При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Балабановская роща
С 1888 по 1913 год городским головой был Минас Ильич Балабанов. Яркая личность, большой энтузиаст своего дела, Минас Ильич в годы своего правления сделал многое для благоустройства города. При его содействии в Ростове появился трамвай, открылся Александровский парк (сейчас парк им. Вити Черевичкина) и многое другое. Балабанов Минас Ильич, родился в 1844 году. Сын нахичеванского купца. Благоустроитель и преобразователь Нахичевани, сам купец 2 гильдии, гласный Нахичеванской городской Думы 1872–1982 гг. Городской голова в 1888–1898 и 1901–1905 гг.
Минас Ильич Балабанов
При нем было учреждено Николаевское благотворительное общество, открыт городской театр, заложены и обустроены городские парки – Александровский (парк В. Черевичкина) и Балабановский (парк Н. Островского). В 1894 году в Александровском городском саду была установлена Александровская колонна, на которой надпись: «В память 25–летнего царствования в бозе почившего императора Александра II».
Центральная аллея парк В.Черевичкина
Александровская колонна
Памятник пионерам-героям
Памятник Вите Черевичкину
– Минаса Балабанова называли «нахичеванский Байков», – рассказал «Нашему Району» Геннадий Беленький, журналист–краевед, член Союза журналистов России. – В 1894 году он стал инициатором закладки большой рощи на окраине Нахичевани. Зеленой зоной она отделяла складскую территорию станции «Ростов–товарный» от города. Роща стала разрастаться, а неофициально получила название Балабановская. Потом из этой рощи образовалось два парка.
Западная часть парка
Ростов-товарная и деревья парка
В 1931 году на восточной стороне рощи (территория от стадиона до сегодняшнего ДК «Ростсельмаш») образовался Пролетарский парк. Через год его передали заводу для дальнейшего окультуривания и переименовали в парк им. Ростсельмаша. И, наконец, в конце 30–х – начале 40–х годов парк получает имя Николая Островского.
Спиленный тополь. 94см
Огромная пихта в восточной части парка
Второй парк (западная часть Балабановской рощи – территория от стадиона до 14–й линии) в 1934 году носил имя Бориса Шеболдаева – первого секретаря Азово–Черноморского краевого комитета партии ВКПб. В то время присвоение имен живых людей культурным объектам допускалось. В 1937 году Борис Шеболдаев был объявлен врагом народа и репрессирован, а парку присвоили имя Марии Ульяновой, сестры Ленина. Западная сторона рощи была менее благоустроена, чем восточная.
Аллея в западной части парка
После войны на ее территории была организована областная сельскохозяйственная выставка, аналогичная московской. Она продолжала свою работу с 1954 года до конца 1950–х. В построенных деревянных павильонах и различных выставочных площадках летом экспонировались животные. После закрытия выставки павильоны разобрали. Один из них превратился в кинотеатр «Колос», а потом его перестроили и открыли храм Пантелеймона. Он действует и по сей день.
Церковь Святого Пантелеймона
В 1940 году вокруг Балабановской рощи прошла детская железная дорога имени Ворошилова (с 1961 года – имени Гагарина), одна из первых в стране. Малая Северо–Кавказская ж.д. имени Ю.А. Гагарина открыта 9 ноября 1940 года. Идею строительства детской железной дороги в Ростове–на–Дону комсомольцы города высказывали ещё в 1936 году. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Решение ростовчан было одобрено Советом, и уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. А вот на подготовку проекта ДЖД и улаживание всяческих формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. Об этом событии возвестил гудок паровоза ЮП–305, к тому времени уже доставленного к месту будущей дороги. Путь детской железной дороги длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века.
Схема Детской железной дороги
Ст. Победа и паровоз. Фото советского времени
Ст. Победа - современное фото
Наконец, в 60–х годах два парка слились в один парк имени Николая Островского. По воспоминаниям современников, на конец 60–х годов пришлось время расцвета парка.
Парк им. Н. Островского удивительное место Ростова, где оказались законсервированы очень интересные события и эпохи в жизни города. Многие из этих событий нашли отражения в статье а многие нет. В связи с этим есть ряд вопросов к автору статьи: 1. Через парк проходила старейшая в Ростове ветка железной дороги от станции Нахичевань-Донская к Парамоновской (?) хлебной ссыпке. Которая, находится за «старым» автовокзалом. Вероятно, вся северная ветка Владикавказской ж\д построена в том числе и ради этой ссыпки. От этой ветки осталось, что ни будь? 2. Туда же, к ссыпке, была проложена и дорога для гужевого транспорта. От нее есть следы? 3. На станцию Нахичевань-Донская, из Нахичевани ходил трамвай. Прямо к вокзалу. Не может быть, что бы не осталось следов. 4. Площадь между стадионом «Олимп» и ул. Первой конной армии, на старых картах называется «Питомник». Вероятно там выращивали различные декоративные и фруктовые культуры. Уверен, если поискать, можно найти следы этого питомника. Тем более автор статьи специалист-дендролог. 5. В парке стоит постамент на котором много лет стоял памятник В.И. Ленину. На этом месте принимали в пионеры всех школьников Первомайского района. Последний раз я его видел покрашенным в коричневый цвет. Неужели снесли? 6. По парку, в 70-х годах проложили первую в Ростове «Дорожку здоровья». В те годы стало модно бегать по утрам и началась пропаганда здорового образа жизни. По над дорожкой стояли всякие спортивные снаряды. Все ни как не соберусь сходить посмотреть, осталось ли что ни будь от нее. 7. В парке, возле Автограда, стоял самолет АН-10А. В нем хотели сделать детский кинотеатр, но не разрешили пожарные. Потом он сгорел. Аналогичный проект был в парке «Сказка» на западном. Должны были остаться следы.
Ну ты, брат (Станичник), даёшь! Прямо как госэкзамен заставляешь человека сдавать . И так не мало сказано и сказано добротно. Не знаю владеет ли Андрей этими вопросами, но думаю, если ты эти вопросы задаёшь, нешто не много об этом знаешь? Давайте вместе искать ответы на все вопросы. 1 - Самое последнее - самолёт. В разных источниках живы снимки лишь "Сказочного" самолёта, а мне помнится, что я и сам когда-то к нему подходил. Очень давно это было, даже не вспомню в каком месте он стоял. Ой вряд ли, что бы хоть что-то осталось от него, тем более сгоревшего. Целый затащить смогли, а уж сгоревший вытащить, мне кажется нет вопросов. Дело лишь владения автогеном. А вот, что мне и самому интересно, между автогородком и детской пожарной частью есть какойто подземный бункер с металлическими воротами. Как подземный гараж. Что это? Почему подземный? 2. Просмотрев карту Нахичевани за 1918 год я нашел единственную ж.д. ветку, шедшую "не там, где надо". Это ветка от станции в сторону Ростова, через зелёную зону, сегодня парком не являющуюся. Это территория базы (рынка) на Шолохова. Ветка разделяется на две у северо-западного угла Софиевского кладбища. Там находились Ростовские угольные склады. Дальше линии идут - одна, вероятно по сегодняшней территории водоканала параллельно границам городов и обрывается ни чем на уровне 1-й Загородной улицы. Надпись у её конца "ж.д. ветка к бывшим баракам", а вторая ветка уходит в Ростов приблизительно на уровне сегодняшней пл.Энергетиков, т.е. в з-д "Рубин"; 3. Трамвайные пути. Я не пытался их искать в современых картах, но твердо помню, что на перекрёстке 14-й Линии у станции переливания крови, до последних времён, ну во всяком случае в начале 2000-х они там были в направлении на восток. Линия, судя по той же карте шла от ж.д.станции и северной оконечности парка с небольшим крючком прямо в створ 14-й линии и до той самой станции переливания. Затем по 1-й Степной (Ченцова) на восток до 26-й Линии и с неё уходила на Базарную площадь на запад. Вот пока так. Добавляйте, кто, что в курсе.
По поводу самолета - есть сведения, что от него осталась "посадочная" площадка. Представляешь как интересно ее найти! По поводу железнодорожной ветки - посмотри любую карту, хоть 1902 хоть 1921. Эта ветка есть на всех. И следы от нее должны остаться очень интересные. И они остались. По поводу трамвая - посмотри любую карту. Он ходил по 14-й линии и не поворачивал на Первую конную а шел прямо к Нахичевань-донской. Прямо к вокзалу. И я очень надеюсь, что Андрей найдет следы питомника. Они там должны быть. А подземный гараж там точно есть.
Две фотки самолета Ан-10 , что на Сказке был есть на Темернике, А вот если поискать про их историю уничтожения, то здесь можно найти такие строчки .... "- ...Во времена былые кинотеатров было мало, поэтому у нас в Ростове под детские кинотеатры приспособили два самолета АН-10 (с магистральных линий их сняли быстро, слишком часто бились, хотя транспортники АН-12 летают до сих пор) - один возле депо детской ж. д., второй - возле моего дома, в луна-парке "Сказка" на Западном. Быстро приспособились пилить у них колесные диски на порошковый магний - в смеси с покупным в аптеках марганцем была аЦкая смесь! Как-то на Новый год набили этой смесью бутылку из-под шампуньского, пробку примотали проволокой, в ней проделали дырку и туда - самодельный бикфордов шнур (стержень от шариковой ручки, набитый "серкой" со спичек). Когда с другом в 23-50 подожгли и кинули - "шнур" погас, осталось примерно 5 мм до пробки. Я держал в руке, друг стоял ко мне лицом и поджигал. Я кинул бутылку, она разорвалась в воздухе метрах в трех за его спиной, у него вся спина и все что ниже, у меня правая рука и лоб - в осколках. Новый год встречали вместе в травмпункте ...
...Окрывали детскую ж. д. в году так в 80-81, накануне всей толпой мыли ветощью солярой тепловозы Ту2-152 и 173. На вопрос, куда деть ветошь, получили ответ инструктора "Сожгите где-нибудь в парке". В парке рядом стоял Ан-10. Мы в нем и сожгли. Пылал всю ночь, тушили пожарные с половины Ростова. Крылья обвалились. Позже порезали и увезли...
...Года через полтора каким-то ребятам из соседней школы, коих застали в Ан-10 на Западном за резкой колесных дисков, рассказали историю того Ан-10. Через два дня вечером запылал и наш - перед килем, в хвостовой части фюзеляжа выгорела обшивка метра 4 длиной. Через полгода порезали и его...
...Еще через полгода таинственным образом сгорел охраняемый фюзеляж Ан-12 (без крыльев, стабилизатора и киля) возле НИИ "Пъезоприбор". Так же порезали и вывезли... "
Станичнику: 1. Со стороны Ростов-товарной, пересекая 1 Конную она идет. Но есть ли в глубине парка не знаю, не ходил по ней. На схеме ДЖД, скачанной из сети, она обозначена до самого нынешнего ТЦ Прогресс. 2. Ничего не видно... Там ведь щас Автоград. 3. Не присматривался. Если бы знал этот факт - наверное посмотрел бы. 4. Этот питомник - 4 теплицы, где сотрудники парка выращивали кустарники и цветы для озеленения парка. Меня туда водили на экскурсию, когда я как раз учился по профессии - это был 1992 год и уже тогда хозяйство "загнивало". Видны в глубине парка в том месте какие-то строения, но я к ним не ходил. 5. ??? ГДЕ ??? Первый раз про это слышу!! У спортклуба за храмом есть нечто, фото выставлял весной на Темерник - кажется остатки фонтана или вечного огня... Больше ничего не знаю! 6. А это где было??? Асфальт на всех без исключения дорожках давно раздолбан 7. Ну и про это если бы знал - посмотрел бы.
""Сожгите где-нибудь в парке". В парке рядом стоял Ан-10. Мы в нем и сожгли. Пылал всю ночь"- отчаянные детки однако были, додуматься до такого... прям маленькие вандалы какие то.. Я осенью тоже в парке этом бродила,много газонов обошла с фотоаппаратом,но следов посадочного места самолета не видела,разве что на этом месте могло оно быть.. - Парк Островского
По ссылке - это как раз и есть то ли фонтан, то ли вечный огонь... Что за ерундовина посредине площадки непонятно, но явно труба от чего-то, что тут выходило наружу (газ или вода). Это если обойти храм слева и по аллее пойти вглубь - выйдешь к спортклубу кажется Нептун. Вот за ним эта штука и будет.
Не о той-ли ж/д ветке идет речь, которая шла через парк мимо депо детской ж/д , пересекала нынешнюю Шолохова, далее через территорию Машиностроительного завода и заканчивалась на военном складе ? Если да , то не знаю как по парку, но Шолохова она уже не пересекает. Заканчивается в парке, если только на металлолом рельсы не разобрали. Снег сойдет надо будет пойти посмотреть. Подземный гараж там был. Мне кажется, что он относился не то к Автограду, не то к какой-то авто или мото секции.
Кстати неужели никто не помнит про "кукурузник" (если не ошибаюсь) который стоял недалеко от входа в парк со стороны ДК Ростсельмаш ? И вокруг него были сооружены детские горки.
По порядку: Эта Ж/Д ветка давно разобрана и не территории парка то же. А ветка эта имеет интересную историю. Она построена вместе с Владикавказской железной дорогой и вела от станции Нахичевань-донская к Парамоновской хлебной ссыпке. В зданиях этой ссыпки при советской власти расположились военные склады. О Парамоновской хлебной ссыпке на набережной знают все, а эта - "континентальная" мало известна. Самолет который стоял у входа в парк, был не "кукурузник". Я так и не смог найти похожий на него самолет в интернете. Больше всего похож на него ЯК-12. В отрочестве довелось полазить по этому самолету. Но его дерматиновую обшивку очень скоро разодрали на лоскуты и самолет убрали. Стойка под заднее шасси стоит до сих пор.
Несколько раз пытался сфотографировать корпуса амбаров ссыпки, но из-за каменной сены ни чего не выходит. Кстати, они, мне кажется сейчас не военных. Там территория Ростовэнерго. Да, территория вся в колючке, но ни одной вышки с охраной и вообще ни кого военных я там не вижу. Так, что нужно кого-то искать в электросетях, что бы попасть туда.
Я помню самолет Ан-10 в парке им. Островского. В детстве в него лазили по установленному к самолету трапу. После того как он частично сгорел приходили с товарищем к его останкам с инструментами и откручивали "детальки" на сувениры. Была у меня с него шестерня размером с чайное блюдце и цветом марганцовки. Жаль давно утеряна. Потом его увезли из парка. Тоже интересно бы увидеть его фото и бортовой номер. К большому сожалению оба самолета утеряны для города и истории,а ведь могло быть иначе. Вот история памятников Ан-10. http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-330 Вот возможность проследить историю самолета по бортовому номеру..http://russianplanes.net/reginfo/12100 Исходя из этого реестра бортовой номер Ан-10 когда то стоявшего в Ростов-на-Дону в парке им. Островского мог быть следующим: 11173, 11177, 11178, 11181, 11192, 11194, 11211, 11217, 11223 или принадлежать к 13 бортам ВВС внесенным в реестр без определённых бортовых номеров. Если кому интересна судьба этого борта предлагаю совместно поискать всю возможную информацию по нему.
Уважаемый AVIATORMAX, это единственное фото этого самолета которое я нашел в своих архивах. Сделано в период строительства автогородка. Это видно по бордюрным камням. Вдалеке за деревьями угадывается стадион. На фото не видны номера самолета, но если Вы по каким то признакам опознаете его, буду рад.
Благодарю за ответ,но к сожалению по этому фото ничего не определю. Подождем ,может кто то еще откликнется или вскроется архивная информация. Можно было бы узнать у руководства парком, но я теперь живу очень далеко от нашего города..в нескольких тыс км))
Вот кинохроника с участием одного Ан-10....видимо тот который был установлен на Западном. Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1974 № 32 http://www.net-film.ru/film-12788/?search=q%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D0%B4%D0%BE%D0%BD%7cp3