[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Это будет грустный рассказ, который приурочиваю к завтрашнему праздничному(?) дню. Как заметил наш Поручик, это кому как. Парусно-моторная яхта "Колхида". Построена на английской верфи "Крейтон" в 1898 г. для членов российского императорского семейства под именем "Тамара". Водоизмещение 992т. Длинна 67м. Ширина 8,7м. Мощность машин 125 л.с. В 1913 году Морское министерство России выкупило яхту от Великого князя Михаила Александровича , и переименовало в "Колхиду", по имени парусного корабля русского военного флота. В 1913…14 годах, яхта обслуживала русского посла в Константинополе. В октябре 1914 г. яхта была перебазирована в Севастополь (в другом источнике в Одессу) и вооружена двумя 75-мм. орудиями, и радиостанцией. В ходе начавшейся 1-й Мировой войны она была посыльным судном. С осени 1916 г. яхта встала на ремонт в Ростове на Дону. Здесь застигли ее бурные события 1917 г. Экипаж был революционно настроенным. Радиостанция "Колхиды" приняла, радиосигнал из Петрограда от «Авроры» и донесла его до Совета рабочих и солдатских депутатов, заседавшего тогда в здании театра «Марс» (нынешнее перестроенное здание филармонии на Б.Садовой 170). Это были первые декреты Совнаркома. За свое участие в событиях октябрьской революций, в южной России она была названа "Донской Авророй". Позже во время гражданской войны она стала штабом революционных сил Красной армий, в Ростове. В мае 1918г. захвачена белой гвардией генерала Краснова, и в очередной раз переименовывается в "Пернач". В ноябре 1920г. с офицерами на борту , "Пернач" отплыл в последний раз из России от берегов Крыма. 3 марта 1920 г. недалеко от входа в Варненский залив "Колхида" налетела на затонувшее судно. Попытка спасти яхту с помощью подошедших пароходов "Колыма" и "Россия", оказались неудачными, и сорванная волнением с мели "Колхида", затонула в районе мыса Кара-Бурну . Существует версия , что турки отказали русским в убежище Стамбуле. После чего беженцы отправились к болгарским берегам. Правительство Турции уже установило отношения с Советской Россией, и возможно что, и царская Болгария отказала в политическом убежище. Оставалась одна возможность - инсценированное кораблекрушение. "Колхида" открыта под водой флотскими военными водолазами в 1922 г. Тогда были демонтированы: орудия, магнитный компас с нактоуза, носовое украшение и штандарт в хорошем состоянии. В 60-тые годы яхта взорвана на куски под водой капитаном Боцаневским, занимавшимся в то время извлечением цветных металлов, и весомых кусков стали, с утонувших кораблей по болгарскому побережью. В последующие годы на поверхность были подняты множество интересных предметов: бронзовые лопасти, телеграф, подвижный фонарь, составленный из 14 электрических лампочек с угольными нагревателями, который использовался вероятно, для стояночного огня и др. Эти вещи находятся в Военно-морском музее г. Варна. В 1987 была проведена совместная экспедиция группы дайверов , с областного музея в Ростове на Дону. Фактические координаты 42°55'N 27°54'E. Глубина около 6 метров. По рассказам болгарских водолазов из клуба "Реликт" г. Варна побывавшие на месте гибели судна в 2002 году. От корпуса некогда величавой яхты практически ничего не осталось. Небольшое отступление - Странные дела происходят в нашем краеведческом музее. Я запомнил эту модель корабля, когда ещё подростком, в начале 1970-х попал в него. Потом её там не стало. В этом году музей отмечал своё столетие и к этой годовщине была приурочена особая выставка, на которую из запасников вытащили массу интересных экспонат ов. Почему такие выставки вообще могут происходить? Меня это, честно говоря, приводит в недоумение. Для чего же музей существует, если по будням в нём занято экспонатами всего несколько залов. Я был там в дни годовщины Победы в этом году. Я не нашел половины, знакомых с детства экспонатов. Туда должны были перебраться экспонаты из музея монастыря Сурб-хач, ... очень мало что там можно было найти. Разве, что в каждом зале по нескольку плакатьв с запретом производить фотосъёмку. Это, что - маскировка или коммерческое предприятие. Как-то не по-людски. А стенд, посвященный яхте, сегодня стоит в стенах музея бывшего СКВО в доме офицеров на Буденновском. Судьба корабля, как жизнь человека, то белый, то красный, то безродный. И могила его как у многих жертв (героев) революции - по среди чистого поля, в морских просторах. Материалы к статье взяты из нескольких сайтов судомодельщиков, военно-исторических, а так же использованы личные фото из музея СКВО. Фото "Марса" из книги "На высоком донском берегу" С.Швецова (1982 г.) | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Aleх272 (06.11.2010) | Автор: alex272 | |
Просмотров: 5581 | Комментарии: 11
| Теги: | |