[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Как-то попала мне в руки папка с аттестатами успеваемости учеников «Петровского» реального училища за 1898 год. Сплошь фамилии известных в Ростове купцов и предпринимателей. Ведь интересно, наверное, узнать, как учились они, когда были детьми? Какими были? Что учили? Сбегали ли с уроков? Но что же такое реальное училище? И почему - реальное? Одним из родоначальников реальных школ считается пастор из немецкого города Галле Кристоф Землер, в 1707 году организовавший Математико-механическую реальную школу (Mathematische und Mechanische Realschule). В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения. В России в 1839 году прототипом реальных училищ стали реальные классы для «временного преподавания технических наук». Реальные училища содержались не на средства казны, а на местные ассигнования (городских самоуправлений, купеческих обществ и т. д.). В ноябре 1864 года было утверждено положение о реальных гимназиях, которые в 1872 году были заменены на реальные училища. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил, что «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических познаний». В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые учебные заведения. Но не в университеты. В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты с дополнительным экзаменом по латинскому языку. В 1913 году в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 года данный тип учебных заведений в России был упразднен. «Петровское» реальное училище в Ростове открылось в сентябре 1873 года. «Петровским» оно было названо в честь 200-летнего юбилея со дня рождения Императора Петра I. Изначально оно размещалось в этом здании. То здание, что мы видим на всех фотографиях, было построено в 1877 году на улице Большая Садовая. В «Петровском» реальном училище учились только мальчики и назывались «реалистами». Все они носили форменную одежду. Вот портрет одного из них. В нем было два отделения: основное и коммерческое. На основном отделении ученики частично освобождались от оплаты за обучение, на коммерческом – плата вносилась полностью. Освобождались от оплаты дети учителей и служащих по Министерству народного просвещения (как, кстати, и потом – в советское время). Год 1898 был юбилейным – в этом году училищу исполнилось 25 лет со дня его основания. Директору училища Ширяеву Александру Михайловичу и попечителю Якову Дмитриевичу Солодову летели телеграммы с поздравлениями из разных городов от бывших выпускников, а ныне студентов Московского Императорского технического училища, Рижского политехнического института и других высших учебных заведений. Одно поздравление было даже на бланке механического, котельного, чугунно и меднолитейного завода «Товарищества «Макларен Фрейншет и Ко». Прислал его из Новороссийска бывший выпускник, а ныне инженер А., к сожалению, фамилию написал неразборчиво. В то же время это был очередной учебный год. В мае ученики подвергались испытаниям на получение свидетельства (аттестата) в знании курса того или иного класса. Другими словами, держали экзамены за учебный год и получали табель с оценками своих знаний и переводом (или не переводом) в следующий класс. Первым предметом был Закон Божий, от его сдачи освобождались только евреи. А в остальном все было, как в обычной школе. В приготовительном и первых двух классах изучались: русский и иностранные языки (немецкий, французский), арифметика, география, рисование. На уроках проходили: части речи, склонения, спряжения глаголов, правописание, хрестоматию, учили басни И. А. Крылова и стихи А. С. Пушкина. Разбирали и решали простые задачки и посложнее - на 4 действия. С третьего класса перечень предметов значительно расширялся: русский и иностранные языки, и уже – алгебра, геометрия, естественная история и просто история, физика, рисование и черчение. Учиться можно было и дома, а потом подать прошение в училище о допущении мальчиков к сдаче годовых экзаменов, чтобы получить свидетельство с подтверждением пройденного курса и быть зачисленными в соответствующий класс. Так 21 апреля 1898 года на педсовете было заслушано прошение о допущении к испытаниям в качестве постороннего лица – купеческого брата Сергея Чирикова для получения им свидетельства о знании курса 6-ти классов. Той же весной в «Петровское» реальное училище подал прошение Почетный Потомственный гражданин Иван Семенович Кошкин о двух своих сыновьях: Георгии (21 февр. 1882 г.р.) и Николае (17 авг. 1886 г. р.), в том, что находясь на домашнем обучении, они изучили курс пяти (Георгий) и двух (Николай) классов. Просьба допустить их до итоговых экзаменов на общих основаниях с другими учениками реального училища. Рассмотрев баллы Сергея Чирикова на испытаниях в знании курса 6-ти классов (по коммерческому отделению), педсовет отказал ему в выдаче свидетельства. А вот сыновья И. С. Кошкина вполне справились с экзаменами и были переведены в следующие классы. Им были выданы соответствующие свидетельства, одно из которых мне хочется привести полностью. «Свидетельство Дано сие от Ростовского на Дону «Петровского» реального училища сыну Потомственного Почетного Гражданина Николаю Кошкину вероисповедания православного, родившемуся 17 августа 1886, в том, что он, вследствие прошения, был допущен в мае месяце 1898 года к испытаниям вместе с учениками Ростовского на Дону «Петровского» реального училища в знании курса первых двух классов реального училища и показал следующие познания: В Законе Божьем - отлично (5) Русском яз. – удовлетворительно (3) Немецком яз. – отлично (5) Французском яз. – отлично (5) Арифметике – хорошо (4) Географии – отлично (5) Рисовании – отлично (5) Почему он – Кошкин - как выдержавший удовлетворительно испытание, пользуется правами, предоставленными ученикам реальных училищ, перешедших в третий класс. В удостоверение чему и выдано ему – Кошкину - сие свидетельство за надлежащими подписями с приложением печати училища. Ростов на Дону июня 7 дня 1898 г.» Старший брат Николая Кошкина Георгий тоже показал неплохие результаты: В Законе Божьем – хорошо (4) Русском яз. – удовлетворительно (3) Французском яз. – отлично (5) Алгебре – хорошо (4) Геометрии – отлично(5) Истории – хорошо (5) Естественной истории – отлично (5) Физике – отлично (5) Рисовании – хорошо (4) Черчении – удовлетворительно (3) Братья Кошкины весьма неплохо учились, находясь на домашнем обучении. Чего нельзя было сказать о других отпрысках известных в Ростове фамилий. Например, сын Потомственного Почетного Гражданина Куксы Петр (1884 г. р.) окончил курс первых трех классов на «тройки» почти по всем предметам, за исключением «четверок» по французскому языку, истории и рисованию. А сын мещанина Александр Рувинский окончил первый класс твердо на «4» и «3». Петр Кукса и Александр Рувинский, несмотря на то, что тоже обучались дома, не показали хороших результатов, в отличие от братьев Кошкиных. Однако в мае на педсовете было решено выдать им соответствующие свидетельства и перевести их в следующие классы. Как в любой школе, весной подводились итоги учебного года. Подсчитывалось количество прогулов у учащихся. Например, второклассники основного отделения: Хахладжев – 36 прогулов, Дутиков – 20. Прогульщики 4-го класса основного отделения: Черкесов – 30, Николенко и Краснянский - по 25. В 6-м классе Рысс пропустил-20 занятий, Врангель - 30, но всех обошел Эрберг, набрав за год 85 прогулов. В училище обязательно проводились письменные экзамены и по их результатам принимались решения о допуске к устным экзаменам до каникул. И, конечно, учитывалось поведение. «3» по поведению получили ученики 6-го класса основного отделения: Врангель, Сармакешев и Хосудовский. 15 мая на педсовете по результатам письменных экзаменационных работ обсуждался допуск к устным экзаменам семиклассников Машонкина и Иосифа Рувинского (брата первоклассника Александра Рувинского). Машонкин сдал письменные работы по всем предметам на «хорошо» с одной «тройкой» по немецкому языку, а вот Рувинский написал только одну работу по немецкому языку на «4», а остальные – на «2» и к устным экзаменам допущен не был. К выпускным экзаменам до каникул были допущены: учащиеся 5-го класса: основное отделение – Кондратьев и Файвушевич, коммерческое – Бахчисарайцев; шестиклассники основного отделения: Асмаев, Врангель, Максимов, Окулич, Рысс, Сармакешев, Золотарев, Николенко, Шапошников, Штамм (сын преподавателя немецкого языка) и, несмотря на лидерство по прогулам, Эрберг. Не допущен только Хосудовский за неудовлетворительными оценками почти по всем предметам. А вот Краснянскому предстояла переэкзаменовка по немецкому языку после каникул, да и поведение у него было на «троечку». Интересное наблюдение: все ученики, за редким исключением, знали иностранные языки на «4» и «5», а родной русский - на «3». После экзаменов в июне подводились итоги по результатам испытаний и на педсовете принимались решения о выдаче аттестатов и переводе (или не переводе) учеников в следующий класс. В июне 1898 года при рассмотрении баллов, полученных на экзаменах, решено перевести: В 3-й класс – Мельникова и Дутикова; В 4-й – Келле-Шагинова; В 5-й – Николенко. Оставить на 2-й год в 4-м классе – Краснянского, Черкесова и Штамма; Осенняя переэкзаменовка по географии – Калашникову, по истории – Бахчисарайцеву. Перевести в 6-й класс: Кондратьева, Файвушевича, выдать аттестаты ученикам 6-го класса основного отделения: Врангелю, Окуличу, Рыссу, Сармакешеву. Оставить на 2-й год в 6-м классе Асмаева, Хосудовского. Отчислить Эрберга. (НЕ ПУТАТЬ С Л. ЭБЕРГОМ!) Но 8 июня педсовету было подано прошение купца Эрберга с просьбой разрешить его сыну Льву, не прошедшему испытания и на том основании отчисленному из училища, остаться на 3-й год (!) в 6-м классе основного отделения. К прошению приложено медицинское свидетельство (вероятно, чтобы оправдать 85 прогулов). Педсовет постановил, что не может взять на себя такую ответственность, как оставление ученика на третий год в одном классе, и решил ходатайствовать об этом перед Министерством народного просвещения. К удивлению, Управляющий Министерства удовлетворил ходатайство и разрешил оставить ученика Эрберга на 3-й год в 6-м классе основного отделения. Ученики реального училища получали аттестаты или, как их еще называли, свидетельства по окончании каждого класса. С ними они могли перейти учиться в другое учебное заведение в соответствующий класс без вступительных экзаменов, если, например, семья сменила место жительства. Прошло лето, и уже во второй половине августа в училище решались вопросы о принятии в ученики реального училища детей, переходящих из других учебных заведений, предварительно сдавших вступительные экзамены, а также тех, кто пересдавал некоторые предметы - для перевода в следующий класс. Поскольку в ученики поступали семьями, часто встречались одни и те же фамилии в разных классах. Так в приготовительный класс поступили: Чириков (брат), Калашников (брат), Штамм (брат), Шапошников (брат) и Унанов. Имена писались редко, только, чтобы отличить одного брата-ученика от другого. И в первый класс приняли Попилина и Николенко Лавра, но зато отказали Унанову (брату) - за неимением вакансий, Николенко Григорию и Шапошникову (брату)- по неудовлетворительным знаниям. Любитель прогуливать уроки Хахладжев все-таки был переведен в 3-й класс, а не сдавший историю Бахчисарайцев, был оставлен на второй год. Несмотря на большинство «троек», полученные на вступительных испытаниях, Петр Кукса (сын Потомственного Почетного гражданина) был принят в 4-й класс. В октябре в училище рассматривался вопрос о присуждении стипендии им. купца первой гильдии Т. П. Куксы. Стипендии оказался достоин только один ученик – Сидоров. Из училища «уволился» Шкилев в связи с переходом в другое учебное заведение. Следует заметить, что год от года число поступающих в Петровское реальное училище возрастало, и не всегда хватало вакансий в классах. Перед новым учебным годом (1898-1899) было заслушано прошение Е. Генч-Оглуевой о принятии ее воспитанника Серафима Тарасова во 2-й класс, т. к. он вполне успешно сдал в мае экзамены за курс 1-го класса, но ей было отказано из-за недостатка вакансий. Однако в середине сентября воспитанника Е. Генч-Оглуевой приняли на освободившееся место во 2-м классе. Купчиха Е. Балиева просила принять ее сына Калуса, не выдержавшего вступительных экзаменов в 1-й класс, в число учеников приготовительного класса. Ей было отказано по неудовлетворительности знаний ее сына. Но вот мещанин Когбетлиев тоже просил принять его сына Якова сдававшего экзамены в 1-й класс и тоже не справившегося с испытаниями, - в приготовительный класс. А ему почему-то пошли навстречу и приняли сына в этот класс. Подавал еще прошение о поступлении в училище, но вовсе не явился на экзамены, Геронимус. Конечно, на заседаниях педсовета рассматривались и другие вопросы: о выписке фундаментальной и ученической библиотеке, периодических изданий на будущий 1899 год, книги по опытной физике, элементарной математике, вопросам философии и психологии и многое другое. Вот таким был этот - юбилейный для училища - учебный 1898 год. Все фамилии учеников, учившихся в «Петровском» реальном училище в разные годы, известны в Ростове. Дети, получив образование, продолжили дело родителей, сами заявили о себе и сделали весомый вклад в развитие промышленности и торговли Ростова, изменили его архитектурный облик, сделали наш город значительным и важным населенным пунктом на юге России. Это и купцы-торговцы - Чириковы, Дутиковы, Когбетлиевы, Хахладжевы, Бахчисарайцев, Унановы, Сармакешевы, Асмаевы, Хосудовские; владельцы «заводов, газет, пароходов» - Кошкины, Шкилев, Окулич, Попилин; инженеры - Кондратьев, Краснянский, Черкесиан (Черкесов), братья Врангели и многие другие. Прошли годы и в 1914 году газета «Утро юга» писала о «Петровском» реальном училище: «С каждым годом все увеличивается прилив кандидатов в «Петровское» училище. В текущем году, несмотря на то, что еще не выяснено количество свободных вакансий, заметно увеличение прошений по сравнению с прошлым годом. Контингент учащихся, главным образом, состоит из городских жителей. В последнее время больше стала стремиться в училище интеллигенция. Общее число учащихся равняется 561 чел. При училище в настоящее время организованы духовой и струнный оркестры, оранжерея, метеорологическая станция, церковный и светский хоры и пр. Больным местом училища является вопрос о введении горячих завтраков. Сильная нужда в них заметно ощущается, особенно в средних месяцах учебного года (декабрь, январь и часть февраля), т. е. во время сильной зимней стужи. С разрешением вопроса о расширении училища, вероятно, удастся устроить и этот жгучий вопрос». В этом же 1914 году город выкупил для училища дом братьев Трофименко на углу пер. Николаевского (ныне пер. Семашко) и ул. Скобелевской (ныне ул. Красноармейская) – ныне гимназия № 33. Однако воспользоваться им не пришлось. Первая мировая война и революция не дали осуществиться планам по расширению училища. После революции 1917 года «Петровское» реальное училище перестало существовать, а в его стенах обосновалась советская трудовая школа им. К. Маркса. Материалы: ГАРО: Ф.186 оп. 2 д. 56,58 Газета «Утро Юга» 1914г . Фото из интернета, сайта «Ростовберег» и личного архива. Источники: материалы ГАРО, газета "Утро Юга 1914, фото из интернета, сайта Роствоберег и личные | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Helen (31.08.2018) | Автор: Елена Игнатова | |
Просмотров: 3633 | Комментарии: 14
| Теги: | |