешуйчатое покрытие поверхности обеих луковиц, а сами, обе луковицы, разделенные на 8 секторов, украшенные на дольках через одну, орнаментальным украшением или неким подобием слуховых окон. Ещё одно: У нас нет хороших видов этих домов начала 20 века, поэтому снимки современные. Надеюсь камень в стенах дома, вещь более долговечная, нежели купол не крыше дома и внешний вид стен с тех пор почти не изменился. Что же перед нами - 2-крылые дома с башенкой с балконом и угловым входом посредине. На верху каждой башенки под куполом барабанчик в 8-ю квадратными окошками (1); на каждом из крыльев дома на южной и восточной сторонах на уровне кровли установлены небольшие «кокошники» (не важно, как это называется по-научному, думаю, понятно о чём речь), в каждом из которых по 2 окошка (2). И что интересно, на южной стороне их по одному, а на восточной, по 2. Да, дома разные. Один средних размеров, другой довольно большой, один вычурно украшен, другой поскромнее. Но, в целом, компоновка их довольно близка. А если учесть и то, что они построены, практически, одновременно, то простите, не заставляет ли такое сравнение думать, что авторство проектов этих домов должно принадлежать одной и той же руке? Мы же говорим – Дорошенко и Васильев, ни на одного, ни на другого не давая однозначных подтверждений. Я сейчас тоже не пытаюсь ни чего утверждать, но просто хотел бы показать Вам, Читатель, какие бывают лабиринты в поисках истины в краеведении. Лично же я пока не верю в авторство ни того, ни другого наших авторитетных архитекторов. Не верю, одновременно активно не возражая против современных представлений по этому вопросу. Просто ищу, а одновременно и жду из любых других источников, факты подтверждения любой из этих версий, рожденных, похоже, в начале 1990-х, первыми краеведами нового времени, которые совершенно не озаботились показать список использованных источников (если, конечно, они были). Одновременно выскажу сожаление о том, что в работе наших Минкульта и «Донского наследия», хотя там не мало настоящих мастеров - исследователей, похоже, нет смысла ожидать искренних и настоящих поисков исторических истин. Переписывать интернетовские «сказки», действительно, им гораздо проще. Источники: Личные коллекция и архив. интернет, сайт "Темерник.ру" | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (03.02.2020) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 2010 | Комментарии: 5
| Теги: | |