[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Вторая часть главы "Рекогносцировка". Первая часть - здесь Рекогносцировка часть 2-я Теперь по поводу Генеральной балки. Проходя по середине парковой территории, она с одной стороны, создавала не мало трудностей для устроителей сада, с другой стороны, она сделала неповторимым его сложный но очень интересный, ландшафт. То, что мы имеем сегодня, это далеко не дно балки. Если верить чертежу инженера Горбачёва, двигателя идеи закрытия балки, то под землёй ещё не менее 4…5 метров до её дна. Закрытие балки началось так же, не само собой. Дело это было большое и дорогое. Сперва в целях удобства продвижения по направлению в Таганрог и другие города был поставлен т.н. Байковский мост на Таганрогском пр. Затем не без помощи частного капитала, балку стали закрывать на запад, продолжая арку моста, и далее, ниже Таганрогского. А сам город стал перекрывать балку в Саду. Но было это уже в 1880-х… Вот как описывал свои впечатления от Генеральной балки в Саду один из гостей города в 1877 г.: «… Бегу дышать им (свежим воздухом) в городской сад. Захожу в цветник, иду далее и поражаюсь смрадом внизу по канаве текут нечистоты. Надо заметить, что подле сада строится громадное здание, назначение которого мне не известно (примеч. газеты – «Автор говорит о здании реального училища»). Боковая часть этого здания выходит именно к той части сада, откуда несутся одуряющие зловония. Нельзя не пожалеть о тех, которые, находясь в здании будут подвержены печальной необходимости дышать испорченным ныне воздухом….» («Донская Пчела»). До тех пор была проложена центральная аллея Сада, которая помогала пешеходам миновать балку по деревянному мостку – акведуку. Дорожки были засыпаны желтым песком и мелким ракушечником, установлена масса длинных скамеек. Более того, уже рядовые горожане стали подавать свои реплики о путях благоустройства Сада, и опять газетное, из 1880-го года: «К сведению садового комитета. Некоторые лица просят нас напечатать для сведения садового комитета, что ему следовало бы позаботиться о засыпке главных аллей городского сада более мелким песком, чем тем, которым теперь они посыпаны и от примеси щебня к которому в сильной степени портится обувь, особенно, дамская, как сшитая из более нежного материала». Между тем, до полной комфортности, не только здесь, но и во всём городе, было ещё далеко. И виновата в этом была не только нерасторопность городской власти, но и личное отношение к своей среде обитания, горожан. Так, в июне 1875 года городская управа издала распоряжение с предупреждением: «В предупреждение порчи городских бульваров, приглашаются жители г. Ростова, имеющие свиней и разный домашний скот, не выпускать таковых из дворов, при неисполнении сего, виновные будут привлекаться к ответственности по закону». А по прошествии некоторого времени было напечатано и сообщение о том, что в городском саду были пойманы 5 безнадзорных свиней, которых полицейские чины изловили и передали «на мясо» в близлежащую пожарную часть, за что позже нескольких пожарных было поколочено объявившимися хозяевами свиней. В 1860-е годы в жизни Горсада появляется первый солидный арендатор – коммерсант, Сергей Петрович Петров, он же владелец здания гостиницы «Гранд-отель» на углу Таганрогского пр. и Б.Садовой ул.. За право взять в аренду северную часть парка он берётся снести старую, как утверждает автор «Исторической записки» каменную беседку, построенную прямо на центральной аллее, которая не несла пользы, а наоборот, мешала прогуливаться по ней. А заодно, построить большую Ротонду, как коммерческое заведение, приносящее доход ему лично, а значит и городу, которому он платил за аренду с мест в саду. «В 1864 году Петров построил ротонду, стоившую ему 20 тыс.руб.сер. - она имеет вид восьмиугольника, зал в три просвета, две гостиных и бильярдную. Как тогда говорили, «в дальней части Сада» (северная граница, у Пушкинской) Петровым была выделена особая отгороженная часть его территории. В ней и находилась названная выше, ротонда, а позже, западнее её, было место, на котором поочерёдно возникали самые различные заведения. (не стал укорачивать заметку, несмотря на то, что здесь речь не только о северо-западной отгороженной площадке, очень она содержательна) После тира там был построен летний театр. Вход в отгороженную часть был, разумеется, платный. Наверное, с этой дальней части парка и началось его полноценное благоустройство. В ротонде был открыт ресторан и играла музыка. Ресторан был единственным местом с продажей спиртных напитков. В основном же был упор на чайные, молочные и кефирные заведения. Но и этого хватало для любителей Бахуса. Продолжив рассказ того же гостя Ростова из 1877 года, читаем далее: «…. Желая осмотреть сад днём, я хотел войти в отгороженную его часть, где по вечерам играет музыка. Обыкновенный вход туда закрыт. Служащие при буфете предложили мне с моими дамами идти туда через буфет, но при этом объявили мне, что за вход и днём полагается плата. И так здесь берут плату и за то, чтобы взглянуть на фонарные столбы и деревья. Довольно странно! Отправляемся посмотреть на здание летнего театра. Не входя внутрь его здания, мы останавливаемся у открытой его части. Но только что мы остановились, как к нам подбегает швейцар и просит нас удалиться. Мы говорим, что сейчас уйдём, только взглянем на театр, но швейцар непреклонен и нам приходится удалиться. Нам теперь придётся удивиться, почему здесь распорядители не приглашают публику надевать наушники, так как пение и музыка во время репетиций слышны довольно явственно издали. В Ростове не худо было бы учредить общество страхования от грубостей и толчков, которые щедро расточаются некоторыми посетителями сада. Жаль только, что общество вскоре бы разорилось, приплачиваясь на каждом шагу за их грубость. … Идите, говорят одному моему знакомому, в отгороженную часть сада – там публика гораздо учтивее. Но не успел он отойти от своих дам, чтобы заплатить за вход, как из отгороженной части вышли два господина прилично одетые, но под влиянием Бахуса. Один из них, с нахальной физиономией, худощавый блондин с вытянутым носом, подходит к одной из дам, задевает её по плечу и, засматривая ей в лицо, высказывает громко, что он замечает в ней с кем-то, удивительное сходство. На просьбу её кавалера быть поучтивее, он объясняет, что он учтив, т.к. не делал никакого предложения дамам… Не таскаться же с такими нахалами по судам! Полиция много предупредила бы предупредила бы скандалов, если бы удаляла, хотя из отгороженной части сада, невежд. Впрочем, нечего особенно удивляться здешней грубости нравов. Здесь, как и в древней Спарте, с детства начинают упражнять мускулы. Стоит только взглянуть, что делается в 7… 8 часов вечера в Никольском переулке. Толпа мальчишек человек до ста от 7 до 18 летнего возраста, проходит ежедневно по этой улице курс кулачного права, а такая школа, конечно, не приучит уважать себя и других. В этой толпе участвуют дети разных сословий, поэтому не удивительно, что буйнолюбивый дух проникает в различные слои общества…». Но необходимо сказать и о другой стороне этого коммерсанта. Довольно ярко характеризует его личность следующая пара сообщений из «Донской Пчелы»: 1879.10.21 – «Мой супруг Сергей Петров, по случаю неимения им времени, поручил мне покорнейше просить лиц, служивших у нас в продолжении 18 лет, а так же, служащих в настоящее время в ротонде, и в других должностях, по всем отраслях, нашей торговой деятельности, сделать нам честь пожаловать на чай в воскресенье 21.10 в 6 часов вечера в ротонду. Вполне надеясь, что просимые лица не откажут нам в просьбе, остаюсь с почтением, Александра Петрова». 1879.10.25 – «Замечательный вечер в ротонде городского сада. В воскресенье 21.10, по приглашению г-на арендатора городского сада, Сергея Петровича Петрова, состоялся замечательный по оригинальности вечер в ротонде сада, главными участниками которого были, кроме нескольких представителей местной интеллигенции, служившие и служащие у означенного лица, собравшиеся в количестве до 120 человек обоего пола. Вечер этот прошел с весёлыми танцами оживлённым образом, благодаря радушию и щедрости хозяина Сергея Петровича. Сколько нам известно, это единственный до сего времени в Ростове, пример, достойный подражания, угощения служащих лиц в коммерческих учреждениях. Мы думаем, что все участвовавшие на этом вечере лица вынесли самую глубокую благодарность его учредителю, который этим поступком доказал свою признательность к бывшим своим служащим». Таким образом, можно отметить, что это событие в Городском Саду задавало и некий импульс к развитию благотворительности в Ростове. В жизни парка было ещё много чего. Был Городской сад связан и с новым явлением воздухоплавания. В 1879 г. местная газета пишет: «В воскресенье 5 сего августа в нашем городском саду произошел полёт аэростата. Поднятию воздушного шара, названного «Ростов на Дону», вполне благоприятствовала ясная погода и весьма незначительный ветер. Наполнение его светильным газом началось с 12 часов, а ровно в 6 часов вечера он уже был совсем наполнен и затем, при собравшейся многочисленной публике,как в саду, так и на ближних улицах, быстро поднялся вместе с воздухоплавателем г. Лаврентьевым и г.г. Эдельбергом и актёром Петровым на воздух. Поднявшись на высоту нескольких верст, аэростат, по причине весьма слабого ветра, оставлся некоторое время на одном месте, но вскоре, попав в воздушное течение, он, хотя и медленно, полетел по направлению юго-востока и через час скрылся на горизонте. Воздухоплаватели опустились благополучно недалеко от Ольгинской ст. Насколько нам известно, это 1-й случай воздушного путешествия в Ростове. Сбор с публики, посетившей сад ради интересного зрелища наполнения аэростата газом и его поднятия, равнялся около 2 тыс. руб.»; « В прошедшее воскресенье 12, сего августа, русский воздухоплаватель, г-н Лаврентьев с двумя лицами из местной публики, из коих 1 девушка - модистка, совершил благополучно на аэростате «Ростов на Дону», во второй раз воздушное путешествие из Городского Общественного сада. Аэростат благополучно опустился вблизи армянского селения Чалтырь»… Взамен сгоревшего летнего театра, антрепренёром Любовым (настоящее имя, Шнейдер Ефим Васильевич), в феврале 1894 года был выстроен новый театр его собственного имени, тоже, кстати, летний который таким же непостижимым образом, сгорел через 2,5 года. А театр был и красивым и солидным: 1894.03.05 – «Е.В.Любовым представлен в Рост.н.Д. гор.управу проект летнего театра, устраимового при ротонде в городском саду. Театр двухъярусный, фасадом в русском стиле выходит на Пушкинскую ул., больших размеров. Он рассчитан на такое количество посетителей, как и Асмоловский. В нём 48 лож, обширный партер, балкон и прочее. К постройке будет приступлено в непродолжительном времени» («Донская Пчела»); Ему довелось побывать и в числе первых ростовских киноплощадок. Первый сеанс здесь состоялся в июле 1896 года. Лето этого года дало ещё целый ряд событий театру, Городскому Саду и Городу вообще. Воздухоплавание становилось обыденным. 1896.07.28 – «Театр Любова в Городском саду: Сегодня, 28.07.совершит полёт на воздушном шаре «Гигант» системы Монгольфиер, известный воздухоплаватель и парашютист, А.А.Гирчис. Воздушные полёты г. Гирчиса везде поражали зрителей своей поистине замечательной неустрашимостью. Поднявшись на шаре на высоту до 2-х верст и держась за трапецию только одной рукой, он в таком положении спускается на землю. С 5-и часов вечера в саду около шара будет играть хор военной музыки. Наполнение шара тёплым воздухом начнётся с 5.30 часов вечера, полёт же, ровно в 7.30 час. В случае дождя или сильного ветра полёт отменяется» («Приазовский Край»). Подобные объявления публиковались в газете ещё несколько раз с интервалом около недели. Чтобы покончить с рассказом об этом участке Сада, скажу, что деревянная ротонда построенная Петровым в октябре 1893 года была заменена на капитальную, кирпичную. Перед ней появился фонтан, ещё один из 3-х в Саду. До нас дошло интересное фото, выполненное, скорее всего, в 1891 году фотографом Петрыковским Вот оно в полном виде: Снимок выполнен с верхних помещений «Гранд-отеля» и показывает обзорный вид большей части парка. Пышная зелень, правда, многое скрывает от нашего взгляда. Здесь мы видим верх той самой ротонды, ещё деревянной. Но самое заметное, что здесь есть, это летние помещения Коммерческого клуба. Здесь они, возможно ещё только в первозданном виде. Из хроник этого места можно построить целую эпопею, но обойдёмся краткой газетной хронологией: 1880.04.17 – «Ростовский городской общественный сад обещает сделаться довольно приятным местом для прогулок в жаркое время года, судя по тем работам, которые теперь в нём производятся. Так, кроме проложения новой аллеи, мы слышали, что коммерческий клуб в арендуемой им части сада предполагает соорудить разные солидные постройки, направленные к удобству гуляющей публики»; В ближайшее время будет построена большая ротонда в «византийском стиле». Территория ещё не однажды будет достраиваться, но это уже не станет слишком значительным. 1886.08.25 - Коммерческий клуб, показан в опубликованном списке первых 60-ти абонентов Ростовской городской телефонной сети с телефоном №48 по адресу ул. Б.Садовая 61; Март 1893 г. Коммерческий клуб получил разрешение на постройку ворот и павильона перед входом в летнее помещение клуба (мы эти ворота уже видели на одном из фото) Апрель 1894 – получено разрешение на постройку «деревянной эстрады для музыки»; Клуб пользовался этим помещением, как это понятно из названия, в тёплое время. В межсезонье помещение пустовало или сдавалось под самые различные мероприятия. Наиболее ярким из них, была, состоявшаяся в 1909 году 4-я сельхозвыставка, даже успевшая запечатлеться на одной из открыток. Но наиболее полный вид ротонды Коммерческого клуба мы видим на фото ниже. Это 1898 год. Я пишу «наиболее полный» т.к. вслед за достижения зданием такого вида, начался, как то не печально, обратный процесс. Серия небольших пожаров, случившихся по разным причинам, сначала устранила с помещения купола и верхние надстройки, потом ещё что-то… 1901.05.25 –«Заведующий городской лабораторией инж. Я.М.Горбенко и городской архитектор Г.Н.Васильев, выяснив, согласно просьбе местной полиции, причину пожара в летнем помещении коммерческого клуба, пришли к заключению, что она кроется в неправильном устройстве проводов электрического освещения в сгоревшем помещении клуба»(«Южный телеграф»); Пока пожар 1909 года не уничтожил практически, полностью все клубные постройки. Удивительным образом осталась целой лишь площадка эстрады. Клуб, безусловно, потери понёс, т.к. стоимость сгоревшего он должен был возвратить городу, но, видимо, Клуб, уже пару лет как был готов к любой развязке. Ещё в 1908 году он уже был владельцем новой территории для переезда (будущий Первомайский парк). Его место в Городском саду занял клуб Приказчиков. Он так же построил свои новые помещения, которым повезло простоять свои пару десятилетий. Сооружения Клуба Приказчиков были разрушены в военные годы. На фото 1932 года они ещё стоят, а на аэрофотоснимке военных лет одно из них видно даже в целости, а от второго осталась лишь коробка. В то время, как слишком серьёзные работы по преобразованию Горсада в Парк имени Горького, произошли в конце 20-х годов. Стоит сказать ещё о нескольких объектах Городского сада. Первый из них, цветник. Уже было сказано о том, с какой рачительностью город вёл своё хозяйство. При Саде было построено относительно небольшое двухэтажное здание, к которому была пристроена теплица для разведения цветов и садово-парковых растений для собственных нужд Сада и на продажу. Хотя, видимо, слово «Сада», здесь не верное. Назначенный садовой комиссией, садовник, ухаживавший за зеленью в Городском саду, был одновременно с этим ответственным за содержание бульвара на Московской улице у Николаевской часовни, бульвара на Скобелевской при богадельне, … И уж совсем знаковым для иллюстрации хозяйственного подхода к вопросам садоводства может служить следующее объявление: 1884.05.20 – «В Городском Саду, в здании оранжереи, в верхнем этаже отдаются в наем, на летний сезон 2 комнаты. Об условиях спросить у живущего там же, садовника Таторковского». Он было не единичным и повторялось из года в год. На картинке с домом Цветовода, мы одновременно видим ограду с дверьми в ещё одну закрытую территорию. Детский сад в Городском саду. Сначала он не был огорожен. Ограда появилась с установкой всех аттракционов для развлечений и игр. Её «метаморфозы» мы с Вами ещё увидим. Но сейчас замечу, что вход в эту территорию был бесплатным. Для понимания места последних объектов я снова возьму схему городского сада, теперь вроде бы, с ростовского плана от 1912…14 г.г. И ещё одно место – центральная часть Сада по западной стороне, в сторону Таганрогского проспекта. Там, ниже Клубных территорий, так же был «закуток», передававшийся в аренду различным заведениям. Сегодня здесь выход на Будённовский проспект. Был ли выход на улицу в те годы, не ведомо, но, возможно. Вроде бы, последним из тамошних арендаторов, был кегельбан, помещавшийся в большом деревянном павильоне. Дорожка к нему шла от центральной, видимо, по возвышенной стороне перед нишей бывшей балки, со стороны, ближе к клубному саду. На горизонте над помещением кегельбана массивное сооружение театра. Для понимания следующей информации следует сказать, что театр был окружен двумя ресторанами – с северной стороны «Медведь», в южной, «Прогресс». Рядом с «Прогрессом» был установлен купол – шапито бывшей панорамы «Голгофа», а теперь, цирка Нерона. На картинке вид, разумеется, не изнутри Сада, а со стороны Таганрогского проспекта. И вот, середина сентября 1914 года: «Вчера около половины первого часа дня произошел пожар в ростовском городском саду. Загорелось в деревянной постройке городского кегль-бана, находящейся в конце сада, в западной его части. Вслед за взвившимися над постройками клубами дыма показалось и пламя. … Пожар угрожал соседним постройкам, как например, бок о бок находящемуся зданию ресторана «Прогресс» по Таганрогскому пр. , открытой сцене бывшего ранее здесь, ресторана «Медведь», находящейся в конце усадьбы и др. В некоторой опасности сначала находилось летнее помещение приказчичьего клуба, задняя, северная ограда которого находится так же, против места пожара и в нескольких саженях расстояния. В угол пространства, на котором возведена постройка сгоревшего кегль-бана, между забором усадьбы ресторана «Прогресс» и оградой приказчичьего клуба, выходит часть кирпичного здания ростовского театра. Ему так же угрожал огонь, а вместе с ним выражались опасения и за благополучие находящейся деревянной постройки бывшей «Голгофы», а теперь, цирка Нерона., по Таганрогскому пр. Во время возникновения пламени, в ростовском театре проходила репетиция. Один из артистов, узнав о пожаре, стал кричать: «Господа! За нашей стеной пожар. Прекратите репетицию, выходите. Будем спасать имущество». Группа артистов, одетых в дорогие костюмы, бросилась к выходу во двор. В тот момент пламенем был объят уже весь кегль-бан, представляя собой огромнейшей величины костер. Всюду кругом пространство было заполнено едким дымом. … Артисты принялись спасать театральное имущество – декорации и различную бутафорию, вынося всё это на своих руках из здания театра во двор ресторана «Прогресс» и в другие более или менее безопасные пункты… С участием артистов же, впервые, ещё до прибытия пожарного обоза, в огонь была пущена вода из театральных пожарных шлангов. Пожар вызвал тревогу и среди посетителей ресторана «Прогресс» и привлёк массы любопытных похожих в районе пожара со стороны Таганрогского пр. и Пушкинской ул. Как порох вспыхнувшие постройка кегль-бана в течение менее получаса была уничтожена до основания. Пламя, к счастью, не коснулось ни одной из соседних построек. Тушение кегль-бана продолжалось ещё более часа. В сгоревшей постройке погибло и всё его имущество. Постройка эта принадлежала некоему Варенбергу. Уничтоженная пожаром постройка кегль-бана, вместе с имуществом владельца её стоит несколько тысяч рублей. Застрахован кегль-бан или нет, пока не выяснено. Кроме владельца кегль-бана, убытки потерпел так же и ростовский театр от поломки вытаскивавшегося театрального имущества и порчи костюмов артистов, принимавших участие в борьбе с пожаром. Причина пожара пока не известна. По опросам старожилов, кегль-баны в Городском саду горят систематически через каждые 2…3 года. Дополнительно к описанному: «Артист Собольщиков-Самарин распорядился пустить в ход пожарные шланги со сцены. Шланги протащили через кладовую и поливали заднюю стенку кегль-бана. Этим было спасено деревянное здание театральной кладовой и в значительной мере затушен и кегль-бан. Когда приехали пожарные (по обыкновению с большим опозданием), сарай уже обрушился и пожарные залили горящие головешки» («Приазовский край»). Источники: Архивная работа, ДГПб, интернет, личная коллекция | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (25.01.2021) | Автор: Овчинников А.Н. | |
Просмотров: 1325 | Комментарии: 10
| Теги: | |