[03.08.2024] | |
Не было, не было, ... и вот, ОПЯТЬ!(Посвящается Селене))))) (2) |
[23.02.2024] | |
С днем Защитника Отечества! (0) |
[23.02.2024] | |
23 февраля - праздник наших мужчин! (0) |
Статьи » Ростов со всех сторон » Из истории Ростова |
Краткий курс истории мостов Ростова и Нахичевани -1; Краткий курс истории мостов Ростова и Нахичевани -2; Это часть 3-я. Готовилась она дольше других, но будет, наверное самой малоёмкой по числу описываемых объектов. Всё из-за того, что по-настоящему Городскими, можно назвать всего несколько мостов старого Ростова и Нахичевани н.Д. в границах современного Ростова. После переселения крымских армян на новое место жительства, им были отданы не просто большие территории земель и угодий, но и такая серьезная территория, как всё левобережье Дона, в т.ч. и в створе Ростовской крепости и появляющегося города Ростова н.Д до самого места напротив впадения Темерника в Дон. Дальше были земли станицы Гниловской и Области войска Донского. Граница земель армян и Ростова проходила по середине реки, что неоднократно прорисовывалось на городских планах давних лет. Ростов, как активно растущий, при том, уездный город, безусловно нуждался в наличии прямых путей от себя на юг и наоборот, оттуда к себе. Ближайшим к Ростову другим мостом через Дон был мост Аксайской станицы. Картина с почтовыми и торговыми путями из города и в него в одной из книг 1847 года описывается следующая: «В Ростов направлены 5 больших почтовых линий: Одесская, Бахмутская, Харьковская, Донская-Кавказская и Черноморская дороги. 1-я из них: из Ростова на ст. и р. Чалтырь по большой Таганрогской дороге до Крыма в Одессу; 2-я - из Ростова на ст. и р. Чалтырь и Миусскую часть Сыскного начальства Области Войска Донского, откуда к Славяно-Сербскому тракту, на которой поворачивает от ст.Ивановской вправо на Бахмут, Екатеринослав, и Харьков; 3-я – через Змиевскую станцию идет до Новочеркасска и оттуда во всю Восточную Россию 4-я через ст.Аксайскую и Батайскую идет на кавказскую линию; 5-я перейдя по мосту через Дон в направлении Азова и Очаковской станции, доходит до Черноморья и Кавказской области (про этот мост, стоявший в землях Гниловской ст. у нас уже было). Торговые сухопутные дороги происходят тем же путём, что и почтовые…». Как видим, ближайшие пути через Дон шли не прямо на левый берег, а длинным объездом через Аксайскую станицу. Через неё проходили и почтовый Кавказский тракт и привычные для России торговые сухопутные пути, но при этом, наплавной мост, был поставлен здесь, как утверждает Статистический сборник Области Войска Донского, только в 1854 году. До этого здесь курсировали паром и большегрузные лодки, и хотя г. Аксай не является территорией по теме мостов Ростова и Нахичевани, не могу не поместить здесь несколько страничек из мемуаров путешественника на Кавказ эпохи «до появления мостов». Почитайте, как это всё происходило в 1834 году. Документ, более, чем интересный. При том, здесь то, что касается переправы выделено более тёмным тоном, но однозначно интересно и то, что на светлом: Однако, в Ростов. Ещё на самых первых планах города (1811 и даже 1781 годов) мост через реку Дон был прорисован… Но, на то он и план, что на нём отображалось не фактическое, а именно планируемое. По факту же, мост, появился в Ростове позже. Это подтверждают несколько известных версий плана 1811 года, на некоторых из которых мост показан, на некоторых, нет. Точную дату его появления, я думаю, сейчас найти трудно, но есть косвенные данные, которые дают нам некоторые ориентиры на это событие. Так, в 1825 году Министром внутренних дел была утверждена такса на право проезда по этому и Темерницкому мостам. Сбор с мостов направлялся в доход городов Ростова и Нахичевани за минусом прибыли содержателя (арендатора) моста, как 1:1. Темерницкий мост давал доходы только Ростову. Принадлежность же моста к г. Нахичевани вызывала некоторые курьёзы. Так, Чалхушьян, в своей «Исторической записке» пишет: «…В Нахичевани существует еще и теперь по этому поводу курьезное предание (речь идёт, по его словам, о событиях 1839 года). Правый берег реки Дон, говорит предание, и самый мост через Дон принадлежали ростовцам. Однажды проходило через мост большое стадо овец, принадлежавшее одному из сильных мира сего. Мост был ветхий, не выдержал, и все стадо очутилось в воде и утонуло. Испуганные ростовцы, упорно отрицая свою вину пред высокопоставленным лицом, твердят, что мост не их, построили его сами нахичеванцы, да и правый берег принадлежит Нахичевани. Тут же случились и нахичеванцы, словно сговорившись, подтвердили все сказанное ростовцами. Наконец, они извинились перед потерпевшим и заплатили ему за все убытки. Но с тех пор уже и половина моста и правый берег принадлежат Нахичевани». Теме не менее, ростовский Донской мост, вероятно, был выстроен очень ненадёжно и его грузоподъёмность была мизерной. Он, безусловно, ежегодно страдал от ледоходов, половодий и прочих бед. При том, нужно сказать, что на левом берегу выход моста на берег долгое время был естественным. Из-за этого регулярно шли споры ростовского градоначальства с правительством Донского войска о праве возведения левобережной дамбы, а с Нахичеванью о праве постройки и самого моста. Газета «Ведомости Ростовской Городской Думы (Управы)» неоднократно помещала решения администрации города о укреплении береговых причалов моста с рекомендациями усилить швартовочные столбы, повысить надежность, фиксирующих мост, якорей и расчалок, требования о необходимости капитального ремонта моста, об освещении моста и подходов к нему, … и т.п. Тот же мост, что мы уже знаем по массе дореволюционных открыток, окончательно был сформирован во 2-й половине 19 века. Мост несколько раз в день разводился для пропуска судов. Пешеходы двигались по мосту совершенно бесплатно, но город несколько раз переутверждал тарифы за проезд по нему. Ситуация с тарифами менялась многократно, пока, как утвердает Чалхушьян, «по постановлению Думы от 31 января 1876 года отменены сборы с наплавного моста через Дон …. Отмена … сбора мотивирована предоставлением свободы в доставке в г. Ростов товаров на подводах, и тем, что … наплавной мост, отбивал у возчиков всякую охоту приезжать в город со своими товарами. А разнообразные потребности города все росли и требовали удовлетворения. Нужно было найти новые источники доходов» (Кстати, небольшое отвлечение - Обратите внимание на жёсткость курса цен в «прошлой» жизни. В 1871 году тарифная таблица за право пользования мостами в ценах ещё 1827 года!) Внешний вид моста, о котором идёт речь, знаком многим по большому количеству различных фотовидов, в основном, открыточных. Двухсторонняя деревянная мостовая с разделительным брусом в центре. В начале и конце моста будки охраны, касс и служащих, в функции которых входили и организация порядка при передвижении по мосту и разводка моста для пропуска судов, идущих по реке. Очень важный вопрос о том, что делал город в зимний период. Мост на зиму нужно было разводить, и скорее всего, полностью вынимать из воды, иначе, на следующий год город уже не имел бы надёжной переправы. Мне кажется, на кусочке городской зимней панорамы середины 1870-х мы как раз и видим подготовку ледяной переправы через Дон. (подчеркнуто красным) Как видится, на лёд наносится большое количества камыша (соломы) и, как это должно было бы быть теоретически, этот настил должен обливаться водой до получения твёрдой выпуклой подложки под транспорт…. Свой собственный подобный мост через Дон был и у города Нахичевани. Но ситуация с этим городом для нас не так ясна, т.к. в своё время ни кто из современников не озадачился подробно расписать его историю, а архивные материалы на темы мостов, во всяком случае, пока, автору не известны. Пара слов, высказанных далее по Нахичеванским мостам будет в большей мере озвучиванием умозаключений, а не конкретных знаний. Посмотрим на план местности у г. Нахичевани. Мы увидим, что одним мостом Нахичевань обойтись не смогла бы. Ещё совсем недавно местным населением Пролетарского района Ростова, основу которого сегодня составляет бывшая Нахичевань, назывались рукава Дона при этом городе, как «Нахичеванская протока», это та ветка, что омывает берега города и Зелёного острова и «Старый Дон», это та часть, что омывает южную границу Зелёного и левый берег Дона. Название «Старый Дон» можно прочесть и на одной из старых открыток. Таким образом мы можем хотя бы на этом «трофее» из канувшего в лету сайта «Молоток» увидеть дальний мост города Нахичевани. Мост через Нахичеванскую протоку можно увидеть на ещё одном виде Он здесь находится довольно далеко, и рассмотреть его подробно не возможно. С виду мост очень лёгкий, будто бы, чисто пешеходный, однако, если вспомнить о наличии на острове яхт-клуба, судоремонтного и судостроительного завода пароходного общества, и наконец о том, что на острове располагалось множество огородов местных жителей, мост должен был пропускать и транспорт. Но, … это далеко не факт. Нет так же информации и о годах создания этих переправ. Как бы ни хотел автор ограничиться временным периодом истории мостов до 1917…20 годов, в отношении Донских мостов Ростова всё же, придётся сделать исключение. Первая заметка из «Молота» относится к марту 1930 года: Из неё понятно, что к этому времени работоспособность старого наплавного моста перестала удовлетворять потребности города и что было принято решение о постройке нового, повышенной пропускной способности, моста. Однако, от решения до воплощения, как мы читаем здесь же, было очень и очень далеко. Прошло почти 9 лет. На дворе декабрь 1938-го: Строительство только-только начато. Но прошло ещё время. И теперь уже на дворе 1940-й(!): А между тем, решение о начале его постройки было принято даже не в 1930-м. Вот заметка об этом из 1927 года Мост был открыт перед самой войной… Вот этот кадр из довоенной кинохроники позволяет нам увидеть кусочек обновлённого моста. Полноценный же мост, полностью стационарный, был построен уже, как бы то ни было странным, оккупантами в 1942 году. Ещё один очень интересный мост города Ростова, т.н. «Байковский» в створе Таганрогского проспекта над Генеральной балкой. На недавно установленном на юге Городского парка памятнике бывшему Городскому Голове города скульптор изобразил мост таким, как он сам решил, тот должен был выглядеть. «Горбатый» мостик с высоким подъёмом и длиной всего лишь в пару конных экипажей, украшенный массивными перилами. Между тем, не зря народ назвал этот мост именем главного инициатора его постройки. Он бы довольно грандиозным в масштабах старого времени, ... и довольно скромным по виду. Вот как описывают обстановку, предшествовавшую постройке моста, Чалхушьян и некоторые другие источники старых лет: - «С половины марта до 1 июля невылазная грязь, …... Крестьяне и извозчики бедствуют. Земля до того распускается, что нет никакой возможности переносить клади...»; - «По некоторым местам (напр., где ныне Байковский мост) можно было проехать лишь верхом. Старожилы рассказывают, что нередко колеса застревали в грязи, приходилось отпрягать лошадей и повозку тащить назад при помощи рабочих. А между тем мысль о замощении улиц возникла в Ростове еще в 1827 году при Голове Садомцеве»; - «Генеральная балка, проходящая через сад, начинается у имения Шабаева и тянется до впадения в Темерник, имея всего длины 880 саж. Балка эта рассадница всяких болезней и миазмов и одна из главных причин отсутствия естественного прироста населения, какое мы замечаем до 1884 года. И странно, что до 1884 года никто не обращает на эту балку должного внимания. А. М. Байков в 1884 году представляет городу проект закрытия Генеральной балки, устройством каменной сточной трубы, и в том же году приступает к выполнению своего проекта. Но так как и посторонние лица могут спускать в проектируемую трубу жидкие нечистоты, то признано справедливым участие в расходах по сооружению трубы и частных лиц. К 1 января 1886 года закрыто Генеральной балки трубой на средства города 160 саж. и частными лицами 233 саж.; осталось закрыть: городу 170 и частным лицам 335 саж. Закрытие Генеральной балки близится к концу»….; - «Почти посреди города проходила балка, берущая начало близ тюремного замка и особенно углубляющаяся в городском саду и ниже его. Балка эта перерезывала лучшую улицу города — Таганрогскую, перерезывала сад, шла по почтовому Таганрогскому тракту мимо бывших ярмарочных помещений и театра на Садовую, где через ров в балке был переброшен деревянный мост; такой же мост существовал по тому же направлению около находящихся там кузниц»…; «Предположение построить на Таганрогской улице мост возникло еще при бывшем в 1840 г. городском голове Андрее Романовиче Ященко. Через балку проходил важный сухопутный тракт, а между тем в ненастную погоду нельзя было ни пройти, ни проехаться и только всадник мог пробраться на другую сторону. В особенности для многолюдной Сентябрьской ярмарки балка эта была гибельна. К этому надо прибавить и то, что здесь свила себе гнездо разная босая команда, грабившая, по словам старожилов не только по вечерам (ночью и сами эти храбрецы не заглядывали сюда), но даже и днем. В 1857 году архитектор Лыков составил смету — в 4955 р. 26 коп. Но когда Байков вновь начал ходатайствовать о разрешении построить мост, материалы и рабочие руки в пять лет так вздорожали, что Екатеринославское губернское правление предложило на обсуждение общества вопрос, не лучше ли вместо моста построить на балке этой каменную арку. Но городское общество признало гораздо лучше и целесообразнее устроить закрытую трубу по возможности длиннее и выше, во всю ширину — 20 саж. На это воспоследовало согласие губернатора, мост, построенный по новому плану, обошелся в 16100 р. 93 1/2 к. с. В день Тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора 30 августа 1864 года Ростовская Городская Дума торжественно освятила мост и открыла чрез него проезд. В честь городского головы Андрея Матвеевича Байкова мост назван его именем. В перила моста вделана мраморная доска с надписью с одной стороны «открыт 30 августа 1864 г.», с другой «Байковский мост». Ниже предлагаю Вам читатель, взглянуть на единственный, известный мне фотоснимок на котором можно увидеть, что называется, «краешком глаза», Байковский мост: Когда-то этот снимок в полном размере уже размещался на сайте. Тогда, при его обсуждении мы все пришли к общему мнению, что самым вероятным периодом съёмки этого кадра был 1874…76 годы. Фото не чёткое, т.к. переснято из книги, где оно было размещено в очень плохом качестве. Для тех, кто не сообразил о месте съёмки поясню, что перед нами пересечение Пушкинской улицы (она в нижней части кадра и проходит поперёк его) и Таганрогского (Буденовского) проспекта. Тёмный массив слева – будущий наш Городской парк, а тогда, сад. На самом перекрёстке стоит большой одноэтажный с высоким цоколем, дом пивзавода. Через дорогу, правее, чуть далее вглубь кадра мельница, тогда ещё Елицеров, с каменной трубой (для подсказки места я прямо над ней поместил название нашего сайта). Ещё дальше, по правой же стороне, мы видим дома, как бы выглядывающие из низины. Это и есть край Генеральной балки. Сам мост, полагаю, очерчен по краям выступающими деревянными брусьями (брёвнами), уложенными во избежание аварийного схода экипажей в балку. Эту территорию я и очертил красным. Позже политика города была нацелена на то, чтобы владельцы имений в районе балки сами, либо при равном участии города, засыпали балку, а самую её глубокую часть закрыли в кирпичную трубу (см. здесь). И уже после ликвидации балки, город про мост позабыл. Его как бы не стало. Только заметное понижение на Будённовском сейчас нам указывает на место прохождения трубы и расположение старого ростовского моста…. В заключении «Краткого курса…» я помещаю, как это и положено для любой справочной книги, различные дополнения по уже выложенным темам, найденные в ходе подготовки последующих материалов, а так же некоторое другое о наших мостах: Мост через Темерник В конце 1881 года неудовлетворительное состояние деревянного моста через р. Темерник, по направлению Темерницкого спуска, заставило Городское Управление обратить на него особое внимание. Тщательный технический осмотр привел к тому заключению, что по крайней ветхости материала никакой ремонт не может сделать мост годным для дальнейшего существования. По настоянию городского головы Н. И. Кузьмина Дума остановилась на устройстве железного моста, на что и ассигновала 10,700 р. В 1882 году новый мост открыт для езды («Историческая справка…» Чалхушьян); 1871 апрель: "О самоуправстве купца Руденко С.С. Слушали заявление члена комиссии Ивана В.Кузнецова от 18.11.70 о том, что содержатель Темерницкого моста, купец Семён Руденко, неизвестно по какому праву, 8.09.70 углубил вольнонаёмными штрафными солдатами русло реки Темерника пониже гребли Бочарова так, что совершенно прекратил имеющийся здесь переезд и тем насильственно перевёл езду с этого места на арендуемый им мост, как сделал это на той же реке в прошлом году против завода Ященко, где, разбросавши устроенный жителями из камней мостик для переезда, устроил свой и поставивши будку, собирал проездные деньги, каковой сбор был уничтожен распоряжением Думы нынешнего состава…». Комиссия предлагает Думе заставить Руденко привести раскопанное им место близ гребли Бочарова в прежнее состояние в облегчение ближайшего переезда. По словесному заявлению г. Штурбина В.И. подобный сбор за переезд производится Руденко и в нынешнее лето (1870 г.) около мельницы Змеева" (Ростовские ведомости); 1878.03.13 – Аферист Бахчисарайцев: (Ростовские ведомости) Как можно понять, здесь речь о мостике на путях к здешним мойкам шерсти и рыбоспетным заводам на левом берегу Дона. 1918 г. Бой за ж.д. мост. Это эпоха первого «Ледяного похода». Рисунок современника событий: О том же мосте в 1929-м: Теперь точно всё. Благодарю за долготерпение и внимание. Источники: Личный архив, ДГПб, интернет, подарки друзей, коллекция, сайт Темерник (SHabe) | |
Категория: Из истории Ростова | Добавил: Alex272 (26.09.2016) | Автор: Овчинников Александр | |
Просмотров: 3527 | Комментарии: 24
| Теги: | |
Всего комментариев: 24 | ||||||||||||
| ||||||||||||